Классификация городского транспорта
Элементы транспортной системы города
На определенном этапе развития общества транспортную систему можно рассматривать как совокупность транспортных средств и (автомобили, автобусы, троллейбусы, поезда метрополитена, самолеты, речные и морские суда, железнодорожные поезда и т.д.) и транспортных устройств (улицы, дороги, рельсовые пути, вокзалы, аэропорты, гаражи, депо, мастерские по ремонту подвижного состава и т.п.), обеспечивающие перевозку пассажиров и доставку грузов между населенными пунктами и в их пределах.
Совокупность структурных элементов транспортных устройств, обеспечивающих функционирование транспортной системы города или региона образует транспортную инфраструктуру.
Транспортная инфраструктура включает:
- сеть улиц и дорог с выделением магистральной уличной сети. включая остановочные и оборотные пункты маршрутов МПТ;
- внеуличная транспортная сеть: наземная(полотно скоростного трамвая), надземная(эстакады, монорельсовая дорога), подземная (линии скоростного трамвая и метрополитена);
- транспортно-пересадочные узлы;
- сети внешнего (междугородного) транспорта, проложенные через городские планировочные структуры, включая вокзалы внешнего транспорта;
- сооружения по обслуживанию транспортного хозяйства (парки, депо для стоянки, ремонта и обслуживания подвижного состава, грузовые терминалы или станции, энергетическое хозяйство).
Транспортная инфраструктура – подсистема транспортной системы, которая включает также объекты, обеспечивающие управление пассажирскими и грузовыми перевозками, взаимодействие видов транспорта, координацию их работы и планирование развития.
Современные транспортные системы сложились в процессе непрерывного повышения к ним требований растущих городов и в условиях непрерывного развития транспортных средств и транспортной инфраструктуры.
Транспортные средства (подвижной состав) как наиболее активный элемент транспортной системы, непрерывно совершенствуясь и увеличивая свою численность, предъявляет все новые повышенные требования к транспортной инфраструктуре и, в частности, к городским путям сообщения (обеспечение нормативных радиусов закруглений на поворотах трассы, наличие ограждений, обустройство техническими средствами организации движения и т.п.).
Однако, есть и обратное влияние путей сообщения на технические показатели и типы подвижного состава, например:
- узкие улицы и малые радиусы поворотов ограничили развитие подвижного состава по ширине и длине – появились 2-х-этажные автобусы;
- частые пересечения улиц и малые перегоняя привели к ограничению конструктивных скоростей и одновременно к повышению ускорений и тормозных замедлений.
Классификация городского транспорта
Городской транспорт подразделяется пассажирский, грузовой и специальный.
К пассажирскому транспорту относятся:
- автомобильный (автобусы, микроавтобусы, индивидуальные автомобили);
- электрический рельсовый уличный и внеуличный (трамвай);
- электрический дорожный (троллейбус) ;
- монорельсовый надземный;
- рельсовый подземный (метрополитен) ;
- рельсовый надземный (электропоезда на эстакаде) ;
- водный (речной и морской).
Внутригородской грузовой транспорт обычно использует:
- грузовые автомобили;
- троллейбусы;
- трамваи.
Специальный транспорт подразделяется на:
- санитарно-технический;
- коммунальный;
- медицинский;
- противопожарный;
- аварийный технический.
Пассажирский транспорт подразделяется на три группы:
а) общественный (массовый) транспорт общего пользования - электрифицированные железные дороги, метрополитен, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт, вертолеты;
б) общественный транспорт индивидуального пользования – такси, легковые автомобили проката и ведомственные;
в) личный индивидуального пользования – легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы и велосипеды (основное назначение – обеспечение индивидуальных перемещений гражданина по транспортной системе города или региона).
Общественный и личный транспорт индивидуального пользования по условиям организации движения можно объединить под названием - легковой автомобильный транспорт.
В отличие от легкового автомобильного транспорта массовый транспорт общего пользования отличается:
- значительной вместимостью подвижного составпа;
- большой провозной способностью;
- работой на установленных маршрутах.
Основное назначение: обеспечение массовых перевозок пассажиров.
Основные функции: осуществление внутрирайонных, межрайонных и внутригородских перевозок пассажиров.
Классификация массового пассажирского транспорта может быть произведена по различным признакам:
по расположению транспортных линий относительно городской УДС:
- уличный (наземный) пассажирский транспорт (автобус, троллейбус, трамвай);
- внеуличный транспорт (различные виды метрополитена, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, скоростной подземный трамвай, монорельс, вертолеты);
по характеру путевых устройств:
- рельсовый (различные виды метрополитена, монорельс, городская железная дорога, трамвай);
- безрельсовый (автобус, троллейбус);
по роду используемой двигательной силы:
- с электрическим двигателем (метрополитен, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, трамвай, троллейбус, монорельсовый транспорт). Внутри этой группы выделяются две подгруппы: с верхним токосъемом (троллейбус, трамвай, городская железная дорога); с нижним токосъемом (различные виды метрополитенов, монорельс);
- с двигателем внутреннего сгорания (автобус, речной трамвай, вертолеты).
|