Сотрудничество и направляемое открытие 1. Интересы в сфере поставленных перед собой целей, семьи, работы. 2. Помощь в принятии решений и выработке навыков. «Автоматические мысли» и «рациональные реакции» Ролевая игра 1. Развитие навыков, обучение уверенности в себе. Проигрывание ситуации неуверенности в себе. 2. Обратная ролевая игра. Проигрывание ситуации неуверенности, фрустрирующих на месте других участников. Выявление и проверка «основных убеждений» 1. Метод «стрелка вниз». Тип опроса, представляющий собой попытку исследовать более глубокие значения и получить доступ к глубинной схеме. Психотерапевт способен вывести основные «игнорируемые» значения на поверхность. Цель – осознание своих убеждений и изменение их с помощью реалистических, логических рассуждений. 2. Построение новых «схем». Человек в определенной ситуации ведет себя одинаково. Психотерапевт с подопечным разбирает, как он ведет себя в ситуации тревоги и почему (при этом на листочке рисуется эта ситуация). После этого обсуждается эффективности данного поведения и возможность другого поведения более эффективного. 3. Метод «уютного местечка». Домашние задания 1. Необходимость ясного логического обоснования. При возникновении ситуации тревожности. 3. Ведение дневника. «Дневник схем». Для более активного анализа ежедневных переживаний в терминах старых и новых схем. Пациенты, которые начали в некоторой степени верить в свои новые, более адаптивные схемы, могут оценивать критические случаи, произошедшие за неделю. 3. Тренировка навыков в кабинете психотерапевта: а) автоматические мысли; Автоматические мысли не являются следствием размышлений или рассуждений, субъективно они воспринимаются обоснованными, даже если они представляются окружающими нелепыми или противоречат очевидным фактам. Пример: «Если я получу оценку „хорошо“ на экзамене, я умру, мир вокруг меня разрушится, после этого я не смогу ничего сделать, я окончательно стану полным ничтожеством», «Я разрушила жизнь своих детей разводом», «Всё, что я делаю, я делаю некачественно». Задача подопечного в выявлении таких автоматических мыслей. б) выявление «ошибок»; Выявление ошибочности автоматических мыслей. в) проверка автоматических мыслей и формулирование ответов на них. Цели психотерапии - развитие навыков в преодолении тревоги и решении межличностных проблем; - развитие более реалистичного восприятия намерений и действий других людей; - развитие способности понимать чужую точку зрения. Сессия 1 раз в 3 недели. Начальный этап психотерапии Цель - изменить основные допущения человека, так как они являются основой расстройства. В начале психотерапии используются только поведенческие вмешательства, сосредоточившись на главной проблеме. Сосредоточиться на наименее болезненных темах, начинать с поведенческих вмешательств и обсуждать проблемы косвенно (с помощью аналогий или обсуждая, как «некоторые люди» реагируют в таких ситуациях). Первичная стратегия состоит в том, чтобы увеличить чувство собственной эффективности подопечного перед тем, как попытаться изменить другие аспекты автоматических мыслей подопечного, межличностного поведения и основных допущений. Подопечному предоставляется возможность самому определять содержания сессий, назначать домашние задания и выбирать время для сессий. Необходимоповышать убежденность подопечного в том, что он может справиться с любыми возникающими проблемами. Цель – работа непосредственно с сохранившимися параноидными убеждениями подопечного. Необходимо провести работу по улучшению его навыков уверенного поведения и ясной коммуникации с помощью тренинга ассертивности. Завершающий этап Цель - развитие способности понимать чужую точку зрения. Это можно сделать, задавая вопросы, которые требуют, чтобы подопечный предвидел влияние его действий на окружающих, мог ставить себя на их место или делать выводы об их мыслях и чувствах на основе их действий и затем находить соответствие между этими выводами и доступными данными. |