Задания для самостоятельной работы При подготовке к зачету 1. Составьте пример нейронных сетей, содержащий все варианты взаимодействия между нейронами 2. Нарисовать схему формирования условного рефлекса: 2.1. выделения слюны у собаки на тон 300 Гц; 2.2. зрачкового рефлекса у человека на удары метронома с частотой 1/с; 2.3. выделения слюны у человека на вид пищи; 2.4. выделения слюны у человека на запах пищи; 2.5. мигательного рефлекса у человека на звонок колокольчика; 2.6. мигательного рефлекса у человека на удары метронома с частотой 0,5/с; 2.7. оборонительного рефлекса у кролика на вспышку света; 2.8. оборонительного рефлекса у крысы на тон 500 Гц; 2.9. выделения слюны у собаки на удары метронома с частотой 2/с; 2.10. двигательного рефлекса у человека на включение лампочки зеленого цвета; 2.11. выделение слюны у собаки на звук булькающей воды; 2.12. выделение слюны у собаки на вид пищи; 2.13. оборонительного рефлекса у кролика на звонок будильника; 2.14. двигательного рефлекса у человека на удары метронома 1/с; 2.15. выделение желудочного сока у собаки на включение лампы; 2.16. выделение желудочного сока у собаки на тон 400 Гц. 3. Концентрацию ионов натрия внутри нервной клетки повысили. Как это повлияет на возникновение ПД? 4. Может ли какое-либо вещество повлиять на состояние нервной клетки, если это вещество не способно пройти через клеточную мембрану? 5. Представим, что толщина клеточной мембраны увеличилась в несколько раз. Как при этом изменяется реобаза и хроноксия клетки по сравнению с обычными условиями? 6. Почему невозможна координация двигательной деятельности без участия процесса торможения? 7. Какой процесс появился в эволюции раньше: возбуждение или торможение? 8. Можно ли, прицеливаясь в тире, одинаково четко видеть мушку ружья и мишень? Ответ обоснуйте. 9. Почему у начинающего шофера, который постоянно следит за показаниями приборов и дорожной обстановкой, быстро устают глаза? 10. Объясните, почему альпинисты на восхождениях в снежно-ледовой зоне часто пользуются зелеными солнцезащитными очками? 11. Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрывах рекомендуют открывать рот. Почему? 12. Великий немецкий композитор Бетховен, когда стал терять слух, нашел оригинальный способ слышать музыку. Он брал в зубы палочку, плотно прижимал ее к деке рояля и слышал звуки. Объясните, как слышал музыку композитор? 13. Если закрыть глаза и катать двумя соседними не перекрещенными пальцами горошину, то возникает ощущение одной горошины. Если проделать то же перекрещенными пальцами, возникает ощущение двух горошин (опыт Аристотеля). Чем объясняется этот феномен, и не противоречит ли он принципу целесообразности? Ведь мы получаем неадекватное ощущение. 14. Космонавтам, попавшим в условия невесомости, первое время (особенно при закрытых глазах) кажется, что они перевернулись вниз головой. Объясните это явление. 2.3Итоговый контроль (разделы и темы дисциплины не входят в тематику государственного экзамена или используются при разработке ВКР) Формы контроля 3.1 Устные формы контроля компетенций (вопросы на лекциях, семинарах и практических занятиях) Тема. Нейрон – функциональная единица нервной ткани Вопросы для самоконтроля 1. Основные органеллы клетки. 2. Какие отростки имеет нейрон? 3. Какова функция глиальных клеток? 4. Потенциал покоя и потенциал действия - ионные механизмы. 5. Последовательность событий в синаптическом проведении. 6. Медиаторы и их распространение в центральной нервной системе. Тема. Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций Вопросы для самоконтроля 1. Отделы вегетативной нервной системы: симпатический, парасимпатический и энтеральный отдел. 2. Отличия нервной и эндокринной регуляции. Характеристика гормонов. 3. Основы патофизиологии эндокринной системы. 4. Гипоталамус как центр управления всеми основными гомеостатическими процессами. 5. Терморегуляционные рефлексы. 6. Механизмы пищевого и питьевого поведения. Тема. Введение в физиологию высшей нервной деятельности и сенсорных систем Вопросы для самоконтроля 1. История развития представлений об отражательной функции центральной нервной системы. 2. Основные понятия физиологии ВНД. 3. Кора головного мозга – высший координационный центр, обеспечивающий высшую нервную деятельность. Тема. Физиология сенсорных систем Вопросы для самоконтроля 1. Нейронные механизмы переработки информации в зрительной сенсорной системе. 2. Нейронные механизмы переработки информации в слуховой сенсорной системе. 3. Нейронные механизмы переработки информации в обонятельной сенсорной системе. 4. Нейронные механизмы переработки информации во вкусовой сенсорной системе. 5. Соматосенсорная чувствительность и жизнеобеспечение организма. 6. Висцеральная чувствительность, или чувствительность внутренних органов. Тема. Высшая нервная деятельность Вопросы для самоконтроля 1. Эволюция условно-рефлекторного поведения. 2. Механизм ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий. 3. Функциональная система – единица интегративной деятельности организма. 4. Механизм развития мотиваций. 5. Механизм развития эмоций. 6. Общее представление о функциональном состоянии. 3.2 Письменные формы контроля компетенции (контрольные работы, рефераты, эссе и др.) Вопросы для подготовки к контрольным работам Контрольная работа № 1 1. Строение нейрона. 2. Строение мембраны клетки. 3. Транспорт веществ через клетку. 4. Мембранный потенциал, или потенциал покоя. 5. Потенциал действия. 6. График потенциала действия. 7. Закон «все или ничего». 8. Критический уровень деполяризации. 9. Постсинаптические потенциалы. 10. Синапс. 11. Передача нервного импульса через химический синапс. 12. Вегетативная нервная система. 13. Эндокринная регуляция функций. 14. Гипоталамо-гипофизарная система. Контрольная работа № 2 1. Понятие о сенсорной системе. Отделы анализатора. 2. Зрительный анализатор. 3. Слуховой анализатор. 4. Вестибулярный анализатор. 5. Вкусовой анализатор. 6. Обонятельный анализатор. 7. Соматосенсорный анализатор. 8. Висцеральный анализатор. |