Организационная психология как система поведенческих технологий НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НОУ ВПО «РосНОУ») ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Рабочая программа учебной дисциплины: «Организационная психология» Уровень высшего образования- БАКАЛАВРИАТ Направление подготовки37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ Тип образовательной программы– ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ Основный вид деятельности, на который ориентирована образовательная программам – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Профиль подготовки: Психология личности Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры практической психологии. Протокол № 1 от 28.08.2015 года Заведующая кафедрой к. пс.н., доцент М.А. Хмелькова Автор: кандидат психологических наук, Доцент Буслаева Е.Л. Рецензент: Москва -2015 г. Раздел 5. Содержание дисциплины, структурированное по темам Организационная психология как научная дисциплина 1.1. Предмет организационной психологии, методологические ориентации системы организационной психологии. Уровни анализа в исследовании организационных процессов. Организационная психология в системе наук. 1.2. Психологические основы организации. Сущность и основные черты организации. Цели организации, типология целей. Организационная власть. Организационные феномены групповой динамики. 1.3. Жизненные циклы организации. Внешняя и внутренняя среда организации Ресурсы организации. 1.4. Многообразие организационных типов. Основные компоненты и уровни социальных систем. Социальная организация как социальная система. Уровни влияний и связи в организациях. Классификация организаций по правовому, экономическому, психологическому, социальному признакам. Государственные и муниципальные организации. Психологические признаки организации. Развитие, типы развития организаций. 1.5. Организационно-психологические переменные и процессы. Устойчивые признаки ситуации. Взаимовлияние и взаимодействие человека и ситуации. Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4. Основные теории организации в психологии 2.1. Классические теории организации. Научный менеджмент Ф.Тейлора. Понятие руководства, принципы организации деятельности в группах. Идеи разделения труда. Организационные принципы А.Файоля. Иерархичность. Принципы администрирования. Ответственность. Теория бюрократической организации М.Вебера. Принципы научного построения организации на основах идеальной бюрократии. Организационная теория Л.Гьюлика и Л.Урвика. 2.2. Организационные концепции «человеческих отношений». Организационная архитектоника Э.Мэйо. Организационные требования и индивидуальные характеристики работников. Организация с позиции теоретических подходов Д.Макгрегора. Роль мотивации в построении организационных структур и в системе их функционирования. Организационная теория К.Арджириса. Постулаты развития организации. Организационная система Р.Лайкерта. 2.3. Организация с позиций культуры. Проектирование и исследование организаций. Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4. Феномен организационной власти 3.1.Организационная власть как психическая реальность. Проблема субъекта организационной власти. Общая классификация оснований власти. Технические приёмы в использовании власти. 3.2.Власть и лидерство: соотношение понятий. Развитие лидерства: российский контекст. Психологический анализ личности руководителя в организации. 3.3 Психологические основы управления персоналом в организации. Мотивация персонала в контексте управленческих задач. Роль лидерства в формировании и развитии организационной культуры. Корпоративный кодекс как инструмент укрепления организационной культуры: содержание, функции, технологии создания. Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4. Организационная психология как система поведенческих технологий 4.1.Общие понятия организационного поведения. Организационное поведение как система взаимодействия в организации. Синергические принципы организационного поведения. Организационное поведение как системная область групповой динамики. Интерактивный характер организационного поведения: специализированные дисциплины в содержании организационного поведения. 4.2. Возникновение и развитие организационного поведения как специализированной области знания и практики. Необходимость возникновения организационного поведения. Предмет организационного поведения. Цели организационного поведения. Роль руководителя в системе организационного поведения. Теоретические подходы к организационному поведению. Основные концепции и элементы организационного поведения. Факторы, внутренней и внешней среды, влияющие на организационное поведение. Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4. 5. Модели организационного поведения. Современные проблемы управления организационным поведением. 5.1. Общие положения, определяющие различия в моделях организационного поведения. Конфликт между старым и новым содержанием моделей организационного поведения. Модели гармоничного отношения к действительности и место человека в ней. Технократические отношения и их проекция в организационном поведении. Базовые модели Макгрегора («Х»- тип и «У» – тип). 5.2. Авторитарная модель организационного поведения. Основная идея авторитарного типа организационного поведения. Функциональные отношения руководителей и подчиненных, их особенности. Условия эффективности авторитарной модели организационного поведения. 5.3. Опекающая модель. Основная идея и психологическое содержание. Виды и формы зависимости. Эффект пассивного сотрудничества. Основные достоинства и недостатки опекающей модели организационного поведения. Психологическая проекция опекающей модели в организационном поведении. 5.4. Поддерживающая модель. Основная идея и психологическое содержание. Формы и виды поддержки (Лайкерта). Руководство и лидерство. Соучастие в решении организационных задач. Теория «Z» У. Оучи. Условия реализации поддерживающей модели и их психологическая специфика. 5.5. Коллегиальная модель организационного поведения. Основная идея и условия реализации. Компоненты творческого отношения к организационной деятельности и организационного поведения. Элементы свободы в организационном поведении. Ориентированность на командный тип взаимодействия. 5.6. Индивидуальные модели поведения работников в организации. Мотивация поведения работников в организации. Опосредующее поведение. Мобилизующее поведение. Оправдательное поведение. Современные проблемы управления организационным поведением. Их состояние, специфика и способы разрешения. Кризис мотивации. Слабые традиции организационных форм поведения. Негативная ориентированность практических работников. Кризис манипулирования и другие. Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4. Конфликты в организации 6.1. Психологические предпосылки возникновения конфликтов. Причины и сущность конфликта в организации. Конкликтологические проблемы функционирования организации. Типичные иллюзии организационного взаимодействия. Конфликтогены организационной деятельности, их специфика и проблематика. 6.2. Типология конфликтогенных личностей в организации, их проекция в групповом взаимодействии в организации. Организационные технологии решения и профилактики организационных конфликтов. 6.3.Управление конфликтами. Тактические приёмы поведения в острых конфликтных ситуациях. Методы управления организационными конфликтами. Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4. 7. Организационная культура 7.1. Понятие организационной культуры. Определения понятий «организационная культура» и «приверженность организации». Различия понятий «организационная культура», «корпоративная культура», «профессиональная культура», «управленческая культура», «культура сотрудников организации». Необходимость и закономерности формирования организационной культуры. Содержание организационной культуры и ее связь с организационным поведением. 7.2. Организационная и корпоративная культура: соотношение понятий. Структура и содержание организационной культуры. Типологии и диагностика организационных культур. Уровни анализа и структурные компоненты организационной культуры. Основные элементы организационной культуры: миссия компании и ее цели; ценности и нормы культуры как критериальная основа поведения персонала. Функции организационной культуры: проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции в деятельности организации. Свойства организационной культуры. 7.3. Психологические механизмы возникновения культуры в новых группах. Роль значимых событий в формировании культуры организации. Эволюция организационной культуры в процессе смены «жизненных циклов» компании. Причины распада организационной культуры. 7.4. Основания для выделения типов организационных культур. Типологии, построенные с использованием одного теоретического конструкта: соотношение власти в организации (Р. Акофф), характеристики управленческих решений (Т. Дилл и А. Кеннеди). Типологии, использующие комплекс признаков, характеризующих особенности организации, сотрудников, взаимодействие компании с макросредой (Ч. Ханди; Т.Ю. Базаров). Типологии, построенные на базе двух и более теоретических конструктов: Рамочная конструкция конкурирующих ценностей (К. Камерон и Р. Куинн). Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4. 8. Организационные коммуникации и психологические технологии взаимодействия. 8.1. Коммуникативные процессы в организации. Системы организационной коммуникации и их психологические особенности. Средства организационных коммуникаций. 8.2. Функции организационных коммуникаций. Организационное общение, его специфика и феноменология. 8.3. Психологические основы эффективности организационного общения и коммуникативного пространства. Система делегирования полномочий в организации. Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4. 9. Карьера в организации. 9.1. Развитие человека в организации. Понятие профессиональной карьеры. Психологические основы профессиональной карьеры и движения персонала. Гендерная проблематика организационной динамики. 9.2. Психосоциальное сопровождение карьерного роста. Понятия приверженности, преданности и лояльности в организационной психологии. Структура приверженности. Теоретические модели лояльности и приверженности. Факторы, влияющие на характер и уровень приверженности сотрудников. Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4. |