Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы Следует выяснить основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций с целью формирования психологической устойчивости для целей безопасности труда. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Назовите основные психологические причины ошибок создания опасных ситуаций? 2. Что изучает наука инженерная психология? 3. Охарактеризуйте влияние психических процессов, психических свойств и психических состояний на безопасность? Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники: 8.2.1; 8.3.1, 8.3.2. Тема 4.2. Виды и условия трудовой деятельности Содержание темы Виды трудовой деятельности:физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды. Количественная оценка условий труда на производстве. Особенности работы во вредных условиях труда. Оценка тяжести и напряженности труда в таможенном деле, их характеристика и особенности. Задания для самостоятельной работы В результате самостоятельной работы необходимо сформировать знания по следующим темам: 1. Классификация условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса. 2. Классификация условий труда по факторам производственной среды. 3. Количественная оценка условий труда на производстве. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы Следует внимательно изучить «Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Этот документ содержит практические рекомендации по количественной оценке условий труда на производстве. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Дайте определение термину напряженность труда? 2. Какой фактор называется опасным производственным фактором? 3. Дайте определение термину тяжесть труда? 4. Дайте определение термину условия труда? 5. Назовите классификацию условий труда по степени вредности и опасности? 6. Какие условия труда называются оптимальными? 7. Какие условия труда называются допустимыми? 8. Какие условия руда называются вредными? 9. Какие условия руда называются опасными (экстремальными)? Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники: 8.1.35; 8.2.1; 8.2.2. Тема 4.3. Эргономика безопасности. Требования к организации рабочего места Содержание темы Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек — машина — среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места: выбор положения работающего, пространственная компоновка и размерные характеристики рабочего места, взаимное положение рабочих мест, размещение технологической и организационной оснастки, конструкции и расположение средств отображения информации. Техническая эстетика. Требования к организации рабочего места пользователя компьютера и офисной техники. Особенности организации рабочих мест в таможенном деле. Практическое занятие «Организация рабочего места пользователя ПЭВМ» (форма обучения: очная) Вопросы 1. Психофизиологические особенности труда пользователей ПЭВМ. 2. Оценка тяжести и напряженности труда пользователей ПЭВМ. 3. Особенности организации рабочих мест пользователей ПЭВМ и офисной техники. Задания для самостоятельной работы В результате самостоятельной работы необходимо сформировать знания по следующим темам: 1. Виды и условия трудовой деятельности. 2. Эргономические основы безопасности. 3. Требования к организации рабочего места пользователя компьютера и офисной техники. |