ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. Понятие и структура знака по Соссюру. Понятие парадигмы и синтагмы. Примеры. Специальные научные методы ТК, опирающиеся на 2 специальных подхода: 1. процессно-информациооный (где ком-ия – процесс получения информации); 2. семиотический < Семиотика – это наука о знаках; Семиотика или семиология является наукой о значащих формах, средствах выражения значения. > (где коммуникация – особое знаковое взаимодействие). Семиотический подход – взаим-е людей, опосредованное знаками, знаковыми системами, языками, кодами. Ком-ия – процесс рождения и понимания смысла. Особенности семиотической модели: 1) центральная категория – категория сема или знака. 2) большое внимание уделяется реципиенту (получатель), тексту, процессу декодирования, источник опущен. 3) семиотич. модели не линейны, отражают не шаги и этапы прохождения инф-ии, а отношения, возникающие в течении движения смысла. 4. Большое внимание при интерпретации сообщения уделяется культурному (индивидуальному, коллективному) контексту взаимодействия. Предмет семиотич. подхода: а) процесс знакового опосредования, инф. взаим-я. б) ком. средства его реализации. в) каналы, по кот. передаётся сообщение. г) процесс восприятия (декодирования). Семиотика – теоритич. фундамент семиотич. подхода; комплекс научн. дисциплин, исследующих природу, ф-ции, виды знаков и знак. систем, св-ва знаков, знаковую деятельность человека. (Знаковая система – естественные языки, формальные: математики и логики, искусственные языки, системы сигнализаций в природе и обществе, языки изобразит. искусства, музыки, театра). Билет Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра. Примеры использования моделей. Соссюр. Провёл строгое разграничение между речью (продукт языка при индивидуальной верб-й ком-ии)., языком, как взаимосвяз. знаковой системой и собств. речевой деят-ти как деят-ти по преобразованию языка в речь. Язык – универсален, а речь – индивидуальна. Обращение к сущности языкового знака, Соссюр фокусирует своё внимание на взаимодействии знаков и знаков. систем др. с другом. Языковой знак – двуединая сущность, единство означаемого, смысла связ. в сознании пользователя с этим знаком и означающего, той формы, в кот-й сущ-т и проявл. знак. Для знаков верб-й комм-ии, для слов они функционир. как соц. понятия и аккустич. образа/графической формы. Знак: означающее (веществ. носитель значения) – означаемое (само значение, смысл). Форма, в кот. сущ. знак, согласно Сосюру, это его знакообозначение, название, имя. Это обозначение носит конвинциальный хар-р. (Т.е. когда-то люди – пользователи знака догов. о том, что данному знач. соотв. данное обознач). Любой знак носит конвинц. хар-р, он социален. По отношению к любому обозначению само содержание знака, т.е. психическое конструктирование, соотв в едн. пользователь обозн. знака в лингвистике называется понятием, а в логике – концептом. Фреге. Развивает теорию Пирса. 20в. Употребляя знак, человек интересуется не знаком как таковым, а в первую очередь его смыслом или значением. Концепт (десигнат) – это общее представление о всём классе денотатов (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком) данного знака, сложившихся в сознании субъекта знаковой деятельности. Модель Фреге демонстрирует зависимость знака с одной стороны от конкретного объекта действительности, кот. он обозначает, а с другой стороны от обобщённого представления обо всём классе таких объектов, существующего в културе. Билет Понятие и структура знака. Модели де Соссюра и Огдена – Ричардса. Примеры использования моделей. Знак · это чувственное восприятие явления, изображение, звук, текст, которое представляет/замещает в ком. процессах другие явления, св-ва, отношения. 20 в. – теоретический кризис, связанный с понятием значения и смысла. · Единство означаемого, некоторого смысла, связанного в сознании человека с каким-либо объектом, и означающего(звуки, буквы, изображения) (по Соссюру) · Состоит из вещественного носителя значения и самого значения, смысла. · Единство концепта и имени Соссюр - основатель структурной лингвистики, главным предметом анализа для него стали язв как целостная знаковая система с определенными структурными закономерностями и знаки как конструирующие язык элементы. Главная проблема понимания знака по Соссюру – связи и отношения между знаками, общее и особенное в знаках, используемых людьми, принадлежащими разным культурам. Языковой знак де Соссюр понимал как двуединую сущность-единство означаемого и означающего.Таким образом, знак состоит из вещественного носителя значения и самого значения, смысла. Форма, изначально акустическая, а затем, после появления письменности, и графическая- это обозначение (название, имя), которое люди договорились присвоить тому или иному психическому конструкту, соответствующему в их сознании определенному предмету. Конструкт этот в лингвистике – понятие, а в логике-концепт. =>Язык конвенционален! Для Соссюра конвенциональность языка несет принципиальный характер. Он ссылается на тот факт, что один и тот же объект в разных областях называется разными словами, то есть имеет разные звуковые образы. Итак, знак – это единство его плана выражения и плана содержания(копенгагенская школа глоссемантики, датский ученый Людвиг Ельмслев) Введенные Соссюром отношения «означаемое- означающее», значение- имя в структурно –лингвистических семиотических моделях называются СЕМАНТИЧЕСКИМИ Огден-ричардс Огден и Ричардс – американские семиотики и лингвисты. Созданная ими модель связывает в себе подходы понимания модели знака Соссюра и Фреге(синтетическая) Семантический треугольник Огдена-Ричардса: Данная модель в основе своей имеет треугольную форму, восходящую к треугольнику Фреге. 1. Объект\референт\денотат 2. Концепт\понятие 3. Имя(слово) Огден и Ричардс учли в своей модели и понимание знака, как единства содержания и материальной формы, введенное Соссюром. План содержания представлен здесь той вершиной семантического треугольника, в в которой содержится концепт или понятие, а план выражение- вершиной, где находится имя, наименование или слово. Знак же- комплексное образование, представляет собой диалектическое соединение плана содержания и плана выражения. В результате образуется графическая модель,которая с полным основанием может быть названа моделью знака, а не просто моделью знаковой деятельности субъекта или моделью функционирования знака. Преимущества треугольника Огрдена- Ричардса над треугольником Фреге заключается в том, что первая модель разграничивает материальную и идеальную форму знака, тогда как вторая отождествляет знак и имя , что неприемлимо для естественного языка. Билет Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу. Примеры. Знак · это чувственное восприятие явления, изображение, звук, текст, которое представляет/замещает в ком. процессах другие явления, св-ва, отношения. 20 в. – теоретический кризис, связанный с понятием значения и смысла. · Единство означаемого, некоторого смысла, связанного в сознании человека с каким-либо объектом, и означающего(звуки, буквы, изображения) (по Соссюру) · Состоит из вещественного носителя значения и самого значения, смысла. · Единство концепта и имени Пирс ,один из основателей семиотики, понимал знаковую деятельность как взаимодействие человека с двумя мирами предметным миром, миром внешних по отношению к нему объектов,и знаковым миром- миром некоторых имен. Оба мира объективны для человека в том смысле, что они существуют во внешнем для него пространстве. Согласно определению Пирса, знак- это нечто, представляющее что-то перед кем-то к некотором отношении. Это модель ЗНАКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, прагматическая модель коммуникации. Примерами объективных знаков могут быть знаки дорожного движения, знаки светофора, пиктограммы, обозначающие местонахождение тех или иных полезных ископаемых на геогр.карте и т.п. Чарльз Пирс, анализируя знаковую деят-ть человека, решил, что реципиент не просто обрабатывает информацию, а порождает собственное понимание сообщения. Это связано с культурой, опытом и знаковыми особенностями человека, т. е. его знаковой системой. Знак по Пирсу – это нечто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении. Объект О – тот объект, кот. в отношениях между людьми представляется знаком. В логике он называется денотатом (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком), реже – референтом, в лингвистике – денотатом. Знак О (объективный знак) – это некот. принятое в данном общ-ве или сообщ-ве обозначение объекта О. Как только конвенция по отношению знака О достигнута, этот знак приобретает объективный хар-р для всех им пользующихся. S – это субъект, а знак S – это так называемый субъективный знак субъекта S для обозначения объекта О. Знак S образуется в результате взаим-я субъекта S прямо с объектом О, а с другой стороны опосредованно через объективный знак О. В результате этого взаимодействующий знак S может отличаться от знака О. Знак S – это нечто. представляющее что-то (объект О) перед кем-то (субъект S) в некотором отношении (знак О). Знаки О определяют поведение. Каждый человек взаимодействует с двумя реальностями – реальностью объектов О и реальностью знаков О. Принимая решение, человек сравнивает мир обектов и мир знаков. Чтобы манипулировать аудиторией нужно разрывать связь S с объектом О. Билет Свойства и характеристика знаков -1.Свойства принципиальной арбитрарности знака, полифункциональности знака, системно-исторической обусловленности знака, асимметричной дуальной динамики знака.(с 167) Свойство принципиальной арбитрарности знака характеризует его генезис и сущность связи между планами его содержания и выражения. В истории науки о коммуникации и шире, в истории философской мысли, существуют два подхода к решению этого вопроса. Один из них полагает, что задающая знак связь звучания и значения имеет естественное, глубинное сущностное происхождение, связанное с природой отношений между миром людей и миром вещей. Этот подход исходит из того, что существуют исходные естественные языковые праформы, единые и универсальные планы выражения, которые просто в силу природы человека как существа, использующего знаки, самой природой поставлены в соответствие своим планам содержания. И соответственно, в своей знаковой деятельности человек подобен естествоиспытателю – при формировании знака, при обозначении нового объекта его задача состоит не в том,чтобы сформулировать новое произвольное имя, а отыскать подлинное имя, которое природа предписала этому объекту. Эта концепция сущности знака имеет свои корни в мифологии некоторых народов( предание о Истинной Речи) Второй подход, напротив, полагает установление связи между планом выражения знака произвольным процессом, являющимся функцией ситуации обозначения и субъекта, который это обозначение выбирает. ( несет конвенциональный характер) . Современная ТК опирается на второй подход. Знак здесь полагается принципиально арбитрарным, то есть возникающим в процессе формирования знака как конкретного социального семиотического отношения между субъектом и обозначаемым объектом. Знак, таким образом, принципиально арбитрарен – он возникает как результат произвольного означивания , при этом данный процесс в разных языках может быть связан с разными базовыми характеристиками плана содержания знака. Полифнкциональность знака Заключается в том, что каждый знак способен в коммуникативных процессах одновременно выполнять не одну, а несколько функций. Репрезентивная, экспрессивная, прагматическая . |