Лекция 3. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества Человек по природе своей существо социальное. Он живет среди других людей, создавая себе и своим близким более удобные условия существования. Так образуется мир экономики. История развития человечества — это история развития экономических отношений, в том числе в области общественного разделения труд. «Все вещи в труде» — сказано Екклесиастом. Не случайно именно о труде у народов мира сложилось наибольшее количество пословиц и поговорок, отражающих культуру, традиции и опыт. Не случайно отношения труда нашли воплощение во многих классических произведениях искусства. Экономика труда как наука изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как занятость, организация, оплата, эффективность и др. Экономика труда, являясь экономической наукой, поясняет процессы согласования и координации в обществе. Знание основ экономики труда позволит специалисту абстрагировано и аргументированно подходить к изучению происходящих событий, объяснять их движущие силы и оценивать значение. Курс экономики труда тесно связан со многими дисциплинами макро- и микроэкономики, правом, менеджментом, социологией, статистикой и т. д. Многие вопросы трудовых отношений до сих пор являются недостаточно изученными. К ним можно отнести премирование, организацию умственного труда, создание оптимальных условий труда для конкретной профессии и др. Исследование этих вопросов — долговременная задача специалистов, как сам процесс развития науки о труде. Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством и составом его населения. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории – в муниципальном образовании района, города, региона, страны. Часто в современной экономической литературе можно встретить следующее определение рудовых ресурсов: «Трудовые ресурсы — главная производительная сила общества, включающая трудоспособную часть населения страны, которая обладает физическими и интеллектуальными возможностями для производства материальных благ и услуг. К трудовым ресурсам от носятся граждане как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться». Трудовые ресурсы в сегодняшнем понимании – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. Физические и интеллектуальные возможности населения зависят, как известно, от возраста. В ранний и зрелый период жизни они формируются и умножаются, а к старости утрачиваются. С точки зрения отношения к трудовой деятельности все население условно подразделяют на три группы: 1) дорабочий возраст – это период получения общего профессионального образования. В 2012 году доля даноого населения составила 16,5%; 2) рабочий возраст - в России на долю трудоспособного населения в 2012 голу согласно данным Федеральной службы статистики приходилось 61,2% в 2050г. прогнозируется снижение данного показателя до 48%; 3) послерабочий (пенсионный возраст) в настоящее время в России это 22,4%. В России пенсионный возраст для мужчин наступает в 60 лет, а для женщин – 55 лет. Трудоспособный (рабочий) возраст – это период, в течение которого человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья. К трудовым ресурсам из лиц трудоспособного возраста не относятся инвалиды I и II группы, а также лица, ушедшие на пенсию на льготных условиях. Однако трудовые ресурсы – это не единственное понятие, которое выражает человеческие ресурсы. В странах с развитой рыночной экономикой уже давно (с 1966 года) утвердилось понятие «экономически активное население». В Российской Федерации переход на международную систему квалификации состава населения осуществлен с 1993 года. Экономически активное население – это совокупность работающих и безработных (или, точнее, активно ищущих работу). Это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Некоторые авторы считают, что понятие «трудовые ресурсы» вообще утратило свое значение, а понятие экономически активное население отождествляют с понятием «рабочая сила». Однако составные части (структура) трудовых ресурсов говорят о другом. Из схемы видно, что трудовые ресурсы – более широкое, обобщающее понятие, оно характеризует именно имеющиеся ресурсы труда, в него входят как экономически активное население, так и военнослужащие, а также лица, занятые учебой с отрывом от производства, не занятые трудом и не ищущие работу. Рабочая сила в экономической теории понимается как совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает (обладает) человек и которые используются им для производства материальных и духовных благ. Носителем рабочей силы является человек. В условиях рыночного хозяйства рабочая сила является товаром, она продается и покупается, имеет потребительскую стоимость, стоимость и цену. Но для превращения рабочей силы в товар необходимы три условия. Первое – работник должен быть лишен средств производства и средств существования. Второе – работник должен быть юридически свободным, иметь возможность полностью распоряжаться своей рабочей силой. Третье – на рынке должен быть владелец средств производства, способный покупать рабочую силу. В условиях рыночной экономики – все эти условия налицо, в результате складывается система наемного труда. Рабочая сила – это только та часть трудовых ресурсов, которая продает свою рабочую силу на рынке труда, т. е. это наемная рабочая сила и безработные. То есть в рыночной экономике понятие «экономически активное население» шире понятия «рабочая сила», но уже понятия «трудовые ресурсы». Таким образом, трудовые ресурсы – это важнейшая и активная часть ресурсов общества. Это более широкое понятие, чем экономически активное население и рабочая сила. Они определяют все имеющиеся в данном регионе (муниципальном образовании) ресурсы живого труда, используемые и неиспользуемые в общественном производстве и сфере услуг.. Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория могут рассматриваться с четырех позиций: – демографической; – экономической; – социологической; – статической. Демографический аспект отражает зависимость трудовых ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие его корректировки (характеристики), как пол, возраст, место жительства и др. Экономический аспект выражает экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве. Социальный аспект отражает формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной формации и под ее влиянием. Статический аспект характеризует трудоспособный (рабочий) возраст населения. Структура трудовых ресурсов многогранна, ее можно поделить на две группы: – количественная характеристика; – качественная характеристика. К количественным характеристикам трудовых ресурсов относят численность, их состав по полу, возрасту, общественным группам, месту жительства, национальности и языку, религии, занятости по отраслям и сферам экономики. К качественным – образовательный уровень трудовых ресурсов, их профессионально-квалификационную структуру и т. д. Не углубляясь в характеристику каждого показателя, необходимо остановиться лишь на некоторых. При анализе по возрасту особого внимания заслуживают молодежь и работающие пенсионеры, а по полу – работающие женщины. Их положение усугубляется в настоящее время трудностями трудоустройства и конкуренцией на рынке труда. В то же время основную часть предпринимателей, банкиров, менеджеров и других представителей современного бизнеса составляет именно молодежь с ее характерными особенностями – высокой мобильностью, активностью и смелостью. Трудовые ресурсы России всегда отличались сравнительно высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем. Однако эти позиции начали утрачиваться, особенно в последние годы, что требует нового подхода и отношения к образованию и науке. По мере развития общества быстро меняется распределение трудовых ресурсов между городом и селом. Трудовые ресурсы города растут как количественно, так и качественно, они отличаются более высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем. На селе же складывается неблагоприятная возрастная структура (молодежь мигрирует в город), здесь растет неполная занятость (сезонность) и излишняя численность работающих. Согласно материалу, рассмотренному ранее «Экономически неактивное население – это то население, которое не входит в состав рабочей силы». К нему относятся следующие категории: а) учащиеся, студенты, аспиранты, докторанты очных форм обучения; б) лица, получающие различные виды пенсии; в) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными; г) лица, отчаявшиеся найти работу, прекратившие ее поиск; д) лица, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода. Большое значение в формировании человеческих ресурсов имеет воспроизводство населения, под которым понимается процесс непрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности. Различают три типа воспроизводства населения: · расширенное – превышение числа рождений над числом смертей; · простое – число рождений равно числу смертей; · суженное – смертность превышает рождаемость. Наука о народонаселении, изучающая численность, состав, размещение и движение, называется демографией. Однако воспроизводство имеет не только демографический, но и экономический и социальный аспекты (снижение уровня жизни, уменьшение детских учреждений, уровень младенческой смертности). Уже с середины 60-х годов не обеспечивается даже простое воспроизводство населения (численность детей меньше, чем родителей). К началу 70-х годов доминирующей стала двудетная семья, затем росло число семей с одним ребенком. В 90-е годы начался процесс суженного воспроизводства, депопуляция, естественная убыль населения. В ближайшее десятилетие рождаемость будет несколько выше за счет поколения женщин, родившихся в 80-е годы. Однако этого будет недостаточно для возобновления естественного прироста населения. Поэтому далеко не случайно проблема демографического развития страны поднята в последнем послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации и создан специальный фонд будущих поколений. Численность и состав населения во всех странах мира определяется с помощью переписей и микропереписей (выборочное обследование). Первая перепись населения в Российской империи была проведена в 1897 году. Первая советская прошла в 1920 году (охватила ¾ населения), а всеобщая – в 1926 году, и первый учет населения был проведен более 4 тыс. лет назад в Китае. Воспроизводство населения является исходным пунктом воспроизводства трудовых ресурсов. Воспроизводство трудовых ресурсов является важнейшей составной частью всего общественного воспроизводства. Оно включает в себя 4 фазы. 1. Формирование трудовых ресурсов – это процесс постоянного возобновления численности трудовых ресурсов. Формирование трудовых ресурсов определяется, прежде всего, естественным воспроизводством самого населения, новых поколений людей, приобретением и развитием их способности к труду. Оно зависит от следующих факторов: – демографические: рождаемость, естественный прирост, структура, расселение, миграция и т. п.; – природные: климатические условия, полезные ископаемые, плодородие почвы и т. д. От них зависят расселение, плотность населения и трудовых ресурсов, их формирование в наиболее благоприятных по природным условиям регионах (плотность населения в Китае – 1261, Южной Кореи – 452 человека на км2, Японии – 336, Индии – 284, Великобритании – 237, Германии – 229, Вьетнаме – 219, Франции – 107, США – 27,6, России – 8,7, Австралии – 2,3 человека на км2); – исторические:национальные традиции, обычаи, особенности семейного уклада, большая или малая подвижность, религия (например, цыган или татар); – экономические:развитие материально-технической базы, производства отраслей и сферы деятельности, специализация труда, структура рабочих мест; – социальные: уровень жизни, социальная инфраструктура, возможности здравоохранения, образования, развитие других социальных отраслей (транспорта, связи, энергетики и т. д.). 2. Фаза распределения на рынке труда определяет размещение трудовых ресурсов по территориям, сферам деятельности, отраслям и предприятиям. При этом особенность трудовых ресурсов в том, что их нельзя аккумулировать, накапливать, как товары или оборудование, а надо распределять для дальнейшего потребления (использования) по мере их формирования. 3. Фаза обмена совершается на рынке труда, где трудовые ресурсы, вступая в стадию купли-продажи, становятся рабочей силой. В советский период данная фаза обмена в экономической науке не рассматривалась, т. к. купля-продажа рабочей силы отрицалась. 4. Фаза использования на рынке труда – заключительная фаза воспроизводства трудовых ресурсов. Она происходит в процессе трудовой деятельности и реализации способности к труду, в процессе производства материальных и духовных благ и услуг. Задача этой фазы – обеспечение эффективной занятости, создание условий для рационального и высокопроизводительного использования трудовых ресурсов. Включение рыночных отношений в сферу воспроизводства трудовых ресурсов должно глубоко видоизменять поведение человека в этом процессе. Например: а) на стадии формирования у работников должны сложиться такие качества, как конкурентоспособность, умение доказать свою пригодность к конкурентному делу, готовность к освоению новой работы, повышению квалификации. б) в процессе использования на первое место выдвигаются такие личные качества работника, как компетентность, ответственность, деловая активность, предприимчивость, коммуникабельность и т. д. Таким образом, решение проблем воспроизводства населения и человеческих ресурсов требует проведения государством научных обоснований, продуманной и целенаправленной демографической политики, целью которой должно стать создание благоприятных условий для количественного и качественного роста населения. Распределение трудовых ресурсов отражает уровень развития производительных сил, общественного разделения труда и относится к важнейшим экономическим пропорциям. Распределение занятых (работающих) трудовых ресурсов проходит по территориям, отраслям и секторам экономики. Под распределением понимают также направление, трудоустройство граждан на работу в различные секторы экономики, на предприятия, в учреждения и организации. Различают при этом два вида распределения трудовых ресурсов – первичное и вторичное. При первичном распределении трудовые ресурсы впервые вступают в трудовую деятельность. При вторичном происходит перераспределение уже занятых в экономике трудовых ресурсов. В советские времена распределение осуществлялось организованно и планомерно, а в настоящее время оно происходит через рынок рабочей силы. Движение трудовых ресурсов – это сложный социально-демографичес-кий и экономический процесс. Реальная продолжительность зависит от уровня смертности в рабочем периоде; – отраслевое (связано с разными темпами развития различных отраслей); – профессионально-квалификационное (связано с изменением профессии, разряда, должности); – социальное (формирование новых социальных групп); – территориальное. Территориальное движение трудовых ресурсов называется миграцией. Ее виды: – межгосударственная (внешняя), связанная с выездом из стран (эмиграция) или въездом в страну (иммиграция); – внутригосударственная (внутренняя); – постоянная – переселение со сменой постоянного места жительства; – циклическая (периодическая) – перемещение на определенный срок с возвращением к прежнему месту работы; – временная – перемещение на длительный срок (работа по контракту в летнее время); – сезонная – ежегодные перемещения на определенный период года (не более 6 месяцев – рыбная путина); – маятниковая – жизненное передвижение из одного населенного пункта в другой на работу или на учебу (связана с изменением профессии, разряда, должности); – эпизодическая – кратковременная и самая многочисленная; – брачная миграция – перемена места жительства в связи с вступлением в брак. |