МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Задания для зачета по дисциплине





«Психология подросткового возраста»

для студентов профиля «Психология образования», профиля «Социальная педагогика»

(заочное отделение)

 

1. Законспектировать статью.

· Драгунова Т.В. «Проблема конфликта в подростковом возрасте»

· Подростковый телефон доверия как форма работы практического психолога

2. Выполнить практические задания

Задание 1. Охарактеризуйте развитие ребенка в подростковом возрасте по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), психологические новообразования. Заполните таблицу «Возрастная периодизация психического развития». Запомните эти основные показатели психического развития подростка.

Таблица 1

Возрастной период Хронологические рамки Социаль ная ситуация развития Ведущий вид деятель ности Психологические новообразования
Подростковый возраст

Задание 2. В качестве основных причин снижения успеваемости в подростковом возрасте указываются следующие причины: пониженная обучаемость, недостатки в развитии познавательной сферы, несформированность основных компонентов учебной деятельности, педагогическая запущенность, индивидуально-типологические особенности ученика, отсутствие адекватной мотивации, учебная перегрузка.

Но известно, что многие гениальные люди, например, Эйнштейн, плохо учились в школе. Как Вы думаете, в чем может быть причина школьной неуспеваемости подростка, впоследствии совершающего открытия (ваши рассуждения).

 

Задание 3. Вставьте пропущенное(ые) слово(а)

1. Хронологические границы подросткового периода от ….. до ……… лет.

2. Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте - ………….

3. Для подростка характерны следующие специфические формы поведения:………………………

4. Реакция эмансипации – это ………………

5. Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая ………….

6. Мышление у подростка становится …………., запо­минание и воспроизведение приобретают …………. характер. Восприятиестановится ………………. деятельностью.

7. Чувство взрослости — это центральное новообразование подростничества, выражается в …………………………………...

8. Выделено и описано несколько видов взрослости:………………..

9. Л.С.Выготский выделил не­сколько групп интересов («доминант») подростка:……………………………………..

10. Психологи выделяют особую форму подросткового эгоцентризма, который проявляется в двух феноменах:

· феномен «воображаемой аудитории» ….

· «личный миф» ……….

11. Преодоление эгоцентризма происходит по мере ………………………

12. Основным итогом подросткового возраста считается достижение нового уровня самосознания. Происходит постепенный переход от ………. оценок, к ………….., возникает стремление к………………………………..

 

3. Решить задачи

Задача 1. О каких специфических формах поведения подростка идет речь в приведенных ниже примерах.

А) «Мы подошли. Ребята насторожились. Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного рослого, крепкого, заметного своей силой и властью парня….

- Этого еще зачем привел? - недовольно спросил он.

- Он свой, - стал оправдываться Федька. – Он у нас живет.

- Играть будешь?» - спросил меня Вадик.[1]



 

Б) «Мама, ну сколько вы меня еще будете на коротком поводке держать!? В сотый раз Вера пыталась объяснить родителям, что сейчас время иное, что молодежь не приемлет насилия над личностью…»[2]

 

В) «Саша, подойдя к своей компании, увидел, что ребята курят. Удивившись, он отошел в сторону. Пашка, которого считали «авторитетом», протягивает Саше сигарету. Тот отказывается. «Ты че, маленький что ли?! На, попробуй!» Чуть подумав, Саша берет сигарету….»

 

Г) «…Миша (13 лет) занимается в секции по дзюдо. Больших успехов в обучении у него не наблюдается. Мальчика трудно заставить сделать домашнее задание, он крайне неответственен, часто забывает тетради. Однако занятия в секции никогда не пропускает, заранее подготавливает форму, делает зарядку по утрам, как советует инструктор…»

 

Задача 2.О каком новообразовании здесь идет речь? Дайте психологическое обоснование.

 

А) «Федор Петрович давно стал замечать, что из ящика его стола стали пропадать папиросы. И вот он поймал сына за этим «преступлением».

- Пробовал…., - насупившись ответил Петя на строгий вопрос отца».

 

Б) «А когда в классе снова наступила тишина, то Димка встал, победно оглядел ребят и сказал:

- Давайте на поездку заработаем сами!

И мы стали работать. Ходили в совхоз на сбор поздних огурцов и капусты.»[3]

 

Задача 3. Как можно объяснить с психологической точки зрения:

А) различные эксперименты подростка с внешностью – необычная одежда, прическа, немыслимый макияж и пирсинг и т.д.

Б) развязанность в поведении, нарушение дисциплины.

Задача 4. О каких особенностях подростковой психики свидетельствуют приведенные ниже высказывания?

 

А) «Так случилось, что после уроков на глазах одноклассников ученик 6-го класса Алеша попал под машину. И хотя, в конце концов, все оказалось не так страшно, дети пережили эмоциональное потрясение. Два-три первых дня были самыми сложными. Один из вечеров двенадцатилетнего Димы, приятеля Алеши, закончился бурными слезами и развернутым самоанализом. Начав с того, как ему жалко, что так все случилось, вспоминая детали того горестного дня, он неожиданно перешел на то, что волновало его в нем самом. Сравнивая себя то с одним, то с другим од­ноклассником, он приходил к выводу, что все у него не так, как он бы хотел. Тут была и тема его интеллектуальных способностей, его успешности в учебе; и тема «идеального друга», о котором он мечтает, но не находит среди своих приятелей; и тема образа себя в глазах других подростков, когда хочется выглядеть «крутым», «не дауном», но для этого надо говорить и делать такие вещи, которые сами по себе ему противны»[4].

 

Б) «Маня увидела бедную старенькую бабушку, которая стояла у магазина и просила милостыню. Ее сердце сжалось от жалости, и она шепнула сестре:

- Ксюша, давай-ка лучше отдадим эти деньги ей…» [5]

 

В) «…Наружность моя, я убеждался, не только была некрасивой, но я не мог даже утешать себя обыкновенными утешениями в подобных случаях. Я не мог сказать, что у меня выразительное, умное или благородное лицо. Выразительного ничего не было – самые обыкновенные. Грубые и дурные черты, глаза маленькие серые, особенно в то время, когда я смотрелся в зеркало, были скорее глупые, чем умные…»[6].

 

4. Решите тест

Тестовый контроль

«Психология подросткового возраста»

  1. Определите границы подросткового возраста:

а. от 10-11 лет до 18 лет;

б. от 10-11 лет до 15 лет;

в. От 8-9 лет до 13 лет.

2. Выготский Л.С. выделяет следующие три точки созревания подростка: органическое, половое и социальное. В какой последовательности они наступают:

а. органическое, половое, социальное;

б. половое, органическое, социальное;

в. Социальное, половое, органическое.

3. Подростковый кризис связан:

а. со стремлением к независимости, самостоятельности, с утверждением личного достоинства

б. с потребностью в познании

в. с развитием мотивационно - потребностной сферы.

4. Пубертатный кризис подразумевает:

а. Биологические и физиологические изменения, связанные с развитием половых функций;

б. Биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических функций;

в. Биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций.

 

5. Пубертатный период характеризуется:

а. отчетливым ускорением роста;

б. увеличением массы тела;

в. изменением пропорций тела;

г. все ответы верны.

 

6. Изменения в анатомии и физиологии подростка происходят:

а. синхронно;

б. равномерно;

в. гетерохронно.

 

7. С.Холл указывал на:

а. стабильность поведения подростка;

б. противоречивость поведения подростка;

в. замкнутость подростка.

 

8. Выраженная неравномерность созревания различных систем в период подростничества приводит к:

а. повышенной утомляемости;

б. повышенной возбудимости;

в. повышенной раздражительности;

г. все ответы верны.

 

9. Укажите 2 основных новообразования подросткового возраста:

а. «Я-концепция»;

б. «Сверх-я-концепция»;

в. чувство взрослости;

г. половая идентификация.

 

10. Механизмом развития самосознания в подростковом возрасте является:

а. идентификация;

б. индивидуализация;

в. обособление;

г. рефлексия.

 

11. В процессе полового созревания формируется новый образ:

а. психического «Я»

б. идеального «Я»

в. физического «Я»

г. реального «Я»

 

12. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является:

а. учебная деятельность;

б. интимно-личностное общение со сверстниками;

в. учебно-профессиональная деятельность;

г. предметно - манипулятивная.

 

13. Преобладающий стиль общения в подростковом возрасте:

а. общение со взрослыми;

б. общение со сверстниками;

в. общение с противоположным полом;

г. общение в школе.

 

14. Общение подростка со взрослым характеризуется:

а. подросток отчуждается от взрослого;

б. подросток нуждается в поддержке, оценке взрослого;

в. подросток настаивает на признании равенства прав со взрослым и нуждается в помощи взрослого.

 

15. Стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослого является реакцией:

а. эмансипации;

б. группирования;

в. «отрицательной имитации».

 

16. Стремление к образованию подростковых групп является реакцией:

а. эмансипации;

б. группирования;

в. увлечения.

 

17. Азартные игры, страсть к коллекционированию – это реакция:

а. группирования;

б. оппозиции;

в. увлечения.

 

18. Назовите стиль воспитания в семье, если родители излишне заботятся о подростке, чрезмерно контролируют его жизнь:

а. гипоопека;

б. авторитарный стиль;

в. гиперопека;

г. демократический стиль.

 

19. В подростковом возрасте развивается:

а. теоретическое мышление:

б. наглядно-образное мышление;

в. эмпирическое мышление.

 

20. В подростковом возрасте в направлении интеллектуализации развивается:

а. память;

б. восприятие;

в. память и восприятие.

 

 


[1] В.Г.Распутин. Уроки французского. М.,1982. С.22.

[2] Сестры Воробей. Игры с огнем. Роман для девочек. М.,2002. С.34

[3] В.Железников. Чучело. М.,1988., С.23.

[4] Шаповаленко И.В. Возрастная психология . М.,2004. С.259.

[5] Е. Вильмонт. Находка для шпиона. М.,2004. С.85

[6] Л.Н.Толстой. Детство.Отрочество.Юностью., М.,1988.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.