МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

О перспективах развития православной психологии и психотерапии





Приведенный выше пример работы со страстью блуда вполне может применим и к другим страстям. Каждая страсть может быть рассмотрена с нескольких сторон. Это и святоотеческий подход, и психологические ее аспекты и проявления. Это и педагогические приемы. Такое глубокое и многостороннее изучение заслуживает каждая страсть. Поскольку любая из них (не только страсть блуда) ведет нас к несвободе, к внутреннему рабству. В Новом Завете апостол Павел говорит: «К свободе призваны вы, братья!» (Гал. 5, 13).

Мы же не умеем ею распорядиться достойно, плохо понимая, что это за чувство (оно способно вызвать тревогу) и подменяем свободу своеволием, тем самым попадая в рабство греха. Христианство – это дарованная нам возможность обрести свободу во Христе.

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32)

Заключение.

Смею надеяться, что приведенный выше материал дает некоторое представление о православной психотерапии и о работе православного психолога.

Поскольку православная психология и психотерапия находятся в своем становлении, в настоящее время начинает издаваться много литературы на эту тему. Не смотря на то, что авторов объединяет общая тема, по своему содержанию литература эта очень разная. Этой темой увлечены и священники, и врачи, и психологи. И излагают ее очень широко: от чисто святоотеческого понимания Церкви, как лечебницы духа до попыток объяснения любого телесного заболевания, как неисповеданного греха. Это говорит не только о глубине темы, которой мы коснулись, но и о разном понимании слова психотерапия.

Мне же, однако, представляется, что мы должны придерживаться понимания значения психотерапии, как о лечении психики, об исцелении души человека, о приведении всех разрозненных ее частей к единому целому.

При этом мы не должны отказываться от изучения ведущих направлений психотерапии, умело использовать эти знания на практике.

К сожалению, многие авторы просто не имеют представления о психотерапии, как таковой, в каких формах она существует и развивается на западе. У них существует довольно предвзятое представление по отношению к психотерапии.

Как мне видится, нам следует избегать крайностей и искать именно средний путь.

А перед психологами и психотерапевтами, получившими академическое образование и желающим работать в этом направлении, стоят вполне конкретные реальные задачи. Вот их приблизительный перечень.

Если говорить языком святых отцов, то корень всех проблем находится в гордыне. А следовательно, особое внимание требуется уделить психологическому исследованию гордыни. Уже говорилось о том, что гордыня – это духовное заболевание. И напрямую психологи с этим не работают. На душевном (психологическом) уровне мы видим только ее разрушающие последствия.

Не менее важно рассматривать добродетели, как противоположную сторону страсти. Ведь чтобы достичь результата мы должны знать не только от чего должны уйти, но видеть перед собой четкое направление: куда нам следует двигаться. Противоположные стороны гордыни – это любовь, смирение. И это также важнейшие темы психотерапевтического процесса.

Также необходимо с психологической точки зрения проработать каждую заповедь. Выше говорилось, что нарушение заповедей приводит к духовным искажениям. Это отражается на душевном и на телесном уровне. Когда я пишу проработать, то это означает внимательно отнестись к практическому психотерапевтическому опыту, соотнося его с опытом Святых Отцов. Мы касались, как примера, нарушения пятой заповеди, где говорится об отношениях с родителями.

Если мы хотим получить устойчивый результат в борьбе со страстью, то необходимо работать в направлении развития христианского мировоззрения.

Процесс выстраивания христианского мировоззрения не быстрый, а временами трудный и болезненный, каким является процесс любого рождения. А здесь происходит рождение новой личности во Христе. Православная Церковь дает нам возможность принести покаяние. И это единственная возможность пересмотреть свои поступки, мысли и чувства, чтобы уйти от соблазнов повторения, и одновременно не впасть в состояние тоски и уныния от осознанности своей греховности и нищеты духовной.

Методология православной психологии требует выработки общего языка понятий. В процессе ее формирования необходимо определить общую цель, сформулировать задачи и четко обозначить вопросы, которые требуют насущного ответа. Все разногласия и трудности в принципе преодолимы, поскольку специалисты, занимающиеся этими вопросами, стоят на позиции христианского мировоззрения и принадлежат к Православной Церкви. Объединение в лоне Церкви является залогом того, что этот процесс завершится, преодолев все трудности и искушения.

Реальность перед нами ставит задачи. Вопросов много. И на них необходимо искать ответы. При этом нам всегда необходимо осознавать свою личную человеческую немощь и подверженность страстям.

Таким образом, мне представляется, что в развитии православной психотерапии скрыты глубочайшие возможности. Она имеет все шансы на то, чтобы стать одним из важнейших психотерапевтических направлений сегодня. Ее огромному потенциалу, несомненно, предстоит еще открыться.

Заключение.

Возвращаясь к притче о блудном сыне, с которой мы начали этот раздел, хочется этим и закончить. Господь дал нам свободу, дал возможность выбора. Этот выбор мы должны сделать сами: умирать от голода в чужой стране, как это делал блудный сын, или вернуться в дом Отца. (Лк. 15:16)

В самом начале этих очерков, я обратила внимание на трудности темы, которую мы затронули. И одной из трудностей является то, что не выработан общий язык для изложения этой темы, или, если угодно, проблемы. Видимо одной из причин этого является то, что христианство это больше, чем религия. Это суть нашего бытия. И на каком бы языке мы не говорили, язык ли это святых отцов, или философов, или поэтов, или же язык психотерапии, если мы говорим максимально честно и без лукавства, то это будет всегда об одном и том же – об отношениях человека и Бога.

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит пред замкнутой дверью:

«Впусти меня!- Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Ф.И. Тютчев, «Наш век»(1851).

ЛИТЕРАТУРА:

Антоний митр. Сурожский. Таинство любви. Беседы о христианском браке. С-Пб.: Сатисъ, 2010.

Прп. Ефрем Сирин. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. М., 1881. Ч. I, С. 202.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) епископ. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. I. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905.

Мень Александр протоиер. Исагогика. М, 2003

Паисий Святогорец. Духовная борьба. Слова. Том 3. М., 2003

Петровский И. Была ли Ева помощницей Адаму // Фома. год 2008,№6

Феофан Затворник святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Лепта Книга, 2007.

Шеховцова Л.Ф. Сексуальная революция женскими глазами // Педагогика. 2005, №7.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.