ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Анализ жизненных сценариев Структурный анализ Э. Берн открыл три различных способа существования человека в мире, каждый из которых состоит из набора мыслей, чувств и поведения. Если человек мыслит, чувствует и ведет себя, копируя одного из родителей или других взрослых, которые учили его жить, он находится в эго-состоянии Родителя. Если же он думает и действует, исходя из принципа "здесь и теперь", реагирует на то, что происходит вокруг него, используя свой потенциал взрослой личности, он проявляет свое эго-состояние Взрослого. Если же его мысли чувства и поведение похожи на то, что он обычно делал в детстве, он перемещается в эго-состояние Ребенка. Таким образом эго-состояние - это совокупность связанных друг с другом мыслей, чувств и поведения человека, способ существования и проявления одной из трех частей личности в данный момент времени. Объединив вместе эти три эго-состояния, мы получаем трехчленную модель эго-состояний личности. Схема 3. Основные эго-состояния личности Модель эго-состояний лежит в основе структурного анализа, раскрывающего суть личности и основы ее взаимодействий с другими. Эти три эго-состояния позволяют человеку быть гибким. Нельзя сказать, что какое-то из них лучше или хуже. Зрелый человек использует их все - в зависимости от конкретной ситуации. Каждое эго-состояние необходимо человеку как важная неотъемлемая часть структуры его личности. Эго-состояние Родителя несет в себе все богатство человеческого опыта, передающееся из поколения в поколение, моральные убеждения и модели поведения. Это наша память, традиционное видение мира и жизни. Оно основано на заботе о сохранении человеческого рода, культурных и семейных традициях и возникает еще в детском возрасте, задолго до того, как человек становится папой или мамой. Когда включается Эго-состояние Взрослого, человек реагирует на ситуацию "здесь и теперь" и использует все возможности, свойственные зрелому человеку. Способы решения проблем, модели поведения и чувства - всё адекватно реальной ситуации. Человек при этом использует соответствующие возрасту интеллектуальные и эмоциональные ресурсы. В этом состоянии люди обычно спокойны, не выражают эмоций, задают вопросы по содержанию: "Что?", "Кто?", "Когда?", "В чем заключаются факты?" Ребенок - это мир эмоций и чувств: иррациональных страхов, тревог, грусти и гнева, радости, энтузиазма, нежности и любви. Это игра воображения и кладезь творчества, креативности. Именно Ребенок - источник наших побуждений, спонтанности, творческих порывов, теплоты, страстей, подчинения или бунта, пронырливости и хитрости. Ценность структурного анализа состоит в том, что, внимательно наблюдая за внешними реакциями человека (вербальными и невербальными), можно определить, что он чувствует, и понять некоторые важные мысленные паттерны. Ведь суть модели эго-состояний и заключается в том, что она позволяет нам установить надежную связь между мыслями, чувствами и поведением. Заканчивая характеристику структурной модели личности, подчеркнем, что структурная модель характеризует каждое эго-состояние, раскрывая тем самым содержание личности. Следующая проблема - как мы используем эго-состояние. Решая ее, Э. Берн создает функциональную модель личности и разрабатывает функциональный анализ. Функциональный анализ Функциональный анализ дает ответ на вопрос: как функционируют различные части личности? Оказалось, что Родитель, Взрослый и Ребенок ведут себя по-разному. в функциональной модели эго-состояние Ребенка подразделяется на эго-состояние Свободного Ребенка и эго-состояние Адаптированного Ребенка Поведение взрослого человека в позиции Адаптированного Ребенка (АРе) может быть позитивным и негативным. Мы находимся в Позитивном Адаптированном Ребенке (АРе+), когда проигрываем продуктивные способы поведения и без труда достигаем желаемого результата, сохраняя при этом большое количество энергии. Так, мы автоматически следуем тысячам правил: переходим улицу по светофору, говорим "пожалуйста" и т.п. Однако иногда наше "детское" поведение не соответствует взрослой ситуации "здесь и теперь", т. е. мы находимся в эго-состоянии Негативного Адаптированного Ребенка (АРе). Например, в детском возрасте человек обнаружил, что самый лучший способ привлечь внимание отца или матери - обидеться на них. Став взрослым, он может иногда демонстрировать обиду или недовольство в надежде получить желаемое. Поведение Свободного Ребенка можно также классифицировать как позитивное и негативное. Взрослый человек в эго-состоянии Свободного Ребенка ведет себя, не обращая внимания на правила и ограничения. Некоторые специалисты ТА выделяют в Ребенке Маленького Профессора, или Ребенка-Манипулятора, который выполняет функции творческой, интуитивной части, отличающейся тонким чувствованием человека или ситуации, высокой креативностью. При этом Маленький Профессор рассматривается не как отдельное функциональное эго-состояние, а как внутренняя инстанция, которая примиряет и согласовывает действия Родителя, Взрослого и Ребенка или улавливает суть происходящего в той или иной ситуации без стремления попасть в гущу событий. Эго-состояние Родителя, представленное на схеме 4, делится на две части: Контролирующего Родителя (КР), которого некоторые авторы называют Критикующим, и Заботливого Родителя (ЗР). Его же иногда называют Воспитывающим. Контролирующий Родитель хранит определенные нормы, запреты, правила и совокупность предрассудков. Он может быть позитивным, если его директивы и запреты искренне направлены на защиту или поддержку человека. Негативный Контролирующий Родитель унижает другого человека. Позитивный Заботливый Родитель помогает другому, исходя из подлинного уважения к нему. Негативный оказывает помощь с позиции превосходства, игнорируя своего подопечного. В функциональной модели Взрослый не подразделяется на составные части. Любое поведение характеризуется как Взрослое, если человек реагирует на ситуацию "здесь и теперь", используя все свои ресурсы и возможности. Эго-состоянию Взрослого мы обязаны нашей рассудительностью и склонностью к эксперименту, способностью обрабатывать внешнюю информацию, принимать решения и вести переговоры. Оно разрешает наши противоречия и внутренние конфликты. Наиболее подходящая метафора для характеристики Взрослого - образ ЭВМ. Следующая важная часть теории Э. Берна - анализ трансакций. Анализ трансакций Общаясь, человек может обратиться к своему собеседнику из одного из трех эго-состояний. Тот, в свою очередь, отвечает тоже из одного из своих эго-состояний. Подобный обмен ходами в общении называется трансакцией (или взаимодействием). Э. Берн считал трансакцию основной единицей общения. При этом первая сказанная фраза, взгляд или жест называются побуждающим ходом-стимулом, а ответный ход партнера - реакцией. Используя модель эго-состояний для анализа взаимодействия между двумя людьми, Э. Берн различает параллельные, пересекающиеся, открытые и скрытые, двойные и угловые трансакции. Кроме того, он разработал три правила коммуникации. Впараллельной (называемой также простой или дополнительной} трансакции векторы параллельны друг другу, а эго-состояние, в которое обращаются, является источником реакции. Существует несколько основных типов параллельных трансакций, где участвуют только два эго-состояния: "Взрослый-Взрослый", "Родитель-Родитель" и "Ребенок-Ребенок", а также: "Ребенок-Родитель", "Взрослый-Родитель", "Родитель-Ребенок", "Взрослый - Ребенок". Схема 8. Параллельная трансакция "Взрослый - Взрослый" Второй ученик совсем другой. Из своего раннего детства он вынес уверенность в том, что взрослые должны заботиться о нем, и он не научился сам нести ответственность за свое поведение. Он может задать тот же самый вопрос из эго-состояния Ребенка. Подойдет к учителю так, как он обычно подходил к маме и папе, и будет общаться с ним так, как с родителями, т.е. взаимодействовать из своего Ребенка с Родителем учителя. Если тот будет давать необходимую информацию заботливым теплым тоном или, наоборот, раздраженным, разгневанным тоном, он обратится из своего эго-состояния Родителя к эго-состоянию Ребенка ученика. Эта серия параллельных трансакций показана на схеме 9. Схема 9. Параллельная трансакция "Ребенок-Родитель" Параллельная трансакция содержит в себе элементы ожидания и предсказуемости происходящего. Когда ученик спрашивает учителя, какой параграф ему следует подготовить, он ожидает ответа и получает его. Идея предсказуемости ответа лежит в основе первого правила коммуникации. До тех пор пока трансакции остаются параллельными, коммуникация может продолжаться бесконечно долго. Пересекающаяся трансакция. Ученик может спросить учителя: "Какой параграф мне надо выучить к следующему занятию?" - обращаясь из своего Взрослого эго-состояния. Однако учитель рассерженно ворчит: "Какой параграф, какой параграф! Я обо всем говорил на уроке". Это реакция не из Взрослого, куда был послан вопрос Взрослым. Напротив, учитель переместился в эго-состояние рассерженного Родителя. Своим ворчанием он призывает ученика переместиться из Взрослого в Ребенка. Диаграмма такого пересекающегося взаимодействия показана на схеме 10. Человек, получивший пересекающуюся трансакцию, обычно чувствует необходимость перейти в эго-состояние, в которое была направлена трансакция. В этом заключается позитивный аспект использования пересекающихся трансакций, так как из нового, соответствующего посланию состояния легче направлять параллельные трансакции, т. е. поддерживать общение. В противном случае общение на некоторое время прерывается. Наступает "разрыв взаимодействия". Вступает в действие второе правило коммуникации: При пересекающейся трансакции происходит разрыв взаимодействия, при этом для восстановления коммуникации одному или обоим партнерам необходимо изменить свои эго-состояния. Проанализируем пример скрытой трансакции. Учитель: "Вы готовились к сегодняшнему занятию?" Ученик: "Конечно, читал и пытался разобраться". На первый взгляд это параллельная трансакция "Взрослый-Взрослый". Действительно, на социальном уровне так оно и есть, но если проанализировать ее с точки зрения голоса и визуальных признаков, то мы получим нечто другое. Учитель (резко, интонация падает в конце предложения, мышцы лица напряжены, брови соединены друг с другом): "Вы готовились к сегодняшнему занятию?" Ученик (дрожащий голос, взволнованная интонация, плечи приподняты, голова наклонена вперед, смотрит из-под бровей): "Конечно, читал и пытался разобраться". На психологическом уровне происходит обмен "Родитель-Ребенок", "Ребенок-Родитель". Если придать сообщениям психологического уровня словесную форму, то мы могли бы услышать следующее: Учитель: "Вы вечно не готовы к занятиям!" Ученик: "Вы всегда несправедливы ко мне!" Диаграмма этой скрытой трансакции показана на схеме 12 (стимул и реакция социального уровня изображены сплошными стрелками и обозначены буквами Сс и Рс; пунктирные стрелки обозначают стимул и реакцию психологического уровня: Сп и Рп). Схема 12. Двойная скрытая трансакция: социальный уровень "Взрослый - Взрослый", "Взрослый - Взрослый"; психологический уровень "Родитель-Ребенок", "Ребенок - Родитель" В скрытых трансакциях мы имеем два вида сообщений: открытое, или сообщение социального уровня, и скрытое - сообщение психологического уровня. Часто социальный уровень - это взаимодействие "Взрослый-Взрослый". Психологический уровень - обычно трансакции "Родитель-Ребенок" или "Ребенок-Родитель". Любая скрытая трансакция, подобная этой, в которой социальное сообщение "Взрослый-Взрослый" перекрывает обмен на психологическом уровне между "Родитель-Ребенок", называется двойной трансакцией. Третье правило коммуникации Э. Берна гласит: Поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне. В скрытой трансакции сообщение на социальном уровне передается словами. Для того чтобы "думать по-марсиански", т. е. распознать психологический уровень взаимодействия, необходимо наблюдать за невербальным поведением: тоном голоса, жестами, положением тела и выражением лица человека. Более тонкие сигналы проявляются в дыхании, напряжении мускулов, расширении зрачков и т. п. Маленькие дети читают эти сигналы интуитивно. Взрослые теряют такую способность. Для того чтобы эффективно общаться, необходимо вновь научиться узнавать невербальные сигналы. Анализ жизненных сценариев Сценарий по сути дела можно рассматривать как типичный стиль взаимодействия. Анализ сценариев жизни - еще одна важная составляющая часть концепции Э. Берна - используется для описания, объяснения и коррекции поведения человека и его взаимодействия с другими. Что такое сценарий и как он действует? Э. Берн определяет сценарий жизни как "бессознательный жизненный план", который составляется в детстве в форме драмы, имеющей четко обозначенные начало, середину и конец. Конец, или финал, сценария называют "расплатой". Человек обычно не осознает, что он живет по сценарию. Тем не менее он живет и ведет себя чаще всего так, что постепенно движется к той финальной сцене, которая была определена в детстве. Природа и происхождение сценария жизни. На выбор сценария в раннем детстве большое влияние оказывают родители ребенка. С первых дней жизни они передают ему "послания", на основе которых и формируются у человека представления о себе, о других людях и о жизни в целом. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте он может быть пересмотрен. Содержание сценария. Содержание сценария каждого человека уникально, словно отпечатки пальцев. Однако все многообразные по содержанию сценарии можно разделить на три группы: победителя, побежденного и непобедителя. "Победитель" - это человек, достигающий своей цели. "Победа" всегда соотносится с целями, которые человек ставит перед собой, и с чувствами, сопутствующими их достижению. "Победитель" всегда доволен своими достижениями. "Побежденный" - это человек, который не достигает своей цели. И опять дело заключается не в победе самой по себе, а в степени сопутствующего комфорта и в характере эмоций. Человек, который выбрал позицию "я - хороший, ты - хороший", скорее всего выберет сценарий победителя. Проигрышному сценарию часто сопутствует другая позиция -"я - плохой, ты - плохой". Разочарованиям нет конца. Человек чувствует себя приниженным и нелюбимым, полагая, что никто не в силах ему помочь, так как остальные тоже "плохие". Сценарный процесс. Э. Берн обнаружил и доказал, что существует лишь шесть основных паттернов сценарного процесса. Человек любого пола, возраста, образования, воспитания и расы проживает свою жизнь в соответствии с одним или несколькими из них. Это паттерны "Пока не", "После", "Никогда", "Всегда", "Почти", "Сценарий с открытым концом". Сценарному паттерну "Пока не" соответствует лозунг: "Я не могу радоваться, пока не закончу работу". Существуют многочисленные варианты этого сценария, тем не менее в каждом содержится мысль о том, что "ничего хорошего не будет до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится". Например: "Жизнь начинается после сорока" или "Когда выйду на пенсию, смогу путешествовать" и т. д. Описывая сценарные процессы, Э. Берн иллюстрирует их примерами из древнегреческой мифологии. Так, сценарий "Пока не" был у Геракла, который, прежде чем стать полубогом, должен был выполнить множество трудных задач, в том числе очистить от навоза королевские конюшни. Паттерн "После" - это обратная сторона процесса "Пока не". Человек, живущий по этому сценарию, следует девизу: "Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить". Например: "День начинается у меня рано и весело, но к вечеру я устаю". Иллюстрация сценарного процесса "После" - миф о греческом царе Дамокле, которого сиракузский тиран Дионисий посадил во время пиршества на свое место, повесив над его головой на конском волосе острый меч. Подобно Дамоклу, находившемуся в постоянном страхе, человек, проживающий сценарий "После", полагает, что за сегодняшние удовольствия завтра на него снизойдет кара. Суть сценария "Никогда" заключается в следующем: "Я никогда не получаю того, чего больше всего хочу". Человек в данном случае не понимает, что, для того чтобы добиться чего-нибудь в жизни, нужно сделать первый шаг к своей цели. Однако именно на этот шаг и не хватает жизненной энергии. В этом сценарии человек подобен лидийскому царю Танталу, осужденному Зевсом на вечные муки голода и жажды. Очень близко вокруг были и вода, и прекрасная еда, но Тантал, стоя посередине бассейна с водой, не мог до них дотянуться и испытывал нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достигнуть. Согласно мифу, Тантал не понимает, что для избавления от мучений надо сделать лишь шаг в сторону. Человек, следующий сценарию "Всегда", постоянно делает одни и те же ошибки. Пережив неудачу однажды, он предпринимает новую попытку, чтобы добиться успеха, но совершает те же промахи, что и в предыдущий раз. Человек может несколько раз вступать в брак и разводиться или из-за спора с начальством часто менять место работы. При этом после очередной драмы в голове кружится вопрос: "Почему это всегда случается со мной?" Этому сценарию соответствует древнегреческий миф об Арахне - мастерице вышивать, вступившей в спор с богиней Минервой. Получив от Арахны вызов на состязание по вышивке, Минерва превратила ее в паука, обреченного вечно ткать свою паутину. Человек со сценарием "Почти" никогда не доводит начатого дела до конца. Почти достигнув цели, он в силу обстоятельств, кажущихся ему объективными, бросает одно дело и берется за другое. Это сценарий "Почти - тип 1". Сценарий "Почти - тип 2" побуждает человека добиваться своей цели, но, не осознавая этого, он сразу берется за другое дело. Достигнув новой вершины, несчастный вместо того, чтобы остановиться и отдохнуть, опять берется за новое дело. Иногда такой человек считает, что он ничего не достиг, хотя на самом деле приходит ко все новым и новым успехам. Обрекая себя на постоянную работу без передышки, он лишает себя отдыха и общения с другими. В конце концов либо несчастен, либо измотан и нездоров. Иллюстрацией этого сценария Э. Берн считает миф о Сизифе и его труде - нескончаемой и бесплодной работе. Сизиф, тоже провинившийся перед греческими богами, был осужден вечно вкатывать в гору камень, который, достигнув вершины, каждый раз скатывался обратно вниз. Подобно Сизифу, человек, живущий по сценарию "Почти - тип 1", говорит: "В этот раз почти достиг своего". Люди, проживающие сценарий "Почти - тип 2", не замечают, что они, в отличие от Сизифа, добрались до вершины. Не давая себе возможности отдохнуть и оглянуться, они отыскивают новую, еще более высокую гору и толкают на нее свой камень. И так до бесконечности. "Сценарий с открытым концом" напоминает процессы "Пока не" и "После". Во всех трех есть некая точка раздела, после которой все меняется. Человек с открытым сценарием после этой точки ощущает пустоту, беспокойство, не зная, что предпринять. (Похоже на то, что часть театрального сценария потерялась.) Девиз при этом следующий: "Достигая очередной цели, не знаю, что делать дальше". Обычно такие люди, ставя перед собой лишь кратковременные тактические цели, достигнув их, мечутся в поисках очередной задачи. Этот сценарий похож на миф о Филимоне и Бавкисе, пожилой супружеской паре, которая приютила в своем доме уставших путников, оказавшихся богами. Благодарные боги, которым в обличий путников было неоднократно отказано в пристанище, отблагодарили стариков и продлили им жизнь, превратив в растущие бок о бок деревья с переплетающимися кронами. Обычно в жизни человека находится место всем паттернам сценарного процесса, но при этом какой-то один доминирует. Иногда встречаются комбинации, но всегда есть главный процесс и подчиненный. Сценарное поведение человека опасно тем, что он начинает воспринимать жизнь таким образом, как будто она находится в соответствии с его детскими решениями. Появляется склонность исключать из своего сознания некоторые аспекты реальности или раздувать другие действительные аспекты проблемы до гигантских размеров. Все это мешает человеку адекватно решать возникающие проблемы. Находясь в сценарии, человек вместо того, чтобы действовать, полагается на заложенное в его сценарии волшебное решение. Вместо активности он демонстрирует пассивность. Игры Для сохранения сценария взрослый человек может иногда вступать во взаимоотношения, которые повторяют его взаимодействие с родителями в детском возрасте, причем он делает это неосознанно. Одну из разновидностей таких отношений Э. Берн называет игрой. Игра - это скрытое взаимодействие с четко определенным и предсказуемым исходом, чаще всего неприятным. Это самое простое понимание игры в ТА. Сам Э. Берн рассматривал игру как непрерывную серию дополняющих друг друга скрытых трансакций; цель игры: получить выигрыш -неприятные переживания в сочетании с негативной оценкой себя и другого. Надо сказать, что определение игр часто пересматривалось и дополнялось как самим Э. Берном, так и его последователями. Согласно В. Джойнсу, игра - это скрыто мотивированный процесс, который: 1) находится вне осознания Взрослого; 2) явно не проявляется, вплоть до изменения участниками своего поведения; 3) приводит к тому, что все испытывают смущение, непонимание и желание обвинить партнера. Таким образом, как видно из определений, люди играют в игры, не осознавая того, что они делают. В финале игрового взаимодействия обычно чувствуется, что произошло нечто непредвиденное и неприятное. Человек обычно испытывает удивление и понимает, что подобное уже происходило с ним раньше. Подобно другим играм, психологические игры имеют свои правила. По мнению Э. Берна, игра включает в себя крючок (стимул, который на психологическом уровне является приглашением к игре, т.е. ловушка, какой-либо повод, на который отзывается партнер по общению), клев (реакция, которая говорит о том, что человек принял приглашение к игре), переключение (положение в игре, когда игрок меняет роль с целью получить свою расплату) и смущение (момент, обычно следующий сразу же после переключения, когда игроки ощущают, что произошло нечто непредвиденное и неприятное). Игры постоянно повторяются. Время от времени человек играет в свою любимую игру. При этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же. Как можно классифицировать игры и надо ли это делать? В своем бестселлере "Игры, в которые играют люди" Э. Берн буквально заворожил читателей броскими названиями игр. В течение нескольких лет в ТА была мода на придумывание новых игр и их названий. Были открыты сотни игр. В современном ТА осталось немного игр, которые расклассифицированы на несколько паттернов, каждый из которых представлен одним популярным названием. Согласно одной из классификаций, есть игры на всю жизнь ("Алкоголик"; "Должник"; "Бейте меня"; "Попался, негодяй"; "Посмотри, что я из-за тебя сделал"), игры как психотерапевтическое средство ("Оранжерея"; "Я всего лишь пытаюсь помочь Вам"; "Неимущий"; "Крестьянка"; "Психиатрия") и др. Почему люди играют в игры? Однозначного ответа на этот вопрос ТА не дает, однако общепринято мнение о том, что, играя в игры, человек следует устаревшим, приобретенным в детстве стратегиям поведения. Кроме того, люди играют в игры, чтобы сохранить и подтвердить свой сценарий. На самом деле есть достаточно длинный список психологических "выгод", которые побуждают человека вновь и вновь "ловиться на крючок" игры и настойчиво двигаться к ее болезненному, но подсознательно желанному финалу. Развязка психологической игры позволяет: · усиливать свою ведущую жизненную позицию; · находить подтверждения своим верованиям, ценностям и критериям; · получать негативные знаки внимания за отсутствием позитивных; · избегать скуки времяпрепровождения; · избегать истинной ответственности за самостоятельные действия; · поддерживать симбиотические отношения; · избегать эмоциональной вовлеченности в интимность, переживаемую как опасную; · восстанавливать и подтверждать свои чувства-паразиты, или рэкет; · обогащать свою коллекцию марок; · подтверждать и развивать свой сценарий. По сути дела, игра - это повторение схемы взаимодействия человека с родителями в детском возрасте, причем, конечно же, вся эта последовательность трансакций, в результате которой обе стороны испытывают неприятные чувства, происходит помимо воли человека, т.е. по неосознаваемым мотивам. |