МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Современное состояние и перспективы развития рынка сжиженного природного газа

К настоящему времени в мире известно о тридцати проектах сооружения новых заводов по сжижению природного газа и семи проектах по расширению мощности существующих предприятий. Суммарно они охватывают около 350 млрд м3 (248 млн тонн) СПГ, которые могут появиться на мировом рынке к 2010 году. И это помимо уже действующих контрактов объемом 178 млрд м3.

Будущее, по оценкам аналитиков, именно за СПГ. Уже сегодня это одна из наиболее активно развивающихся отраслей в энергетике: если мировое потребление обычного газа растет на 2,4% в год, то СПГ - на 10% в год. К 2020 году его доля составит около 35% в мировой торговле газом, а к 2030 году может превысить 60%.

Производство СПГ в мире стимулируется, прежде всего, необходимостью транспортировки топлива в страны, занимающие невыгодное географическое положение с точки зрения экспортера. По мере увеличения дальности перевозки, дешевле становится перевозить газ танкерами, а не перекачивать его по магистральному трубопроводу. Сжижение природного газа увеличивает его плотность в сотни раз, что сокращает объем при транспортировке и хранении. Кроме того, доставка природного газа в виде СПГ позволяет уйти от проблем, связанных с транзитом и переговорами по транспортным маршрутам.

России с ее амбициозными планами вряд ли в ближайшее время удастся составить сильную конкуренцию "старожилам" рынка СПГ. В настоящее время 44% мирового экспорта этого вида топлива производится в азиатских странах. Африка по этому показателю занимает второе место в мире: ее доля составляет 25%, у стран Среднего Востока - 21%, Австралии - 6% и Америки - 4%. Ведущие мировые поставщики СПГ - Катар, Индонезия, Малайзия, Алжир и Тринидад и Тобаго. По прогнозам специалистов, к 2015 году Индонезию и Алжир на втором и третьем месте сменят наращивающие темпы производства СПГ Нигерия и Австралия.

Начало формы

А вот самый крупный экспортер СПГ в мире - Катар, скорее всего, лишь закрепит за собой лидерство на этом рынке. Так, в начале апреля катарская государственная компания Qatargas запустила первую производственную линию самого большого в мире завода по сжижению газа. Топливо с завода Qatargas-2, на строительство которого ушло около 13 млрд долларов США, будет поставляться в основном в Великобританию. Объемы производства нового катарского предприятия должны составить 15,6 млн тонн сжиженного газа в год.

На этом руководство страны останавливаться не собирается. На конец следующего года запланирован пуск еще двух проектов - Qatargas-3 и Qatargas-4. Ежегодная мощность каждого из них - около 7,8 млн тонн голубого топлива, основная масса которого пойдет в США и Европу. В целом Катар планирует к 2012 году увеличить производство СПГ с текущих 31 миллиона до 77 млн тонн. Руководство Qatargas пытается превратить компанию из регионального в глобального поставщика газа, охватив рынки стран Европы и Северной Америки, а также расширив список своих азиатских клиентов.

Новый завод мощностью 10,49 млрд кубометров должен открыться и в Индонезии, другом ведущем мировом поставщике СПГ. Первые поставки топлива потребителям в Китае и США запланированы на июнь. В середине апреля в число производителей сжиженного газа должен войти и Йемен, где будет запущен завод проектной мощностью 9,25 млрд кубометров в год.

Топ-экспортером СПГ стремится стать и Иран, на территории которого расположено одно из крупнейших газовых месторождений в мире - Южный Парс. Переговоры по его разработке и строительству завода по сжижению газа уже в течение нескольких лет ведет французская компания Total. Изначально запуск проекта Pars LNG планировался на начало 2006 года. Однако на пути развития производства СПГ в Иране стоят политические проблемы, связанные с ядерной программой страны. Санкции США лишают Иран возможности пользоваться новейшими технологиями западных компаний, столь важными для процедуры сжижения газа.

Впрочем, пока производством СПГ Иран занимается самостоятельно. Не так давно страна подписала договор с Индией о поставках иранского сжиженного газа в течение будущих 25 лет. Планируется, что ежегодно Дели будет получать от Тегерана около 5 млн тонн сжиженного топлива.

Самый активный потребитель СПГ сегодня - это Япония. Страна закупает до 85% природного газа в сжиженном состоянии. Среди других ведущих импортеров - Южная Корея, Испания и США.

В Америке доля СПГ в общем газопотреблении составляет более 25%. В течение ближайших 20 лет потребление природного газа в США будет ежегодно расти на 1,5%. При этом собственная добыча в стране падает. К 2010 году Штаты планируют закупать около 42 млн тонн СПГ, а еще через десять лет - уже около 85 млн тонн.

Российский газовый гигант не может оставаться в стороне от открывающихся перспектив по завоеванию американского рынка и в течение нескольких лет ведет борьбу за получение на нем своей доли.

Еще в мае 2008 года дочерняя структура "Газпрома" Gazprom Marketing and Trading USA законтрактовала 100% мощностей проектируемого терминала по приему СПГ Rabaska в Канаде для поставок газа, производимого в рамках осуществления штокмановского проекта. Через канадскую границу можно будет осуществлять поставки непосредственно в США. Участие компании в регазификационном терминале Rabaska стало первыми крупными инвестициями "Газпрома" в Америке.

В ближайшее время инвестициям в проекты СПГ, по оценкам специалистов, может помешать глобальный экономический кризис. Аналитики британской компании Wood Mackenzie, занимающейся исследованиями и консультированием в области энергетики, считают, что мировое предложение газа в сжиженном виде будет в течение будущих двух-трех лет превышать спрос на него. Увеличение производства СПГ за счет запуска проектов в России и Катаре в сочетании с экономическим кризисом только ухудшат положение на рынке. Однако уже к 2013-15 гг. ситуация в корне поменяется: мировое предложение СПГ будет снова существенно отставать от спроса на него. Независимый консультант в сфере энергетики Энди Флауэр предсказывает к 2020 году дефицит в 120 млн тонн.

Пересмотр "Газпромом" стратегии развития технологий по сжижению газа в свете таких перспектив вполне понятен и обоснован. К 2030 году, по планам компании, Россия намерена ежегодно поставлять на рынок около 90 млн тонн газа в сжиженном виде. Однако в общем объеме поставок российского голубого топлива это составит максимум 20%. Для России производство СПГ вряд ли станет полной альтернативой трубопроводной сети. Дело в том, что производство СПГ при всех его преимуществах перед газом "из трубы" - довольно дорогое и требует колоссальных затрат на инфраструктуру: необходимо строительство заводов, терминалов, танкеров-газовозов. Окупиться такие проекты могут минимум через 10-15 лет при поставках произведенного газа на дальние расстояния.

Поставлять такой газ в соседнюю Западную Европу экономически не выгодно. В то же время реализация проектов по сжижению газа могут стать прекрасной возможностью для дальнейшей экспансии "Газпрома" в мире и "захвата" новых территорий, таких как рынки Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Впрочем, невероятные перспективы в них видятся не только из России. Наряду с Москвой увеличивают инвестиции в производство СПГ и в Дохе, Джакарте и Куала-Лумпу

Эксперименты по сжижению природного газа начались в конце 19-го века. Но только в 1941 году был построен коммерческий завод СПГ в Кливленде (США, штат Огайо). То, что СПГ может транспортироваться судами на большие расстояния, было продемонстрировано на 6 примере перевозки СПГ танкером «Methane Pioneer» в 1959 году. Первым экспортным заводом СПГ с базисной нагрузкой стал проект «Camel» в Арзеве (Алжир), который был запущен в 1964 году. Первым заводом, где в 1969 году начали производить СПГ в северных условиях, стал завод в США на Аляске. Большая часть разработок по технологиям подготовки газа к сжижению и по его сжижению, выполнялась ранее и делается в настоящее время группами ученых, работающих в штатном составе коммерческих предприятий. Основные участники международного бизнеса СПГ и даты запуска заводов по годам представлены в таблице 1. Таблица 1 - Введение в эксплуатацию заводов СПГ в мире № Страна Год Компании № Страна Год Компании № Страна Год Компании 1 Алжир, г.Арзу / г. Скикда 1964 / 1972 “Sonatrach” / “SaipemChiyoda” 12 Тр. и Тобаго 1999 “BP”, “BG”, “Repsol”, “Tractebel” 23 Россия, Сахалин 2009 “Gasprom”, “Shell” 2 США, г.Кенай 1969 “ConocoPhillips, Marathon” 13 Нигерия 1999 “NNPC”, “Shell”, “Total”, “Eni” 24 Катаргаз2 2009 “Qatar Petroleum”, “ExxonMobil” 3 Ливия, Марсаэль Брега 1971 “Exxon”, “Sirte Oil” 14 Катар, Расгаз 1999 “Qatar Petroleum”, “ExxonMobil” 25 Йемен, Балхаф 2009 “Total”, “Hunt Oil”, “Yemen Gas”, “Kogas”, “Hyundai”, “SK Corp”, “GASSP” 4 Бруней, Лумут 1972 “Shell” 15 Оман / Оман Калхат 2000 / 2006 “PDO”, “Shell”, “Fenosa”, “Itochu”, “Osaka gas”, “Total”, “Korea LNG”, “Partex”, “Itochu” 26 Катар, Расгаз 2 2009 “Qatar Petroleum”, “ExxonMobil” 6 ОАЭ 1977 “BP”, “Total”, “ADNOC” 16 Малайзия, Тига 2003 “Petronas”, “Shell”, “JX Nippon”, “Diamond Gas” 27 Катар, Расгаз 3 2009 “Qatar Petroleum”, “ExxonMobil” 7 Индонезия, Бонтанг, о.Борнео 1977 “Pertamina”, “Total” 17 Египет, Damietta (SEGAS) 2004 “Union Fenosa”, “Eni”, “EGAS”, “EGPC” 28 Норвегия, Risavika, Scangass LNG 2009 “Scangass (Lyse)” 8 Индонезия, Арун, сев. Суматра 1978 “Pertamina”, “Mobil LNG Indonesia”, “JILCO” 18 Египет, Idku (Egyptian LNG) 2005 “BG”, “Petronas”, “EGAS/EGPC” 29 Перу 2010 “Hunt Oil”, “Repsol”, “SK Corp”, “Marubeni” 9 Малайзия, Сату 1983 “Petronas”, “Shell” 19 Австралия, Дарвин 2006 “Kenai LNG”, “ConocoPhillips”, “Santos”, “Inpex”, “Eni”, “TEPCO” 30 Катаргаз3,4 2010 “ConocoPhillips”, “Qatar Petroleum”, “Shell” 10 Австралия, Сев.Зап. Шельф 1989 “Woodside”, “Shell”, “BHP”, “BP”, “Chevron”, “Mitsubishi” / “Mitsui” 20 Экв. Гвиния, о. Биоко 2007 “Marathon”, “GE Petrol” 31 Австралия, Pluto 2012 “Woodside” 9 Малайзия, Дуа 1995 “Petronas”, “Shell” 21 Норвегия, о. Мелкойя, Сновит 2007 “Statoil”, “Petoro”, “Total” 32 Ангола, Soya 2013 “Chevron”, “Sonangol”, “BP”, “Eni”, “Total” 11 Катаргаз1 1997 “Qatar Petroleum”, “ExxonMobil” 22 Индонезия, Ириан- Джая, Тангу 2009 “BP”, “CNOOC”, “INPEX”, “LNG Japan”, “JX Nippon Oil & Energy”, “KG Berau”, “Talisman” 33 7 На начало ноября 2013 года действовало 32 завода СПГ в 19 странах мира; 11 производств СПГ в 5 странах мира находятся в стадии строительства; в 8 странах проектируется строительство еще 16 заводов СПГ. В России, кроме завода СПГ на о. Сахалин, существует проект строительства завода «Балтийский СПГ» в Ленинградской области, запланирован завод СПГ на Ямале с привлечением иностранных партнёров. 12 мая 2009 года на российско-японском бизнес- форуме, В.В. Путин заявил, что в Приморье также будет построен завод СПГ. Есть предложения по строительству мощностей СПГ для разработки Штокмановского, Южно- тамбейского месторождений и для реализации проектов “Сахалин-1”, “Сахалин-3”. Среди многих зарубежных ученых, занимавшихся вопросами, касающимися СПГ, следует назвать прежде всего таких, как Д.Л. Андресс, К. Арнольд, Д. Вуд, А. Кваернер, С. Мохатаб, Р.К. Нагельвоорт, Р.С. Хейерштед, М.С. Чой, М.Д. Экономидес. В России над решением проблем этой индустрии в разные годы работали: Н.М. Байков, И.В. Бармин, А.Б. Брагинский, Е.В. Веселков, В.С. Вовк, А.Г. Гречко, И.А. Грицай, Е.И. Зоря, М.В. Елистратов, В.В. Имшенецкий, Р.Г. Касаткин, И.Д., Г.Е. Коробков, И.Д. Кунис, С.В. Ларионов, М. Майорец, Б.Н. Мастобаев, Б.А. Никитин, Ю.Н. Орлов, Б.С. Рачевский, А.В. Резер, С.М. Резер, К.В. Симонов, Р.К. Терегулов, Д.А. Удалов, К.Ю. Чириков, Л.А. Шелыгин, Г.С. Широкова, А.Л. Яковлев и другие. В проектах, связанных со сжиженным газом, был задействован целый ряд российских организаций: институт ОАО «Газпром» ООО «ВНИИгаз», Московский газоперерабатывающий завод, Сосногорский и Оренбургский ГПЗ, ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал»», ОАО «НПО Гелиймаш», ООО «ИИЦ «Стирлинг- технологии»», Ленхиммаш, ОАО «Криогенмаш», ОАО «Уралкриомаш» и т.д. Вся система СПГ включает в себя элементы добычи, обработки, перекачивания, сжижения, хранения, погрузки, перевозки и разгрузки, регазификации. Проекты СПГ требуют достаточного количества времени, денег и усилий на стадии дизайна, при экономической оценке, строительстве и коммерческом внедрении. Обычно проходит более 10 лет со стадии дизайна до первых прибылей. Поэтому общепринятой является практика заключать 20-летние контракты. Запасов газа на месторождении должно быть достаточно на 20-25 лет для того, чтобы оно могло рассматриваться в качестве источника легких углеводородов для СПГ. Определяющими факторами выступают: природа газа, доступное давление в пласте, связанность как свободного, так и растворенного газа с сырой нефтью, транспортные факторы (расстояние до морского порта или до пристани). За прошедшие 50 лет индустрия СПГ сделала большой скачок. Если совокупность всех усовершенствований за указанный период условно обозначить, как 100%, то 15% - это 8 улучшение процесса, еще 15% - улучшение оборудования, а 70% приходится на теплоэнергетическую интеграцию. За прошедшие годы капитальные затраты снизились на 30%, также произошло снижение расходов на транспорт СПГ. Есть явный тренд в сторону увеличения объемов технологических линий. С 1964 года мощность отдельно взятой технологической линии увеличилась в 20 раз. При этом по нынешнему состоянию экономики и технологий газовые ресурсы, которые оцениваются как труднодоступные, оцениваются в 127,5 трлн. м3 . Проблема заключается в транспортировке сжатого топлива на большие дистанции и через значительные водные пространства. Поставщики газа уже сейчас конкурируют между собой. При неравномерном распределении ресурсов природного газа в мире задача монетизации этих ресурсов посредством трубопроводов может оказаться невыполнимой или экономически непривлекательной. Для рынков удаленных более чем на 1500 миль (>2500 км) СПГ оказался экономичным вариантом. Во многом по этой причине с 2005 по 2018 год объемы глобальных поставок СПГ должны удвоиться. Спотовых продаж практически не было, за исключением необходимости реализовать выпадавшие из долгосрочных планов объемы. Рынки СПГ находились в основном в местах с высоким индустриальным ростом. Некоторые контракты заключались по фиксированным ценам, что изменилось в 1991 году, когда стоимость СПГ начали привязывать к нефти и нефтепродуктам. Пропорция торговли на рынке спот увеличилась с 4% в 1990 году до 18% к 2012 году. В разных концах планеты одновременно несколько покупателей и продавцов конкурируют в борьбе за одну и ту же поставку. Вместе с тем многое осталось неизменным: стоимость большей части СПГ по-прежнему привязывается к нефти и нефтепродуктам, большая часть газа идет на азиатский рынок (60% в 2010 году), большинство контрактов являются долгосрочными (82% контрактов заключается на срок от 5 и более лет). В стоимостной цепочке СПГ сжижение природного газа является частью, требующей наибольших вложений и эксплуатационных расходов. Многие процессы сжижения отличаются только холодильными циклами. Процессы с одним смешанным хладагентом подходят для производственных линий объемом 1-3 млн тонн в год. В основе технологических процессов с объемами от 3 до 10 млн тонн в год лежит использование двух последовательных холодильных циклов, минимизирующих перепад давления в контуре природного газа. Применение третьего холодильного цикла позволило обойти такие «узкие» места в технологическом процессе, как диаметр криогенного теплообменника и объем холодильного компрессора для цикла с пропаном. Исследования различных процессов сжижения показывают, что каждый из них не намного эффективнее остальных. Скорее, каждая технология имеет конкурентные 9 преимущества при определенных условиях. Вряд ли стоит ожидать больших изменений капитальных затрат из-за небольших усовершенствований процесса, поскольку сам процесс основан на неизменных законах термодинамики. Поэтому индустрия СПГ остается весьма капиталоемкой. Вполне возможно, что индустрия СПГ через 30 лет будет отличаться от той, которая существует сегодня. За рубежом накоплен значительный опыт в проектировании, изготовлении и эксплуатации автомобилей и судов на СПГ. Благодаря решению ряда технических задач, снижению инвестиционной активности по береговым комплексам СПГ, в силу сложности нахождения доступного газа, проекты плавучих установок СПГ привлекают все большее внимание всех участников индустрии СПГ. Технические инновации и интеграция усилий могут обеспечить дальнейший успех подобных проектов; для этого требуется решение комплекса разноаспектных задач - экономических, технических и природоохранных. Однако уже сегодня, как и в течение последних лет, индустрия СПГ заслуженно занимает свое важное место на энергетическом рынке и, скорее всего, сохранит это положение в обозримом будущем





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.