МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 36. Общая характеристика универсальных познавательных процессов и основные подходы к их изучению. (наверх)





Что общего у памяти, внимания и воображения. И кстати почему в курсе не именуем их собственно познавательными. Все эти три процесса действительно реально включаются в любую человеческую деятельность. В этом смысле они универсальны и имеют отношение не только к познанию. Например, включенное в перцептивную деятельность внимание называется чувственным (наблюдательность). А если в мыслительную, то внимание интеллектуальное (проницательность). Все три процесса создают для нас единую ось психического времени. Память это прошлое, прошлый опыт. Наиболее фундаментальный процесс, потому что если у человека, общества нет прошлого, то в каком-то смысле отсутствует настоящее и будущее. Необходимо запоминать прошлый опыт. И тогда становится актуальным внимание, которое связывает нас с настоящим опытом. Если не был внимательным, сосредоточенным на материале, то и не запомнил его. Воображение связано с будущим опытом, т.е. с необходимостью предвосхищать результаты будущих действий.

Разделим тему на две части. В первой части напомним определения и расширим их, о названных процессах в их общих характеристиках. А во второй части основные подходы к изучению этих процессов. Началось с психологии сознания. Во многом тут всё зависит от того, как понимается сознание.

Первый вопрос. Основные метафоры сознания: процессы памяти, свойства внимания[550], виды воображения.

Наверное, не всякая метафора сознания может быть представлена наглядно. Хотелось бы пометить главное, что в представлениях метафорических о внимании как центре сознания и сознании в целом есть своя опорная точка. С чего начинается представление о сознании хорошо известно. С модели Вундта, где различался центр внимания и периферия. Сознание понимается как структура. Если обратиться к другим авторам близким Вундту не только по времени, но связанным теоретическими представлениями. Из центра сознания в одну сторону, так сказать вспять, где структура Вундта перестаёт существовать. И затем в другую сторону, где структура меняется обретая новые черты. Сначала что предшествует разделению центра и периферии.

У.Джемс «О внимании». Уже в этой статье область сознания имеет центр и окружающее его поле внимания. Встречаемся с особым интересом Джемса к т.н. измененным состояниям сознания. Сегодня таких состояний описано порядка 20. А Джемс говорил, что каждый день каждый человек испытывает измененные состояния сознания: когда засыпает и когда просыпается. Джемс описывает тот момент (процесс), когда происходит пробуждение человека и как он может дать себе отчёт о первых впечатлениях после пробуждения.

Определенное представление о внешнем мире и о себе в нём уже начинает существовать. Но чего-то в этом представлении не хватает из-за чего нельзя это представление назвать структурным, формленным, целостным и единым. Наше сознание в каком-то смысле пока ещё пусто. Вернее, в этом сознании нет различия между основным и второстепенным. Нет разницы между центром и периферией. Некое представление о сознании как о емкости допустимо, но в ней нет различия значимости представлений, организованности и упорядоченности. Джемс говорит о прасознании.

Довольно легко догадаться о том, что будет по линии за Вундтом и Джемсом по пути вспять. Если нет различия между центром и периферией, то следующей шаг связан уже с клинической психологией, с патологией сознания, а точнее – с патологией памяти. Это француз Теодуль Рибо. Он говорит о случаях потери памяти – амнезии. Случаи перемежающейся амнезии. Человек может находиться то в одном состоянии сознании и попадая в него как-то действовать. Но наряду с этим попадает в другое состояние сознания и не может вспомнить о том, что было в первом. Основная функция памяти – есть сохранение единства субъекта.

Рибо, Джемс, Вундт. И дальше будет как не парадоксально тоже Джемс. Он описывает разные состояния сознания. И предлагает нам заметить, что даже если сознание не сопровождается специальным усилием, то оно всё равно существует и представляет собой направленный поток впечатлений. Подобно ручью поток сам прокладывает себе путь, направленность потока – есть его собственное свойство, он сам задаёт избирательность впечатлений, которые в него входят.

Протекал поток сознания, а мы взяли и произвольным усилием приостановили его, т.о. чтобы этот поток вновь обратился в структуру. Если остановишь поток, то образуется волна внимания по Титченеру. Раз есть структура в виде волны, то она должна удерживаться во времени, иметь временную протяженность. Возникает вопрос, что будет когда сознательное усилие достигнет высокой степени своего развития или максимума. Волна должна будет преобразиться.

Анри Бергсон. Допустимое представление о сознании здесь будет таким. Сознательное усилие достигает максимума и сводится к точке максимального сознательного напряжения.

На приведенных представлениях обычно разворачивается метафора универсальных психических процессов. 1) Т.Рибо: отсутствие единства субъекта, единства Я, невозможность сохранять полностью свой прошлый опыт. 2) У.Джемс: сознание обретает единство, но не имеет различия между центром и периферией. 3) В.Вундт: сознание конечно едино и при этом различаются структурные области центра и периферии. 4) У.Джемс: сознание протекает во времени, в потоке сознания отражаются все выполняемые действия. 5) Э.Титченер: подключается произвольное усилие и восстанавливается структура сознания, как волна протяженная во времени. 6) А.Бергсон: максимальное сознательное усилие, всё постороннее скатывается из поля внимания как с горы.

Процессы памяти. У памяти немало определений, но основным всё-таки является. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения опыта. Запечатленный опыт содержится в прошлом субъекта. Отвечая на следующий вопрос, мы разделим процессы памяти на три группы:

1) Запечатление. Если мы подходим к феноменологии памяти подробнее, то запечатление есть лишь один вариант из многообразных но родственных по функции процессов. В строгом смысле это послеобраз на сетчатке. Прежде всего, есть возможность заменить слово запечатление словом запоминание. И тогда это уже не только сенсорная, но и рабочая память. С материалом хотя бы короткое время необходимо работать. Способ кодирования не только сенсорный. Запечатление связано с восприятием, запоминание – уже не только с восприятием.

Например, предъявили слова или бессмысленные слоги. Какова форма запоминания. Происходит проговаривание материала, акустико-артикуляционное кодирование[551]. Можно было бы сказать внутренний голос, ухо-голос, нужно проговаривать и при этом ещё слышать себя.

А если материала столько, что его нельзя запомнить всего лишь за одно предъявление (скажем, слов 20). То в ряду процессов появляется ещё заучивание. Тут вспоминаем первого исследователя памяти – Г.Эббингауза, предложившего метод заучивания списков. Хотя это были списки из бессмысленных слогов.

Запечатление, запоминание, заучивание. Сюда можно подключить и разные виды памяти. Скажем, двигательная память. И тогда этот первый процесс превратится в формирование навыка.

2) Сохранение. Эта группа, наверное, всегда будет самой загадочной в психологии памяти. М.б. понятно и исследовано то, как заучиваю и запоминаю. Также есть масса способов воспроизвести материал. Но не до конца понятно, каким же образом он сохраняется. Собственно говоря и сохранении мы судим по тому, как воспроизводится или по способу запоминания.

Кодирование материала означает его сохранение, удержание в определенной форме. Способы кодирования могут быть самыми разными. а) сенсорное кодирование, чувственное, зрительное, слуховое; б) в рабочей памяти акустико-артикуляционное кодирование; в) длительное запоминание есть семантическое смысловое кодирование, категориальное; г) особый способ кодирования, это кодирование по ключам (время запоминания, эмоциональное переживание и т.д.).

Если способы сработали, то переход в воспроизведение. Если не сработали, начинается альтернативный процесс забывания[552]. Он тесно связан с тем, как закодирован материал. М.б. связано с утратой смысла материала

3) Воспроизведение. В когнитивной психологии часто называют извлечением материала из каких-то хранилищ (перманентных, рабочих и т.д.). Самой строгой формой воспроизведения будет порядковый отчёт. Для этого надо будет довольно долго заучивать.

Если порядковый отчёт не выходит, то надо применить иной метод - свободного припоминания[553]. Значит теперь можно не соблюдать порядок материала, а отчитаться сначала быстро то что было в конце (эффект недавности[554]), потом вспомнили что было вначале (эффект первичности[555]) и наконец кое-что припомнили из середины.

Если и свободно припоминания не даёт результата, то предлагается изложение текста. В каком-то смысле аналог свободного припоминания.

А если данные методы не дают результата, то следующий метод будет узнавание[556] материала среди другого. С какими-то подсказками от испытуемого требуется опознание идентификация[557]материала.

Если не получается даже узнать материал, остаётся последняя возможность, самый тонкий метод проверки сохранности материала. Повторное заучивание. Если когда-то для первоначального заучивания потребовалось одно время, а здесь потребуется меньшее время, то значит след[558] запомненного материала остался в прошлом опыте.

Свойства внимания. Простых свойств внимания, показанных на модели Титченера, будет три: а) величина верхней площадки волны внимания; б) высота волны; в) изменение во времени.

Свойства внимания целесообразно выделять с опорой на модель волны Титченера. Можно разделить свойства на т.н. простые (т.е. элементарные, несводимые к каким-либо другим, их можно выделить на самой модели, предложенной Титченером) и составные (производные). Сначала три простых свойства внимания:

а) некоторый объём внимания. Титченер не только теоретик, но прежде всего автор учебника. Само наличие объема внимания предполагает активность субъекта, различение центра и периферии. Для того, чтобы выделить одно свойство нужно предполагать в качестве условия какое-то другое. Объём внимания – есть совокупность элементов (простых впечатлений), которые испытуемый в данное время (в настоящий момент) воспринимает ясно и отчетливо. Тем самым объем есть некоторая базовая количественная характеристика. Внимание здесь представляется как определенное ограниченно поле, в которое входит ряд впечатлений (по Вундту от 3 до 6).

б) Высота волны или степень внимания (интенсивность). Титченер исследователь сказал бы, что в данном случае речь идёт о степени сенсорной ясности (сенсорно-перцептивная, связанная с органами чувств или с другой стороны понятность, имеющая когнитивное интеллектуальное значение). Сенсорная ясность для Титченера условие всех остальных свойств.

в) (волна есть нечто продолжающееся, распространяющееся во времени) длительность.

Таковы простые свойства сознания, теперь посмотрим к каким производным свойствам они нас приведут.

а) Сама модель волны внимания предполагает, что сознание в целом и его центр внимания имеют определенную направленность (1). Здесь пригодятся не только модели структурализма, но и функциональная модель Джемса, где внимание как поток, имеющий направление, которое задаёт сам поток как внутренне свойство. Рядом избирательность (2) внимания. Это не просто свойство внимания, а характеристика, которая входит в само определение внимания. Сосредоточенность (3) на материале. Эта характеристика фактически тождественна понятию объёма, но предполагает ещё и то, что в поле внимания может быть как один фокус, так и несколько. У нашей области есть некоторый единый центр и фокусных точек становится не одна а две, то наш испытуемый теряет возможность быть внимательным. Можно получить патологический случай расщепления внимания, утрата фокуса, центра. Но если испытуемый может сохранять единство объема своего внимания, несмотря на то, что фокусов может быть несколько (по-крайней мере два), то имеем дело с ещё одним свойством распределения (4) внимания. Это есть способность совмещать в сознании, одновременно представлять по-крайней мере два выполняемых субъектом действия.

Если одновременно выполняются два действия, то в психологическом смысле действием является лишь одно из них, все остальные будут являться операциями. Иными словами, центр сознания, так или иначе, стремится к единой точке. И если мы феноменально можем наблюдать и даже измерять у того или иного субъекта способность к распределению, то это всегда будет так.

б) По пункту степени внимания. Здесь мы привлекаем возможные сочетания различных свойств внимания, первого и второго. Концентрация (5) внимания. Яркий пример сложного комплексного свойства. Это есть малый (узкий) объём внимания при его высокой интенсивности. Уменьшение объема при увеличении степени.

Наиболее объемная группа п.ч. здесь перечисляются все возможные изменения внимания во времени. Прежде всего, изменяться могут уже названные свойства. Например, направленность. Это сдвиг внимания. Этот процесс, в свою очередь имеет два варианта – произвольный сдвиг и тогда переключение (6) внимания. Это как раз вариант сознательного смещения внимания субъектом с одного действия (объекта) на иной. И непроизвольный сдвиг, и отвлечение (7) внимания.

Теперь изменения степени внимания, колебания во времени интенсивности. Имеют место сугубо физиологические механизмы[559]. Бывает тогда, когда не учитывается произвольная активность субъекта. Если же она подключается к свойству длительности. Устойчивость (8) внимания.

Завершая этот разговор, добавим, что в этих свойствах исследователь всегда будет сталкиваться с определенной проблемой. Какие-то свойства являются результатом усилия субъекта, а другие - условием обеспечения этого результата. Недаром внимание периодически исчезал из теоретического и подчас экспериментального рассмотрения в психологии. П.ч. внимание проявляется в любой активности субъекта. То, что включено в любую деятельность, что универсально, то подчас исчезает из рассмотрения, сводится к чему-то другому.

Виды воображения. Как раз воображение суть такой процесс, который наименее изучен в современной психологии. Первым исследователем, описавшим различные виды, был Т.Рибо. Чтобы выделить различные виды воображения, определим ключевое слово, определяющее его. Это же слово затем делает затруднительным анализ воображения – это предвосхищение (будущего результата действия). Это по существу характеристика самой психики. Поэтому воображение собственного определения не получает и надо добавить ещё одну характеристику – преобразование реальности.

Воображение суть процесс мысленного преобразования реальности или представления о ней. Необходимо включить воображение в тот или иной познавательный контекст или контекст собственно познавательных процессов. И тогда получаем следующие виды воображения. а) перцептивное воображение – это мысленное оперирование наглядными образами, мысленное вращение[560] поворот. Это ещё и возможность представить объект с его не воспринимаемой ранее субъектом стороны. б) воспроизводящее воображение. Способность субъекта представить объект (ситуацию) по его описанию (схеме, образцу). Типичные для этого свойства задачи чертежника, дизайнера и др. в) творческое воображение. Здесь два аспекта. Во-первых, само слово «творческое» подсказывает нам, что вообразить значит создать что-то новое. Едва ли можно представить объект только перцептивно, необходимо мышление. Во-вторых, различаются мышление и воображение. Единицей мышления является знак, а единица воображения - символ. В перцептивном воображении единицей является индивидуально-конкретный образ. В творческом воображении – обобщенный образ или имидж. Имидж даёт субъекту не знание, а понимание реальности (объекта).

Воедино связывается и создание нового, и фантазия и преобразование реальности. Но главное – это назначение творческого воображения дать понимание ситуации. Творческое воображение – это процесс построения обобщенных образов как возможных средств представления и решения творческих задач. Если говорим о психической активности, то речь не всегда о создании чего-то объективно нового. Новизна это переход от состояния неопределенности к ситуации понятной, в которой можно действовать.

Творческое воображение есть построение символов, способов представления реальности. От преобразования и предвосхищения до уникальности творческого явления (например, инсайта). Чтобы объять всю эту реальность разнообразную необходимо различить суждение по результату (когда субъект понял суть задачи, породил сколько-то новых нестандартных творческих идей) и с другой стороны суждение по тому, что является условием результата.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.