ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Глава 10. Обучение без ошибок В главе 7 мы говорили об обучении отдельными блоками. Вот пример того, как такое обучение выглядит на практике: Учитель: Что это? {Инструкция.) Учитель: Щенок (вариант: «Ще...»). {Подсказка.) Ребенок: Щенок. {Ответ.) Учитель: Отличная работа! {Щекочет ребенка.) (Подкрепление.) Учитель: ставит галочку в графе. {Данные.) Цель этой главы — обсудить подсказку, вторую часть процесса обучения отдельными блоками. Подсказки (Рготрт) — это все то, что можно добавить к инструкции, чтобы помочь ребенку дать правильный ответ. Существуют разные формы подсказок и разные ситуации, в которых они ежедневно используются людьми. Когда кто-то просит вас помочь найти туалет в здании, вы можете сказать, что он находится справа от входа. Однако одновременный жест рукой в том же направлении сделает ваш ответ более понятным для собеседника. Указание в сторону туалета — это подсказка, которая помогает лучше понять вашу инструкцию («Справа от входа») и делает процесс следования вашей инструкции более легким. В действительности все подсказки — это побуждающие условия. Они являются частью предшествующего стимула и временно повышают ценность подкрепления, потому что его становится легче получить. Выделяют девять разных видов подсказки в двух категориях. Чтобы быть хорошим учителем для вашего ребенка, вы должны знать, как и когда их использовать. Основная цель подсказки — обеспечить успех в обучении. Каждый тип подсказки предлагает определенный уровень помощи. Некоторые из подсказок более сильные и поддерживающие, чем другие. По категориям подсказки делятся на вербальные и физические. • Среди физических подсказок наиболее существенной для обучения является полная физическая подсказка, которая может быть определена как полная физическая манипуляция телом другого человека для выполнения задания. Например, полная физическая подсказка имеет место в ситуации, когда вы учите ребенка писать: вы вкладываете карандаш в его руку, удерживаете карандаш в руке и направляете руку, когда ребенок пишет. • Частичная физическая подсказка дает ребенку меньше поддержки. Например, вы можете расположить карандаш в руке ребенка и держать, пока он не попытается сделать движение независимо. Частичная физическая подсказка определяется как частичная манипуляция телом другого человека для завершения задания. Другим примером частичной физической подсказки может быть нежное подталкивание под локоть, чтобы помочь ребенку дотронуться до головы. Чтобы это назвать частичной физической подсказкой, вам надо помочь ребенку поднять руку до определенного уровня, а затем позволить ему завершить действие самостоятельно. • Еще меньше поддержки, чем частичная физическая подсказка, дает имитация, или моделирование. Имитация — визуальная демонстрация действия для копирования ребенком. Например, вы машете рукой во время произнесения инструкции, адресованной ребенку, что означает «Помаши рукой». Использование имитации предполагает, что ребенок в состоянии использовать навык, который вы просите показать, независимо от ситуации обучения. • Жестовая подсказка, еще в меньшей степени поддерживающая, заключается в использовании жеста, направляющего к ответу. Взмах рукой в сторону туалета, расположенного справа от входа,— это пример жестовой подсказки. Постукивание по предмету, который вы хотели бы, чтобы ваш ребенок выбрал, или взгляд в сторону правильного ответа — это тоже примеры жестовой подсказки, поскольку подсказывают ребенку, где находится ответ. • Позиционная подсказка — наименее поддерживающая из физических подсказок. Когда вы наклоняете тело или объект в сторону вашего ребенка, вы используете позицию, способствующую выбору ребенком правильного ответа. Например, вы держите ручку в одной руке, чашку в другой и говорите ребенку: «Дотронься до чашки». Затем вы придвигаете чашку ближе к ребенку, чтобы показать, что это правильный ответ. Принцип систематического уменьшения подсказки называется федингом. Фединг (Рготр! РаоМп§) — это процесс предоставления определенного количества поддержки и следующее за этим систематическое уменьшение этой поддержки в темпе, позволяющем вашему ребенку оставаться успешным в процессе приобретения большей самостоятельности. В любое время, когда вы используете физическую подсказку, вы должны начать с наиболее поддерживающей подсказки, чтобы помочь ребенку добиться успеха. Например, вам надо начать с полной физической подсказки и уменьшить ее до частичной физической подсказки. Когда ваш ребенок справляется с заданием только с помощью частичной физической подсказки, вы можете начать использовать жестовую подсказку или, возможно, позиционную. Вы будетеуменьшать интенсивность подсказки до тех пор, пока ваш ребенок не окажется способным использовать новый навык без помощи. Уменьшение подсказки позволяет ребенку становиться все более независимым в использовании навыка или поведения. Иногда вам придется использовать вербальные подсказки. Существуют два основных вида вербальных подсказок: подсказка-эхо и подсказка-инструкция. • Подсказка-эхо обычно используется, когда необходимо помочь ребенку найти вербальный ответ, например, на вопрос «Что это?». Так же как и в случае с физической подсказкой, вербальная должна со временем уменьшаться. Начните с полной подсказки. Например, произнесите то слово, которое вы хотите услышать от ребенка: «Что это? Мяч!», и ваш ребенок повторит: «Мяч». Полная подсказка заключает в себе правильный ответ, однако, несмотря на такую помощь, ответ ребенка должен рассматриваться как успех. Как только ваш ребенок ответил на вопрос с полной подсказкой, начните спрашивать: «Что это? Мя...» Это называется частичной подсказкой-эхо. Вы можете внести изменения в частичную подсказку, например, вместо «Мя...» произнести «М-м...». • Подсказка-инструкция обычно используется, когда вы хотите, чтобы ваш ребенок самостоятельно выполнил что-то. Например, вы хотите, чтобы он помыл руки и убрал игрушки, перед тем как пойти спать. В этих ситуациях вы можете использовать прямую и непрямую вербальные подсказки. (Надо заметить, что все подсказки могут быть использованы в разных ситуациях и скомбинированы в зависимости от навыка, которому вы обучаете.) Прямая вербальная подсказка — это подсказка-инструкция. «Помой руки» или «Собери свои игрушки» — примеры прямой вербальной подсказки, которые соответствуют выражению инструкции «Что ты должен бы делать сейчас?». Интенсивность вербальной подсказки, как и всех других подсказок, должна быть со временем уменьшена. Например, вместо того, чтобы отправить вашего ребенка мыть руки, вы можете сказать: «Это то, что мы делаем в ванной комнате» или «Это делает твои руки чище перед обедом». Такая вербальная подсказка будет непрямой (косвенной). Искусство применения подсказки является важным для эффективного обучения. Это гибкий процесс, который может видоизменяться от одной программы к другой. Подсказка и границы ее применения зависят от целей, которые вы ставите. Некоторые навыки могут быть более трудными для усвоения ребенком и, как следствие, будут в большей степени требовать подсказки. К освоению других навыков ребенок может быть больше мотивирован, и в этом случае подсказка ему будет требоваться в меньшей степени. Знание того, как подсказывать и когда уменьшать подсказки, определяется вашим опытом обучения ребенка и наблюдения за ним. Постепенное снижение уровня подсказки называется правилом «от большего к меньшему» (Мо81-ю-Ьеаз1 Рготртлп§). Метод анализа вербального поведения рекомендует использовать правило «от большего к меньшему», причем важнее вовлечь ребенка в процесс обучения, чем добиться от него самостоятельного проявления навыка. Поэтому ценность участия ребенка в занятии определяется тем, будет ли он принимать участие в учебном процессе по собственному желанию в будущем. Понимание метода анализа вербального поведения требует понимания мотивации. Что сможет поддержать мотивацию ребенка к участию в учебном процессе? Если вы используете систему подсказок «от меньшего к большему», ваш ребенок может четыре раза ошибиться до того, как ваша подсказка окажется достаточной и ребенок наконец ответит правильно. Но это будет лишь один правильный ответ из пяти! Как долго захочет ребенок участвовать в таком процессе достижения успеха? Если же вы используете правило «от большего к меньшему», он получит подсказки четыре раза и столько же раз ответит правильно, вероятно, получая за каждый ответ (пусть и с подсказкой) подкрепление. Подсказки должны будут систематически уменьшаться до того момента, когда он сможет проявлять навык самостоятельно. Ваш ребенок быстро освоит навык, и в то же время учебный процесс будет успешным и захватывающим. Люди обычно имеют тенденцию предпочитать те вещи в жизни, которые приносят успех и подкрепление. Это верно и по отношению к важным учебным и поведенческим навыкам. Если что-то дается легко и за этим следует награда, ваш ребенок захочет быть частью этого процесса снова и снова. Если это тяжело и безуспешно, он будет искать пути уклониться от изнуряющего процесса. АВА/УВ рекомендует отталкиваться от идеи безошибочного обучения. Безошибочное обучение — это процесс постоянного пополнения вашего списка подсказок к инструкциям, чтобы ребенок достиг успеха, и систематического уменьшения количества используемых подсказок, чтобы помочь ребенку стать более самостоятельным через определенное время. Обучение без ошибок осуществляется при использовании правила «от большего к меньшему», следование которому является наиболее естественным подходом обучения детей новым навыкам. Система подсказок «от большего к меньшему» — это то, как все мы обычно учимся. Предлагали ли вам учиться на собственных ошибках, посадив в машину и вручив ключи? Позволил ли вам кто-то выйти первый раз на бейсбольное поле с мячом, летящим на вас со скоростью 90 миль в час? Никого из вас в детстве не просили взять велосипед и попробовать проехаться какое-то время до того, как предложат помощь. Процесс обучения езде на велосипеде начинается с трехколесного велосипеда. Потом вы переходите к двухколесному велосипеду с тренировочными колесами. После этого ваши родители снимают тренировочные колеса, но бегут рядом с вами до того, как позволят вам ехать без помощи. И наконец, вы едете на велосипеде самостоятельно. Подсказки — это эффективный способ поддержать инструкцию. Важно знать, как и когда использовать подсказку, но также важно знать, как ее уменьшить. Если вы слишком медленно снижаете интенсивность использования подсказки, это может создать зависимость от подсказок. Наоборот, поспешный переход с одного уровня подсказки на другой может привести к неправильным ответам и снижению мотивации к обучению. Чтобы быть хорошим учителем вашего ребенка, вам необходимо стать мастером обучения без ошибок, в котором применяется правило уменьшения количества подсказок «от большего к меньшему». Глава 11. |