ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Общей чертой всего литературного движения тридцатых годов был переход от романтизма к реализму. Е годы Если начало века – крупные исторические события, то 40-е годы не были богаты на яркие даты. Россия развивалась, развивалась промышленность. Медленно, со своими особенностями, Россия вставала на капиталистический путь развития. А в общественной жизни это было время острой идейной борьбы. 30-е годы – это массовый романтизм, хотя и начинает развиваться реализм. А в 40-е годы реалистические тенденциинарастают и крепнут. В это время наступает время прозы. Проза стала популярна потому, что остро стоял вопрос о будущем России, который потянул за собой вопрос о прошлом и настоящем. Рассуждали о том, какое значение имеет развитие России для европейской и мировой истории, и эти вопросы о путях и особенностях развития России поделили образованных людей России на западников и славянофилов. Толчок к спору между западниками и славянофилами стало письмо Чаадаева в «Телескопе» в 1836 году. В этом письме он рассуждал о судьбе запада и России, католичества и православия, и говорил о том, что православная Россия в историческом развитии народов не будет играть никакой роли, что Россия в силу своих особенностей отличается от Европы, где цивилизованное общество. Это письмо дало импульс для появления западников и славянофилов. Ведущие идеологи и публицисты выступали со своими статьями. Славянофилы: Хомяков, Иван Васильевич Киреевский (критик), Петр Васильевич Киреевский, Самарин (общественный деятель), братья Константин и Иван Аксаковы (их отец – писатель). Начало славянофильства – статья Хомякова 1839 года «О старом и новом». В этой статье были заложены основы славянофильской доктрины. Иван Киреевский добавил к этой статье несколько положений запиской «В ответ Хомякову», и в целом, эта доктрина посвящена самобытному развитию России в отличие от запада, живительном духе церкви, который не истребили Петровские Реформы, о кризисе западного рационализма и о преимуществах соборного мышления (вопросы решались в общине, на вече). Говоря о специфике исторического пути России, славянофилы выдвигали три положения: 1. В России не было борьбы сословий, потому что все решалось коллегиально. 2. Русский народ никогда не занимался политикой, ему не было до этого никакого дела, но потом история вступила на другой путь развития вместе с Петром. Славянофилы идеализировали допетровскую Россию и критиковали Петра. Они критиковали официальную власть, им не нравилась немецкая муштра, крепостничество, которое было введено насильственно. Они говорили, что русское христианство не от Рима. 3. Нравственность человека основывается на христианских заповедях, в которых нет корысти, а на Западе всем движет именно материальный интерес. 4. Запад идет на упадок. В искусстве и литературе они ценили то, что самобытно, в чем есть присутствие духовной силы народа. Расцвет славянофильство переживает в 40-е и 50-е годы, в борьбе с западниками. Западники: Белинский, Герцен, Огарев, Грановский (профессор московского университета), В.П. Боткин, Панаев (журналист и писатель). Представитель западничества считали, что просвещения Россия может достичь путем сближения с Европой. В России те же самые процессы в экономике и промышленности, что и в Европе. Их идеалы – гражданские права личности, равенство. Они говорили, что нелепо говорить о давно прошедших временах и нужно принимать то, что есть сейчас. Буржуазный прогресс и есть залог величия России, если она станет на европейский путь. Принципиальное значение имела проблема свободы личности. Они решительно отвергали крепостное право. Прогрессивные люди симпатизировали главным образом западникам, они умели популяризировать свои взгляды: печать, общественные выступления, университетская кафедра. И западники, и славянофилы были патриотами, оба движения говорили о гражданских правах, критиковали бюрократию и крепостное право. Но западники считали, что самодержавие не является необходимость; по разному оценивали действия Петра. Западники и славянофилы пропагандировали свои убеждения в литературе. В середине 40-х годов романтизм, конечно, ещё присутствовал. В нем было очень много от «Любомудра»: философский, рефлексирующий. Но реалистические тенденции набирают силу, руководствуясь фундаментом, заложенным Гоголем, Лермонтовым и Пушкиным. Основная масса писателей приходит к романтизму вслед за гениями. Они говорили, что нужно описывать действительную жизнь во всем её многообразии. Первым это явление начал анализировать Белинский. Правда, слово «реализм» он не употреблял, оно появилось позже, он говорил о действительной и реальной литературе. В Европе в это время был интерес к практическому направлению в науке. Было очень много открытий в естествознании. Особые успехи выпали на долю физиологии. И русские писатели стремились перенести в литературу приемы научные, физиологические, изучить окружающую жизнь как организм, стать физиологом общества. Писатель-физиолог понимался как естествоиспытатель, который исследует современный ему мир, общество, среду обитания, особенности мировоззрения. Как правило, исследованию подвергались низшие сословия, о которых прежде никто не писал. В жанровом отношении это были очерки, небольшие по объему произведения. Так начал проявляться реализм. Белинский, подметив эту особенность в русской литературе, скажет: «Сущность типа состоит в том, чтобы изображая водовоза изображать не какого-либо водовоза, а всех в одном». Когда в 1842 году вышли «Мертвые души», стали говорить о собирательном образе бюрократии и помещиков. 1845-46 – Некрасов, «Физиология Петербурга». 1846 – появляется термин «Натуральная школа», впервые употребленный в отрицательном значении Булгариным, когда он в своём фельетоне критиковал работу Некрасова, говоря, что таких писателей интересуют лишь грязные темы. Белинский подхватил этот термин и сказал, что так и надо, нужно изображать жизнь без прикрас, естественно. Благодаря Белинскому этот термин закрепился в литературоведении. Реализм и натурализм – не аналогичны, а два близких явления. (натурализм – типы). У «Натуральной школы» не было никакой организации, это было писатели, которых связывали личные контакты, работа в одних журналах, например, «Современнике», общие взгляды. К «Натуральной школе» относились Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Даль, Панаев. Они только начинали, расцвет натуральной школы – 1846-48 гг. В этот период самое высокое достижение натуральной школы – «Кто виноват?» Герцена и «Обыкновенная история» Гончарова. Реалистическая проза складывалась не сразу, путь к психологизму был долог, и начинался именно с натуральной школы. Вторая четверть 19 века — период переходный, особенно тридцатые годы. Наступает, с одной стороны, время усиления реалистических тенденций, в частности, в творчестве Пушкина, с другой стороны — это время наступления прозы жизни и прозы в литературе, а реализм развивает прежде всего прозаическую форму литературного произведения, реализм тяготеет к прозаическим, а не поэтическим формам. Связано с общей прозаизацией жизни, усреднением аудитории. Сказывается политика Николая Павловича, которого воспитывали не как царя, а как военного. Эта излишне военная закваска ему часто мешала в широте взгляда на проблемы страны в целом. Эпоха Николая I сильно отличается от эпохи Александровской. Ему престол достался случайно, у Александра не было детей. Царство (1826 - 1855): - подавление всякой мысли со стороны правительства, цензурная политика (уставы 1826 и 1828 гг) - и тем не менее взрыв философской мысли, этики, эстетики. Духовное возрождение России (30-е и 40-е годы). – усиливаются идейные искания поколения: потерянное поколение (разочаровавшееся). В 30-40-е гг меняется цвет времени. С зеленого (цвета надежды) он меняется на голубой – цвет разбитых надежд, разочарований, холода. О Николае: «Железная зима дохнула на Россию». Но есть и другая часть публики, еще питавшая надежду, активизировавшая свои идейные искания. Культ Николая 1 (сравнение его с Петром, ожидание реформ). Николай знал о таких ожидающих и сам понимал, что реформы нужны, но не решался на них. Петра 1 из него не получилось. Однако это была не глупая боязнь что-либо сделать, а неизвестность, что из этого выйдет. Некая обломовщина (закрыться от проблем). При этом – ведение во всем «прямой линии». Военный блеск – и поражения (Крымская война, падение Севастополя в 55). Россия – колосс на глиняных ногах. Но 2-я четверть 19 века – катастрофическая в военном, политическом, экономическом плане, но не в плане литературы. Важнейшие события: 1826 – постдекабристская эпоха, новый царь 1837 – смерть Пушкина, завершение пушкинского периода лит-ры и вступление ее в гоголевский период 1840-е – расцвет творчества Лермонтова (37-41 – расцвет лермонтовской звезды) 1842 – книга гоголя «Петербургские повести» С 40-х гг – период, когда на сцену выходят писатели не только натуральной школы 1833 год - министр народного просвещения, граф Уваров провозглашает теорию официальной народности. Ее парадокс – написана по-французски. Идея – удержать такую страну, как Россия, можно только с помощью традиции: самодержавие, православие, народность (верноподданный на-род). Православие было государственной идеологией российской империи. Некоторые писатели пошли за этой теорией( Булгарин, Нестор Кукольник). Смердинский период русской словесности – печатали за деньги, коммерциализация литературы. Смердин - книгоиздатель, хорошо понявший веяния времени. Он печатал Булгарина. Демократизация литературного процесса: приход нового читателя; аудитория влияет на уровень литературы, снижается эстетический уровень. Появляется все больше писателей без высшего образования и дворянского звания. 3 участника литературного процесса: читатель, писатель (всё более из разночинской, крестьянской среды), книгоиздатель. ПЕРИОДИЗАЦИЯ: 1 этап: 1826-1842. Вступление на престол Николая I. Это период творчества Лермонтова и Гоголя (но также и застал творчество Пушкина). Период смены пушкинского времени временем гоголевским. Пушкинский - период главенства поэзии, гоголевский – главенствует проза. Начинается техническая революция. Цвет правления Николая - стальной. Такая была и идеология. Белинский влияет на общественное сознание. На смену великому поэту приходит ещё один великий поэт - Лермонтов. 2 этап: 1842-1850 (чёткое реалистическое направление; социальные проблемы, интерес к маленькому человеку, к низшим сословиям). Натуральная школа - Гоголь, Фет, Герцен. Москва становится идейным центром России. МГУ - очаг духовной жизни. Кружки. Увлечение идеями утопического социализма (Герцен), идеями немецкой классической идеалистической философии (Кант, Фихте, Шеллинг) - идеями духа. Конец тридцатых — сороковые годы характеризуется как период возросшей идейной борьбы, борьбы двух литературно-общественных направлений. Это славянофильство и западничество. Это предопределило развитие России на многие десятилетия вперед, сегодня такая борьба тоже есть. ЗАПАДНИКИ СЛАВЯНОФИЛЫ Белинский между ними спор Хомяков Боткин этот спор - центр братья Аксаковы Герцен всей николаевской эпохи братья Киреевские Каверин прошлое России и будущее. Чичерин СЛАВЯНОФИЛЫ считали, что нужно пересмотреть пути развития России, нужно вернуться к её почве, истории. Первое поколение славянофильства - утопия. Они хотели вернуться к патриархальным истокам соборности и общинности. ЗАПАДНИКИ считали, что это всё неправильно. Выступали за освобождение личности от цепей патриархальности. Личность, наделённая свободой воли. Эволюция поэзии сороковых годов не могла не воспринять эту новую реальность, когла идейная борьба активизируется. Поэтому поэзия идеологизируется достаточно сильно. Это видно на примере творчества Хомякова. В 1844 году выходит его первый сборник с явно заявленной славянофильской позиции. Кроме идеи славянского единства, Руси как центра славянского мира, которому задано свыше быть объединительницей и предводительницей славян, важна была история России. Россия воспринимается в свете неприятия европеизации России, и естественно происходит идеализация допетровской России. Были некие сближения между правыми славянофилами и сторонниками теории официальной народности, они все говорили, что русская государственность должна опираться на истинную православную веру (а не на католицизм и так далее), неприятие всего христианства, которое развивается на Западе. Второй момент — русская государственность должна быть связана с самодержавием, и иного пути не может быть. Эта промонархическая линия была абсолютной для обоих. Стихотворение, написанное Хомяков во время начала Крымской войны (окончившейся трагично — потерей Крыма, из-за этого заболел и умер Николай I), о Руси говорит: «Недостойная избранья, ты избрана... молись... встань на путь покаянья». Стихотворение «Послание России» тоже симптоматичное для славянофилов размышление н ео конкретных личностях, а о месте России в мире. В период тридцатых годов происходит смена лидера с Пушкина на Лермонтова. В сороковые годы усиливаются настроение идейной борьбы между западниками и славянофилами, но общее пространство сохраняется. Больше противоречий в истории русской прозы. Общим моментом является прозаизация жизни и литературы, проза набирает силу. Причем ведущим жанром, как говорил Белинский "формой времени", является повесть или цикл повестей. Повести Белкина Пушкина, например. Есть несколько тенденций, по которым развивается этот жанр. Прежде всего, жанровая модель повестей Белкина - модель так называемой нравоописательной повести. Но у Пушкина конечно же нельзя говорить о чистоте жанра, потому что любой великий писатель выходит за рамки какого-то одного направления. Так или иначе, тяготел он к нравоописательной повести. Среди таких повестей есть светские - по социальной принадлежности героев, то есть герои принадлежат к высшим кругам дворянства, обычно в столицах, но может быть в провинции и на Кавказе. Как у Лермонтова в Княжне Мэри. Кавказская привязка важна для русской повести, потому что шла война за присоединение и удержание Кавказа к российской империи, и там было широко представлено офицерство и элитарная часть армии вообще. Кавказская повесть - ее тоже можно выделить как некий подтип повестей. Такой жанр был чрезвычайно популярен, писатель мог проявить умение описывать войну и любовь на фоне войны, все очень романтично, как и все в то время (еще романтизм был на пике популярности), кавказские пейзажи - все находило чрезвычайный спрос. Самые массовые - нравоописательные повести причем с кавказским колоритом. Широкие массы тяготеют к прозе, а не поэзии, повести можно пересказать своими словами. Был к этому интерес, и литература на него отвечала. Вторая тенденция, почему развивалась проза - проза давала поле для развития мысли прежде всего. В поэзии можно ограничиться красотой звучания, она не должна быть слишком умна. Интеллектуальная часть аудитории тоже росла, кстати. Духовная элита конечно испытывала потребность в высокой философской прозе. Ответом на эту потребность становится философская повесть - особый жанр, начавший бурно развиваться в тридцатые годы. Владимир Федорович Одоевский - двоюродный брат Алексея Ивановича Одоевского. Первый Одоевский вместе с кем-то еще руководил кружком любомудрия. Он ориентировался на наиболее интеллектуальную аудиторию, причем был востребованным писателем и ставил перед собой просветительские цели, пытался поднять уровень аудитории, писал сказки для взрослых. Еще одна тенденция - к расширению художественного полотна. Повесть - средний по размеру жанр, а роман - это самый большой. Повесть как средний жанр был наиболее востребован, но многие писатели понимали, что этого недостаточно чтобы показать реальность, нужно более крупное пространство. Черты романа имела Капитанская дочка 36 года - Пушкин почувствовал эту тенденцию. На сцене появляется новый автор, писатель, умеющий справляться с большими формами на исторической базе, это Лажечников, русский Вальтер Скотт. Еще Загоскин - его роман присвоил Хлестаков себе в Ревизоре и сказал, что есть два Загоскина. Таким образом развивается русская литература, и основными жанрами становится повесть, причем бывают повести, объединенные в циклы. Циклизация и появление исторического романа - главные черты развития. |