МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ЕГИПТА И СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОБЩЕЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. ЭПОХА СТРОИТЕЛЬСТВА ВЕЛИКИХ ПИРАМИД





 

1. Раннее царство (XXXIII—XXIX вв. до н. э.)

Объединение нижнеегипетского и вер­хнеегипетского царств было революцион­ным по своему значению в истории Древнего Египта. В рамках одного государ­ства были сосредоточены ресурсы всей до­лины и Дельты Нила, появились благоприятные условия для создания общеегипет­ской ирригационной сети. На смену посто­янным внутриегипетским войнам, ослаб­лявшим страну, пришло политическое единство.

Объединение Египта было достигнуто в результате многих войн между верхнеегипетским и нижнеегипетским царствами. До нашего времени дошла шиферная таблица, где рассказывается о деяниях царя Нармера.

Правитель верхнеегипетского царства стал первым царем всего Египта. В списках царских династий, составленных Манефо- ном, он назван Миной. Мина стал родоначальником I общеегипетской династии, его многогранная деятельность нашла отраже­ние в произведениях античных писателей. Стремясь сплотить Египет, Мина на стыке Дельты и долины основал столицу объеди­ненного царства город Мемфис, один из крупнейших городов Египта. При Мине была построена система каналов и плотин, благодаря которой оказалась освоенной значительная территория вокруг Мемфиса. В столице был возведен храм богу Птаху.

Фараоны I династии начали строить себе особые гробницы в районе Абидоса. Это были внушительные сооружения с под­земной камерой, стены которой обкладыва­лись сырцовым кирпичом. Выработался ритуал торжественного погребения фараона вместе с его придворными и слугами, что свидетельствовало о росте значения цар­ской власти.

Фараон Джер был удачливым завоева­телем. Наскальные изображения, обнару­женные в Нубии, — доказательство его успешных походов за пределы Египта. При_ I династии египтяне стали продвигаться и на богатый медью Синайский полуостров, о чем свидетельствуют надписи и изображе­ния, в частности в районе Вади-Магхара.

При II династии опять становится не­спокойным Нижний Египет, одной из глав­ных задач остается окончательное воссоединение страны, решительное подавле­ние нижнеегипетского сепаратизма. Глав­ные события развернулись при фараоне Хасехемуи. На двух дошедших до нас его статуях Нижний Египет символически изо­бражен поверженным, а надписи сообщают, что в одном случае число убитых достигает 48205, а в другом — 47209. Последние.цари II династии называют себя не только именем Гора—покровителя Верхнего Египта, а Гором и Сетом, т. е. уже находятся под покровительством и бога Сета, почи­тавшегося в Нижнем Египте.

Видимо, при фараонах II династии была успешно решена задача окончательного объединения Египта в одно сильное цент­рализованное государство.

 

 

2. Общество и государство в период Древнего царства (XXVIII—XXIII вв. до н. э.)

Социально-экономические отношения.

Объединение всех египетских номов в рам­ках одного государства, организация едино­го управления страной привели к кон­центрации людских и материальных ресур­сов в руках центрального правительства. Его усилия в экономической области были на­правлены прежде всего на создание эффективной общеегипетской ирригационной системы, причем все существующие мест­ные системы в номах входили в нее как составная часть. Наблюдения над разлива­ми Нила, строительство новых дамб, маги­стральных и отводных каналов, отстойни­ков и водохранилищ позволили не только получать стабильные и более щедрые уро­жаи зерновых на поливных землях, но и ввести в сельскохозяйственный оборот но­вые площади, которые прежде или забола­чивались из-за излишней влаги, или, напротив, испытывали ее недостаток из-за слишком быстрого стока. Органическим дополнением земле­делия было разведение мелкого и крупного скота (коров, овец, коз, ослов, свиней), особенно на обширных затопляемых про­странствах Дельты, изобилующих сочными травами. В Дельте получили развитие садо­водство и виноградарство. Основной мас­личной культурой был сезам, или кунжут. Продуктивное земледелие— основа египетской экономики и богатства египетского гос-ва в период Древнего царства.



Заметные успехи были сделаны в трех основных отраслях ремесла и техники: в металлургии меди, обработке камня и гон­чарном деле. Большое значение имело внед­рение в производство меди, расширившее технические возможности человека. Они овладели непростой техникой ковки и литья, могли уже соединять медные пласти­ны при помощи твердого припоя. В гроб­ницах того времени обнаружены целые клады медных изделий.

Эпоха Древнего царства — начало строительства грандиозных сооружений из камня (пирамиды, храмы, крепостные сте­ны), потребовавших высокого искусства об­работки камня.

Изобретение и повсеместное примене­ние гончарного круга привело к сдвигам в керамическом деле, которое приобретает черты серийного, или «массового», произ­водства, не говоря уже о разнообразии форм керамики.

Как было организовано сельскохозяй­ственное и ремесленное производство в Египте? Многочисленные рельефы и рос­писи, покрывающие внутренние стены рас­копанных гробниц вельмож, позволяют ответить на этот вопрос. Согласно этим, а также другим источникам, основными были крупные хозяйства трех типов: царские, хра­мовые и вельможные. Лучше всего известно по источникам крупное хозяйство вельмож. Оно состояло из двух частей: перешедшей по завещанию или купленной земли, кото­рая обозначалась как «дом отца» и была собственностью, и земли, полученной за службу, которая считалась лишь условным владением. Однако даже собственность на наследствен­ную или купленную землю не была полной частной собственностью. Ведь земля в Египте могла быть обработана лишь при условии ее орошения, а верховным органи­затором и распорядителем общеегипетской ирригационной системы было государство, т. е. фараон. Поэтому фараону принадлежа­ли верховные права на всю возделываемую землю.

Основные работники вельможного хо­зяйства скорее всего не имели ни собствен­ной земли, ни орудий труда и, естественно, не могли распоряжаться собранным урожа­ем или изготовленными изделиями. Как показывают изображения, они получали свое довольствие (продукты питания, одеж­ду и ремесленные изделия) из общего скла­да. Основные работники вельможных хозяйств не имели своей земли, орудий труда, работали под наблюдением надсмотрщиков и не распоряжались произведенной продук­цией, тем не менее вряд ли они были раба­ми, так как имели свою семью, некоторое личное имущество.

Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности (строительст­во пирамид, дорог, перевозка тяжестей, по­грузка судов и др.) в пользу центральной власти. За особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и повинностей, даруя им так назы­ваемые иммунитетные грамоты.

Наряду с крупными хозяйствами царя, храмов, вельмож в Египте Древнего царства существовали территориальные, или сосед­ские, общины. Земли их обрабатывали об­щинники, которые обозначались термином «царские люди», платили многочисленные подати в царскую казну и исполняли раз­личные повинности. Работники царских, храмовых и вельможных земель (мерет или хемуу) и члены египетских общин (нисутиу или хентиуше), включая сюда и ремеслен­ников, составляли две прослойки египет­ского общества, которые противостояли господствующему классу во главе с фарао­ном.

Рабы «бак» составляли особую прослойку египетского общества. Судя по докумен­там, рабов продавали и покупали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи воен­нопленных, порабощения впавших в долги бедняков. Однако в период Древнего цар­ства эти источники были ограничены: заво­евательные походы за пределы долины Нила были довольно редкими, а порабощение коренных египтян не поощрялось централь­ной властью, так как большой нужды в рабах еще не было. Во времена Древнего царства сложилась спе­цифическая система эксплуатации основ­ной массы египетского населения, зави­симых работников и рабов, которая станет характерной чертой социальной структуры Египта последующих эпох. Эта тщательно организованная центральной властью экс­плуатация низших слоев египетского обще­ства порождала некоторую близость со­циальных интересов бедняков и рабов, при­водила к возрастанию социальной напря­женности в египетском обществе.

Организация государственного управле­ния. Египетская деспотия. Необходимость в защите привилегий господствующего слоя, организации ирригационного земледелия, в поддержании общественного порядка при­вела к созданию многочисленного и хорошо организованного государственного аппара­та. Он состоял из трех основных звеньев: центрального, областного (номового) и ме­стного (на уровне поселений-общин) аппа­рата.

Во главе центрального управления сто­ял царь, носивший пышные титулы царя Верхнего и Нижнего Египта, воплощенного бога Гора. Фараон олицетворял своей особой мощь египетского государства и был наделен всей полнотой власти, т. е. сосре­доточивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Фараон считался не только всемогущим правите­лем, но и воплощением божества в образе человека, богочеловеком, а его распоряже­ния приобретали тем самым характер без­условного повеления. Был разработан тор­жественный ритуал его почитания, фараон изображался в сонме богов. Он считался воплощением бога Гора, сыном бога Ра, после смерти его изображали как Осириса. Для почитания умершего фараона строи­лись храмы и грандиозные усыпальницы-пирамиды.

Ближайшим помощником фараона был. высший чиновник — чати, напоминающий средневекового везира. Он был руководите­лем многочисленного, построенного по принципу строгой иерархии чиновничест­ва, принадлежавшего к разным ведомствам: организации ирригационного земледелия, наблюдения за скотом, ремесленниками, военного дела, налоговых поступлений и повинностей, проведения строительства, судебных дел. Особенностью центрального аппарата Египта была нерасчлененность придворных функций по обслуживанию личности фараона, государственного управ­ления и выполнения жреческих обязанно­стей.

Как фараон носил титул царя Верхнего и Нижнего Египта, так и государственное управление имело двойственную структуру: каждое ведомство практически делилось на два подразделения, которые обслуживали Верхний или Нижний Египет.

Органической частью государственного аппарата была армия. В то время она ком­плектовалась по царскому набору из сво­бодных египтян и состояла из отрядов пехоты, вооруженной луками, стрелами, копьями и короткими мечами.

Номовый аппарат управления копиро­вал центральные органы и также делился на подразделения и ранги, но уже областного значения. Как правило, номовое управле­ние возглавлялось номархами, представите­лями древней аристократии, власть которой передавалась от отца к сыну, образующих своего рода номовые династии. Насколько можно судить по источникам, могуществен­ные фараоны Древнего царства подчинили своей власти местные династии номархов, хотя были вынуждены зачастую оставлять их во главе номов, что подготавливало на будущее возможность возрождения номового сепаратизма.

Сложившаяся в эпоху Древнего царства система государственного управления, предполагающая неограниченную власть обожествленного монарха, опирающегося на разветвленный аппарат многочисленных чиновников, определяется как монархия деспотического типа, или древневосточная де­спотия (от греческого термина «деспотес» — господин, которому противостоит термин «раб»).

Внешняя и внутренняя политика фарао­нов Древнего царства.После объединения Верхнего и Нижнего Египта военным путем при Хасехемуи перед основателем III дина­стии фараоном Джосером (XXVIII в. до н. э.) встала задача укрепления единства страны. Оно проводилось разными путями: через строительство единой ирригационной сети для всего Египта, активизацию внешней политики, организацию центрального уп­равления. Одним из путей стало ослабление наследственной власти местных династий в номах путем назначения представителей центра на должности номархов и их пере­мещения из нома в ном.

Важную роль в укреплении централь­ной власти сыграла новая концепция обо­готворения царя. Чтобы подчеркнуть особый характер власти, неземное могуще­ство фараона, его прямую причастность к миру богов, его погребение получает прин­ципиально иное решение. Джосер возводит себе гробницу невиданных доселе размеров и формы. Если с религиозно-идеологической точки зрения строительство пирамиды было эффективным средством обоснования де­спотической власти обожествленного фара­она, то с точки зрения архитектурной и культурной возведение пирамид было ог­ромным достижением: впервые в истории было построено гигантское сооружение из камня, найдена новая форма пирамиды, решен ряд сложнейших инженерных и ар­хитектурных задач.

При IV династии централизация госу­дарственного управления достигла своих крайних пределов, поскольку все высшие должности оказались сосредоточенными в руках царской семьи. Сосредоточение в руках центрального правительства огромных ресурсов всего Египта привело к успехам во внешней политики. Особенно энергичную завоевательную деятельность развил основатель IV династии Снорфу. При нем были выработаны основные направления внешней политики Египта: 1) на юг, в Нубию, 2) на северо-восток, на Синай и в Палестину, 3) на запад, в сторону ливийских племен.

При IV династии Египет, осуществляющий контроль над захваченными территориями в Нубии, на Синае, среди части ливийских племен, превратился в одну из самых крупных держав на Ближнем Востоке.

Однако в конце правления IV династии внутреннее положение в Египте осложнилось. Строительство гигантских пирамид и проведение активной завоевательной политики потребовали крайнего напряжения всех сил гос-ва, привели к расточению огромных людских и материальных средств и в конечном итоге к истощению страны. Эксплуатация населения вызывала недовольство, приводила к обострению социальных противоречий. Излишняя централизация власти в руках относительно узкой группы царских родственников вызывала недовольство номовой знати и служилой аристократии.

В надписях пропадают данные о по­следних представителях IV’ династии, не сохранились даже их пирамиды —факт до­статочно красноречивый. Вполне вероятно, что смена одной династии другой произош­ла насильственным путем.

Стремясь укрепить внутреннее положе­ние в стране, фараоны V династии (XXVI— XXV вв. до н. э.) отказываются от строи­тельства огромных пирамид (их пирамиды — достаточно скромные постройки по сравне­нию с IV династией). Они привлекают в центральный аппарат представителей мест­ной и служилой знати, открывая дорогу вверх более широким кругам аристократии, укрепляют общее положение египетской знати. Изменилась и религиозная политика. Начинается активное строительство храмов солнечному богу Ра, культ которого стано­вится главным государственным культом. Имя бога Ра чаще, чем раньше, включается в систему тронных имен ряда фараонов (Саху-Ра, Неферирка-Ра и др.). Теперь кон­цепция божественности фараона обосновы­вается не гигантскими сооружениями заупокойного культа, а иными идеологиче­скими средствами: идеей прямого проис­хождения от верховного бога Ра, объяв­ленного отцом царствующих фараонов. Эти меры, несколько успокоившие страну, обеспечили успехи внешней политики V династии и дальнейшее расширение влия­ния Египта за его рубежами.

При VI династии (XXV—XXIII вв. до н. э.) продолжается процесс укрепления номовой и служилой знати. Многие ее представители добиваются от фараонов иммунитетных грамот, по которым их владельцы освобож­даются от налогов и повинностей в пользу центральной власти. Происходит перераспределение мате­риальных и людских ресурсов в пользу местных властей. Экономическое и полити­ческое могущество центрального прави­тельства падает, так же как и внешне­политическое влияние Египта.

После прекращения VI династии (сере­дина XXIII в. до н. э.) власть мемфисских царей становится номинальной. Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, состоящих из одного или не­скольких номов.

Эпоха Древнего царства завершается. Начинается период упадка и раздробленно­сти Египта, так называемый I переходный период истории Древнего Египта.

 

 

\

 

ОБЩЕЕГИПЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД СРЕДНЕГО ЦАРСТВА (XXI—XVHI ВВ. ДО Н.Э.)


 


1. Распад Египта на номы.

Борьба Гераклеополя и Фив за объединение Египта (I Переходный период: середина XXIII— середина XXI в. до н. э.)

Распад централизованного государства на полусамостоятельные, враждующие между собой номы привел к упадку обще- ггипетской ирригационной сети, кризису экономики и прежде всего сельского хозяй­ства. Как ни старались отдельные предпри­имчивые номархи преодолеть экономичес­кую разруху, голод, упадок строительства, о чем они сообщают в своих надписях, огра­ниченных средств небольших номов явно не хватало для выхода из тупика.

Хозяйственная разруха и голод вызыва­ли недовольство народных масс, которое прорывалось в протестах и даже открытых восстаниях беднейшей части египетского населения1. Гераклеопольский царь Ахтой пишет в своем поучении: «Вредный человек — это подстрекатель. Уничтожь его, убей... сотри его имя, погуби сторонников его... Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от нее. Не возвышай человека враж- пебного. Тот, кто беден,— он враг. Будь враждебен к бедняку. Он дает разъяриться толпе, помещенной в рабочие дома».

Многие египтологи относят именно к кон- пу I Переходного периода крупное народное госстание (а возможно, несколько восстаний в тззных районах страны), о котором повествуется з * Речении Ипусера» и «Речении Неферти».

Внутренним упадком Египта восполь­зовались соседние племена ливийцев на западе и кочевников на востоке, которые опустошали Дельту. «Подл азиат,— говорил тот же Ахтой,— плохо место, в котором он живет,— бедно оно водой, трудно из-за множества деревьев, дороги тяжелы из-за гор. Не сидит он на одном месте».

Однако необходимость ликвидации тя­желой разрухи ставила перед господствую­щим классом Египта проблему восста­новления сильного египетского государст­ва. Борьба за новое объединение Египта началась и на севере, и на юге. На севере объединительным центром стал Гераклео- поль, на юге — Фивы. Вокруг Гераклеополя сплотились номы Южной Дельты и Сред­него Египта. Гераклеопольским правителям удалось отразить нападение ливийцев с за­пада и кочевников-азиатов из Синая, по­строить в Дельте ряд крепостей. Они даже объявили себя царями Верхнего и Нижнего Египта, претендуя на общеегипетскую ко­рону (IX—X общеегипетские династии). Однако их власть не простиралась на всю страну. Вокруг города Фив, удобно распо­ложенного в большой излучине Нила, спло­тились южные номы, которые не приз­навали власти Гераклеополя. Итогом оже­сточенной борьбы между Гераклеополем и Фивами была победа фиванского правителя Ментухотепа. На победной стеле высечено, что он «покорил правителей обеих стран (т. е. Верхнего и Нижнего Египта.— Ред.), уста­новил порядок на юге и на севере, в ино­земных странах и в Египте». Надпись

дополняется рельефным изображением по­верженных противников: нубийца, азиата, ливийца и египтянина, видимо, олицетво­ряющего гераклеопольского царя.

Ментухотеп стал основателем XI обще- египетской династии (XXI в. до н. э.), ко­торая объединила разрозненные номы в сильное централизованное государство. На­чался новый расцвет египетского общества, государства и культуры, который продол­жался около трех столетий и получил назва­ние Среднего царства (2005—1715 гг. до н. э., XI—XIII династии).

2. Египет Среднего царства

Состояние экономики. Общественные отношения. Фараоны XI, но особенно XII династии, сосредоточив в руках централь­ного правительства людские и материаль­ные ресурсы страны, восстановили об­щеегипетскую ирригационную систему, су­ществовавшую в эпоху Древнего царства. Однако потребности возросшего населения требовали новых земельных площадей. По­этому центральное правительство предприняло крупные ирригационные работы в об­ширной и болотистой, бывшей до сих пор малопригодной для земледелия фаюмской котловине. Был прорыт магистральный ка­нал, соединивший фаюмскую впадину с Нилом, а ранее заболачиваемое озеро стало колоссальным водохранилищем, из которо­го через систему дополнительных каналов орошалась окрестная территория. Фаюм стал цветущим сельскохозяйственным рай­оном Египта с многочисленным населени­ем. Одним из центров оазиса стал новый город Иллахун, построенный по всем пра­вилам градостроительного искусства, с ши­рокими, пересекающимися под прямым углом улицами. Здесь же, у входа в Фаюм- ский оазис, было возведено грандиозное каменное здание с тысячами комнат, кори­доров, переходов, разнообразными залами, которое греки назвали лабиринтом. Судя по всему, это был заупокойный храм одного из самых удачливых фараонов XII династии Аменемхета III (ок. 1843—1798 гг. до н. э.). По всей вероятности, этот храм рассматри­вался как своего рода символ объединенно­го Египта и абсолютной власти фараона, а в его залах хранились изваяния многочис­ленных (их насчитывают до тысячи) мест­ных и общеегипетских божеств. Однако лабиринт не сохранился, и о нем можно судить лишь по описаниям. Чтобы обезопа­сить вновь освоенный район Фаюма от набегов ливийцев, на его западных границах была возведена мощная крепость с посто­янным гарнизоном.

Обширные ирригационные работы проводились и в Дельте. Все это делало Южную Дельту, Фаюм и прилегающие об­ласти жизненно важными центрами госу­дарства, и именно сюда, в новый город Ит-тауи («соединяющий обе земли»), фара­оны XII династии перенесли свою резиден­цию из Фив. Введение новых освоенных площадей способствовало подъему всего сельского хозяйства: появляется более удоб­ный плуг, облегчающий труд пахаря, выво­дятся новые породы крупного рогатого скота, а также тонкорунных овец, дающих ценную шерстью.

В это время египтяне освоили бронзу — металл, который по своим качествам намно­го превосходит более мягкую медь. Нужно сказать, что многие народы Месопотамии, Малой Азии, Восточного Средиземноморья применяли бронзу значительно раньше египтян. Это отставание было вызвано прежде всего отсутствием в долине Нила и окружающих его странах олова, необходи­мого компонента для получения бронзового сплава, и известной удаленностью Египта от источников добычи олова. Из других важных достижений следует отметить появ­ление принципиально новой отрасли — производства пастового стекла (изделия из него не выдуваются мастером через трубки,

2 изготовляются путем разлива расплавлен­ной массы-пасты в специальные формы).

Развивавшаяся экономика позволяла не только удовлетворять нужды всего населе­ния, но и давала значительные излишки продукции: зерна, ремесленных изделий. Но Египет нуждался в металлах, особенно в олове и серебре, в строительном дереве, столь необходимых для ремесел. Все это активизировало торговые операции, охва­тывающие теперь значительно больший ареал, чем в эпоху Древнего царства. Еги­петские торговые караваны через Дельту и Суэцкий перешеек, через палестинские и : ирийские города доходят до Малой Азии и Вавилонии. Например, при раскопках палестинского города Гезер обнаружены египетские статуи из песчаника и гранита, изделия из слоновой кости, развалины еги­петского храма.

Одним из центров северо-восточной торговли Египта был город Библ в Фини­кии. Именно через Библ в Египет шли олово ■ серебро из Малой Азии, ценный ливан­ский'кедр и строевой лес. При раскопках города Угарит в Северной Сирии обнаруже­ны многочисленные вещи, вывезенные из Египта. Недалеко от Фив обнаружены вещи завилонского происхождения: куски лазу- гита, жемчужины, амулеты, цилиндриче­ские печати с клинообразными надписями н изображениями месопотамских божеств. Египтяне устанавливают связи с государст­вом на Крите. Критские вещи обнаружены г Египте, а египетские — в развалинах !Шосского дворца.

Другим направлением египетской тор- н: зли было южное—в богатую золотом Нубию и далекую страну Пунт. Обычно торговая экспедиция формировалась в Фи- 12х и по снабженной колодцами дороге в • "лелье Вади Хаммамат прибывала в порт ~;гуу. недавно обнаруженный археологами в а берегу Красного моря. Здесь загружались корабли, которые брали курс или на Синайский полуостров, к району медных рудни­ков, или на юг, в Пунт, откуда привозили эбеновое дерево, слоновую кость, благово­ния, экзотических животных.

Торговые связи с Нубией шли по Нилу, и чтобы облегчить плавание, при Сенусерге III, был проведен обводной канал, позволяв­ший обогнуть один из труднопроходимых нильских порогов. В надписи Сенусерта III упоминается крупный торговый центр Икен около второго порога Нила, где найдена египетская надпись.

В Среднем царстве произошли сущест­венные изменения в организации производ­ства. В источниках мало сведений о громадных царских хозяйствах, доминиро­вавших в эпоху Древнего царства, что скорее всего говорит о падении их удельного веса в экономике. Однако вельможные и храмо­вые хозяйства сохраняют свое ведущее зна­чение. По документам из архива одного из жрецов можно представить организацию среднего по своим размерам имения. Оно


пользовалось известной самостоятельно­стью как по отношению к царскому, так и к крупному храмовому хозяйствам и свиде­тельствует об устойчивом положении сре­дних поместий. Во многих произведениях Среднего царства упоминаются небольшие хозяйства, обрабатываемые не только их владельцами, но и дополнительной рабочей силой, в том числе и рабами.

В египетских поселениях выделяются отдельные зажиточные «дома», включаю­щие целый коллектив родственников, «от­роков», «воспитанников», «детей», которые были лишь условными обозначениями за­висимых лиц «дома», а также рабов.

Особенностью ..египетской экономики эпохи Среднего царства было укрепление средних хозяйств, в которых известный про­стор получили отношения частной собст­венности, связи с рынком, применение рабского труда.

Наряду со средними поместьями повы­шается удельный вес мелкого землевладе­ния. Возделыванием крохотных участков традиционно занимались жители сельских поселений. Но количество мелких земле­дельцев в эпоху Среднего царства пополни­лось за счет дробления многих царских хозяйств, централизованно обрабатывае­мых прежце рабочими отрядами.Теперь эти владения делятся на множество наделов, которые передаются в пользование земле­дельцам с обязательством уплаты налогов и выполнения повинностей. Аналогичный процесс происходит и во многих храмовых хозяйствах.

Мелкие земледельцы, составляющие основной контингент непосредственных производителей, обозначались в докумен­тах Среднего царства термином «хемууни- сут»—«царские люди». Причем так обозначали с ь'нТ ТОЛЬКО работники царских и храмовых владений, но и трудовое насе­ление вельможных и средних частных по­местий. Данное положение объясняется не только наличием деспотической власти фа­раона, считавшегося верховным собствен­ником всех египетских земель, но и специфическим характером учета и распре­деления рабочей силы, сложившимся в Египте во времена Среднего царства.

Система организации рабочей силы за­ключалась в следующем: все «царские лю­ди» юного возраста переписывались писцами и распределялись по профессиям (земледельцы, пастухи, ремесленники, вои­ны, торговцы и т. д.). После определения профессии «царские люди» направлялись в царские, храмовые, вельможные, средние и всякие другие хозяйства, в которых они должны были работать пожизненно, хотя были возможны перераспределения рабо­чей силы. Причем эксплуатация «царских людей» допускалась двоякая: они или рабо­тали в централизованном хозяйстве и полу­чали все довольствие с господских складов, или им выделялся земельный участок, с которого они кормились. Довольно распро­страненной практикой было и совмещение обоих типов эксплуатации, когда выдачи со склада дополняли продукцию, получаемую с участка.

Однако государственное распределение рабочей силы «царских людей» не отрицало необходимости использования рабского труда. Количество рабов в период Среднего царства увеличилось по сравнению с эпохой Древнего царства. При централизованном распределении «царских людей» в первую очередь учитывались интересы царских, храмовых и вельможных хозяйств, предста­вителей царской администрации. В этих условиях устойчивое существование сред­них хозяйств возможно было лишь с ис­пользованием рабского труда, хотя в них были заняты и другие категории работни­ков. Рабы требовались во многих средних хозяйствах, где применялись интенсивные методы хозяйствования, укреплялись то­варные связи с рынком, частнособственни­ческие отношения.

Основными источниками рабов были успешные войны, во время которых в Еги­пет пригонялись десятки тысяч пленников. Они и пополняли прежде всего царские, храмовые, вельможные поместья, но попа­дали и в средние хозяйства. Так, Сенусерт III после одного из походов подарил своему телохранителю сначала 60 «голов» (рабов), а затем еще 100 «голов». О количестве об­ращаемых на рабском рынке рабов можно составить представление по одной из куп­чих того времени. В ней говорится: «Я при­обрел 31 голову людей, 33 быка и 13 ослов».

Развитие частного рабовладения —ха­рактерная черта общественных отношений Египта Среднего царства.

Изменения произошли ^господствую­щем классе Египта. Можно говорить о рас­ширении его состава. К нему относились родовитая и служилая аристократия. высшее жречество, члены государст­венного аппарата. Но в своих низших :зсньях он пополнялся за счет средних и 1лких собственников частных владений ~гв «домов», существующих в сельских по- :е.~ениях.

Государственное управление. Завоевательная политика. После объединения Египта в единое централизованное государ- ~о был восстановлен многочисленный гггократический аппарат управления с ттзрхией, сложившейся в основных чертах

з Древнем царстве. Во главе всего уп­равления стоял фараон, «сын Ра от плоти сто», богочеловек, наделенный абсолютной шаегью. Однако фараонам Среднего царст- к не удалось поставить под свой контроль «вое управление, которое находилось в г **2Х номархов, происходивших из местной тяги.

В переходный от Древнего к Среднему _1эству период, когда централизованное го- г?ззрство распалось на номы, в последних окжились сильные номовые династии, и оораонам XI—XII династий приходилось с :-"чм считаться. Фараоны Сенусерт III I "62—1843 гг. до н. э.) и его сын Аменем- хет III (1843—1798 гг. до н. э.) сделали попытку заменить ряд наследственных но­мархов царскими ставленниками и пресечь местные династии, но они встретили мощ­ное сопротивление, заставившее их отсту­пить. Недовольство номархов в конечном итоге вылилось в заговоры против жизни фараонов. Фараон Аменемхет I (1963— 1943 гг. до н. э.) сообщает, что заговорщики напали на него с оружием в руках в его спальне. Хотя этот заговор не удался, осно­ватель XII династии в конце концов погиб насильственной смертью. От кинжала убий­цы пал и фараон Аменемхет II.

Свидетельствами сложных отношений между центральной властью фараонов и местными номархами служат сравнения царских усыпальниц и гробниц номархов. За исключением величественного погре­бального сооружения Ментухотепа I в Дейр- эль-Бахри и грандиозного поминального храма-лабиринта Аменемхета III в Фаюме, усыпальницы многих правителей Среднего царства представляют собой довольно скромные сооружения в виде небольших и невыразительных пирамид, сложенных из сырца. В то же время сохранились гробницы номархов, высеченные в скалах. Одними из

лучших являются погребения, найденные в Бени-Хасане. Они представляют собой ро­скошные помещения, заполненные дороги­ми вещами, а их стены покрыты росписью, реалистически изображающей богатства и могущество погребенных. Сильные пози­ции местных правителей были питательной средой для проявления сепаратизма, ослаб- ляя-а целом власть фараонов. В этих усло­виях царствующие фараоны предпочитали комплектовать центральное управление из среды служилых людей, приближая ко двору выходцев из средних прослоек, противопо­ставляя их номовой и родовитой аристок­ратии.

В целом XII династии (1963—1789 гг. до н. э.) удалось стабилизировать положе­ние в стране и превратить Египет в сильное государство, располагавшее мощным воен­но-экономическим потенциалом. Опираясь на этот потенциал, XII династия проводила успешную завоеиател ы |ую i юл ити ку по тра­диционным направлениям. Продолжалось освоение Фаюма.

Большие успехи были сделаны и в ос­воении Нубии, где были открыты богатые золотые прииски. Стремясь закрепить свое господство в золотоносных районах Север­ной Нубии, египтяне прокладывают здесь дороги, строят систему крепостных город­ков, куда переселяют колонистов из Египта. В районе вторых порогов на обоих берегах Нила были построены мощные крепости Семне и Кумме, которые контролировали движение на юг к на север. Нубия в период Среднего царства превратилась фактически в провинцию Египта, усиленно эксплуати­руемую центральной властью. Сенусерт III объявил официальной южной границей го­сударства линию крепостей Семне и Кумме, т. е. отнес границу от Асуана ко вторым порогам.

Жизненно важным для Египта было направление завоевательной политики в Восточное Средиземноморье, откуда егип­тяне получали серебро, олово, строитель­ный лес, ценное кедровое дерево. В этом регионе власть египетских фараонов рас­пространялась не только на Синайский по­луостров, ставший египетской провинцией, но и на южную часть Палестины, а также на некоторые города Финикии, в частности Библ. В целом при XII династии Египет превратился в крупную державу на Ближнем Востоке.

Присоединение обширных территорий сопровождалось захватом больших партий рабов, скота, материальных ценностей, на­правляемых в Египет. Кроме единовремен­ных захватов египтяне организовали систематическую эксплуатацию завоеван­ных стран, естественные богатства которых направлялись на развитие египетской эко­номики, на обогащение различных просло­ек господствующего класса.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.