Классификация условий труда по факторам производственной среды                                                                                                            Параметрами производственной среды, которые влияютна состояние здоровья человека, являются следующие факторы:                  - физические факторы:микроклимат (температура, влажность, подвижность воздуха); электромагнитные поля различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное – тепловое, лазерное, микро-волновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрическое и магнитное поля; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение – естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы;                  - химические факторы:вредные вещества, в том числе биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты);                  - биологические факторы:патогенные микроорганизмы, микроорганизмы-продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты.                  По факторам производственной среды условия труда подразделяются на четыре класса (рис. 12):                  · 1-й класс –оптимальные условия труда – условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);                  · 2-й класс– допустимые условия труда – характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство;                  · 3-й класс –вредные условия труда – характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и (или) его потомство.                  Вредные условия труда по степени превышения нормативов подразделяются на 4 степени вредности (рис. 12):                  - 1-я степень – характеризуется такими отклонениями от допустимых норм, при которых возникают обратимые функциональные изменения и возникает риск развития заболевания;                  - 2-я степень – характеризуется уровнями вредных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появление начальных признаков профессиональных заболеваний;                  - 3-я степень – характеризуется такими уровнями вредных факторов, при которых, как правило, развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;                  - 4-я степень – условия производственной среды, при которых могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.                  · 4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда – характеризуются такими уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены и даже ее части создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.                                                                                                                                           Рис. 12. Классификация условий труда по факторам производственной среды                                     Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях производственной среды. Однако при выполнении некоторых технологических процессов в настоящее время технически невозможно или экономически крайне затруднительно обеспечить непревышение норм для ряда факторов производственной среды. Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).                  Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. Работа должна проводиться с применением средств индивидуальной защиты и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.                  Контрольные вопросы                                     1. Сформулировать понятие «системы».                  2. Предмет изучения эргономики. Какие системы изучает эргономика?                  3. Роль человека в системах безопасности.                  4. Виды совместимостей среды с характеристиками человека.                  5. антропометрическая иэнергетическая совместимость, основные рекомендации по их обеспечению.                  6. Информационная, биофизическая и технико-эстетическая совместимость.                  7. Роль физиологии и гигиены труда при решении задач эргономики.                  8. Классификация форм трудовой деятельности.                  9. Критерии и классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса.                  10. Параметры производственной среды, влияющие на состояние здоровья человека. Их классификация.                  11. Классы и степени вредности условий труда по факторам производственной среды.                  12. Работа в опасных (экстремальных) условиях труда.                                     Психофизиологические основы безопасности труда                                     Психология безопасности рассматривает применение психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека. Проблемы безопасности и травматизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60 до 90 % случаев в зависимости от вида трудовой деятельности) часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно-психологические причины.                                                                                                                                                                                                      |