МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Организационная психология как система поведенческих технологий





НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НОУ ВПО «РосНОУ»)

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Рабочая программа учебной дисциплины:

«Организационная психология»

Уровень высшего образования- БАКАЛАВРИАТ

Направление подготовки37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ

Тип образовательной программы– ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ

Основный вид деятельности, на который ориентирована образовательная программам – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Профиль подготовки: Психология личности

Рабочая программа рассмотрена и утверждена

на заседании кафедры практической психологии.

Протокол № 1 от 28.08.2015 года

Заведующая кафедрой

к. пс.н., доцент М.А. Хмелькова

 

Автор: кандидат психологических наук,

Доцент Буслаева Е.Л.

Рецензент:

Москва -2015 г.

Раздел 5. Содержание дисциплины, структурированное по темам

Организационная психология как научная дисциплина

1.1. Предмет организационной психологии, методологические ориентации системы организационной психологии. Уровни анализа в исследовании организационных процессов. Организационная психология в системе наук.

1.2. Психологические основы организации. Сущность и основные черты организации. Цели организации, типология целей. Организационная власть. Организационные феномены групповой динамики.

1.3. Жизненные циклы организации. Внешняя и внутренняя среда организации Ресурсы организации.

1.4. Многообразие организационных типов. Основные компоненты и уровни социальных систем. Социальная организация как социальная система. Уровни влияний и связи в организациях. Классификация организаций по правовому, экономическому, психологическому, социальному признакам. Государственные и муниципальные организации. Психологические признаки организации. Развитие, типы развития организаций.

1.5. Организационно-психологические переменные и процессы. Устойчивые признаки ситуации. Взаимовлияние и взаимодействие человека и ситуации.

Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4.

Основные теории организации в психологии

2.1. Классические теории организации. Научный менеджмент Ф.Тейлора. Понятие руководства, принципы организации деятельности в группах. Идеи разделения труда. Организационные принципы А.Файоля. Иерархичность. Принципы администрирования. Ответственность. Теория бюрократической организации М.Вебера. Принципы научного построения организации на основах идеальной бюрократии. Организационная теория Л.Гьюлика и Л.Урвика.

2.2. Организационные концепции «человеческих отношений». Организационная архитектоника Э.Мэйо. Организационные требования и индивидуальные характеристики работников. Организация с позиции теоретических подходов Д.Макгрегора. Роль мотивации в построении организационных структур и в системе их функционирования. Организационная теория К.Арджириса. Постулаты развития организации. Организационная система Р.Лайкерта.

2.3. Организация с позиций культуры. Проектирование и исследование организаций.

Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4.

 

Феномен организационной власти

3.1.Организационная власть как психическая реальность. Проблема субъекта организационной власти. Общая классификация оснований власти. Технические приёмы в использовании власти.



3.2.Власть и лидерство: соотношение понятий. Развитие лидерства: российский контекст. Психологический анализ личности руководителя в организации.

3.3 Психологические основы управления персоналом в организации. Мотивация персонала в контексте управленческих задач. Роль лидерства в формировании и развитии организационной культуры. Корпоративный кодекс как инструмент укрепления организационной культуры: содержание, функции, технологии создания.

Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4.

 

Организационная психология как система поведенческих технологий

4.1.Общие понятия организационного поведения. Организационное поведение как система взаимодействия в организации. Синергические принципы организационного поведения. Организационное поведение как системная область групповой динамики. Интерактивный характер организационного поведения: специализированные дисциплины в содержании организационного поведения.

4.2. Возникновение и развитие организационного поведения как специализированной области знания и практики. Необходимость возникновения организационного поведения. Предмет организационного поведения. Цели организационного поведения. Роль руководителя в системе организационного поведения. Теоретические подходы к организационному поведению. Основные концепции и элементы организационного поведения. Факторы, внутренней и внешней среды, влияющие на организационное поведение.

Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4.

 

5. Модели организационного поведения. Современные проблемы управления организационным поведением.

5.1. Общие положения, определяющие различия в моделях организационного поведения. Конфликт между старым и новым содержанием моделей организационного поведения. Модели гармоничного отношения к действительности и место человека в ней. Технократические отношения и их проекция в организационном поведении. Базовые модели Макгрегора («Х»- тип и «У» – тип).

5.2. Авторитарная модель организационного поведения. Основная идея авторитарного типа организационного поведения. Функциональные отношения руководителей и подчиненных, их особенности. Условия эффективности авторитарной модели организационного поведения.

5.3. Опекающая модель. Основная идея и психологическое содержание. Виды и формы зависимости. Эффект пассивного сотрудничества. Основные достоинства и недостатки опекающей модели организационного поведения. Психологическая проекция опекающей модели в организационном поведении.

5.4. Поддерживающая модель. Основная идея и психологическое содержание. Формы и виды поддержки (Лайкерта). Руководство и лидерство. Соучастие в решении организационных задач. Теория «Z» У. Оучи. Условия реализации поддерживающей модели и их психологическая специфика.
5.5. Коллегиальная модель организационного поведения. Основная идея и условия реализации. Компоненты творческого отношения к организационной деятельности и организационного поведения. Элементы свободы в организационном поведении. Ориентированность на командный тип взаимодействия.

5.6. Индивидуальные модели поведения работников в организации. Мотивация поведения работников в организации. Опосредующее поведение. Мобилизующее поведение. Оправдательное поведение. Современные проблемы управления организационным поведением. Их состояние, специфика и способы разрешения. Кризис мотивации. Слабые традиции организационных форм поведения. Негативная ориентированность практических работников. Кризис манипулирования и другие.

Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4.

 

Конфликты в организации

6.1. Психологические предпосылки возникновения конфликтов. Причины и сущность конфликта в организации. Конкликтологические проблемы функционирования организации. Типичные иллюзии организационного взаимодействия. Конфликтогены организационной деятельности, их специфика и проблематика.

6.2. Типология конфликтогенных личностей в организации, их проекция в групповом взаимодействии в организации. Организационные технологии решения и профилактики организационных конфликтов.

6.3.Управление конфликтами. Тактические приёмы поведения в острых конфликтных ситуациях. Методы управления организационными конфликтами.

Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4.

 

7. Организационная культура

7.1. Понятие организационной культуры. Определения понятий «организационная культура» и «приверженность организации». Различия понятий «организационная культура», «корпоративная культура», «профессиональная культура», «управленческая культура», «культура сотрудников организации». Необходимость и закономерности формирования организационной культуры. Содержание организационной культуры и ее связь с организационным поведением.

7.2. Организационная и корпоративная культура: соотношение понятий. Структура и содержание организационной культуры. Типологии и диагностика организационных культур. Уровни анализа и структурные компоненты организационной культуры. Основные элементы организационной культуры: миссия компании и ее цели; ценности и нормы культуры как критериальная основа поведения персонала. Функции организационной культуры: проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции в деятельности организации. Свойства организационной культуры.

7.3. Психологические механизмы возникновения культуры в новых группах. Роль значимых событий в формировании культуры организации. Эволюция организационной культуры в процессе смены «жизненных циклов» компании. Причины распада организационной культуры.

7.4. Основания для выделения типов организационных культур. Типологии, построенные с использованием одного теоретического конструкта: соотношение власти в организации (Р. Акофф), характеристики управленческих решений (Т. Дилл и А. Кеннеди). Типологии, использующие комплекс признаков, характеризующих особенности организации, сотрудников, взаимодействие компании с макросредой (Ч. Ханди; Т.Ю. Базаров). Типологии, построенные на базе двух и более теоретических конструктов: Рамочная конструкция конкурирующих ценностей (К. Камерон и Р. Куинн).

Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4.

8. Организационные коммуникации и психологические технологии взаимодействия.

8.1. Коммуникативные процессы в организации. Системы организационной коммуникации и их психологические особенности. Средства организационных коммуникаций.

8.2. Функции организационных коммуникаций. Организационное общение, его специфика и феноменология.

8.3. Психологические основы эффективности организационного общения и коммуникативного пространства. Система делегирования полномочий в организации.

Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4.

 

9. Карьера в организации.

9.1. Развитие человека в организации. Понятие профессиональной карьеры. Психологические основы профессиональной карьеры и движения персонала. Гендерная проблематика организационной динамики.

9.2. Психосоциальное сопровождение карьерного роста. Понятия приверженности, преданности и лояльности в организационной психологии. Структура приверженности. Теоретические модели лояльности и приверженности. Факторы, влияющие на характер и уровень приверженности сотрудников.

Литература: основная 1-3, дополнительная 1-4.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.