Качество и совершенствование деятельности организации Никто, кроме нас самих, не знает всех своих сильных и слабых сторон. Самоанализ дает возможность увидеть все достоинства и недостатки собственного бизнеса, рассмотреть их с разных сторон и найти направление, в котором двигаться, чтобы избавиться от недостатков и усилить достоинства. Самооценивание на предприятии ведет к совершенствованию деятельности компании. Каковы современные подходы к управлению деятельностью организации? В современном менеджменте сформировались новые модели управления деятельностью организаций, которые базируются на представлении организации как системы. Организация как система представляет собой структуру, элементы которой (подсистемы) взаимосвязаны и взаимодействуют как между собой, так и с внешним окружением организации. Внутренняя структура организации отражает цели и ценности работающих в ней людей и обеспечивает непрерывность протекающих в организации процессов. «Внешняя среда» организации не является сферой непосредственного воздействия со стороны менеджмента, но своим воздействием может менять поведение организации. Современный подход к управлению деятельностью организации строится на рассмотрении как внутренних процессов, происходящих в организации, так и на выявлении и описании ее неразрывных связей с внешним миром. Все проблемы управления организацией при этом рассматриваются через призму управленческих процессов, то есть через взаимоувязанные между собой управленческие действия, направленные на принятие решений для реализации целей организации. Что такое «совершенствование» применительно к управлению деятельностью организации и как оно связано с управлением качеством? Организации стремятся добиться поставленных целей. Для этого им постоянно необходимо находиться в движении. Движение в бизнесе — дорога к успеху. Одного движения недостаточно, необходимо правильное направление. Если организация движется в правильном направлении, она совершенствуется. Совершенствовать можно продукты или услуги организации, доставку клиентам этих продуктов или услуг, или же процесс их создания. Качество деятельности организации показывает изменение между двумя состояниями организации во времени. Таким образом, качество рассматривается как степень соответствия и совершенствования на всех этапах функционирования организации. В[Д28] чем состоят цели и задачи совершенствования работы организации? Цели и задачи совершенствования работы основываются на результатах оценки степени удовлетворенности клиента (полученной в ходе обратной связи) и показателей деятельности самой организации. Совершенствование деятельности организации должно сопровождаться участием руководства в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных целей. Какие действия необходимо предпринять, чтобы на практике «запустить» механизм совершенствования деятельности организации? Это достигается следующими действиями: • определение в качестве цели каждого сотрудника организации непрерывного совершенствования продукции, процессов и систем; • использование периодической оценки вместо установленных критериев качества для определения области возможного совершенствования; • постоянное повышение производительности и эффективности всех процессов; • поощрение профилактических действий; • обеспечение всех сотрудников организации соответствующим обучением, методиками и инструментами непрерывного совершенствования (например, такими, какие описаны в данной главе); • создание системы мер для установления, отслеживания и стимулирования улучшений. Планирование деятельности компании с помощью самооценки Самооценивание — это исчерпывающий и систематический пересмотр принципов деятельности компании и достигаемых ею результатов, осуществляемый с учетом модели развития бизнеса, которую реализует данная компания. Какие[Д29] преимущества обеспечивает компании применяя самооценивание? Регулярное использование Самооценивания может обеспечить компании целый ряд преимуществ, в частности: • строгий структурированный подход к развитию бизнеса. • анализ деятельности компании, основанный на фактах, а не на личном восприятии. • общность целей и единство в понимании задач всеми сотрудниками компании. • средства для обучения сотрудников компании эффективному использованию принципов Всеобщего Качественного Управления (модель TQM). • средства для интегрирования в повседневные операции различных инициатив, направленных на кардинальное совершенствование деятельности. • мощный диагностический инструмент. • средства для объективного анализа деятельности компании по совокупности критериев, широко распространенных в Европе. • средства для анализа прогресса, достигнутого за период времени. • возможность целенаправленного использования процедуры самооценивания именно на том участке деятельности компании, где это наиболее необходимо в данный момент. • методологию, применимую на всех уровнях, от отдельных сотрудников до компании в целом. • средство, способное повысить энтузиазм сотрудников компании и обеспечить их заинтересованность в процветании компании. • возможности для применения эффективных подходов, обеспечивающих совершенствование деятельности отдельных подразделений компании, или, в более широком смысле, совершенствование совместных действий с другими компаниями. • возможности для самостоятельного проведения конкурсов в пределах компании, позволяющих оценить достигнутый прогресс и определить наиболее выдающиеся достижения. • способы согласования целей, которых добивается компания, с объективными возможностями применяемых стратегий и осуществляемых процессов. • средства для осуществления сравнительного анализа, как в пределах компании, так и с другими компаниями. Что является результатом самооценивания? Результатом самооценивания является целенаправленное планирование мероприятий, строгое выполнение которых приводит к достижению реального прогресса в деятельности организации. Нужно ли руководству компании проводить самооценивание, если на предприятии уже внедрена система управления качеством? В течение многих лет на предприятиях и в организациях действовали подразделения, занимавшиеся в основном измерением показателей качества и составлением отчетов о состоянии обеспечения качества в процессе производства. Такие подразделения, как службы обеспечения качества и надежности, направляли свои ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система управления «по отклонениям», которая реагировала на возникшие ошибки и пренебрегала более важными профилактическими мероприятиями, недооценивала важность отличных результатов работы в подразделениях, не связанных с процессом производства. Планирование деятельности компании с помощью самооценки позволяет провести самодиагностику деятельности всех управляющих систем компании. В результате можно перераспределить средства, выделяемые на решение проблем по обеспечению качества так, чтобы система управления предприятием не только регулировала текущие операции, но и не допускала возникновения проблем. Нужно лечить больного, а не заниматься болезнями. Поэтому организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и после тщательного анализа со стороны руководства предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения повторного выявления таких проблем в будущем. |