МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Определение степени выраженности морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстной системе и трудности их лечения





 

Аномалии зубочелюстной системы вариабельны по проявлению, степени выраженности нарушений и прогнозу лечения. Для выбора плана лечения недостаточно диагностировать и классифицировать заболевание. Целесообразно также определить степень выраженности нарушений и трудности их устранения. Для этой цели может быть применен метод пятибальной оценки по Зиберту - Малыгина (1973). Сущность метода состоит в том, что оценивают степень выраженности морфологических и функциональных нарушений и трудности их устранения.

 

 

Таблица 3.

Определение степени трудности ортодонтического лечения по Зиберту - Малыгину

Лечебные мероприятия Оценка в баллах Кол -во баллов Степень трудности лечения в баллах Группа трудности
верхняя челюсть всего простое средней трудности трудное очень трудное
нижняя челюсть І ІІ ІІІ ІV
1. Исправление формы зубного ряда       от 5 до 7 от 8 до 10 от 11 до 15 от 16 и более  
Число зубов или групп зубов, подлежащих перемещению: один – два зуба одна группа зубов все группы зубов    
Величина перемещения, мм: 1 – 3 3 – 5 5 и более    
Вид и направление необходимого перемещения зубов: с благоприятным наклоном с неблагоприятным наклоном корпусное перемешение          
Используемая опора: реципрокная стационарная    
Реактивность больного: благоприятная хорошая неблагоприятная    
2. Установление нижней челюсти в правильный прикус       от 4 до 8 от 9 до 10 от 11 до 12 от 13 и более  
Величина соотношения зубных рядов в прикусе (в миллиметрах или по отношению к ширине коронки премоляра): 1 – 2 мм (1/2 ширины коронки премоляра) от 1/2 до 1 ширины коронки премоляра более 1 ширины коронки премоляра            
Локализация односторонняя двусторонняя    
Направление, в котором изменить прикус мезиальное латеральное дистальное    
Реактивность больного с учетом конституции, возраста, раннего или позднего лечения и его продолжительности: очень благоприятная хорошая неблагоприятная      
Объем лечебных мероприятий       от 1 до 5 от 6 до 10 от 11 до 14  
3. Для нормализации функций зубочелюстной системы: закрывания рта жевания речи дыхания глотания    
Итого         до 27 28 – 40 41 – 54 55 и >  

Примечание:

1. Наклонное перемещение зубов: а) благоприятное – вестибулярное или мезиальное перемещение боковых зубов, протрузия или ретрузия передних зубов; б) неблагоприятное - небное или дистальное перемещение боковых зубов, латеральное перемещение передних зубов, поворот по оси, зубоальвеолярное удлиннение или укорочение.

2. Опора: а) реципрокная, когда сила противодействия используется для лучшей опоры ортодонтического аппарата и перемещения опорных зубов; б) стационарная, когда опорная часть ортодонтического аппарата должна остававться неподвижной.

1) Объем лечебных мероприятий для нормализации формы верхнего зубного ряда и нижнего зубного ряда.

2) Объем лечебных мероприятий для установления нижней челюсти в правильное положение.

3) Для восстановления функций зубочелюстной системы.

Степень трудности лечения каждого больного представляет собой сумму баллов. Выделены четыре степени трудности лечения: I - простое лечение (до 27 баллов). II - лечение средней трудности (28 - 40 баллов). III - трудное лечение (41 - 54 ,балла). IV степень - очень трудное лечение (55 баллов и более).

По таблице определяют объем лечебных мероприятий для нормализации формы каждого зубного ряда, исправления прикуса, нормализации функций зубочелюстной системы. Этот метод может быть применен для характеристики любой зубочелюстной аномалии.

При определении степени выраженности морфологических и функциональных нарушений и трудности их устранения на этапах лечения можно установить уменьшение количества баллов и перевести больных в группу более легкого ортодонтического лечения. Благодаря выделению четырех степеней трудности лечения можно более точно определить его среднюю продолжительность и прогноз. Применение данного метода способствует решению вопросов организации и планирования ортодонтической помощи.

 

Планирование ортодонтического лечения с учетом контакта

Больного с врачом

Ортодонтическому лечению должна предшествовать психологическая подготовка пациента. Учет индивидуальных особенностей физического и психического развития важен еще и потому, что 70% больных поступают к врачам - ортодонтам в возрасте от 8 до 12 лет, т.е. во время активного роста и развития детского организма. В психологическом аспекте у ортодонтических больных имеются различия, обусловленные возрастом, социальным положением, уровнем культурного развития, местом проживания, типом высшей нервной деятельности, темпераментом, умственным развитием и другими факторами. Следует добиться доверия больного, что является залогом дальнейшего активного рабочего контакта, учитывать своеобразие характера пациента, специфику окружающей среды и привлекать родителей к контролю за пользованием детьми ортодонтическими аппаратами и успешностью лечения. С послушным и понятливым ребенком, живущим в благополучной семье, легче установить хороший контакт, что является обязательным условием успешного лечения. Это нужно еще и потому, что ортодонтическое лечение при резко выраженных зубочелюстных аномалиях бывает длительным.

Однако не каждого ребенка удается убедить в необходимости такого лечения. Некоторые больные прекращают его преждевременно, что нередко является причиной рецидивов зубочелюстных аномалий.

Ортодонтическое лечение в нашей стране бесплатное, поэтому вопросы ответственности за его эффективность актуальны. Для успешного контакта немаловажное значение имеет поведение ребенка в коллективе, что важно для правильного выбора плана лечения зубочелюстных аномалий и конструкций ортодонтических аппаратов. Психологи различают поведение индивидуума как "приспособительное" или "неприспособительное" к условиям внешней среды. Оно может быть вызвано "зависимыми" или "независимыми" действиями индивидуума, т.е. может быть проявление импульсов, возникающих в нем, или реакцией на влияние окружающей среды.

В зависимости от поведения Herren, Baumann-Rufer, Demisch и Berg (1965) различают четыре типа пациентов.

Первый тип. Хорошо приспособляющийся - самостоятельный: уверен в себе, уравновешен, с хорошей интуицией и четкой мотивацией действий, поведение независимое, честолюбие здоровое. Такой ребенок освоит любую конструкцию ортодонтического аппарата и будет пользоваться им круглосуточно. Он нуждается в небольшом надзоре родителей в период лечения.

Второй тип. Неприспособляющийся - несамостоятельный: не обладает самостоятельностью, основанной на понимании, не приспособляется, зависим по натуре, не проявляет активной враждебности по отношению к окружающим, забывчив, рассеян, безответственен. От такого пациента нельзя ожидать самостоятельного пользования съемными аппаратами. Родители не имеют у него должного авторитета, строгий надзор бесполезен: ребенок будет уклоняться от лечения, сопротивляться и нерегулярно приходить на прием к врачу.

Для лечения можно рекомендовать несъемные механически - действующие аппараты: съемные аппараты следует назначать лишь при постоянном контроле родителей; блоковые и функционально - действующие двучелюстные аппараты не рекомендуются.

Третий тип. Хорошо приспособляющийся - несамостоятельный: беззаботен, ненадежен, уклончив, забывчив, слабоволен, понятлив, очень послушен, легко приспособляется, находится под влиянием авторитета родителей, учителей, товарищей. Неприспособляющееся поведение возникает, если отсутствует достаточное руководство старших. Строгое наблюдение приводит к приспособляющемуся поведению, так как ребенок уступчив. Для лечения рекомендуются несъемные или съемные механически-действующие дуговые, каппово - пластиночные аппараты; при большом контроле – функционально -направляющие одночелюстные аппараты межчелюстного действия, как съемные, так и несъемные; при повышенном контроле - съемные функционально - действующие вестибулярные аппараты, блоковые аппараты сочетанного действия, внеротовые. Ребенок осваивает аппараты при хорошем надзоре, глубоком уважении к врачу и родителям. Однако во сне такой пациент нередко бессознательно вынимает съемный ортодонтический аппарат из полости рта. Считают, что при отсутствии объективных причин это происходит по тому, что ослабевает контролирующие действия коры головного мозга, и таким образом влияние "авторитета", в то время как самостоятельная воля слаба. При достаточном контроле родителей ребенок может пользоваться ортодонтическими аппаратами, однако применение функционально действующих аппаратов должно быть ограничено. Рекомендуется психотерапия; укрепление в пациенте чувства ответственности и уверенности в себе, воспитание волевых качеств, развитие здорового честолюбия.

Четвертый тип. Не приспособляющийся - самостоятельный: открыто неповинующийся, упрямый, непокорный, активно враждебный к требованиям окружающих, злобный, умышленно саботирующий лечение. Пациент самостоятелен в своих действиях, критически настроен, честолюбив, нередко властолюбив ("вожак" в детском коллективе), тип "проблемного ребенка".

Рекомендуется терпеливое убеждение в необходимости ортодонтического лечения и хорошего контакта с врачом. Следует демонстрировать такому ребенку малейшие положительные изменения в его лечении и результаты у других пациентов, чтобы переубедить его и достигнуть хорошего контакта. При достижении авторитета врача можно рассчитывать на хорошее сотрудничество и расширить показания к применению съемных, двучелюстных, функционально - действующих ортодонтических аппаратов.

Можно применить несъемные механически - действующие аппараты. Следуют отдавать предпочтение удалению отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, которые расширяют при надежде на саморегуляцию имеющихся нарушений.

Для уточнения поведения ребенка в коллективе целесообразно беседовать с родителями, воспитателями, учителями. Учет особенностей этого поведения позволяет избежать ошибок при выборе плана лечения. Пациенту, его родителям и близким родственникам необходимо объяснить цель и задачи ортодонтического лечения и возможность контакта с врачом.

Контрольные вопросы:

1. Как определяется необходимость и рациональность ортодонтического лечения?

2. Как определяется возможная эффективность ортодонтического лечения?

3. Каковы задачи ортодонта при выявлении у пациента плохого гигиенического состояния полости рта и других стоматологических заболеваний?

4. Каковы задачи ортодонта при выявлении у пациента других стоматологических заболеваний?

5. Как определяется степень выраженности морфологических и функциональных нарушений зубочелюстной системы?

6. Какие существуют критерии оценки степень выраженности морфологических и функциональных нарушений зубочелюстной системы?

7. Какой принцип планирования ортодонтического лечения с учетом контакта больного с врачом?

8. Как подразделяется контингент пациентов с аномалиями зубочелюстной системы в зависимости от психоэмоционального состояния?

9. Какие правила планирования ортодонтического лечения и выбора конструкции ортодонтического аппарата при 1 – м типе психоэмоционального состояния?

10. Какие правила планирования ортодонтического лечения и выбора конструкции ортодонтического аппарата при 2 – м типе психоэмоционального состояния?

11. Какие правила планирования ортодонтического лечения и выбора конструкции ортодонтического аппарата при 3 – м типе психоэмоционального состояния?

12. Какие правила планирования ортодонтического лечения и выбора конструкции ортодонтического аппарата при 4 – м типе психоэмоционального состояния?

 

Ситуационные задачи

1. Ребенок 14 лет. При осмотре прикуса определяется вертикальная щель в переднем отделе 7 мм, болел рахитом. Поставьте диагноз:

A. Истинный открытый прикус 1- й ст. тяжести.

B. Ложный открытый прикус 1- й ст. тяжести.

C. Истинный открытый прикус 2 - й ст. тяжести.

D. Ложный открытый прикус 2 - й ст. тяжести.

E. Истинный открытый прикус 3 - й ст. тяжести.

Ребенок 5,5 лет. При профилактическом осмотре отмечено отсутствие медиальной ступеньки Цилинского. Сформулируйте наиболее предположительный диагноз при условии сохранения этого фактора и своевременного прорезывании постоянных зубов.

A. Прогенический прикус.

B. Принужденный прогенический прикус.

C. Недоразвитие переднего участка верхней челюсти.

D. Обратное резцовое перекрытие передних верхних зубов - нижними.

E. Прогнатический прикус.

3. Ребенок 4 года. При профилактическом осмотре выявлена вредная привычка „Инфантильный тип глотания“. Сформулируйте наиболее вероятный диагноз при условии сохранения этого фактора.

A. Прогнатический прикус.

B. Открытый прикус.

C. Глубокий прикус.

D. Перекрестный прикус.

E. Прогенический прикус.

4. Ребенок 6,5 лет. При осмотре отмечается выступающая вперед нижняя губа и подбородок. Нижние передние зубы перекрывают верхние, боковые зубы смыкаются разноименными буграми, хорошо выражены бугры нижних клыков. Верхний и нижний зубной ряд имеет форму полукруга. Поставьте диагноз:

A. Принужденный прогенический прикус.

B. Нижняя макрогнатия.

C. Верхняя микрогнатия.

D. Недоразвитие переднего участка верхней челюсти.

E. Чрезмерное развитие переднего участка нижней челюсти.

5. Ребенок 4 года. При профилактическом осмотре выявлена вредная привычка „Ротовое дыхание“. Сформулируйте наиболее вероятный диагноз при условии сохранения этого фактора.

A. Прогенический прикус.

B. Прогнатический прикус.

C. Открытый прикус.

D. Глубокий прикус.

E. Перекрестный прикус.

6. Ребенок 9 лет. При профилактическом осмотре выявлены явно выраженные эстетические нарушения в виде „птичьего лица“. Сформулируйте наиболее вероятный диагноз при условии сохранения этого фактора.

A. Прогенический прикус.

B. Открытый прикус.

C. Прогнатический прикус.

D. Глубокий прикус.

E. Перекрестный прикус.

7. Ребенок 14 лет. Прогнатический прикус, сагиттальная щель 5 мм. Промежутков между верхними зубами нет. Какая должна быть тактика врача в плане лечения данной аномалии?

A. Удалить 14 и 24 зубы и применить аппарат Гуляевой

B. Применить скользящую дугу Энгля

C. Применить моноблок Андрезена - Гойпля

D. Удалить 14 и 24 зубы и применить аппарат Катца

E. Применить аппарат Хургиной

8. Что является критерием выбора точки опоры и приложения силы при планировании конструкции ортодонтического аппарата?

A. Стадия формирования прикуса

B. Вид аномалии

C. Величина внутрикапиллярного давления

D. Степень тяжести аномалии

E. Степень устойчивости перемещаемых зубов

9. Ребенок 4 года. При профилактическом осмотре выявлена вредная привычка „Прикусывание щеки“. Сформулируйте наиболее вероятный диагноз при условии сохранения этого фактора.

A. Прогенический прикус.

B. Прогнатический прикус.

C. Открытый прикус.

D. Глубокий прикус.

E. Перекрестный прикус.

10. Ребенок 13 лет. Выявлено вестибулярное положение 13 и 23 зубов. В зубном ряду для них недостаточно места на ¾ ширины коронки. Остальные зубы смыкаются в пределах нормы. Составьте план лечения:

A. Расширить верхний зубной ряд и клыки переместить в правильное положение

B. Расширить верхний и нижний зубной ряд и клыки переместить в правильное положение

C. Переместить верхние премоляры и моляры с обеих сторон дистально, а затем клыки в правильное положение

D. Удалить клыки, а образовавшийся дефект зубного ряда со временем

самоустранится

E. Удалить первые премоляры и клыки переместить в правильное положение






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.