МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 10. Обучение без ошибок





 

В главе 7 мы говорили об обучении отдельными блоками. Вот пример того, как такое обучение выгля­дит на практике:

 

Учитель: Что это? {Инструкция.)

Учитель: Щенок (вариант: «Ще...»). {Подсказка.)

Ребенок: Щенок. {Ответ.)

Учитель: Отличная работа! {Щекочет ребенка.) (Подкрепление.)

Учитель: ставит галочку в графе. {Данные.)

Цель этой главы — обсудить подсказку, вторую

часть процесса обучения отдельными блоками.

Под­сказки (Рготрт) — это все то, что можно добавить к инструкции, чтобы помочь ребенку дать правиль­ный ответ. Существуют разные формы подсказок и разные ситуации, в которых они ежедневно ис­пользуются людьми. Когда кто-то просит вас помочь найти туалет в здании, вы можете сказать, что он находится справа от входа. Однако одновременный жест рукой в том же направлении сделает ваш ответ более понятным для собеседника. Указание в сторо­ну туалета — это подсказка, которая помогает лучше понять вашу инструкцию («Справа от входа») и де­лает процесс следования вашей инструкции более легким. В действительности все подсказки — это по­буждающие условия. Они являются частью предше­ствующего стимула и временно повышают ценность подкрепления, потому что его становится легче по­лучить.

Выделяют девять разных видов подсказки в двух категориях. Чтобы быть хорошим учителем для ваше­го ребенка, вы должны знать, как и когда их исполь­зовать.

Основная цель подсказки — обеспечить успех в обучении. Каждый тип подсказки предлагает опре­деленный уровень помощи. Некоторые из подсказок более сильные и поддерживающие, чем другие.

По категориям подсказки делятся на вербальные и физические.

• Среди физических подсказок наиболее суще­ственной для обучения является полная физическая подсказка, которая может быть определена как полная физическая манипуляция телом другого человека для выполнения задания. Например, полная физическая подсказка имеет место в ситуации, когда вы учите ребенка писать: вы вкладываете карандаш в его руку, удерживаете карандаш в руке и направляете руку, когда ребенок пишет.

• Частичная физическая подсказка дает ребенку меньше поддержки. Например, вы можете располо­жить карандаш в руке ребенка и держать, пока он не попытается сделать движение независимо. Частич­ная физическая подсказка определяется как частичная манипуляция телом другого человека для завершения задания. Другим примером частичной физической подсказки может быть нежное подталкивание под ло­коть, чтобы помочь ребенку дотронуться до головы. Чтобы это назвать частичной физической подсказкой, вам надо помочь ребенку поднять руку до определен­ного уровня, а затем позволить ему завершить дей­ствие самостоятельно.

• Еще меньше поддержки, чем частичная физиче­ская подсказка, дает имитация, или моделирование. Имитация — визуальная демонстрация действия для копирования ребенком. Например, вы машете рукой во время произнесения инструкции, адресованной ре­бенку, что означает «Помаши рукой». Использование имитации предполагает, что ребенок в состоянии ис­пользовать навык, который вы просите показать, неза­висимо от ситуации обучения.

• Жестовая подсказка, еще в меньшей степени под­держивающая, заключается в использовании жеста, направляющего к ответу. Взмах рукой в сторону туа­лета, расположенного справа от входа,— это пример жестовой подсказки. Постукивание по предмету, ко­торый вы хотели бы, чтобы ваш ребенок выбрал, или взгляд в сторону правильного ответа — это тоже при­меры жестовой подсказки, поскольку подсказывают ребенку, где находится ответ.

• Позиционная подсказка — наименее поддержи­вающая из физических подсказок. Когда вы наклоняете тело или объект в сторону вашего ребенка, вы ис­пользуете позицию, способствующую выбору ребен­ком правильного ответа. Например, вы держите руч­ку в одной руке, чашку в другой и говорите ребенку: «Дотронься до чашки». Затем вы придвигаете чашку ближе к ребенку, чтобы показать, что это правильный ответ.

Принцип систематического уменьшения подсказки называется федингом. Фединг (Рготр! РаоМп§) — это процесс предоставления определенного количества поддержки и следующее за этим систематическое уменьшение этой поддержки в темпе, позволяющем вашему ребенку оставаться успешным в процессе приобретения большей самостоятельности. В любое время, когда вы используете физическую подсказ­ку, вы должны начать с наиболее поддерживающей подсказки, чтобы помочь ребенку добиться успе­ха. Например, вам надо начать с полной физической подсказки и уменьшить ее до частичной физической подсказки. Когда ваш ребенок справляется с заданием только с помощью частичной физической подсказки, вы можете начать использовать жестовую подсказку или, возможно, позиционную. Вы будетеуменьшать интенсивность подсказки до тех пор, пока ваш ребе­нок не окажется способным использовать новый на­вык без помощи. Уменьшение подсказки позволяет ребенку становиться все более независимым в ис­пользовании навыка или поведения.

Иногда вам придется использовать вербальные под­сказки. Существуют два основных вида вербальных подсказок: подсказка-эхо и подсказка-инструкция.

• Подсказка-эхо обычно используется, когда необ­ходимо помочь ребенку найти вербальный ответ, на­пример, на вопрос «Что это?». Так же как и в случае с физической подсказкой, вербальная должна со вре­менем уменьшаться. Начните с полной подсказки. Например, произнесите то слово, которое вы хотите услышать от ребенка: «Что это? Мяч!», и ваш ребе­нок повторит: «Мяч». Полная подсказка заключает в себе правильный ответ, однако, несмотря на такую помощь, ответ ребенка должен рассматриваться как успех. Как только ваш ребенок ответил на вопрос с полной подсказкой, начните спрашивать: «Что это? Мя...» Это называется частичной подсказкой-эхо. Вы можете внести изменения в частичную подсказку, на­пример, вместо «Мя...» произнести «М-м...».

• Подсказка-инструкция обычно используется, когда вы хотите, чтобы ваш ребенок самостоятель­но выполнил что-то. Например, вы хотите, чтобы он помыл руки и убрал игрушки, перед тем как пойти спать. В этих ситуациях вы можете использовать пря­мую и непрямую вербальные подсказки. (Надо за­метить, что все подсказки могут быть использованы в разных ситуациях и скомбинированы в зависимости от навыка, которому вы обучаете.) Прямая вербаль­ная подсказка — это подсказка-инструкция. «Помой руки» или «Собери свои игрушки» — примеры пря­мой вербальной подсказки, которые соответствуют выражению инструкции «Что ты должен бы делать сейчас?». Интенсивность вербальной подсказки, как и всех других подсказок, должна быть со временем уменьшена. Например, вместо того, чтобы отправить вашего ребенка мыть руки, вы можете сказать: «Это то, что мы делаем в ванной комнате» или «Это делает твои руки чище перед обедом». Такая вербальная под­сказка будет непрямой (косвенной).

Искусство применения подсказки является важ­ным для эффективного обучения. Это гибкий процесс, который может видоизменяться от одной программы к другой. Подсказка и границы ее применения зави­сят от целей, которые вы ставите. Некоторые навыки могут быть более трудными для усвоения ребенком и, как следствие, будут в большей степени требовать подсказки. К освоению других навыков ребенок может быть больше мотивирован, и в этом случае подсказ­ка ему будет требоваться в меньшей степени. Знание того, как подсказывать и когда уменьшать подсказки, определяется вашим опытом обучения ребенка и на­блюдения за ним.

Постепенное снижение уровня подсказки называ­ется правилом «от большего к меньшему» (Мо81-ю-Ьеаз1 Рготртлп§). Метод анализа вербального поведе­ния рекомендует использовать правило «от большего к меньшему», причем важнее вовлечь ребенка в про­цесс обучения, чем добиться от него самостоятель­ного проявления навыка. Поэтому ценность участия ребенка в занятии определяется тем, будет ли он при­нимать участие в учебном процессе по собственному желанию в будущем.

Понимание метода анализа вербального поведе­ния требует понимания мотивации. Что сможет под­держать мотивацию ребенка к участию в учебном процессе? Если вы используете систему подсказок «от меньшего к большему», ваш ребенок может четы­ре раза ошибиться до того, как ваша подсказка окажет­ся достаточной и ребенок наконец ответит правильно. Но это будет лишь один правильный ответ из пяти! Как долго захочет ребенок участвовать в таком про­цессе достижения успеха? Если же вы используете правило «от большего к меньшему», он получит под­сказки четыре раза и столько же раз ответит правиль­но, вероятно, получая за каждый ответ (пусть и с под­сказкой) подкрепление. Подсказки должны будут систематически уменьшаться до того момента, когда он сможет проявлять навык самостоятельно. Ваш ре­бенок быстро освоит навык, и в то же время учебный процесс будет успешным и захватывающим.

Люди обычно имеют тенденцию предпочитать те вещи в жизни, которые приносят успех и подкрепле­ние. Это верно и по отношению к важным учебным и поведенческим навыкам. Если что-то дается легко и за этим следует награда, ваш ребенок захочет быть частью этого процесса снова и снова. Если это тяжело и безуспешно, он будет искать пути уклониться от из­нуряющего процесса.

АВА/УВ рекомендует отталкиваться от идеи безо­шибочного обучения. Безошибочное обучение — это процесс постоянного пополнения вашего списка под­сказок к инструкциям, чтобы ребенок достиг успеха, и систематического уменьшения количества исполь­зуемых подсказок, чтобы помочь ребенку стать более самостоятельным через определенное время. Обуче­ние без ошибок осуществляется при использовании правила «от большего к меньшему», следование которому является наиболее естественным подходом обучения детей новым навыкам.

Система подсказок «от большего к меньшему» — это то, как все мы обычно учимся. Предлагали ли вам учиться на собственных ошибках, посадив в машину и вручив ключи? Позволил ли вам кто-то выйти пер­вый раз на бейсбольное поле с мячом, летящим на вас со скоростью 90 миль в час? Никого из вас в детстве не просили взять велосипед и попробовать проехаться какое-то время до того, как предложат помощь. Про­цесс обучения езде на велосипеде начинается с трех­колесного велосипеда. Потом вы переходите к двух­колесному велосипеду с тренировочными колесами. После этого ваши родители снимают тренировочные колеса, но бегут рядом с вами до того, как позволят вам ехать без помощи. И наконец, вы едете на велоси­педе самостоятельно.

Подсказки — это эффективный способ поддержать инструкцию. Важно знать, как и когда использовать подсказку, но также важно знать, как ее уменьшить. Если вы слишком медленно снижаете интенсивность использования подсказки, это может создать зависи­мость от подсказок. Наоборот, поспешный переход с одного уровня подсказки на другой может приве­сти к неправильным ответам и снижению мотивации к обучению. Чтобы быть хорошим учителем вашего ребенка, вам необходимо стать мастером обучения без ошибок, в котором применяется правило уменьшения количества подсказок «от большего к меньшему».

 

 

Глава 11.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.