МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НАРУШЕНИЯХ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ





Неправильное звукопроизношение, которое до сих пор именуется как косноязычие, является одним из самых частых проявлений речевой патологии; дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи, к тому же они оказываются наиболее элементарными проявлениями всего речевого нарушения и потому наиболее легко уловимыми.

Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стабильность неправильных форм произношения характерны для случаев патологии.

Понимание сущности этого явления до сих пор вызывает много споров; оно претерпело значительные изменения — сузилось, но вместе с тем приобрело большую глубину (см. табл. 4 и 5).

В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера. Следовательно, необходимо учитывать: 1) изменения в строении артикуляторного аппарата и многообразные нарушения иннервации мышц, участвующих в артикулировании; 2) снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих — 22 %, шипящих — 24%, р — 26 %, л — 10%, звонких — 4,5%, задненёбных — 1 %, и — 1,5% (Данные логопеда М. А. Александровской для детей в возрасте от 5 до 9 лет.). Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже. Дефекты искажения таких простых звуков, как м, н, п, т и особенно гласных, наблюдаются очень редко (при снижении слуха и при гнусавости).

Таким образом, мы можем говорить о семи основных видах неправильного звукопроизношения (названия некоторых из них образованы от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы): сигматизм — при нарушении в группах свистящих и шипящих, ротацизм — при нарушении произношения звука р, ламбдацизм — при нарушении произношения звука л, каппацизм — при нарушении произношения задненёбных, йотацизм—при нарушении произношения звука й. Для нарушения озвончения и смягчения особых терминов нет.

Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения. Так, звук т может или смягчаться или заменяться звуками п или к, а вариантов нарушения произношения звука р насчитывается свыше 20: р боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука р звуками л, л, р, й, в, д и т. д. Если мы проанализируем приведенные варианты искажения звука р, то увидим, что для части их характерно только изменение привычного звучания звука р, но наличие звука р в произношении остается несомненным для слушающих, тогда как в других случаях вместо звука р произносится тот или иной звук того же языка — его заменитель. Случаи замены одного звука другим носят название паралалий.

Таким образом, в группе сигматизмов различают фонетические сигматизмы (боковой, межзубный и др.) и парасигматизмы (замены шипящих звуков свистящими, замены свистящих и шипящих звуками т и д и др.), т. е. сигматизмы, имеющие фонетико-фонематический характер.



В группах ротацизме в, ламбдацизмов, каппацизмов также можно выделять чисто фонематические ротацизмы, ламбдацизм ы и параротацизм ы, параламбдацизмы и т. д.

Для дефектов озвончения и смягчения согласных характерны только паралалий, т. е. замены звонких парными глухими, или наоборот, и мягких согласных их парными твердыми, или наоборот.

В логопедии учитываются три уровня неправильного звукопроизношения: а) полное неумение произносить (хотя бы повторить по образцу) тот или иной звук или всю группу звуков;

б) неправильное произношение их в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их вне слова, изолированно, или в легких словах; в) недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции при умении правильно произносить оба звука.

Постоянная замена одних звуков другими в произношении ведет обычно к недостаточной дифференциации, смешению их при восприятии (на слух). При обучении школьник переносит смешения в письменную речь. Это явление относится к одному из видов дисграфии (нарушение письма).

У разных детей неправильное произношение может то касаться только одной группы звуков (звонких, задненёбных или свистящих и др.), и тогда оно носит название простого, частичного, мономорфного дефекта звукопроизношения, то охватывать многие группы звуков (одновременно один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и дефектами озвончения и т. п.), тогда дефект называется сложным диффузным, полиморфным.

На основании всего вышеизложенного содержание понятия неправильное звукопроизношение может быть наглядно изображено в следующей таблице (см. табл. 4).

Таблица 4 Основные виды неправильного звукопроизношения согласных

Естественно, что, чем сложнее указанный дефект, тем больше страдает благозвучность и внятность речи.

В логопедии известны более сложные речевые нарушения, в которых фонетический дефект оказывается только одним из симптомов, характеризующих все речевое нарушение в целом. К таким сложным речевым нарушениям относятся дизартрии, алалии, афазии, нарушения речи при тугоухости.

Если изобразить место неправильного звукопроизношения в указанных речевых нарушениях заштрихованной частью прямоугольника (табл. 5), изображающего все речевое нарушение, то мы увидим, что при дислалии штриховка заполняет весь прямоугольник, т. е. понятия дислалии и нарушения звукопроизношения в данном случае равнозначны, тогда как при дизартрии оно занимает большое место, но не исчерпывает всего содержания этого нарушения. Наконец, при алалии, афазии и речевых нарушениях, связанных с тугоухостью, место неправильного звукопроизношения среди других проявлений оказывается значительно меньшим.

ДИСЛАЛИЯ





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.