Краткий словарь терминов, применяемых в НЛП Тема 9. Нейролингвистическое программирование (НЛП-практика) Учебные вопросы: - Базовые пресуппозиции и основные понятия НЛП
- Техники НЛП
В НЛП механизм воздействия слова сочетается с различными физическими«закрепителями» (якорями), что также соответствует механизмам сочетанного рефлекса по В.М.Бехтереву или условного рефлекса по И.П.Павлову. В основе эффективности НЛП, по мнению авторов системы , лежат: стратегичность (нацеленность на результат), опора на экологичную систему убеждений, ориентация на огромный потенциал человеческого мозга, заключенный в бессознательном. НЛП - одно из наиболее популярных в настоящее время направлений психотерапии, зародившееся в начале 70-х годов. Его основоположниками считаются Ричард Бэндлер и Джон Гриндер. Они в свою очередь признают, что отправной точкой их работы стало обобщение опыта Федерика Пёрлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона. Базовые пресуппозиции НЛП 1. Каждый человек живет в своей собственной, уникальной модели мира, и эти модели неизбежно отличаются от самого мира. 2. Никакая отдельная модель или - карта отражения мира - не является более "подлинной" или "настоящей", чем любая другая. 3. Наиболее "мудрые" и "дружественные" карты - те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей, а не те, что являются наиболее "подлинными" или "точными". 4. В любой ситуации каждый человек делает лучший выбор из всех, какие он может себе представить в данный момент. «Там и тогда» Вы сделали самое лучшее, что знали и умели «тогда»! 5. Внутренние ресурсы каждого человека доставляют ему потенциал для решения его проблем. Люди уже обладают (по крайней мере, потенциально) всеми ресурсами, необходимыми для эффективных действий. 6. Каждая проблема имеет свое решение. 7. Проблемы и боль – это механизмы обратной связи. Именно они дают нам ту информацию, в которой мы так нуждаемся. 8. Психика и тело – это части одной и той же системы. Поэтому существует параллелизм и взаимосвязь между нашими внутренними нервными процессами и нашими внешним наблюдаемым поведением. 9. За каждым поведением стоит некоторое положительное намерение. 10. Смысл коммуникации заключается в вызванной ею реакции, а не в том, что предполагалось сообщить. 11. В человеческих взаимодействиях наибольшее влияние на результат имеет тот, кто проявляет наибольшую гибкость и разнообразие в поведении. 12. Память и воображение используют одни и те же нервные цепи и потенциально имеют одно и то же действие. 13. Знание, мышление, память и воображение возникают из последовательностей и сочетаний систем представления. 14. Субъективный опыт определяется пятью системами восприятия: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и обонятельной. 15. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности. 16. Метод проб и ошибок составляет часть процесса обучения. Если вы не получили желаемых результатов, это не значит, что вы потерпели неудачу; это значит, что вы получили обратную связь. Не бывает поражений, бывает только обратная связь! 17. Если то, что вы делаете, не действует, сделайте что-нибудь другое. Краткий словарь терминов, применяемых в НЛП Ведение - изменение собственного поведения на том уровне раппорта, который позволит другому человеку последовать за вами. Гибкость - обладание широким набором способов мышления и поведения для достижения некоторого результата. Калибровка - точное узнавание по невербальным сигналам состояния, в котором находится другой человек. Карта - присущее каждому человеку уникальное представление о мире, построенное из его индивидуальных переживаний и восприятия. Метамодель - набор лингвистических приемов и вопросов, которые устанавливают связь между языком и внутренним опытом. Метафора - непрямое общение с помощью историй и речевых оборотов, подразумевающих сравнение. В НЛП под метафорами понимают сравнения, истории, иносказания и аллегории. Модальность - сенсорный канал, через который поступает информация (зрение, слух, осязание и т.д.) Раппорт - отношения доверия и отзывчивости с самим собой или с другими людьми. Рефрейминг (переформирование) - взгляд на событие с другой точки зрения или присвоение событию другого смысла. Изменение рамок, для придания событию нового значения. Субмодальности - тонкие различия, которые мы обнаруживаем внутри каждой репрезентативной системы, качественные характеристики внутренних представлений, мельчайшие кирпичики, из которых строятся наши мысли. Триггер – сигнал, который является «пусковой кнопкой» некоего состояния.чения. Якорь - любой стимул, который вызывает реакцию. Якоря изменяют наше состояние. Они могут возникать сами собой, а могут быть установлены и намеренно. Репрезентативные системы - в НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы. Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы "репрезентировать" (перепредставлять) переживания самим себе. Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы являются первичными репрезентативными системами, используемыми в западной культуре. Ощущения вкуса, вкусовая система, и запаха, обонятельная система, не являются столь же важными и часто включаются в кинестетическую систему. Они часто служат в качестве мощных и очень быстрых связей с картинками, звуками и ощущениями, ассоциированными с ними Репрезентативные системы Когда человек имеет тенденцию использовать традиционно один внутренний канал восприятия, то этот канал называется в НЛП его предпочитаемой или первичной системой. Вероятно, он оказывается более проницательным и способным делать более тонкие различения именно в этой системе, а не в других. Глазные сигналы доступа Для уточнения доминирующего канала, направленности и особенностей приема информации используют анализ типов сканирующего движения глаз. Основные типы (паттернов) направлений движений глаз и соответствующих им репрезентативных систем: 1) сканирующее движение глаз вверх-налево - зрительный эйдетический образ; 2) вверх-направо - зрительный конструируемый образ; 3) прямой расфокусированный (не сосредоточенный внимательно на внешнем объекте) взгляд - представляемый зрительный образ; 4) глаза на среднем уровне направо - слуховое конструирование; 5) глаза на среднем уровне налево - слуховые образы; 6) глаза прикрыты, взгляд обращен в себя - внутренний диалог; 7) глаза вниз и налево - слушание телефонного типа; 8) глаза вниз и направо - кинестетические ощущения, чувства. ВИЗУАЛЬНЫЕ Ассоциированная (вижу своими собственными глазами) или диссоциированная (вижу себя со стороны). Цветная или черно-белая. В рамке или без нее. Глубина (двух- или трехмерная). Местоположение (слева или справа, вверху или внизу). Расстояние от меня до картинки. Яркость. Контрастность. Резкость (размытая или сфокусированная). Движение (фильм или слайд). Скорость (быстрее или медленнее обычного). Количество (отдельная сцена или множество образов). Размер. Цвет. АУДИАЛЬНЫЕ Стерео или моно. Слова или звуки. Громкость (громко или тихо). Тон (мягкий или жесткий). Тембр (наполненность звуков). Местоположение источника звука. Расстояние до источника. Длительность. Непрерывность или дискретность. Скорость (быстрее или медленнее обычного). Чистота (чистый или приглушенный). КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ Локализация. Интенсивность. Давление (сильное или слабое). Степень (насколько велико). Текстура (шероховатый или гладкий). Тяжесть (легкий или тяжелый). Температура. Длительность (как долго это длится). Форма. Стимул, который связан с физиологическим состоянием и запускает его, называется в НЛП якорем. Якоря - это все, что вызывает эмоциональное состояние. Как возникают якоря? Во-первых, путем повторений. Если вы встречаетесь с повторяющимися случаями, когда красное ассоциируется с опасностью, эта ассоциация закрепляется. Это простое научение: красное означает опасность. Во-вторых (и это значительно важнее), якорь может быть установлен с первого раза, если эмоция является сильной и время выбрано правильно. Повторение требуется только тогда, когда нет эмоциональной вовлеченности. ТЕХНИКИ НЛП |