МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Статья 12. Типы дошкольных учебных учреждений





Организация функционирования групп раннего возраста. Задачи воспитания и обучения детей раннего возраста.

Внешние и внутренние угрозы безопасности психического здоровья детей раннего возраста. Адаптация ребенка к условиям дошкольного заведения. Факторы, влияющие на степень адаптации. Требования к подбору кадров для работы в группах раннего возраста

Взаимосвязь психологического и физического благополучия в развитии детей раннего возраста. Предпосылки развития личности ребенка в младенческом и раннем возрасте.

Современные комплексные программы развития и воспитания детей раннего возраста («Малятко», «Зернятко», «Я у Світі»). Краткая характеристика структуры и содержания программ.

Абилитация детей раннего возраста. Авторские программы и методики обучения и воспитания детей раннего возраста (В.Г. Алямовская «Воспитание привычек здорового образа жизни», А.М. Богуш «Теорія і методика розвитку мовлення дітей раннього віку», Г.Г. Григорьева «Кроха», М.В. Гмошинская «Художники в памперсах»).

 

Статья 12. Типы дошкольных учебных учреждений

1. соответствии с потребностями граждан Украины создаются следующие дошкольные учебные учреждения:

- дошкольное учебное учреждение (ясли) для детей от двух месяцев до трех лет, где обеспечиваются уход за ними, а также их развитие и воспитание в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования.

- дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) для детей от двух месяцев до шести (семи) лет, где обеспечиваются уход за ними, развитие, воспитание и обучение в соответствии с требованиями базового компонента дошкольного образования.

- дошкольное учебное учреждение ( детский сад) для детей от трех до шести (семи) лет, где обеспечиваются их развитие, воспитание и обучение в соответствии с требованиями базового компонента дошкольного образования.

- дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) компенсирующего типа для детей от двух до семи ( восьми) лет, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, длительном лечении и реабилитации. Дошкольные учебные учреждения (ясли-садики) компенсирующего типа делятся на специальные и санаторные.

- Дом ребенка - дошкольное учебное учреждение системы здравоохранения для медико-социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также для детей с недостатками физического и (или) умственного развития от рождения до трех (для здоровых детей) и до четырех (для больных детей) лет.

- дошкольное учебное учреждение (детский дом) интернатного типа обеспечивает развитие, воспитание, обучение и социальную адаптацию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, дошкольного и школьного возраста, находящихся в родстве и содержатся за счет государства.

- дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) семейного типа для детей в возрасте от двух месяцев до шести (семи) лет, состоящих в родстве, где обеспечиваются уход, развитие, воспитание и обучение в соответствии с требованиями базового компонента дошкольного образования.

- дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) комбинированного типа для детей в возрасте от двух месяцев до шести (семи) лет, в составе которого могут быть группы общего развития , компенсирующего типа, семейные, прогулочные, где обеспечивается дошкольное образование с учетом состояния здоровья детей, их умственного, психологического, физического развития. - дошкольное учебное учреждение (центр развития ребенка), в котором обеспечиваются физическое, умственное и психологическое развитие, коррекция психологического и физического развития, оздоровления детей, посещающих другие учебные заведения или воспитывающихся дома.

- Детский дом семейного типа - дошкольное учебное заведение, в котором воспитываются дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, в возрасте от двух до восемнадцати лет.

2. Перечень дошкольных учебных заведений (яслей-садов) компенсирующего типа определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Для удовлетворения образовательных потребностей граждан дошкольное учебное учреждение может входить в состав учебно-воспитательного комплекса "дошкольное учебное заведение - общеобразовательное учебное заведение", "общеобразовательное учебное заведение - дошкольное учебное заведение» или в состав объединения с другими учебными заведениями. Для удовлетворения образовательных, социальных потребностей, организации ранней коррекционной и лечебно-восстановительной работы при специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), общеобразовательных санаторных школах (школах-интернатах) могут создаваться дошкольные группы. Для обеспечения реализации прав ребенка на родственные связи при общеобразовательных школах-интернатах для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, могут создаваться дошкольные отделения. Для удовлетворения образовательных, социальных потребностей граждан могут создаваться дошкольные учебные учреждения с сезонным пребыванием детей.

Дошкольное учебное заведение - учебное заведение, обеспечивающее реализацию права ребенка на получение дошкольного образования, его физическое и духовное развитие, социальную адаптацию и готовность продолжать образование.

Ясли, ясли-сад — это оздоровительно-воспитательное учреждение, которое совместно с семьей воспитывает, т. е. осуществляет физическое, умственное, нравственно-трудовое и эстетическое воспитание детей в возрасте от 2 мес.
За организацию воспитания детей в яслях перед заведующей отвечает педагог, который руководит и контролирует воспитательную работу групповых сестер-воспитательниц., В группах детей до 2-х лет непосредственно с детьми работают сестры-воспитательницы, которые выполняют всю медицинскую и воспитательную работу.
Большое участие в организации воспитания принимает и старшая медицинская сестра.

 

. Дом ребенка. Это учреждение, где живут и получают воспитание дети первых 3 лет жизни, родители которых умерли, либо родители которых по тем или иным причинам в данное время не могут воспитывать своего ребенка. Таким образом, дом ребенка временно заменяет детям семью. Забота и ответственность за здоровье и правильное физическое и нервно-психическое развитие детей на это время полностью ложится на персонал дома ребенка. Руководство воспитанием детей так же, как и в яслях, осуществляет врач-заведующая с помощью педагога, а выполнение всей оздоровительно-воспитательной работы в группе — сестра-воспитательница под руководством педагога и старшей медицинской сестры.
Воспитание детей в доме ребенка преследует те же цели и задачи, что и в яслях. Общими являются также содержание воспитательной работы и основные методы воспитания и функции педагога, старшей медицинской сестры и воспитательницы.
Однако воспитание детей в доме ребенка, по сравнению с яслями, имеет свою специфику. Прежде всего эти дети лишены воспитательного воздействия семьи. В дом ребенка часто поступают дети непосредственно из родильного дома, т. е. в наиболее ранимом возрасте. Часто они лишены естественного грудного вскармливания. Среди детей, поступающих в дом ребенка, много детей с тяжелой наследственностью, из очень тяжелых условий, после перенесенной родовой травмы. Дети постоянно (некоторые в течение всех 3 лет) живут в коллективе. Вследствие всех этих особенностей организация воспитания детей в доме ребенка более сложна, чем в другом детском учреждении.
Наряду с выполнением всей системы воспитания, осуществляемой в яслях, в доме ребенка необходимо правильно организовать некоторые специфические разделы работы.
1. Организация карантинной группы. Всех поступающих детей старше 2 мес помещают в карантинную группу, где они проходят период адаптации. У детей резко меняются привычные условия жизни, поэтому период привыкания у них нередко протекает очень тяжело. Одной из первых задач персонала дома ребенка является правильная организация жизни детей именно в карантинной группе. Необходимы большее внимание, ласка и осторожный подход к каждому вновь поступающему ребенку. В карантинной группе должны работать самые квалифицированные и, главное, наиболее любящие детей воспитательницы и няни, умеющие заменить детям семью и облегчить им тяжелый период адаптации. Этим детям должны быть обеспечены лучшие условия, хорошее помещение, достаточное количество игрушек, пособий и др. Большой заботы требуют к себе дети, поступающие в первые 2—3 мес жизни. Надо принять меры к тому, чтобы ребенок, поступивший в возрасте до 2—3 мес, хотя бы на первое время не лишался грудного молока. Надо убедить мать в значении грудного вскармливания и необходимости сохранения его хотя бы на период привыкания ребенка к новым условиям. Нужно создать все условия для того, чтобы мать могла приходить кормить, обеспечить матери завтрак в доме ребенка и др. Следует своевременно установить правильный ритм основных состояний ребенка — сна и бодрствования, т. е. своевременно «ввести» ребенка в режим.
2. Постоянное пребывание в коллективе при неправильной организации легко может привести к их утомлению и частому возбуждению. Нужно принимать меры к тому, чтобы дети время от времени могли побыть вне группы или в общении с меньшим количеством детей, в какой-то мере отдохнуть от коллектива.
3. Жизнь детей в доме ребенка значительно более однообразна, чем жизнь ребенка в семье. Труднее обеспечить и частое индивидуальное общение со взрослыми. Поэтому необходима специальная забота и дополнительные меры для обогащения детей впечатлениями и обеспечение большим разнообразием различных воспитательных пособий и игрушек.
Ограниченность впечатлений, получаемых детьми в домах ребенка, недостаточность индивидуального общения со взрослыми может вести к некоторой задержке в развитии речи детей и обеднению их поведения. Нужно обеспечить более частое общение детей не только с персоналом своей группы, но и с другими работниками дома ребенка — врачом, педагогом, старшей медицинской сестрой. Следует организовать выход детей за территорию дома ребенка (при благоприятном эпидемиологическом окружении), поездку в зоопарк, вывоз детей на дачу, полнее использовать все окружение — ходить в кухню, кабинет врача, в соседнюю группу. Нужно широко применять специальные занятия по расширению ориентировки в окружающем, чаще проводить показы-инсценировки, игры-развлечения, обогащающие детей впечатлениями и способствующие усложнению самостоятельной деятельности детей. Особое внимание в домах ребенка следует уделять работе по развитию речи.
4. Первоочередной задачей персонала дома ребенка и прежде всего групповой сестры является обеспечение преимущественно эмоционально-положительного состояния ребенка. Эмоциональное состояние каждого ребенка должно быть предметом особого внимания всех работников дома ребенка. Беспокойство должны вызывать не только ярко выраженные отрицательные эмоциональные состояния (крик, плач), но и «спокойные» состояния, за которыми часто скрываются очень опасные вялые состояния ребенка. Необходимо целенаправленно стимулировать разнообразные эмоциональные переживания, обогащать эмоциональную жизнь детей. Для этого прежде всего необходимо спокойное, ровное, любовное отношение к детям. При этом следует учитывать интересы, склонности каждого ребенка, иметь специальный подбор картинок, сюжетов рассказов, инсценировок, вызывающих у детей разнообразные чувства — радость от достигнутого, сожаление, осуждение, одобрение, эстетические переживания и т. д.
5. Так как в доме ребенка воспитываются и дети, имеющие отца или мать, а иногда и обоих родителей или других близких, нужно позаботиться о сохранении связи детей с ними. Общение с родителями способствует лучшему развитию детей, является сильным дополнительным фактором развития, воспитывает любовь к родителям, что очень важно.
Родители, хотя и отдавшие временно своего ребенка, не должны полностью освобождаться от своих обязанностей. Они должны по возможности заботиться о детях. Необходимо не только разрешать, но активно поощрять частые посещения детей. Помимо установленных дней, надо давать возможность посещать детей по согласованию и в другие дни, не нарушая режима ребенка. Лучше всего использовать такое посещение для прогулки с ребенком. В доме ребенка для свидания с родителями выделяется место, где бы родители без постороннего наблюдения могли бы спокойно поговорить со своим ребенком, поиграть с ним.
Медицинская сестра подсказывает родителям, что можно принести ребенку: какую игрушку или книжку надо купить, что сшить или сделать, чем порадовать его. Она неоднократно напоминает ребенку, что этот красивый фартучек сшила мама, что носочки связала бабушка, а эту собачку купил папа и т. п. Такие напоминания вместе с частыми посещениями родителей воспитывают у ребенка любовь и привязанность к своим родным, а все мелкие заботы о ребенке (необходимость приобрести игрушку, связать носочки, принести ленту для банта и др.) поддерживают любовь родителей к ребенку. То и другое очень существенно.
6. Специфическим разделом работы в доме ребенка является возвращение ребенка в семью или усыновление. Персонал должен быть заинтересован в том, чтобы каждый ребенок вернулся обратно в семью, как только у родителей появится возможность самим воспитывать его, или (если родителей нет) отдать ребенка в хорошую семью, которая станет для него родным домом. Родителей и усыновителей до передачи им ребенка надо подготовить — познакомить с особенностями ребенка, с методами его воспитания.

 

 

Статья 14. Комплектование групп дошкольного учебного заведения
1. Группы в дошкольном учебном учреждении комплектуются по возрастным, семейным, родственным признакам.
2. Наполняемость групп в дошкольных учебных заведениях составляет:
- Для детей в возрасте до одного года - до 10 человек.
- Для детей в возрасте от одного до трех лет - до 15 человек.
- Для детей от трех до шести (семи) лет - до 20 человек.
- Разновозрастные - до 15 человек.
- С краткосрочным и круглосуточным пребыванием детей - до 10 человек.
- В оздоровительный период - до 15 человек.
Учредитель (собственник) может устанавливать меньшую наполняемость групп детьми в дошкольном учебном заведении.

В дошкольных учебных заведениях, расположенных в селах, поселках, количество детей в группах определяется учредителем (владельцем) в зависимости от демографической ситуации.
3. Для дошкольного учебного учреждения (яслей-сада) компенсирующего типа независимо от подчинения и формы собственности количество детей в группах определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области финансов.

 

в домах ребенка в настоящее время находятся сироты или дети одиноких матерей, живущих в неблагоприятных условиях, дети, родители которых студенты, или дети от больных матерей. Резко улучшилось и физическое и психическое развитие — исчезли бывшие спутником домов ребенка признаки «психического госпитализма». Дети, находящиеся в домах ребенка, при правильной организации воспитания достигают того же уровня развития, что и дети, находящиеся в яслях.
. Дом ребенка. Это учреждение, где живут и получают воспитание дети первых 3 лет жизни, родители которых умерли, либо родители которых по тем или иным причинам в данное время не могут воспитывать своего ребенка. Таким образом, дом ребенка временно заменяет детям семью. Забота и ответственность за здоровье и правильное физическое и нервно-психическое развитие детей на это время полностью ложится на персонал дома ребенка. Руководство воспитанием детей так же, как и в яслях, осуществляет врач-заведующая с помощью педагога, а выполнение всей оздоровительно-воспитательной работы в группе — сестра-воспитательница под руководством педагога и старшей медицинской сестры.
Воспитание детей в доме ребенка преследует те же цели и задачи, что и в яслях. Общими являются также содержание воспитательной работы и основные методы воспитания и функции педагога, старшей медицинской сестры и воспитательницы.
Однако воспитание детей в доме ребенка, по сравнению с яслями, имеет свою специфику. Прежде всего эти дети лишены воспитательного воздействия семьи. В дом ребенка часто поступают дети непосредственно из родильного дома, т. е. в наиболее ранимом возрасте. Часто они лишены естественного грудного вскармливания. Среди детей, поступающих в дом ребенка, много детей с тяжелой наследственностью, из очень тяжелых условий, после перенесенной родовой травмы. Дети постоянно (некоторые в течение всех 3 лет) живут в коллективе. Вследствие всех этих особенностей организация воспитания детей в доме ребенка более сложна, чем в другом детском учреждении.
Наряду с выполнением всей системы воспитания, осуществляемой в яслях, в доме ребенка необходимо правильно организовать некоторые специфические разделы работы.
1. Организация карантинной группы. Всех поступающих детей старше 2 мес помещают в карантинную группу, где они проходят период адаптации. У детей резко меняются привычные условия жизни, поэтому период привыкания у них нередко протекает очень тяжело. Одной из первых задач персонала дома ребенка является правильная организация жизни детей именно в карантинной группе. Необходимы большее внимание, ласка и осторожный подход к каждому вновь поступающему ребенку. В карантинной группе должны работать самые квалифицированные и, главное, наиболее любящие детей воспитательницы и няни, умеющие заменить детям семью и облегчить им тяжелый период адаптации. Этим детям должны быть обеспечены лучшие условия, хорошее помещение, достаточное количество игрушек, пособий и др. Большой заботы требуют к себе дети, поступающие в первые 2—3 мес жизни. Надо принять меры к тому, чтобы ребенок, поступивший в возрасте до 2—3 мес, хотя бы на первое время не лишался грудного молока. Надо убедить мать в значении грудного вскармливания и необходимости сохранения его хотя бы на период привыкания ребенка к новым условиям. Нужно создать все условия для того, чтобы мать могла приходить кормить, обеспечить матери завтрак в доме ребенка и др. Следует своевременно установить правильный ритм основных состояний ребенка — сна и бодрствования, т. е. своевременно «ввести» ребенка в режим.
2. Постоянное пребывание в коллективе при неправильной организации легко может привести к их утомлению и частому возбуждению. Нужно принимать меры к тому, чтобы дети время от времени могли побыть вне группы или в общении с меньшим количеством детей, в какой-то мере отдохнуть от коллектива.
3. Жизнь детей в доме ребенка значительно более однообразна, чем жизнь ребенка в семье. Труднее обеспечить и частое индивидуальное общение со взрослыми. Поэтому необходима специальная забота и дополнительные меры для обогащения детей впечатлениями и обеспечение большим разнообразием различных воспитательных пособий и игрушек.
Ограниченность впечатлений, получаемых детьми в домах ребенка, недостаточность индивидуального общения со взрослыми может вести к некоторой задержке в развитии речи детей и обеднению их поведения. Нужно обеспечить более частое общение детей не только с персоналом своей группы, но и с другими работниками дома ребенка — врачом, педагогом, старшей медицинской сестрой. Следует организовать выход детей за территорию дома ребенка (при благоприятном эпидемиологическом окружении), поездку в зоопарк, вывоз детей на дачу, полнее использовать все окружение — ходить в кухню, кабинет врача, в соседнюю группу. Нужно широко применять специальные занятия по расширению ориентировки в окружающем, чаще проводить показы-инсценировки, игры-развлечения, обогащающие детей впечатлениями и способствующие усложнению самостоятельной деятельности детей. Особое внимание в домах ребенка следует уделять работе по развитию речи.
4. Первоочередной задачей персонала дома ребенка и прежде всего групповой сестры является обеспечение преимущественно эмоционально-положительного состояния ребенка. Эмоциональное состояние каждого ребенка должно быть предметом особого внимания всех работников дома ребенка. Беспокойство должны вызывать не только ярко выраженные отрицательные эмоциональные состояния (крик, плач), но и «спокойные» состояния, за которыми часто скрываются очень опасные вялые состояния ребенка. Необходимо целенаправленно стимулировать разнообразные эмоциональные переживания, обогащать эмоциональную жизнь детей. Для этого прежде всего необходимо спокойное, ровное, любовное отношение к детям. При этом следует учитывать интересы, склонности каждого ребенка, иметь специальный подбор картинок, сюжетов рассказов, инсценировок, вызывающих у детей разнообразные чувства — радость от достигнутого, сожаление, осуждение, одобрение, эстетические переживания и т. д.
5. Так как в доме ребенка воспитываются и дети, имеющие отца или мать, а иногда и обоих родителей или других близких, нужно позаботиться о сохранении связи детей с ними. Общение с родителями способствует лучшему развитию детей, является сильным дополнительным фактором развития, воспитывает любовь к родителям, что очень важно.
Родители, хотя и отдавшие временно своего ребенка, не должны полностью освобождаться от своих обязанностей. Они должны по возможности заботиться о детях. Необходимо не только разрешать, но активно поощрять частые посещения детей. Помимо установленных дней, надо давать возможность посещать детей по согласованию и в другие дни, не нарушая режима ребенка. Лучше всего использовать такое посещение для прогулки с ребенком. В доме ребенка для свидания с родителями выделяется место, где бы родители без постороннего наблюдения могли бы спокойно поговорить со своим ребенком, поиграть с ним.
Медицинская сестра подсказывает родителям, что можно принести ребенку: какую игрушку или книжку надо купить, что сшить или сделать, чем порадовать его. Она неоднократно напоминает ребенку, что этот красивый фартучек сшила мама, что носочки связала бабушка, а эту собачку купил папа и т. п. Такие напоминания вместе с частыми посещениями родителей воспитывают у ребенка любовь и привязанность к своим родным, а все мелкие заботы о ребенке (необходимость приобрести игрушку, связать носочки, принести ленту для банта и др.) поддерживают любовь родителей к ребенку. То и другое очень существенно.
6. Специфическим разделом работы в доме ребенка является возвращение ребенка в семью или усыновление. Персонал должен быть заинтересован в том, чтобы каждый ребенок вернулся обратно в семью, как только у родителей появится возможность самим воспитывать его, или (если родителей нет) отдать ребенка в хорошую семью, которая станет для него родным домом. Родителей и усыновителей до передачи им ребенка надо подготовить — познакомить с особенностями ребенка, с методами его воспитания.

 

 

· Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметной среды». Задачи развивающей среды Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие;Создание условий для развития личности;Приобщении детей к общечеловеческим ценностям;Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.
зонирование: организация предметной среды (игровые, учебные зоны, зоны отдыха).

Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в группах должны быть созданы зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и зоны отдыха, а также условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

 

 

Методические рекомендации Министерства образования и науки Украины от 18.07.08 № 1/9-470 "Подбор и использование игрушек для детей дошкольного возраста в дошкольных учебных заведениях".

Подбор и использование игрушек для детей дошкольного возраста в детском саду

Организация предметной среды в детском саду должна соответствовать задачам физического и психологического благополучия дошкольника.
Базовая программа развития ребенка дошкольного возраста «Я в мире» определяет основные требования к его обустройству, а именно: разнообразие, вариативность, доступность для ознакомления и использования игрушек, предметов, физкультурного оборудования и т.п..
Одной из важных составляющих предметной среды являются игрушки, создающих оптимальные условия для роста практически умелого, искусного во взаимодействии с предметным миром дошкольника.
Разнообразие игрушек требует от взрослых, педагогов и родителей, взвешенного подхода к их подбору. Материалы для игры должны создавать оптимально наполнено (без избытка и недостатка) целостное игровое окружение, безопасное и комфортное для ребенка.
Создание педагогически целесообразной системы игрушек невозможно без учета возрастного принципа и принципа деятельности. С одной стороны, свойства и качества игрушек должны быть близкими и понятными ребенку определенного возраста, с другой - каждая игрушка во взаимодействии с системой игрушек в целом, должна способствовать возникновению игровых целей и способов действия, присущих следующем, высшем этапу развития игровой деятельности (по Л . Выготским - зона ближайшего развития).
Необходимо учитывать другие аспекты педагогической классификации игрушек, согласно которой игрушки различают по:
- Степенью готовности (готовые, сборно-разборные, полуфабрикаты,
материалы для изготовления игрушек-самоделок)
- Материалом (игрушки из дерева, ткани и меха, бумаги, резины,
пластмассы, металла и других материалов);
- Размером (мелкие (до 10см), средние (соразмерны руке ребенок),
крупногабаритные (от 35 см));
- За художественно-образным решением (условные, прототипу, реалистичные)
Приказом Министерства образования и науки Украины от 11.09.2002 № 509 утвержден Типовой перечень обязательного оборудования, учебно-наглядных пособий и игрушек в дошкольных учебных заведениях, который предлагает общую схему подбора игрушек по видам, а также их ориентировочное количество на группу детей. Методическими рекомендациями от 17.03.2006 № 1/9 - 153 "Подбор и использование игрушек для детей раннего возраста в дошкольных учебных заведениях" предложено ассортимент игрушек для детей 2-го и 3-го года жизни, который должен обеспечивать совершенствование сенсорного опыта детей, подготовить их к усвоению сенсорных эталонов, понимание назначения предметов, усвоение способа действия с ними, воспитания культуры взаимодействия с игровыми партнерами как предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры.
Дошкольный возраст знаменуется становлением и развитием сюжетно-ролевой игры, которая является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Моделируя отношения в мире взрослых, дети усваивают задачи, мотивы и нормы существования "взрослого" мира. Дошкольники овладевают ролевым поведением, отражая взаимоотношения людей из ближайшего окружения. Расширенное круг знаний конкретного и более общего характера, разнообразие впечатлений от окружающего мира, богаче по сравнению с ранним возрастом личный опыт ребенка требует более широкого ассортимента игрушек. Количество одинаковых или подобных игрушек уменьшается, поскольку дети постепенно овладевают общими сюжетно-ролевыми играми.
В младшем дошкольном возрасте игрушка изначально является подсказкой, "пусковым механизмом" игрового сюжета. Наблюдается довольно заметна зависимость ребенка 3-4 лет от предложенного взрослым игрового окружения. Для развертывания сюжета младшие дошкольники нуждаются всей совокупности сюжетных игрушек, задающие игровую ситуацию. Это игрушки, которые указывают на место происшествия (домики, кухонное оборудование и т.д.), на игровых персонажей (куклы, фигурки, игровые костюмы или другие специфические атрибуты, например, халат врача), а также игрушки, имитирующие средства человеческой деятельности (утюг, посуда , инструменты и т.п.).
Наблюдается тенденция к уменьшению размера игрушек. Однако игровые предметы, приспособленные к росту и веса детей, не теряют своей актуальности.
Предлагаем рекомендации по подбору и использованию игрушек отдельных видов.

Куклы. Фигурки людей и животных.
Этот вид игрушек традиционно относят к образным или игрушек-персонажей. Именно они являются главными в возникновении игрового замысла, развертывании сюжета. Младшие дошкольники нуждаются кукол среднего размера, с реалистичной передачей образа (младенцы, сверстники, взрослые). В основном в своих играх с куклой младшие дошкольники перевоплощаются у взрослых из их ближайшего окружения (родителей или воспитателей), а игрушку отождествляют с собой. Преобладают бытовые сюжеты. Соответственно в своей конструкции и внешним характеристикам кукла для младших дошкольников должна быть максимально функциональной, с подвижными руками и ногами, удобной для купания и переодевания, с подходящей для расчесывания париком, подвижными глазами. Также для этого возраста полезны прототипную (которые передают основные характеристики прототипа) игрушки-персонажи известных сказок, мультфильмов, детских телевизионных передач.
Большое значение в младшем дошкольном возрасте имеют мягконабивной игрушки, становятся предметом заботы ребенка и часто заменяют куклу (котики, собачки и другие знакомые животные). Они должны быть функциональными, с подвижным шарнируванням, что дает возможность их посадить, положить спать, запеленать и др.. Куклы и фигурки могут быть оборудованы специальными устройствами (заводные, такие, которые ходят, разговаривают, танцуют и т.д.).
Дети этого возраста используют готовые игрушки, отдельно и в наборах (домашние и дикие животные, их детеныши). Материалом для изготовления кукол и фигурок могут быть пластмасса, резина, дерево, ткань, мех. Хотя дети младшего дошкольного возраста менее подвержены "знакомства" с игрушками с помощью рта, требования к санитарно-гигиенической обработки, способ которой обязательно должен быть указан на этикетке, остаются жесткими. Использование современных материалов для изготовления мягконабивных игрушек позволяет без ущерба для внешнего вида стирать их в стиральных машинах.

Предметы кукольного обихода.
К этому виду игрушкам относятся посуда, мебель, бытовую технику и средства связи, одежда и постельное белье. Самое главное требование к этим предметам - соразмерность с куклой, является игровым центром ..
Для младших дошкольников необходимо подбирать игрушки с отдельными функциональными элементами: дверцами, ручками и кнопками, возвращаемых включаются т.п..


Транспорт. Техника. Сооружения. Инструмент имитационный.
В дошкольном возрасте ассортимент игрушек этого вида значительно расширяется.
Младшие дошкольники нуждаются игрушечных автомобилей знакомых марок, отдельные виды строительной и сельскохозяйственной техники (подъемный кран, экскаватор, трактор). Размер игрушек средний. Конструкция техники должна быть такой, что позволяет ребенку поднимать кузов или груз, крутить, насыпать, катить. Технические игрушки могут быть оборудованы заводным или инерционным механизмом. Дети этого возраста охотно играют техникой большого размера. Желательно иметь пару таких игрушек, объединенных тематически (например, грузовик и подъемный кран). Играя с ними, дети строят простую цепочку игровых действий (нагрузить, перевезти, разгрузить и т.д.).
Игрушки для игр с песком, водой и снегом
Этот вид игрушек позволяет усовершенствовать чувственный опыт детей и практически познать свойства различных материалов. Наличие песочных наборов с лопатками, граблями, ситечками, разнообразными формами актуальна на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте составляющие наборов должны быть соразмерными руке ребенка.
Настольные игры
Эти игры занимают особое место в системе средств педагогического воздействия на ребенка. Большинство игр для детей дошкольного возраста построены на рисунках, дают изображение предметов и явлений окружающей действительности несколько изолированно, подчеркивая их характерные черты. Рисунок делает их более доступными, четкими, понятными детям. Возможность свободного многократного рассмотрения рисунков помогает осознать, вспомнить впечатления из окружающей действительности.
Кроме объема знаний, которые заложены в содержание настольных игр, этот вид игрушек в значительной степени влияет на художественный и эмоциональное развитие детей, способствует воспитанию навыков организованной поведения, приучает выполнять правила, уметь преодолевать проигрыш.
Однако, настольные игры имеют педагогическое воздействие только тогда, когда соответствуют объему знаний ребенка, а игровой принцип, заложенный в основу той или иной игры, доступный детям определенной возрастной группы. Все игры разделить на шесть групп:
1) игры на сравнение, тождество, объединения, классификацию предметов (лото, домино, парные картинки, квартеты)
2) игры на составление, конструирование, собирание предметов из отдельных частей (разрезные картинки, мозаики)
3) игры развлекательно-познавательного плана по маршруту (маршрутные игры);
4) игры на развитие комбинаторных способностей, логического мышления (шахматно-шашечные игры);
5) игры на развитие мелкой моторики, координации движений, глазомера (см. "Спортивно-моторные игрушки);
6) игры на помощь в учебе (викторины, азбуки на кубиках).
Содержание парных картинок для детей определенного возраста дифференцируется следующим образом: для младших дошкольников - это предметы ближайшего окружения (одежда, посуда, игрушки, растения, животные, некоторые социальные явления (праздники, труд людей). В разрезных картинках особое значение уделяется изображению отдельного предмета или сюжета. Для детей младшего дошкольного возраста - это изображение отдельных предметов на нейтральном фоне. Оно должно быть четким с проявлением характерных признаков изображенного.
Сенсорные игрушки
Этот вид игрушек в младшем дошкольном возрасте способствует дальнейшему формированию представлений о цвете и их оттенки, формы, соотношение величин и усвоения соответствующих названий, а также развитию глазомера. Помимо строительных наборов (см. раздел "Строительно-конструктивная игрушка"), младшим дошкольникам предлагают разноцветные пирамиды с постепенным уменьшением диаметра колец (от 5 колец), багатостержньови пирамиды с насадками одной формы и цвета на стержень (на каждом - другие) пирамиды с сочетанием цветов и их оттенков (по 2 оттенка каждого цвета) вкладыша разной величины, игрушки типа матрешек, бусы для нанизывания со сравнительно крупными деталями, геометрические и силуэтные лото.
В старшем дошкольном возрасте необходимо усложнить задачу на анализ цвета, формы, величины. Детям этого возраста нужны одноцветные пирамиды с кольцами разных оттенков по светлотой, тематические одноцветные пирамиды с большим количеством колец (от 10 колец) пирамиды с тонкой градацией оттенков цвета багатостержньови пирамиды со сложными разновидностями одной и той же формы, цилиндры-вкладыша с 10 - и элементов различной высоты, разноцветные механические и ручные волчка, лото "Цвет и форма", калейдоскопы. Игрушки для нанизывания становятся сюжетными и предлагаются в виде наборов для творчества (например "Ожерелье для куклы").
Для развития сенсомоторике (согласованных действий руки и глаз), развития мелких мышц руки, восприятие цвета, закрепление представления о свойствах предметов и их положения в пространстве особенно ценны различные виды мозаик. Младшим дошкольникам предлагают геометрические плоскостные мозаики, а также круглые (кнопочные) мозаики со сравнительно крупными элементами.
Спортивно-моторные игрушки
В младшем дошкольном возрасте спортивные игрушки предназначены для дальнейшего развития движений детей, стимулирования общей двигательной активности, желание участвовать в подвижных играх и физических упражнениях вместе со взрослыми и другими детьми.
Для спортивных игр предлагаются мячи среднего и большого размера, поскольку поймать руками маленький мяч ребенку этого возраста трудно из-за отсутствия четкой координации движений. Младшим дошкольникам для развития основных групп мышц необходимы разнообразные мельницы, обручи, педальные машины, трехколесные велосипеды. Для тренировки вестибулярного аппарата необходимы качели, лошадки-качалки. Игрушками, помогающие ребенку вжиться в образ, отразить определенную роль, есть элементы костюмов для подвижных игр («Зайцы и волк", "Лягушки и журавли" и др.).

Строительно-конструктивная игрушка
Для младших дошкольников необходимы строительные наборы, изготовленные из древесины. Все элементы должны быть кратны кубике. Такой набор позволяет знакомить ребенка с различными геометрическими формами, имеющими эталонное значение. Строительные наборы должны быть укомплектованы достаточным количеством основных деталей: кубиков, кирпичиков, пластин. Их детали должны быть в двух размерах: маленькие (кубик 4 - 5 см) и крупные (кубик 10 см), соответственно, для игр на столе и полу. Для использования конструкций в сюжетной игре строительным наборов добавляют фигурки людей и животных. Младшие дошкольники нуждаются конструкторов с пазовым способом соединения деталей (тип "Lego"), изготовленных из пластмассы ярких цветов. Размер деталей должен быть соизмеримым руке ребенка. Детали имеют соединяться без труда и крепко держаться.
Строительные наборы для детей 5 - 6 лет должны состоять, кроме основных деталей, из призм, арок, брусков, цилиндров, сфер, полусфер. Наборы можно дополнить архитектурными украшениями, фигурками людей, элементами ландшафта. Тематические строительные наборы дополняются рамами балконами, блоками, арками, башнями, колоннами. Относительно художественного решения конструктивно-строительных игрушек следует отдавать предпочтение наборам с одноцветными основными деталями сочетаются с яркими декоративными элементами.


Театральные игрушки.
Для младших дошкольников воспитатель должен иметь куклы-перчатки (би-ба-бо), пальчиковые куклы, изготовленные из легких материалов (папье-маше, ткань, мех). Требования к образному решению театральных кукол аналогичные обычных кукол и фигурок. Театральные игрушки для детского сада - это игрушки для близкого созерцания. Образы должны быть приятными, эмоционально привлекательными, не пугать детей (даже если персонаж отрицательный). Для самостоятельного использования младшим дошкольникам предлагают только театр игрушек.
К театральных игрушек также относят элементы костюмов, обычно находятся в уголках ряжением и имеют большое педагогическое значение для формирования ролевого поведения детей.
Недопустимо для дошкольных учебных заведений является использование игрушек, качество которых не подтверждено соответствующей документацией. Прежде всего, речь идет о сертификате соответствия и заключение Государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы. Педагогическую целесообразность использования игрушки или учебно-наглядного игрового пособия для детей определенного возраста определяет Межведомственный совет по игрушкам и учебно-наглядных игровых пособий при МОН Украины (далее - Совет). Совет рассматривает новые образцы внедряются в производство, обеспечивает проведение их психолого-педагогической и художественно-технической экспертизы. Документом, удостоверяющим качество игрушки, является выписка из протокола заседания Совета.
Если по каким-либо причинам нет возможности убедиться в наличии упомянутых выше документов, следует обращать внимание на то, что игрушка должна сопровождаться обязательными маркировочными данными на этикетке или упаковке (наименование производителя, его реквизиты, возрастная адресованисть). Отсутствие этой информации, особенно наименование конкретного производителя, - это сигнал тревоги для взрослого, поскольку представляет потенциальную опасность для ребенка. О низком качестве игрушек свидетельствует неприятный резкий запах, наличие острых краев, использования неприятных на ощупь (липких, жестких и др.) материалов. Однако, даже при использовании качественных современных материалов, наличия необходимых маркировочных данных, категорически запрещается предлагать детям дошкольного возраста игрушки, провоцирующие ранние сексуальные проявления, агрессивность, циничное отношение к общечеловеческим ценностям. Это касается фигурок "вооруженных до зубов" суперменов, подробную имитацию холодного и огнестрельного оружия, настольные и других видов игр, в которых покупают и подают оружие, физически уничтожают условного противника или игрового партнера, успех, победа достигается насильственными действиями.
Предлагаем ориентировочный перечень игрушек для детей дошкольного возраста.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.