МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ





ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Действующая законодательно-нормативная база системы образования включает в себя:

– Конституцию Российской Федерации как основной Закон государства;

– законы, непосредственно регулирующие сферу образования: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Федеральный Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» и другие документы федерального, регионального и муниципального уровней;

– нормативно-правовые акты, регламентирующие процессы и отношения, существующие не только в сфере образования, например: Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, другие законы и подзаконные нормативно-правовые акты;

– нормативные договоры, разграничивающие полномочия, права и ответственность различных субъектов, регулирующие их отношения. К нормативным договорам относятся соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, договор между учредителем и образовательным учреждением, коллективный договор между работодателем и работниками.

Конституция Российской Федерации как акт высшей юридической силы устанавливает права и свободы человека и гражданина в области образования (статья 43). Другие статьи Конституции так же, как и статья 43, реально обеспечивают право человека на образование (право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и преподавания, на судебную защиту своих конституционных и иных прав).

Следующими актами высшей юридической силы являются Федеральные конституционные законы и Федеральные законы, которые принимает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Основополагающий из них Закон РФ «Об образовании» является Федеральным законом прямого действия, устанавливает базовые нормы правового регулирования в сфере образования. Другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации конкретизируют его нормативные положения.

Так как вопросы образования являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то ст. 29 Закона РФ «Об образовании» дает право субъектам Российской Федерации принимать законыи иные нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере образования. Конституционное право субъектов Российской Федерации осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений в области образования позволяет им конкретизировать Закон РФ «Об образовании» с учетом национальных, социально-экономических, географических, демографических и других конкретно-исторических особенностей региона и тем самым полнее учитывать интересы отдельных социальных слоев региона, закреплять дополнительные гарантии их конституционного права на образование.

Развитая система подзаконных нормативно-правовых актов конкретизирует Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, которые закрепляют исходные, первичные нормы в сфере образования.



Наибольшей юридической силой в системе федеральных подзаконных нормативных правовых актов обладают нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства. Эти указы решают такие вопросы в области образования, как определение правового статуса отдельных видов образовательных учреждений, закрепление мер социальной защиты работников образовательных учреждений, установление размеров стипендий и предоставление льгот студентам и аспирантам и др.

Нормативные правовые акты Правительства РФ, которые принимаются в виде постановлений по всем вопросам, связанным с реализацией федеральных законов в сфере образования. В них определяется порядок применения тех или иных мер социальной защиты участников образовательных отношений, размеры и порядок оплаты труда работников образовательных учреждений и др. Правительство РФ принимает нормативные правовые акты и по вопросам дальнейшего развития, совершенствования законодательства. Одним из таких актов является распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2001 г. № 1576-Р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования принимаются в виде приказов, распоряжений и решений Коллегии. На этом уровне устанавливается порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования, разрабатываются и утверждаются федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, утверждаются положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, решаются другие вопросы, отнесенные к компетенции Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования, Федерального агентства по образованию.

Основополагающим законодательным актом об образовании федерального уровня является Закон РФ «Об образовании»
от 10.07.1992 № 3266-1. Следует отметить, что работа над законом не закончена, и, по-видимому, он претерпит еще не одно изменение.

Так как Закон РФ «Об образовании» определяет базовые правовые нормы, в настоящее время утверждено множество нормативных правовых актов, на создание которых прямо указывает Закон. Они уточняют и конкретизируют положения Закона. Например, Федеральная целевая программа развития образования создана на основании п. 2, 3 статьи 1 Закона РФ «Об образовании». Согласно п. 5 статьи 12 Закона РФ «Об образовании» разработаны и утверждены Типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих видов и типов. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов разработан Министерством образования РФ в соответствии с п. 1 статьи 7 Закона РФ «Об образовании»[30].

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС:

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Процесс обучения подрастающего поколения осуществляется в рамках образовательной системы, развитие которой регламентируется законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами, определяющими ее структуру, принципы функционирования и перспективы совершенствования.

Важнейшим законодательным актом, отражающим государственные требования в области образования, является Закон РФ «Об образовании», в котором определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Применительно к сфере обучения статья 3-я проекта Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации устанавливает, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

– признание приоритетности сферы образования;

– обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образовании;

– гуманистический характер образования;

– единство федерального образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей; включение российского образования в мировое образовательное пространство;

– светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

– свобода в образовании, включая право выбора форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям человека;

– обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

– автономия образовательных организаций, академические права и свободы.

Статья 5 Законопроекта указывает на то, что по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации[31].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

СИТАРОВ В. А.

ДИДАКТИКА

 

Образование как система представляет собой сложный социокультурный и полифункциональный феномен, который рассматривается в трех измерениях:

– как пространственная категория, т. е. развивающаяся сеть учреждений различных типов и уровней, в определенном социальном масштабе (всего мира, определенной страны, отдельного региона, города или района). В данном случае речь идет о федеральном, региональном, муниципальном и районном уровнях системы образования;

структурная категория, состоящая из нескольких уровней или ступеней (в основе выделения которых лежит возрастной критерий) образовательной макросистемы, имеющей государственный статус, в качестве уровней выступают подсистемы дошкольного, школьного (с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу), начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также дополнительного образования;

институционализированная категория, включающая в себя различные типы государственных, муниципальных и частных воспитательно-образовательных учреждений определенной образовательной направленности (светской или клерикальной).

Рассматривая систему образования как социальный институт, следует более подробно остановиться на существующей сегодня типологии образовательных (учебно-воспитательных) учреждений, под которыми понимаются заведения, осуществляющие целенаправленный учебно-воспитательный процесс и реализующие различные образовательные программы на основе использования традиционных и инновационных обучающих технологий. Деятельность этих учреждений должна отвечать возрастающим запросам социального прогресса и развития человека с позиции личностно-ориентированной парадигмы.

Основным образовательным учреждением является «школа», которая закладывает фундамент общеобразовательной подготовки, обеспечивает реализацию государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ.

Существуют различные типы школ.

Традиционная общеобразовательная школа‒ учебное заведение, реализующая типовые программы начального, основного и полного общего среднего образования, рассчитанные на 10-12 классов и соответственно лет обучения. Основной курс школы дает базовые знания по главным направлениям наук.

Школа с дифференцированным подходом – учебное заведение, в котором функционируют несколько специализированных классов, их деятельность не затрагивает основной части школьников.

Школа с углубленным изучением предметов– одна или несколько дисциплин изучаются углубленно либо во всех классах, либо на одной из ступеней.

Школа с профильной направленностью ‒ выделяют следующие профили: обществоведческий, механико-технологический, биолого-экологический, эстетический, военно-спортивный, которые соответствуют видам взаимодействия человека с окружающим миром. Профильная направленность определяется ориентаций на группу смежных профессий, что служит основой изменения учебного процесса.

Наряду с традиционными, общеизвестными типами учебных заведений период проведения образовательных реформ в России (конец 80-х годов ‒ по настоящее время) характеризуется реконструкцией как собственно отечественного, так и мирового педагогического опыта, что отразилось на создании следующих образовательных учреждений.

Гимназия ‒ вид общеобразовательного учебного заведения, ориентированного на формирование широко образованной, интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Обучение в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков и ориентирует учащихся на продолжение образования в университетах.

Лицей ‒ среднее образовательное заведение, связанное со специализированной подготовкой и ранней профилизацией, способствующее освоению навыков самостоятельной и научно-исследовательской деятельности.

Наряду с инновационными типами учебных учреждений в настоящее время существует тенденция использования разнообразных способов (форм) получения образования, среди которых выделяются следующие:

экстернатура как индивидуальное обучение по общегосударственным учебным планам и программам под руководством педагога (репетитора) или самостоятельно (для инвалидов и детей с проблемами в развитии, одаренных детей и т. д.). Контроль осуществляется посредством сдачи экзамена государственной комиссии при учебных заведениях;

дистантное (дистанционное) обучение ‒ обучение с использованием различных технических образовательных средств (компьютер, видео- и аудиосредства);

заочное обучение ‒ на основе организации «кратковременного погружения» в образовательный процесс (сессии), а также получения консультаций у преподавателей, выполнения заданий в письменной форме и самостоятельной работы по учебной программе.

Существование разнообразных форм предоставления учебного материала в различных типах образовательных учреждений выступает фактором, обеспечивающим:

– возрастание степени академической свободы педагогических коллективов, получивших возможность реализации индивидуально-творческих возможностей участников образовательного процесса;

– плюрализацию, многообразие и автономность образовательных учреждений, заключающиеся в вариативности отбора направлений научного поиска в решении насущных проблем реформирования общества в соответствии с изменяющимся социальным заказом;

– создание возможностей для использования в работе различных типов образовательных учреждений новых комплексных и парциальных программ, внедрения вариативных инновационных технологий в учебный процесс[32].

Нормативными документами, определяющими содержание обучения в различных видах учебных заведений, являются Государственные образовательные стандарты.

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС:

ВИКИПЕДИЯ

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.