Изучение особенностей познания другого Группа студентов, работающих в классе, получает задание "Прочитай другого". В течение дня все студенты наблюдают за одним и тем же учеником, фиксируют свои наблюдения (протокол произвольный). Студенты делают выводы об особенностях ученика: развитии у него качеств личности, чертах характера, свойствах темперамента. В конце дня сравнивают полученные характеристики и по возможности сопоставляют с мнением учителя. Основаниями для наблюдения могут быть: походка, эмоциональное состояние, реакция на других, на происходящее в классе, степень включенности в работу, особенности общения. Задание 3 Изучение особенностей личности ученика Для написания психолого-педагогической характеристики школьника используется психолого-педагогическая карта учащегося, которая является лишь вспомогательным инструментов для написания характеристики. Причем, отмеченные особенности личности должны быть подтверждены наблюдаемыми фактами поведения ребенка, дана их интерпретация. При написании характеристики (особенно в затруднительных ситуациях) целесообразно использовать метод беседы. Для проведения беседы необходимо продумать вопросы к ученику и обсудить их с преподавателем. Характеристика учащегося может быть представлена в произвольной форме. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ. ШКОЛА.........КЛАСС..............ИМЯ.............ПОЛ..... 1. УЧЕБА. Сильный ученик_______________________Слабый ученик. Учится с интересом___________________Учебой не интересуется. Много читает_________________________Читает мало. Есть учебные интересы,_______________Учебных интересов нет, связанные с ориентацией на будущую профессию (для ст.кл. указать какие). 2. ПОВЕДЕНИЕ. Упрямый______________________________Покладистый. Дисциплинирован______________________Плохая дисциплина. Отсутствие конфликтов________________Частые конфликты с учителями Отсутствуют конфликты ______________Частые конфликты с учениками Агрессивное поведение________________Спокойный, уступчивый, доброжелательный стиль поведения. Усидчивый____________________________Высокая двигательная активность, неусидчивость. Трудновоспитуем______________________Легко поддается воспитанию. 3. ОБЩЕНИЕ В ШКОЛЕ. Хороший организатор__________________Слабые организаторские способности. Высокая инициативность_______________Низкая инициативность. Занимает ведущие (лидерские________ Обычно выступает в роли позиции) "ведомого", следует за кем-то. Высокий авторитет,___________________Низкий авторитет. уважение товарищей Охотно выполняет общественные________Отлынивает от общественных поручения поручений. Имеет много друзей,__________________Непопулярен популярный Отсутствуют недоброжелатели,_________Многие одноклассники недолюбливают. Любит быть на людях, ищет_____________Замкнутый,общается с узким кругом старых друзей. новых друзей. Не боится выступать перед____________Робкий,застенчивый незнакомой обстановке Является опорой для педагога_________Дурно влияет на соучеников 4. НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Спокойный,уверенный в себе___________Тревожный и неуверенный. Переоценивает,завышает_______________Занижает, недооценивает свои силы свои возможности. Честолюбив___________________________Скромный, незаметный. Вызывает симпатию____________________Не вызывает симпатии. Открытый_____________________________Скрытный. Отзывчивый___________________________Черствый. Веселый______________________________Грустный. Самостоятельный______________________Зависимый. Эмоционально-________________________Импульсивный. устойчивый 5. ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ. Атмосфера в семье друже-_____________Атмосфера недружелюбная, любная,теплая конфликтная. Отношения близкие,довери-____________Отношения отчужденные. тельные Хорошее взаимопонимание______________Плохое взаимопонимание с с родителями родителями. Строгий,жесткий контроль_____________Слабый контроль. за поведением ребенка Ограничение самостоятель-____________Большая самостоятельность. ности ребенка Родители охотно сотрудничают_________Родители вступают в проти с учителем воречие с учителем. Задание 4 Групповая оценка личности Группе студентов предлагается список личностных и профессионально важных качеств. В процессе обсуждения в группе данных качеств выделяются 15 (пять по каждому блоку), которые наиболее явно проявились в поведении студентов в ходе психолого-педагогического практикума. Затем студенты оценивают степень проявления каждого качества у себя; после этого оцениваются степень проявления этих качеств у членов микрогруппы. Степень проявления каждого качества оценивается по пятибалльной шкале: 1 балл - качество проявляется редко. 2 балла - качество выражено слабо. 3 балла - качество выражено в средней степени. 4 балла - качество выражено в достаточной степени. 5 баллов - ярко выраженное качество. Процедура оценивания должна быть корректной и исключать возможность влияния мнения другого. Оценки других членов микрогруппы по каждому качеству суммируются и вычисляется среднее значение, которое сопоставляется с собственной оценкой данного качества. Производится анализ совпадений и расхождений этих оценок. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА. 1. Межличностные отношения, общение. Вежливость - соблюдение правил приличия, учтивость. Общительность - способность легко входить в общение. Искренность - выражение подлинных чувств, правдивость. Отзывчивость - готовность отозваться на чужие нужды. Тактичность - чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей. Терпимость - отсутствие вражды к чужому мнению, характеру, привычкам. Доброжелательность - желание добра людям, готовность содействовать их благополучию. Обаятельность - способность очаровать, притягивать к себе. Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. Откровенность - открытость, доступность для людей. 2. Черты характера, поведения. Активность - проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, поступкам и действиям. Добродушие - мягкость характера, расположение к людям. Самостоятельность- способность осуществлять действия без чужой помощи, собственными силами. Уверенность - вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений. Честность - прямота, искренность в отношениях и поступках. Уравновешенность - ровный, спокойный характер, поведение. Инициативность - стремление к новым формам деятельности. Настойчивость - упорство в достижении целей. Самокритичность - стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки. Целеустремленность- наличие ясной цели, стремление ее достигнуть. 3. Деятельность. Деловитость - знание дела, предприимчивость, толковость. Собранность - сосредоточенность, подтянутость. Аккуратность - соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность. Увлеченность - умение целиком отдаться какому-либо занятию. Усидчивость - усердие в том, что требует длительного времени и терпения. Внимательность - сосредоточенность на выполняемой деятельности. Дисциплинированность - привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом. Исполнительность - старательность, хорошее исполнение заданий. Любознательность - пытливость ума. Находчивость - способность быстро находить выход из затруднительных положений. Задание 5 «Портрет на себя» "Портрет на себя" должен включать следующие аспекты: а) рефлексию по анализу результатов взаимодействия учитель - ученик (для меня другой человек - объект или субъект при общении с ним); б) оценку точности своего первого впечатления о другом человеке, насколько оно значимо для дальнейшего общения с данным человеком; в) анализ степени совпадения собственных оценок и оценок других, оказались ли они неожиданными; г) что хотелось бы изменить в себе, над чем поработать? |