МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Цели и задачи психологии спорта





Тамбовский государственный университет

Имени Г.Р.Державина

Реферат на тему:Психология

Спорта

Выполнил:студент 3 курса 1 группы

Гурбанов Абдурахман


Введение

 

Проблема психологической подготовки в современной теории и практике физической культуры и спорта (ФКиС) весьма актуальна. Мотивация спортсмена к рекордным соревновательным результатам, критериальные значения которых находятся на грани возможности человеческого организма и психики, во многом обусловливает высокую нагрузку на нервную систему как материальный субстрат сознания. Изучение литературы и наблюдения убеждают, что психологические компоненты личности, такие как эмоционально-чувственная сфера, интеллектуальный компонент, внимание, и др., нередко испытывают перегрузки и воздействие комплекса стрессовых факторов Итогом этих перегрузок может стать состояние дезадаптации спортсмена , следствием чего, в лучшем случае, являются низкие показатели выступлений на соревнованиях. Психофизический срыв возможен не только от чрезмерных нагрузок, но и от недостаточного внимания к психологическим методам подготовки спортсменов, способам релаксации и восстановления

Практический опыт и анализ литературы показывает, что рациональное использование приемов психорегуляции, умение воздействовать на глубинные механизмы сознания, мотивационную и эмоциональную сферу, способствуют не только сохранению оптимального биосоциального баланса личности спортсмена, но и создают благоприятные условия для успешного решения учебно-тренировочных задач и достижения отличных результатов выступления на соревнованиях. Личный интерес автора курсовой работы и актуальность проблемы психологической подготовки в спорте определи выбор темы учебно-исследовательской деятельности.

Объект исследования- процесс психологической подготовки в спорте.

Предмет исследования- способы психорегулирующего воздействия на спортсмена в учебно-тренировочном процессе легкой атлетики.

Цель курсовой работы - на основе исследования содержания психологической подготовки в теории и практике спорта определить возможные способы психорегуляции в легкой атлетике.

Задачи, поставленные в курсовой работе:

. Изучить теоретические основы психологической подготовки спортсменов.

. Провести анализ методов психологического регулирования спортсменов.

. Разработать комплекс возможных способов психорегуляции в легкой атлетике.

Рабочая гипотеза:предполагается, что изучение методов психологической подготовки и практическая реализация способов психорегуляции, адаптированных к тренировочному процессу легкой атлетики, будет способствовать улучшению психо-эмоционального и физического состояния спортсменов.

Методы исследования. Для определения адекватных методов исследования был проведен обзор литературы, связанной с методологией познания . Ведущим методом исследования данной курсовой работы является анализ литературы, в первую очередь по легкой атлетике, и по другим отраслям знаний, связанных с темой исследования. Знакомясь с публикациями, мы подбирали литературу в обратном хронологическом порядке, т. е. сначала современные публикации, а затем более ранние. Внимание обращалось на то, каким способом получен материал публикаций (использовались ли инструментальные методики, позволяющие получать объективные данные), как надежны полученные результаты (например, результат в беге на 100 м измерялся ручным способом или электронным - автоматизированным). Рассматривались различные точки зрения на интересующий нас вопрос. Изучался и анализировался опыт работы выдающихся тренеров и системы подготовки выдающихся спортсменов.



Следующий метод исследований - анализ документальных материалов. Метод предполагал анализ личного дневника тренировок, результатов соревнований, дневников тренировок сильнейших легкоатлетов и др.

Сопоставление динамики тренировочных нагрузок с результатами в соревнованиях и контрольных тестированиях позволяет оценить эффективность организации тренировочного процесса.

Педагогическое наблюдение, как метод исследования в нашей работе, представляет собой планомерный анализ и оценку способа организации учебно-воспитательного (тренировочного) процесса без вмешательства наблюдателя в ход этого процесса.

Новизна работы заключается в том, что на основе разностороннего анализа теории спортивной психологии и практики тренировочного процесса разработан авторская комбинация (комплекс) методов психорегуляции спортсменов, занимающихся легкой атлетикой.

Практическая значимостьработывыражена возможностью использования результатов исследования в реальном процессе спортивной тренировки легкоатлетов.

   

Аудотренинг и медитация

 

После статистического анализа 5000 опросных анкет выяснилось, что на крупных соревнованиях почти половине неудач сопутствует ухудшение психического состояния участников. Причем в 42% случаев сами спортсмены видят себя в ответственные моменты состязаний в состоянии выбивающей из колеи тревоги и еще примерно 5% - в состоянии страха, толкающем даже к отказу от дальнейшей борьбы. Спокойными в экстремальных условиях оставались четверть участников. Многие из этой группы стали чемпионами, призерами либо заняли достаточно высокие места. Еще примерно четверть, испытывая тревогу и страх, все же сумели мобилизоваться, преодолеть эти состояния и в конечном итоге также добиться успеха. Первым исследователем стресса считается канадский ученый Г.Селье, который еще в середине 30-х годов выделил три стадии этого явления: Реакция тревоги (фаза "шока"), понижающая сопротивление организма с включением защитных механизмов. Стадия сопротивления, когда достигается приспособление нервной системы к новым условиям. Стадия истощения защитных механизмов - разбалансирование действий. Вместе с тем общеизвестно, что стрессовые состояния в ходе спортивного единоборства не возникают спонтанно, из ничего. Обычно они зарождаются значительно раньше, на стадии подготовки. Уже в этот период мешает сосредоточиться "тревожное ожидание", все более заметным становится повышенная взволнованность, озабоченность, излишняя суетливость в движениях. Контакт с такими людьми затруднен: они отвечают невпопад, болезненно реагируя на шутки, обижаются из-за пустяков, часто невнимательны к советам тренеров, наставников и товарищей. Стараются избегать расспросов, предпочитают уединиться. У некоторых развивается частое изменение окраски лица: за покраснением приходит бледность и наоборот; появляется сухость во рту. Накануне соревнований пропадает аппетит, мучает бессонница. Все эти проявления "тревожного ожидания" особенно характерны для соревнований высокого ранга, встреч с заведомо сильными или неизвестными соперниками. Постоянное напряжение лишает спортсмена так необходимого ему отдыха, а во многих случаях просто истощает его нервную систему. Серьезной проблемой в подготовительный период может стать реакция невротического пресыщения, возникающая на фоне слишком интенсивных игр и тренировок. Возникает законный вопрос: как преодолеть нежелательный для спортсмена стресс? Конечно, многое зависит от тренеров и психогигиенистов, но все же главная роль в преодолении неблагоприятных психологических состояний отводиться самому спортсмену. Ему следует изучить свой организм и освоить способы защиты от стресса или, как часто называют их в последнее время, методы психической и психологической саморегуляции. К числу таких методов, давно зарекомендовавших себя с лучшей стороны, относится система аутогенной тренировки, разработанная и впервые описанная в 1932 году берлинским невропатологом Иоганном Шульцем в монографии "Аутогенная тренировка - сосредоточенное расслабление". В основу метода аутогенной тренировки были положены системы саморегуляции Древнего Востока, основанные на гипнотическом самовнушении. Проводя многочисленные сеансы гипноза, Штульц обратил внимание на однотипность ощущений у пациентов и возможность добиваться при этом сознательного расслабления мышц, вызывать в теле ощущения тепла, тяжести или облегчения, что, в свою очередь, позволяет ввести в дремотное состояние без вхождения в сон. В первом издании монографии Шульц отмечал, что по своей внутренней сути аутогенная тренировка направлена на перестройку сознания человека и что аутотренинг подходит больше людям интеллектуального типа, особенно если они обладают достаточными волей и упорством. Собственно метод Шульца представляет собой шесть предложений-самоприказов, которые мысленно многократно проговариваются спортсменом: Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая. Обе руки тяжелые. Моя правая (левая) рука (нога) теплая. Обе руки и обе ноги теплые. Сердце бьется мощно и ровно. Дыхание совершенно спокойно. Мое солнечное сплетение излучает тепло. Мой лоб приятно прохладен. Весь курс обучения рассчитан на несколько месяцев, после чего каждый освоивший метод приобретает способность достигать необходимого расслабления. Этот метод с большой пользой уже много лет применяется при лечении ряда нервных заболеваний. Сам И.Шульц уже в послевоенное время впервые применил его в работе со спортсменами. В 13-м издании книги(1970г.), еще при его жизни, Шульц предостерегал от занятий аутотренингом без врачебного контроля. Вместе с тем, по его мнению, каждый спортсмен после соответствующего обучения способен сам себе помогать без посторонней помощи. После опубликования метода Шульца появилось много вариантов аутотренинга, и в том числе учитывающих не только специфику разных видов спорта, но и разработки

 

Цели и задачи психологии спорта

Психология спорта принадлежит к числу очень молодых отраслей психологической науки, и предоставляет широкие возможности применения профессиональных психологических знаний существующих в спорте. Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.

Основные цели психологии спорта:
изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях;
разработка психологически обоснованных комплексных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

Достижение этих целей предполагает решение конкретных задач:

1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:
психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);
выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;
психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.

2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.

Все это требует от психологов:
психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;
определения путей для максимального использования возможностей организма спортсмена, как за счет развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (например, использование систем с "биологической обратной связью";
разработка методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей,
социальной структуры и психологического климата команды;
разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок.

3. Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов.

В настоящее время коренным образом меняются содержание и характер предсоревновательной подготовки спортсменов. Для успешного выступления в соревнованиях уже не достаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретают значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Разработка методов и приемов такой подготовки – одна из главных функций психологии спорта. Реализация этой функции предполагает:
изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и разработка методов повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
исследование психических состояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях;
развитие психопрофилактики, формирование приемов и путей психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.

4. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе. Психология спорта изучает особенности функционирования спортивных коллективов и дает характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает:
изучение истоков и механизмов формирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций и т.п.), а также разработку методов управления с целью создания благоприятного климата в спортивных командах;
изучение психологических аспектов и закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработку критериев психологической совместимости спортсменов;
выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов;
изучение влияния личности тренера и стиля его руководства на успешность деятельности и психологию спортивной команды.

В последние десятилетия психология спорта становится обязательной в психологическом образовании студентов институтов физической культуры. Этот курс читают на педагогических, спортивных, заочных факультетах и на факультетах повышения квалификации. Психология спорта вошла в состав дисциплин, обеспечивающих психологическое образование студентов, и на факультетах физического воспитания педагогических вузов и университетов. Психология спорта преподается также и во всех средних физкультурных учебных заведениях.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.