МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Контрольное задание для самопроверки





предмет: ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Критерии оценки: Студент в течении десяти минут (10 мин.) проходит тестирование по двадцати вопросам, выбирая из четырех ответов – один, записывая ответ в виде одной буквы (из АВСД) в строку. Если студент правильно отвечает на 18-20 вопросов – «отлично», 17-15 – «хорошо», 14-12 – «удовлетворительно», 11 правильных ответов и менее «неудовлетворительно».

А В С Д

 

1. Наука о закономерностях поведения животных.
Анималистика Психология Этология Экология
2. Высшая форма нервной деятельности отражающая объективную реальность.
Таксис Психика Рефлекс Характер
3. Зарождается и умирает с движением … (И.М.Сеченов).
Психика Мысль Характер Чувственность
4. Приспособления вида, полезные как и морфологические признаки (Северцев А.Н.).
Таксисы Рефлексы Инстинкты Миграции
5. Результат научения на стадии развития у животного с элементарной психикой.
Размышление Привыкание Запечатление Узнавание
6. Функция языка животных.
Контактная Коммутаторная Координационная Информационная
7. Чем представлен язык животных.
Позами Сигналами Звуками Движениями
8. В какой теории занимает центральное место концепция инстинктивного поведения животных.
Поведения Эволюции Антропоморфизма Размножения
9. Как называется метод, когда изучаются материалы психики отдельной особи.
Филогенетический Онтогенетический Относительный Субъективный
10. Как называется метод, когда изучаются материалы психики отдельного вида.
Филогенетический Онтогенетический Относительный Субъективный
11. Что является предпосылкой формирования сознания.
Характер Поведение Интеллект Настроение
12. Укажите форму психической деятельности, видимую в заботе о потомстве.
Ажиотажная Активная Аномальная Академическая
13. На какой основе, не строятся взаимоотношения в сообществе обезьян.
Возрастной Силовой Половой Производственной
14. Индивидуальный опыт зависит от определенных условий (как называется при этом форма научения).
Фигуральная Факультативная Фригидная Формальная
15. Конрад Лоренц отмечал у гусей, к концу действия реакции запечатления - реакция следования ...
Ослабевает Улетучивается Утраивается Удваивается
16. Какой вариант хищничества не был отмечен в поведении у шимпанзе.
Подманивание Хватание Догонка Скрадывание
17. Как называется элемент поведения животного ставший постоянным.
Привычка Навык Черта Характер
18. Как называется приобретенная двигательная координация, в результате тренировки.
Привычка Навык Черта Характер
19. Какую порцию пищевого подкрепления считают «сюрпризом» при дрессировке животных.
Половинную Целую Двойную Десятикратную
20. Иерархические отношения у хищников закладываются в период.
Эмбриогенеза Синильный Игровой Размножения

Контрольные вопросы:

1. Какие науки изучающие психическую деятельность животных вы знаете?

2. Что представляет собой психическая деятельность?

3. Что такое поведение?

4. От чего зависит уровень психики животных?

5. Как образуются рефлексы?



6. Перечислите исходные формы психической деятельности?

7. Что такое инстинкт?

8. Что позволяют изучать методы: «лабиринта», «проблемной клетки»?

9. Какие методы исследования психологии по В.А.Вагнеру вы знаете?

10. Какая активность на ранних стадиях онтогенеза у беспозвоночных?

11. Чем характеризуется поведение детенышей у плацентарных?

12. Какое развитие имеет зрение и слух у эмбрионов птиц?

13. Что такое - врожденное узнавание?

14. Чем отличаются формы факультативного и облигатного научения?

15. Что собой представляет реакция следования?

16. Как понимается «импринтинг» и «реимпринтинг»?

17. Какие категории сотрудничества между особями выделил Н.Тинберген?

18. Перечислите движения составляющие поведение животных?

19. Перечислите пять принципов эволюции?

20. Объясните способы приспособлений организмов к изменениям среды?

21. Назовите типы уровней развития психики у животных?

22. Какие кинезы вы знаете?

23. Что такое – биологический смысл?

24. Какие черты у животных с элементарной сенсорной психикой?

25. Какие виды таксисов вы знаете?

26. Какие черты у животных с перцептивной психикой?

27. Как понимается «интеллект»?

28. В чем суть опытов В.Келера?

29. Что такое «язык животных» и какие формы он имеет?

30. Какие функции выполняет язык животных?

31. Какие примеры из сигналов животных вы понимаете?

32. Какие формы общения имеет язык насекомых?

33. Как общаются морские животные?

34. Расскажите об эксперименте профессора Бастиана?

35. Понимают ли друг друга, вороны разных континентов?

36. Какие особенности в языке рукокрылых?

37. Что такое невербальное общение?

38. Как связаны коммуникативные способности с развитием психики?

39. Что является основой изменения поведения?

40. Как вы понимаете обучение животных с подкреплением?

41. Какие характеристики подкреплений вы знаете?

42. Что такое – навык?

43. Перечислите десять правил обучения животных Прайор Карен?

44. Что такое дрессировка?

45. Какие стадии включает в себя дрессировка по М.А.Герду?

46. Перечислите черты схожести человека и орангутанга?

47. Перечислите различия между человеком и орангутангом?

48. Что такое – матерлиния и линейная иерархия?

49. Какие виды хищничества шимпанзе вы знаете?

50. Как понимается «бипедализм»?

 

Вопросы к экзамену

1. Предмет и задачи зоопсихологии.

2. Методы зоопсихологии.

3. История зарубежной зоопсихологии.

4. История отечественной зоопсихологии.

5. Проблема зарождения психики.

6. Стадии развития психики животных в процессе эволюции.

7. Врожденное и приобретенное в поведении животных.

8. Видовой опыт в индивидуальном поведении.

9. Проблема инстинкта в работах Ж.-Б.Ламарка, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина.

10. Рефлекторная теория психики.

11. Пластичность инстинктивного поведения.

12. Проблема мотивации поведения у животных.

13. Концепция инстинктивного поведения.

14. Исследования К.Лоренца и Н.Тинбергена.

15. Формирование поведения животных.

16. Дрессировка животных, правила воспитания.

17. Практическая дрессировка.

18. Выработка условного рефлекса.

19. Развитие психики животных в онтогенезе.

20. Биологическая обусловленность поведения животных.

21. Общая характеристика развития психики животных в пренатальном периоде.

22. «Эмбриональное научение». Значение эмбриогенеза.

23. Развития поведения животных в раннем постнатальном периоде.

24. Характеристика развития психики взрослого животного.

25. Особенности игрового периода у животных.

26. Значение игры животных.

27. Особенности поведения животных в период размножения.

28. Эволюция психики.

29. Интеллект животных: исследования интеллектуального поведения животных.

30. Экспериментальные методы изучения мышления у антропоидов.

31. Общие закономерности развития психики в филогенезе.

32. Потребностно-мотивационная сфера психики животных.

33. Дрессировка отдельных видов животных.

34. Значение общения детей с животными для формирования полноценной личности.

35. Психическая деятельность животных и технический прогресс.

36. Психика животных и человека, их генетическое родство и качественные различия.

37. История, предмет, методы сравнительной зоопсихологии.

38. Сравнительное изучение отдельных психических процессов.

39. Предистория развития социальных отношений.

40. Социальное поведение, зарождение человеческого общества.

41. Принципиальные отличия сообществ животных от человеческого общества.

42. Биологические предпосылки зарождения человеческой речи.

43. Язык современных обезьян и его качественные отличия от членораздельной речи.

44. Развитие психики в процессе антропогенеза.

45. Проблема биологического и социального в поведении человека.

46. Поведение домашних животных их предки. Искусственный отбор.

47. Метод лабиринта, его характеристика. Примеры использования.

48. Метод проблемной клетки (ящика), его характеристика. Примеры использования.

49. Основы дрессировки животных по методу Дуровых.

50. Границы индивидуально изменчивого поведения животных.

Задание для самостоятельной практической работы:

Провести наблюдение поведения животного с регистрацией по времени характеристик поведения, мотивации и форм поведения, психофизиологической активности, а так же фиксацией эмоционально-адаптивных реакций, с последующим составлением графика суточной активности, графика фиксируемых эмоционально-адаптивных реакций и этограммы.

Оборудование – блокнот, ручка, карандаш, альбом, фото-видеокамера, бинокль, секундомер, метр, весы.

Последовательность изложения. 1 стр. Наблюдатель (Ф.И.О.), даты наблюдений. Указывается вид наблюдаемого животного (возраст, характерные признаки особи), место наблюдения, краткая характеристика среды обитания и условий в которых находится наблюдаемое животное. Прилагаются рисунок или фотография наблюдаемого животного.

Запись наблюдений поведения животного по времени в виде таблицы производится карандашом.

2. стр. Таблица наблюдений суточной активности поведения животного.

1 2 3 4 5

Время (ч.мин.) Характеристика поведения Балл актив-ти Мотивация/форма поведения Эмоцио-адаптив.реак
От 0 до 24 ч.        

 

В 1 столбце указывается время наблюдения характерных элементов поведения животного, начала и окончания. Можно проводить наблюдения одного животного в разные периоды суток (один день утренние часы, другой день дневные, следующий день вечерние, ночные).

Во 2-ом столбце описываются характеристики поведения наблюдаемого животного, действия, позы и т.д.

В 3 столбце даётся балл психофизиологической активности максимум (пик активности) – 10 баллов, минимум (неподвижный сон) – 1 балл.

В 4 столбце после анализа характеристик поведения записывается преобладающая форма поведения, согласно классификации поведенческих форм Дьюсбери Д. (1981).

В столбце 5 напротив характеристик поведения записываются реакции эмоционально адаптивного комплекса обозначенных R.Plutchik (1980).

 

На основании данных таблицы (столбик 1 и 3) составляется график психофизиологической активности животного за наблюдаемый периоды, на вертикальной шкале – отмечается активность в баллах, на горизонтальной шкале – время наблюдений в течении суток.

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Суточный график психофизиологической активности животного

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.