Составление генеалогического древа. - Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие. Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа. Справа папа, слева мама В серединке я как раз Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья ) - Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи) - А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи) - Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье. Физминутка "Семейная зарядка". Осенью, весною Летом и зимою Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает Повороты вправо - влево Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой И качаю головой. Рассказы детей о членах семьи. Мама. Много мам на белом свете, всей душой их любят дети. Только мама есть одна, Всех дороже мне она, Кто она? Отвечу я: это мамочка моя. (В. Руссу) (Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет) Папа. Мой папа красивый И сильный, как слон. Любимый, внимательный, ласковый он. Я жду с нетерпением папу с работы. Всегда мне в портфеле приносит он что-то. Мой папа находчивый, умный и смелый Ему по плечу даже сложное дело. Его обниму я и тихо шепну: - Мой папочка, я тебя крепко люблю! Ты самый заботливый, самый родной, Ты добрый, ты лучший И ты только мой! (Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет). Бабушка. Мы с моею бабушкой старые друзья. До чего хорошая бабушка моя! Сказок знает столько, что не перечесть, И всегда в запасе новенькое есть. А вот руки бабушки - это просто клад! Быть без дела бабушке руки не велят. Золотые, ловкие. Как люблю я их! Нет, других, наверное, не найти таких! (Л. Квитко) (Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет). Дедушка. Мой дедуля дорогой, Мы гордимся все тобой! И скажу я по секрету: Лучше нет на свете деда! Буду я всегда стараться На тебя во всём равняться! (А. Чурбанова) (Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет). Младший брат. Есть у меня братишка Смешной такой мальчишка! Мне во всём он подражает И ни в чём не уступает. Если мы играем в мячик, Я скачу, он тоже скачет, Я сижу - и брат сидит, Я бегу - и брат бежит. Такой смешной мальчишка Младший мой братишка. (И. Лопухина) (Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию). Пальчиковая гимнастика. Игровое упражнение "Кто пришёл?" Кто пришёл? Мы - мы - мы, Папа, папа, это ты? Да - да - да, Мама, мама, это ты? Да - да - да, Братец, братец, это ты? Да -да - да, Ах, сестрица, это ты? Да - да - да, Все мы вместе? Да - да - да. Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них). "Детский сад - моя вторая семья". - Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно. - А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь). - А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ). - А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад). - А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей). Итог занятия. - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Литература: 1. "Говорим правильно" О. С. Гамзяк . Москва. Издательство " Гном и Д" 2010 2. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Москва " АЗЪ" 1995 2-е издание 3. "По дороге к азбуке" Т.Р. Кислова Методические рекомендации Москва " Баласс" 2002 Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята» Задачи. Развивать диалогическую речь детей. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Обогащать словарь образными словами и выражениями. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Уточнять и закрепить правильное произношение звуков с,ц Ход занятия Коммуникативная игра: Игра «Доброе утро! ». Дети встают в две шеренги лицом друг к другу. Придумано кем-то Просто и мудро. При встрече здороваться: Доброе утро. правые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки Доброе утро! - левые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки Солнцу и птицам. поднимают руки вверх, тянутся Доброе утро! - машут правой рукой Улыбчивым лицам. улыбаются друг другу. И каждый становится Добрым, доверчивым. Пусть доброе утро. Длится до вечера. - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в цирк и встретимя с цирковыми животными. А с кем именно, вы узнаете , если отгадаете загадки. (Воспитатель после каждой отгадки спрашивает их, почему они так думают) Загадки 1. В Индии живу, Грузы на себе вожу, У меня огромный рост И короткий тонкий хвост. (Слон) 2. Полосатый и усатый Всех зверей сильней в тайге, На охоту он крадется По ночной лесной тропе. (Тигр) 3. Хвост крючком, Рыльце пяточком . (Свинка) 4. Мохнатенька, усатенька, Сядет- песенку поет. (Кошка) 5. Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. (Мишка) По мере отгадывания загадок выставляется на стол предметы- отгадки и карточки с их названиями. Каждое слово «прочитыватся» 1-2 раза Составление предложений: - А теперь я вам предлагаю придумывать предложения с о словом КОШКА и ТИГР. - Молодцы! Слушаем следующее задание: - С словами:ЦИРК, ТЕАТР, ПАРК, КИНО, ИДЕТ, В и используя отгадки нужно составить красивые предложения. (Дети составляют и читают 2-3 предложения) - Ребята, посмотрите на всех зверей. Я вам открою один секрет, все эти звери собрались из театра зверей. Вот послушайте загадку: Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята . Через голову-кувырк, Значит здесь кошачий…(Цирк) - Посмотрите на доску и найдите карточку со словом ЦИРК. - Кто из вас бывал в цирке? Что умеют делать дрессированные животные? Что вам больше всего понравилось? (Выслушиваются высказывания детей) Физминутка - А теперь мы с вами тоже попробуем изобразить маленьких зверят. Работа с скороговоркой: Не ест овца овса А ждет с травой сенца. Скороговорку в кругу читают в умеренном темпе, меняя силу голоса. Повторяют 3-4 раза. Игра с мячом Мы с вами поиграем в игру «Лови и скажи». Я буду вам кидать мяч, а вы должны поймать и придумать слова на с , ц. Кто больше придумает. Звуковой анализ слов. Сейчас мы с вами разделимся на две команды. Первая команда будет работать со словом МЫШКА , а вторая МИШКА. - Какойпервый звук в сдовах? - Какой 2,3, 4? - Чем отличаются слова МИШКА и МЫШКА? - Какой ударный слог в словах? Игра в театр зверей Я вам предлагаю играть в театр зверей.Договоритесь между собой кто будет дрессировщиком, а кто животным? И подумайте, какие номера вы можете приготовить? А потом во второй половине дня мы будем смотреть выступления цирковых зверей. На этой прекрасной ноте наш праздник подошел к концу. Буду ждать ваши выступления Использованная литература Красное коромысло через реку повисло/Русские народные загадки/ Сост. Науменко Г.М.- Ижевск: Удмуртия, 1989. С.12. |