ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | А. Внутриутробный (антенатальный) онтогенез. Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. В пособии рассмотрены общие закономерности функционирования центральной нервной системы (ЦНС) детей и подростков, нейронная организация ЦНС, механизмы возбуждения и торможения нейронов ЦНС, медиаторы и их физиологическая роль, рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Содержатся материалы по общим закономерностям высшей нервной деятельности (ВНД) и их особенностям у детей и подростков: об условном рефлексе как элементе ВНД, механизмах памяти и научения, осознаваемой и подсознательной деятельности мозга и др. Учебное пособие может быть полезно также студентам любых вузов, где изучается физиология человека. ОТ АВТОРА Книга содержит материалы о механизмах и типах регуляции функций организма, надежности физиологических систем. Подробно описаны общие закономерности возбуждения и торможения нервных клеток, взаимодействие нейронов и отделов центральной нервной системы (ЦНС), иерархия функций различных отделов ЦНС, процессы созревания ЦНС и соответствующих функций организма. Рассмотрены современные и классические представления о высшей нервной деятельности зрелого и развивающегося организма в онтогенезе в сравнительном аспекте. Особенностью пособия является то, что в нем уделено внимание дискуссионным вопросам в области физиологии и представлена обоснованная точка зрения автора. В тексте это выделено мелким шрифтом в виде пояснений. Материал подан в форме подробных, четких, логически обоснованных рубрик, что позволило компактно представить его большой объем и обеспечить легкое усвоение. Построение книги таково, что изучение предыдущего раздела будет способствовать усвоению содержания следующего. Учебное пособие может быть использовано также в любых вузах, где изучается физиология, поскольку в нем изложены устоявшиеся современные сведения о физиологии возбудимых тканей и соответствующих систем организма, общие закономерности деятельности сенсорных систем. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ АД - артериальное давление АРД - акцептор результата действия АТФ - аденозинтрифосфат БДГ - быстрое движение глаз ВНД - высшая нервная деятельность ВНС - вегетативная нервная система ВП - вызванный потенциал ВПСП - возбуждающий постсинаптический потенциал ГР - гормон роста ГЭБ - гематоэнцефалический барьер ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота КГР - кожно-гальванический рефлекс КОМТ - катехол-О-метилтрансфераза КУД - критический уровень деполяризации ПД - потенциал действия ПП - потенциал покоя РНК - рибонуклеиновая кислота ТПСП - тормозной постсинаптический потенциал ФРН - фактор роста нервов ЦНС - центральная нервная система ЭМГ - электромиограмма ЭОГ - электроокулограмма ЭЭГ - электроэнцефалограмма ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В постнатальном онтогенезе выделяют четыре критических периода: 1-й месяц жизни, 3 года, 7 лет и 12-16 лет. В эти периоды происходят существенные изменения в морфофункциональной зрелости организма. В течение 1-го месяца жизни ребенка по своей «критичности» особенно выделяются первые минуты 1-го дня жизни. В момент рождения начинается новый отсчет времени и условий развития организма. Меняется среда обитания: водная - на воздушную, начинают действовать силы гравитации: до рождения плод, находясь в жидкой среде, был как бы в невесомости. Ребенок впервые в жизни получает «глоток» воздуха - начинается газообмен организма с окружающей средой не посредством плаценты, а через легкие. Резко изменяется кровообращение: последовательно к большому кругу подключается малый круг кровообращения, происходят и другие изменения. К завершению 3-го года жизни малыш самостоятельно передвигается в окружающей среде, с минимальной помощью одевается. В это время бурно развивается его речевое общение с родителями и сверстниками. В возрасте 7 лет ребенок обычно идет в школу. Развитие центральной нервной системы, анализаторов, мышечной системы, мышление достигают нового уровня. В этом возрасте наблюдается пик активности гипофизарно-надпочечниковой системы. Критический период - возраст от 12 до 16 лет - характеризуется ярко выраженными гормональными сдвигами: происходят половое созревание и связанное с ним изменение физического и умственного развития. Достаточно полно критические периоды в развитии организма учтены в классификации Н.П.Гундобина, которую мы приводим с некоторыми изменениями и дополнениями. А. Внутриутробный (антенатальный) онтогенез. 1. Эмбриональный период (эмбрион до 2 мес). 2. Фетальный период (плод от 2 до 9 мес). |