Виды факторинговых операций. Факторинговые операции подразделяются на: внутренние, если поставщик,покупатель и фактор-фирма находятся в однойстране, и международные, если какая-то из трех сторон находится в другом государстве; открытые,если должник уведомлен об участии в сделке факторинговойкомпании, и закрытые (конфиденциальные); с правом регресса,т.е.обратного требования к поставщику вернуть уплаченнуюсумму, или без права регресса; с условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты или оплаты требований к определенной дате. Типы факторинговых соглашений.Заключая факторинговое соглашение,фактор-фирма берет на себя возможный риск неплатежей со стороны покупателя. Поэтому до заключения такого соглашения она должна провести предварительную работу по изучению платежеспособности клиентов обслуживаемого ею поставщика. Для этого поставщик сообщает компании-фактору (факторинговому отделу банка) список своих покупателей и предполагаемый объем поставок товаров. Фактор-фирма проверяет платежеспособность каждого из покупателей и сообщает поставщику возможные кредитные лимиты по каждому покупателю. В рамках этих кредитных лимитов поставщик может отгружать продукцию без всякого риска. При открытом факторинге поставщик, отгружая продукцию и выставляя платежные требования, должен известить покупателя о том, что прибегает к посредничеству факторинговой фирмы и все платежи должны зачисляться на ее счет. Мировая практика знает несколько типов факторинговьrx соглашений в зависимости от требований поставщика к фактор-компании. Соглашение о полном обслуживании(открытом факторинге без права регресса). Обычно заключается при регулярных и проверенных практикой контрактах между поставщиком и факторинговой компанией. Как правило, полное обслуживание осуществляется при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании долги всех своих клиентов,без отбора надежных-себе,не надежных-факторинговойкомпании. В случае соглашения о полном обслуживании с правом регресса факторинговая компания не страхует кредитный риск. Его продолжает нести поставщик. Компания имеет право вернуть поставщику долговые требования, не оплаченные клиентами в течение определенного срока. Кроме кредитных и учетно-контрольных операций фактор-компании оказывают юридические, информационные, складские и консультационные услуги. Они располагают богатой информацией о мировых рынках. Экспортный факторинг.Кредитный риск поставщика особенно возрастает припоставках товаров на экспорт. Это связано с гораздо большими трудностями оценки платежеспособности иностранных клиентов, более длительными сроками дoкyмeнтo- и товарооборота, а значит и предоставления коммерческого кредита; политической и экономической нестабильностью страны-импортера. Ко всему этому добавляется валютный риск, связанный с изменением курса национальной валюты по отношению к иностранным. Работая с экспортером, факторинговая компания, как правило, заключает договор с факторинговой компанией страны импортера и передает ей часть своей работы и, в свою очередь, выполняет часть работ по поручению этой иностранной факторинговой компании. Такой встречный факторинг получил название взаимного или Двухфакторного. В аспекте привлечения оборотного капитала для финансирования экспорта факторинг означает продажу торговых долгов с немедленным расчетом за наличные «экспортному фактору», который получает комиссионные. Факторинговая компания или соответствующий отдел банка предоставляют следующие услуги: анализ хозяйственной деятельности, кредитный анализ и взыскание долгов; кредитное страхование против плохих долгов с использованием «подтвержденных обязательств»; немедленное предоставление наличности против счетов-фактур на 75-80% от номинала счетов и гарантия платежа остатка в согласованные сроки с учетом кредитного страхования. Экспортный факторинг преимущественно выгоден для следующих видов бизнеса: предприятий, ведущих экспортную торговлю на условиях открытого счета; предприятий, имеющих проблемы с оборотом наличности. Выгоды экспортного факторинга заключаются в следующем: нет потерь, связанных с плохими задолженностями; экономятся издержки коммерческого отдела бухгалтерии, уменьшаются расходы на зарплату; персонал специалистов более эффективен, что ведет к меньшему сроку кредитования, а также снижению плохих задолженностей; денежный оборот более гарантирован. Таким образом, факторинг может принести экономию в процессе управления, а также обеспечить дополнительные средства финансирования. Преимущества взаимного фaкторинга заключаются в том, что для каждой из компаний, обслуживающих импортеров, долговые требования являются внутренними, а не внешними, а это упрощает всю работу по определению кредитоспособности импортера, страхованию риска, инкассированию долговых требований и т. п. Внутрифирменный факторинг.При необходимости факторинг может сыгратьзначительную роль при организации продаж внутри промышленных и финансово-промышленных групп, вертикально-интегрированных корпораций, дилерской сети одной и той же компании путем создания «квазифакторинговой компании» (или подразделения головной компании), которая взяла бы на себя функции обычной факторинговой компании по финансированию продаж в кредит, инкассированию дебиторской задолженности и ведению его учета, установлению кредитных лимитов на дебиторов и т.д. Разумеется, внутрифирменный факторинг в отличие от стандартного имеет ряд недостатков, прежде всего, связанных с недостаточностью денежных средств и отсутствием внешнего контроля, но он имеет право на существование в условиях ограниченного предложения. Заключение договора о факторинговом обслуживании.Заключая договор офакторингoвом обслуживании, фактор-фирма или банк берет на себя серьезные обязательства и значительный риск, связанный с оплатой платежных требований покупателями. Естественно, что банк стремится минимизировать этот риск. Для этого банк должен проанализировать следующую информацию: сведения о качестве продукции или услуг, производимых поставщиком, о количестве и удельном весе отказов покупателей от платежей по причине поставки некачественной продукции; объем и темпы роста реализации для определения предельной суммы переуступаемых банку долговых требований с целью обеспечить своевременную оплату их поставщиком; информация о платежеспособности покупателей продукции предприятия - будущего клиента банка, и, прежде всего своевременность расчетов за продукцию, величина и продолжительность их дебиторской задолженности. С этой целью банк-посредник может запрашивать банки плательщиков о финансовом состоянии предприятий-плательщиков; информация о составе и количестве плательщиков на предмет выяснения его постоянства и чрезмерной раздробленности; информация о качестве долговых требований, которые банку предстоит оплачивать; доля долговых требований, которые нецелесообразно принимать на факторинговое обслуживание, включая платежные требования к бюджетным организациям, к предприятиям, снятым банком с кредитования или объявленным неплатежеспособными, к убыточным и низкоренгабельным предприятиям, по компенсационным или бартерным сделкам, по договорам о продаже с правом возврата товара или с послепродажным обслуживанием. Факторинговому отделу следует тщательно проанализировать информацию о платежеспособности плательщиков, о сложившейся практике их взаимоотношений с поставщиками, о точности и своевременности исполнения ими своих платежей и т. д. Для заключения договора о факторинговом обслуживании поставщик должен представить банку подробную информацию о платежных требованиях, включая: наименование и адрес каждого плательщика и условия расчетов с ним; сумму всех предусмотренных долговых требований; сумму платежей каждого плательщика; условия платежа для каждого плательщика. Получение данной информации возможно не только от предприятий-поставщиков, но и от банков и страховых компаний, обслуживающих того или иного плательщика, однако на практике это весьма затруднительно по самым разным причинам, в том числе из-за отсутствия специального закона о коммерческой (банковской) тайне. В этой связи отметим, что в Казахстане было создано «Казахстанское кредитноебюро», занимающиеся сбором,обработкой и продажей информации по различнымпредприятиям. В его информационном арсенале содержатся данные по миллионам компаний из различных стран мира. Если же клиента интересует та информация, о. которой у фирмы нет сведений, то она добывает их в считанные дни. Типичная справка о кредитоспособности компании обычно содержит следующие данные: правовой статус и организационная структура; список банков и других финансовых учреждений, которые сотрудничают с компанией; сведения об общем объеме финансовых ресурсов с оценкой финансовой устойчивости компании; справка о точности исполнения платежей с указанием сроков оплаты счетов; информация, которая может оказать влияние на деятельность компании в настоящее время и в будущем (юридические проблемы, неоплаченные долги). После заключения факторингового соглашения поставщик или банк (если соглашение предусматривает полное обслуживание) извещает всех поставщиков о заключении факторингового договора. В факторинговом договоре оговариваются права и обязанности каждой из сторон, условия совершения факторинговых операций, включая реквизиты платежных требований, наличие или отсутствие права регресса к поставщику, порядок оплаты платежных требований банком, размер и порядок определения комиссионного вознаграждения, ответственность сторон за невыполнение условий договора, условия расторжения договора. Договор о факторинговом обслуживании заключается между поставщиком и факторинговой компанией обычно на срок от одного до четырех лет. Его действие может быть прекращено: по желанию любой из сторон с уведомлением контрагента за определенный в соглашении промежуток времени; по взаимному согласию сторон; ввиду фактической или ожидаемой неплатежеспособности поставщика. Факторинг: перспективы и проблемы. Потенциальный спрос на факторинговыеуслуги продолжает превышать предложение. Это легко объясняется обострившейся в результате обесценения проблемой дефицита оборотных средств у поставщиков товаров и услуг. В то же время полный отказ от товарного кредитования своих контрагентов может привести (и уже приводит) к окончательному подрыву их ликвидности и, тем самым, к заметному сужению круга своих потенциальных покупателей, а значит, и к снижению объема продаж. Очевидно также и существенное сужение круга потенциальных потребителей факторинговых услуг. Наиболее существенной проблемой остается неготовность подавляющего большинства отечественных кредитных институтов к развитию факторингового обслуживания. Основная проблема здесь чисто методологическая: факторинг представляет собой постоянное обслуживание, но никак не разовые сделки. Все это требует специальных процедур принятия решений и управления рисками. Вторая проблема - это неготовность подавляющей части банков страны к среднесрочным инвестициям в новую для них отрасль деятельности. Основным препятствием здесь является не само факторинговое финансирование - оно по определению представляет собой «короткие» деньги, - а достаточно длительный и относительно затратный «нулевой цикл», связанный с постановкой дела, который даже при наличии профессиональной команды исполнителей занимает от 6 до 12 месяцев. Вместе с тем, в целом перспективы факторинга следует оценивать как умеренно-оптимистические. Об этом свидетельствует, в частности, и успешный опыт многих факторинговых отделов различных банков. И нестабильность финансовой ситуации вряд ли сможет служить серьезным препятствием развитию факторинга. На сегодняшний день на рынке факторинга работают около тысячи компаний, расположенных в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Австралии и Африке. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следуют Америка (14%) и Азия (14%). В России факторинг существует уже десять лет и на сегодняшний день спрос на него растет, участники рынка работают над расширением ассортимента, повышением качества сервиса и популяризации услуг факторинга. В РК существует спрос на факторинг как на инструмент, нацеленный на сокращение дефицита оборотного капитала компаний, особенно сегодня, на фоне консервации банковского кредитования. Помимо этого, развитость банковских услуг в Казахстане отодвинула выход на арену факторинга, в отличие от рынка России, где факторинг - развитая и уже выделившаяся отрасль. В Казахстане факторинг как финансовый инструмент для бизнеса только начинает развиваться и завоевывать свою долю на рынке финансовых услуг. Факторинг в Казахстане остается пока одним из побочных продуктов банков и лизинговых компаний и не сформировался как отдельная финансовая индустрия. «Первая Факторинговая Компания» создана в 2007 году, но начала свои активные операции с начала 2009 года и в настоящий момент является первой специализированной факторинговой Казахстанской компанией. Создание «Первой факторинговой компании» было обусловлено тем, что в банках такая услуга хотя и существует в продуктовой линейке, но с точки зрения банковского подхода к оценке рисков, является бланковым кредитом. Миссия Компании - оказать существенное влияние на формирование казахстанского рынка факторинговых услуг и содействовать его развитию из побочного продукта банковской системы в самостоятельную высокотехнологичную индустрию коммерческого финансирования, оказывающую реальную поддержку развитию компаний малого и среднего бизнеса. Для компании факторинг – это единственное и ключевое направление бизнеса. Первая Факторинговая Компания предлагает самый популярный продукт из всей линейки факторинговых продуктов - факторинг открытый с правом регресса. В рамках продукта обеспечивается: беззалоговое финансирование торгового оборота компании; административное управление дебиторской задолженностью (профессиональная услуга, которая обеспечивает контроль своевременной оплаты счетов; информационно-аналитическое обслуживание. В скором времени Факторинговой Компанией будут предложены следующие продукты: факторинг без регресса -вид факторинга,при котором фактор предоставляетклиенту услуги по финансированию, страхованию кредитных рисков, управлению и сбору дебиторской задолженности; реверсивный факторинг -продукт,разработанный специально дляпокупателей товаров или услуг, желающих получить торговую скидку или получить (увеличить) отсрочку платежа у поставщика; международный факторинг –вид факторинга,когда поставщик и покупательявляются резидентами разных государств. Фактический размер портфеля факторинга в Казахстане оценить в цифрах невозможно - через отчеты БВУ, к сожалению, размер портфеля по факторингу не расшифровывается, а данные на нерегулируемом рынке не обобщаются. Отличительные особенности факторинга от кредита представлены в таблице 5.2. Таблица 5.2. |