МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Россия в период дворцовых переворотов





 

1. В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии, в результате которого государь получил право

1) лично выбирать и назначать наследника

2) выбирать наследника вместе с Сенатом

3) передавать престол строго по наследству

4) передавать престол только по мужской линии

 

2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1722 г. Петр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.

Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин. Назовите не менее двух последствий опубликования этого Указа.

 

3. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы:

После смерти Петра I канцлер Г.И. Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.

 

4. «Ничтожные наследники северного исполина» — так отзывался А.С. Пушкин о преемниках

1) Петра I 3) Николая I

2) Павла I 4) Петра III

 

5. Как называлась привилегированная часть войска, созданная Петром I и сыгравшая впоследствии значительную роль в дворцовых переворотах?

1) дружиной 3) ополчением

2) гвардией 4) казачеством

 

6. В XVIII—XIX вв. гвардия преимущественно использовалась для

1) контроля за деятельностью коллегий

2) охраны границ

3) личной охраны императора

4) политического сыска

 

7. Прочтите отрывок из записок современника и укажите год, в котором произошли описанные события.

«Князь Меншиков пошёл с ротою прямо к императорскому дворцу, выломал дверь комнаты, где находились сенаторы и генералы, и объявил императрицею и законною русскою государыней Екатерину, коронованную императором в Москве в мае месяце предшествовавшего года. Никто не ожидал такого смелого поступка от князя Меншикова, и никто не решился воспротивиться объявлению Екатерины императрицей, которой в тот же день принесли присягу на верность гвардия, полевые полки и гарнизон, а равно сенаторы, министры, высшее дворянство, наконец, коллегии и проч., проч.»

1) 1721 г. 2) 1725 г. 3) 1730 г. 4) 1741 г.

 

8. При императрице Екатерине I был создан орган государственной власти, имевший законосовещательные функции. Он назывался

1) Сенатом 3) Верховным тайным советом

2) Государственным советом 4) Кабинетом министров

 

9. В 1726 г. Екатерина I учредила

1) Государственный Совет 3) Верховный Тайный совет

2) Сенат 4) Земский Собор

 

10. Деятельность кого из названных лиц относится к эпохе дворцовых переворотов?

1) А.Д. Меншикова 3) В.В. Голицына

2) С.С. Уварова 4) Ф.Я. Лефорта

 

11. К эпохе дворцовых переворотов относится деятельность

1) патриарха Филарета 3) М. Сперанского

2) А. Курбского 4) А. Меншикова


12. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.



В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом с дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия.

Ответ:____________________________________________

 

13. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите фамилию государственного деятеля XVIII в, о котором идет речь.

«Среди многочисленных его должностей, званий и титулов были генералиссимус, денщик, светлейший князь, президент; он был несомненно богат, но всего лишился к концу жизни. Его именем названо одно из полотен В.И. Сурикова».

Ответ:________________________________________

 

14. Историческое полотно В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове» воссоздает события, связанные:

1) с дворцовыми переворотами

2) с Северной войной

3) со стрелецкими бунтами

4) с крестьянским восстанием под руководством Кондратия Булавина

 

15. Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?

1) ликвидация Верховного тайного совета, восстановление роли Сената

2) сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками

3) освобождение дворян от обязательной военной службы

4) совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом

 

16. Кондиции – это

1) условия вступления на пpестол Анны Иоанновны, выдвинутые Веpховным тайным советом

2) условия пpохождения службы в pусской аpмии, пpинятые пpи Анне Иоанновне

3) свод пpавил поведения в дворянском кругу

4) название одной из глав "Домостpоя"

 

17. Какую меру предусматривали кондиции, предложенные Верховным тайным советом Анне Иоанновне?

1) реформу Сената 3) создание Святейшего Синода

2) создание Государственного совета 4) ограничение власти императрицы

 

18. С каким из названных событий связано понятие «кондиции»?

1) восшествием на престол Екатерины I 3) реформами Павла I

2) реформами Петра I 4) восшествием на престол Анны Иоанновны

 

19. Требование решать все важнейшие государственные дела при участии членов Верховного тайного совета содержалось в

1) Соборном уложении 3) Табели о рангах

2) кондициях 4) Духовном регламенте

 

20. Какое из указанных понятий относится к правлению Анны Иоанновны?

1) континентальная блокада 3) аракчеевщина

2) подушная подать 4) «кондиции»

 

21. Какие три из названных понятий связаны с эпохой дворцовых переворотов в России XVIII в.?.

1) Верховники 4) кондиции

2) Коллегии 5) Новоторговый устав

3) Кабинет министров 6) приказ Тайных дел


22. Из исторического источника.

«Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлению всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли… того ради, чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

4) В знатные чины… выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

…А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».

К какому веку относится этот документ? Укажите его название. Кем он был первоначально подписан?

Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.

Используя знания по истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трех причин.

 

23. Прочтите отрывок из очерка фельдмаршала Б.Х. Миниха и укажите имя императрицы, с правлением которой связаны описываемые события. «Так как гвардия и армия находились в распоряжении противной стороны и под командованием Долгоруких и Голицыных, то оба вельможи, Черкасский и Трубецкой, рискуя своей жизнью, представили императрице записку, в которой говорилось, что депутаты Верховного (тайного) совета, которые вынудили Ее величество подписать в Миттаве акт об отречении от самодержавия, заверили ее при этом в том, что это делается при всеобщем согласии дворянства, но они повергаются к стопам Ее императорского величества, дабы уверить ее в том, что они не были согласны с членами Совета и что вообще дворянство, духовенство и нация делают и умоляют Ее величество соизволить царствовать неограниченно и самодержавно, как и ее предшественники».

1) Екатерина I 3) Анна Иоанновна

2) Екатерина II 4) Елизавета Петровна

 

24. Прочтите отрывок из сочинения историка и кратко ответьте на вопросы.

Из работы историка Н.И. Павленко. «Нам остаётся ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерение верховников ограничить самодержавие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в отсутствии консолидации среди господствующего сословия — она наступила несколькими десятилетиями позже.

Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причём представителями двух фамилий: Долгоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали интересы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только два, в реализации которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязательство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишение императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и имениями дворян. Остальные же десять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение политического строя в стране, а ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных фамилий.

Сказанное даёт основание считать «затейку» верховников олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия верховников».

С1 Под каким названием вошел в историю период, описанный в документе? Кем были составлены кондиции и кому было предложено их подписать?

С2 Используя текст документа и свои знания по курсу истории, ответьте, какова была цель кондиций и почему ее не удалось реализовать (укажите не менее трех причин).

С3 Как оценивает автор «затейку» верховников? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов.

 

25. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и напишите имя императрицы, о которой в нем говорится.

«... Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица... Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении...»

 

26. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком явлении в российской истории идет речь.

«Это понятие собирательное, под нею, на наш взгляд, следует подразумевать весь комплекс событий царствования Анны Иоанновны: сосредоточение верховной власти в руках горстки немцев, покровительство им императрицы, террор по отношению к аристократическим фамилиям и церковным иерархам, грабеж казны, торговая политика, наносившая ущерб государственным интересам, промахи дипломатии».

 

27. Какое из приведенных ниже понятий связано с эпохой дворцовых переворотов в России?

1) «хованщина» 3) «опричнина»

2) «смута» 4) «бироновщина»

 

28. Современником императрицы Анны Иоанновны был

1) А. Курбский 3) Э. Бирон

2) С. Дежнёв 4) Б. Хмельницкий

 

29. Деятельность кого из названных лиц относится к эпохе дворцовых переворотов?

1) Э. Бирона 3) В.В. Голицына

2) С.С. Уварова 4) Ф. Лефорта

 

30. Период правления Анны Иоанновны вошел в историю как

1) правление семибоярщины 3) правление верховников

2) бироновщина 4) аракчеевщина

 

31. Прочтите отрывок из указа.

«…всемилостивейше указали мы, для лучшей государственной пользы и содержания шляхетских домов и деревень, следующий порядок учинить:

1) Кто имеет двух и более сыновей, из оных одному, кому отец заблагоразсудит, остаться в доме для содержания экономии, также которые братья родные два или три, не имея родителей, пожелают оставить в доме своём для смотрения деревень и экономии, кого из себя одного, в том давать им на волю; но чтобы те оставшие в домах довольно грамоте… обучены были…

2) Прочие все братья… должны вступить в военную службу. Но понеже какое время быть в воинской службе, по сие время определения было не учинено, …для того всем шляхтичам от 7 до 20 лет возраста их быть в науках, а от 20 лет употреблять в воинскую службу, и всякой должен служить в воинской службе, от 20 лет возраста своего, 25 лет; а по прошествии 25 лет всех… от воинской и статской службы отставлять с повышением одного ранга и отпущать в домы…

5) А которые, выслужа при армии и полках вышеписанные урочные годы, пожелают в домы свои, таковых отпущать с повышением одного ранга, токмо при отпуске из службы брать у них в службу из их собственных людей, за кем 100 душ и меньше, по одному, а с таких, за которыми великие деревни, – с каждого ж 100 душ по человеку.

6) Таким же образом, как выше сего означено, поступать и с штатскими чинами, которые свои деревни имеют. А понеже ныне с турками война, и для того отставку по вышеписанному в урочные лета чинить по окончании той турецкой войны».

Укажите десятилетие, когда был издан данный указ. Назовите монарха, который его издал. Какое название получил период правления этого монарха?

Какие новшества провозглашал указ в отношении существовавших норм о дворянской службе (укажите одно любое новшество)? Какова согласно документу цель введения новых норм? Какое внешнеполитическое событие препятствовало немедленному получению льгот дворянами на основании данного указа?

Какова была продолжительность дворянской службы до издания данного указа? С отменой какого указа Петра I о дворянском землевладении были связаны новые нормы? Укажите год, когда была отменена обязательная служба дворян

 

32. Какие из перечисленных черт характеризовали период дворцовых переворотов. Укажите три черты.

1) усиление роли гвардии

2) усиление борьбы за власть

3) отмена крепостного права

4) расширение привилегий дворянства

5) расширение прав посадского населения

6) принятие «Указа о единонаследии»

 

33. Что было результатом изменений в управлении государством в царствовании императрицы Анны Иоанновны?

1) создание министерств

2) создание приказа Тайных дел

3) упразднение коллегий

4) создание Кабинета министров

 

34. Понятия: «кондиции», «бироновщина», «кабинет министров» – характеризуют царствование

1) Петра I

2) Елизаветы Петровны

3) Анны Иоанновны

4) Екатерины I

 

35. Расположите российских монархов в хронологической последовательности их правлений.

А) Петр II В) Елизавета Петровна

Б) Екатерина I Г) Анна Иоанновна

 

36. Как называется лицо, руководящее государством в случае малолетства или болезни монарха?

1) фаворит 2) наместник 3) регент 4) владыка

 

37. Установите хронологическое соответствие между историческими личностями и их современниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ ИХ СОВРЕМЕННИКИ

А) Дмитрий Донской 1) Сергий Радонежский

Б) Василий III 2) Никон

В) Анна Иоанновна 3) Фёдор Иоаннович

Г) Аввакум 4) Елена Глинская

5) Елизавета Петровна

 

38. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, с кем из названных лиц связаны описанные события.

«Пользуясь слабостью правительства и своей популярностью, особенно в гвардейских казармах, [она] в ночь на 25 ноября 1741 г. с гренадерской ротой Преображенского полка произвела новый переворот с характерными подробностями. Горячо помолившись Богу и дав обет во все царствование не подписывать смертных приговоров, она в кирасе поверх платья, только без шлема и с крестом в руке вместо копья… явилась новой Палладой в казармы Преображенского полка, напомнила подготовленным уже гренадерам, чья она дочь, стала на колени и, показывая крест тоже коленопреклонным гренадерам, сказала: "Клянусь умереть за вас; клянетесь ли вы умереть за меня?" Получив утвердительный ответ, она повела их в Зимний дворец».

1) царевной Софьей 3) Екатериной Алексеевной

2) Анной Иоанновной 4) Елизаветой Петровной


39. В ночь на 25 ноября 1741 г. она явилась в казармы Преображенского полка и, призвав солдат послужить ей так же, как они служили ее отцу, поехала во главе гренадерской роты к Зимнему дворцу. Так начиналось правление

1) Елизаветы Петpовны

2) Екатерины Втоpой

3) Екатерины Пеpвой

4) Анны Иоанновны

 

40.

 

41. Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцового переворота?

1) Алексей Михайлович, Петр II

2) Петр I, Павел I

3) Федор Алексеевич, Петр III

4) Елизавета Петровна, Екатерина II

 

42. В каком ряду указаны даты дворцовых переворотов?

1) 1547 г., 1598 г.

2) 1610 г., 1613 г.

3) 1741 г., 1762 г.

4) 1796 г., 1810 г.

 

43. Позднее других произошло событие

1) начало правления Елизаветы Петровны

2) «Великое посольство» Петра I в Европу

3) вхождение Украины в состав России

4) учреждение патриаршества

 

44. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите имя императрицы, о которой идёт речь.

«Первое время по вступлении на престол сама принимала деятельное участие в государственных делах… [затем] передала управление Империей в руки своих сотрудников; только изредка между охотой, обедней и балом она уделяла немного внимания иностранной политике... Более других интересовал ещё вопрос о престолонаследии… Чтобы успокоить умы, вызвала в Петербург своего племянника, Карла-Петра-Ульриха [Петра Фёдоровича], который был провозглашен наследником престола».

1) Анна Иоанновна

2) Екатерина II

3) Елизавета Петровна

4) Екатерина I

 

45. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и назовите императрицу, о которой идет речь.

«Россияне хвалили ее царствование: она изъявляла к ним более доверенности, нежели к немцам; восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела страсть к весельям и нежным стихам. При ней был открыт Московский университет».

 

46. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идет речь.

«С приходом к власти [императрица] заменила всех сановников-немцев русскими людьми. В управлении страной формально возродилась линия Петра I, но слишком далеко по уму и размаху реформаторства стояла дочь от отца. В ее царствование были достигнуты успехи в развитии науки и культуры, во внешней политике, чему способствовала деятельность М.В. Ломоносова, П.И. и И.И. Шуваловых…».

 

47. Причиной вступления России в Семилетнюю войну являлось (ась)

1) угроза интересам России в Центральной Европе со стороны Пруссии

2) необходимость получения выхода к незамерзающим портам

3) захват части территории России

4) борьба за «польское наследство»

 

48. Чьё правление отмечено Победами русского оружия в Семилетней войне?

1) Петра 1

2) Екатерины II

3) Ивана IV

4) Елизаветы Петровны

 

49. В XVIII в. русские войска вступили в Берлин в ходе

1) Семилетней войны 3) походов А.В. Суворова

2) Северной войны 4) походов Ф.Ф. Ушакова

 

50. Прочтите отрывок из указа и определите, кто издал этот указ.

«Объявляем во всенародное известие. Желая разными способами благополучие и силу государства умножать и всегда к этому желание и попечение имея…

…Между прочим всемилостивейше усмотрели, какие от сборщиков внутри государства таможенных пошлин происходят отягощения для платящих оные…

…Из нашей императорской милости к народу и любви к отечеству, верноподданных наших всемилостивейше жалуем и освобождаем от платежа внутри государства таможенных и мелочных сборов…»

1) Пётр I

2) Анна Иоанновна

3) Елизавета Петровна

4) Екатерина II

 


51. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

25 ноября 1741 г. гвардия провозгласила императрицей «дщерь Петрову» Елизавету Петровну.

Каким образом она взошла на престол и почему? (Назовите не менее двух фактов).

Назовите не менее трех особенностей правления Елизаветы Петровны.

 

52. Прочтите отрывок из сочинения историка А. Каменского и назовите правителя, о котором идет речь.

«В самом конце 1761 года на российский престол поднялся 35-летний человек – нервный, впечатлительный, невоздержанный в своих порывах и увлечениях. Он не знал и не любил страну, которой ему предстояло править, и ему в голову не приходило, что по отношению к этой стране у него есть какие-то обязанности, а ее народ – не просто толпа подданных.

Вырвавшись из клетки, где его держали практически всю сознательную жизнь, он впервые ощутил себя императором, самодержцем с безграничной властью и упивался свободой, возможностью жить и царствовать по своему хотению».

 

53. Установите соответствие между именами российских государей и названиями документов,

принятых в их царствование.

ГОСУДАРИ НАЗВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ

1) Петр I А) «Соборное Уложение»

2) Алексей Михайлович Б) «Табель о рангах»

3) Иван IV В) «Манифест о вольности дворянской»

4) Петр III Г) «Судебник»

Д) «Жалованная грамота городам»

54. Прочтите отрывок из законодательного акта.

«…дед наш, Пётр Великий… в тогдашнее ж время российскому дворянству… повелел вступить в военные и гражданские службы … Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале казались тягостными и несносными для дворянства… (но) последовали от того неисчётные пользы, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежность к службе умножило… усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была. И тако мы… отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству…

1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы… просить да не дерзают…

6. А как по сему нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет, …разве особливая надобность потребует, но то не иначе как за подписанием нашей собственной руки именным указом поведено будет…

7. …о малолетних их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в герольдии, губерниях, провинциях и городах, …причём от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают, …однако ж чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом…

8. Находящихся же ныне в нашей военной службе дворян в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставлять, разве кто более 12 лет военную службу продолжал, то таковые получат увольнения от службы».

Укажите, в каком году был издан данный акт. Какое название он получил? Какой государь (государыня) его издал(-а)?

В чём заключалось основное право, предоставленное русскому дворянству этим законодательным актом? Какие ограничения предоставленного дворянам права вводились этим актом (укажите не менее двух ограничений)?

Какие другие важные внутриполитические мероприятия были предприняты императором, при котором был издан данный акт? (Укажите одно любое мероприятие.) Как окончилось его правление? В каком последующем законодательном акте были закреплены права и привилегии дворян?

 

55. К мероприятиям, проведенным в царствование Петра III, относится

1) принятие Соборного Уложения 3) освобождение дворян от обязательной службы

2) созыв Уложенной комиссии 4) создание военных поселений

 


56. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

А) установление урочных лет В) принятие «Соборного Уложения»

Б) учреждение Верховного Тайного совета Г) принятие «Манифеста о вольности дворянской»

 

57. Что из названного было следствием дворцовых переворотов 1725–1762 гг.?

1) расширение привилегий дворянства 3) создание Сената

2) ограничение абсолютной власти монарха 4) создание Государственного Совета

 

58. Во второй четверти XVIII в. в отличие от петровского времени

1) военная служба для дворян стала пожизненной

2) роль дворянства в государственном управлении сократилась

3) увеличились привилегии дворянства

4) дворянству запрещалось заниматься хозяйственной деятельностью

 

59. Какие три из приведенных ниже понятий и выражений связаны с эпохой дворцовых переворотов в России?

A) «просвещенный абсолютизм»

Б) «золотой век дворянства»

B) опричнина

Г) «бироновщина»

Д) хованщина

Е) Смута

 

60. Какие три из приведенных ниже понятий, выражений связано с эпохой дворцовых переворотов в России?

A) гвардия

Б) «опричнина»

B)«аракчеевщина»

Г) верховники

Д) секуляризация

Е) «хованщина»

 

61. Охарактеризуйте основные события, связанные с дворцовыми переворотами второй четверти 1720-1760-х гг. В чем состояли их причины и следствия?

 

62. Что было основано в России в 1755 г. по указу Елизаветы Петровны?

1) Славяно-греко-латинская академия

2) Царскосельский лицей

3) Морская академия

4) Московский университет

 

63. Московский университет был основан в

1) 1755 г. 2) 1687 г. 3) 1725 г. 4) 1701 г.

 

64. Кто из названных лиц был инициатором открытия Московского университета?

1) Е.Р. Дашкова

2) Г.Р. Державин

3) В.Н. Татищев

4) М.В. Ломоносов

 

65. Прочтите отрывок из документа и укажите, в чье царствование он был принят.

«…как всякое добро происходит от просвещенного разума, а напротив того зло искореняется, то следовательно нужда необходимая о том стараться, чтоб способом пристойных наук, возрастало в пространной нашей империи всякое полезное знание; чему подражая для общей отечеству славы, Сенат наш, и признав за весьма полезное к общенародному благополучию, всеподданнейше нам доносил, что действительный наш камергер и кавалер Шувалов подданным в Сенат доношением, с приложением проекта и штата о учреждении в Москве университета для дворян и разночинцев, по примеру европейских университетов, где всякого звания люди свободно наукою пользуются, и двух гимназий, одну для дворян, другую для разночинцев».

 


66. Современниками были

1) Фёдор Иоаннович и Аристотель Фиораванти

2) Анна Иоанновна и Алексей Михайлович

3) Елизавета Петровна и М.В. Ломоносов

4) патриарх Никон и Иосиф Волоцкий

 

67. Камчатские экспедиции в первой половине XVIII в., проложившие восточный морской путь из России в Северную Америку, возглавлял

1) В. Беринг

2) С. Дежнев

3) С. Хабаров

4) В. Атласов

 

68. Расположите в хронологической последовательности следующие события XVIII в.:

А) основание Московского Университета

Б) окончание Северной войны

В) основание Санкт-Петербурга

Г) основание Академии Наук

 

69. Расположите в хронологической последовательности появление следующих понятий

1) шатровый стиль

2) модерн

3) парсуна

4) барокко

 

70. Расположите в хронологической последовательности создания следующие памятники зодчества.

А) Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Б) Успенский собор во Владимире

В) Новодевичий монастырь в Москве

Г) Софийский собор в Киеве

 

71. Расположите названия памятников зодчества в хронологической последовательности их создания.

А) Зимний дворец архитектора В.В. Растрелли в Санкт-Петербурге

Б) Царский дворец в Коломенском

В) Собор Василия Блаженного в Москве

Г) Петропавловский собор архитектора Д. Трезини в Санкт-Петербурге

 

73. Среди имен русских архитекторов XVIII в. укажите имя автора Зимнего дворца в Санкт- Петербурге и Большого Екатерининского дворца в Царском селе.

1) В.И. Баженов

2) М.Ф. Казаков

3) В.В. Растрелли

4) И.Е. Старов

 

74. К памятникам архитектуры XVIII в, относятся (три из шести)

А) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Б) Успенский собор Московского Кремля

В) здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге

Г) храм Святой Софий в Новгороде Великом

Д) храм Василия Блаженного в Москве

Е) Зимний дворец в Санкт-Петербурге

 

75. Создателем первого русского профессионального театра был

1) Д.И. Фонвизин

2) Ф.И. Шубин

3) Ф.Г. Волков

4) В.И. Баженов

 

 


76.

 

77. Создателем русского профессионального театра в XVIII в. был

1) Матвей Казаков

2) Симеон Полоцкий

3) Федор Волков

4) Михаил Щепкин

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.