| III. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ
 
 
 
 Предлагаются задания на выявление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. 1. Именительный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи: какой предмет нарисован? Какие предметы нарисованы?»                                         |  | Единственное число | Множественное число |                       | Женский | Синяя лента | Жёлтые ленты |                       | род | Красная сумка | Чёрные сумки |                       |  | Голубая шапка | Зелёные шапки |                       | Мужской | Зелёный забор | Зелёные заборы |                       | род | Сиреневый карандаш | Коричневые карандаши |                       |  | Жёлтый лист | Жёлтые листья |                       | Средний | Маленькое гнездо | Маленькие гнёзда |                       | род | Синее ведро | Синие вёдра |                       |  | Большое ухо | Большие уши |      Критерии оценки (для всех видов заданий): 4 балла - правильное выполнение задания; 3 балла - отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно; 2 балла - небольшая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после стимулирующей помощи; 1 балла - большая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после оказания помощи; 0 баллов - большая часть задания выполняется с ошибками, которые не исправляются после помощи. 2. Родительный падеж. Инструкция: «Ответь, чего не стало?»                                         |  | Единственное | Множественное |                       | Женский род | число | число |                       | Большая | Большой | Больших |                       | кружка | кружки | кружек |                       | Новая книга | Новой книги | Новых книг |                       | Мужской род |  |  |                       | Жёлтый чемодан | Жёлтого | Жёлтых |                       |  | чемодана | чемоданов |                       | Зелёный огурец | Зелёного огурца | Зелёных огурцов |                       | Средний род |  |  |                       | Куриное яйцо | Куриного яйца | Куриных яиц |                       | Большое яблоко | Большого яблока | Больших яблок |    3. Дательный падеж. Инструкция: «Ответь на вопрос покартинке: кому принесли еду?»                                         |  | Единственное | Множественное |                       |  | число | число |                       | Рыжая кошка | Рыжей кошке | Рыжим кошкам |                       | Белый заяц | Белому зайцу | Белым зайцам |                       | Серая утка | Серой утке | Серым уткам |                       | Большая собака | Большой собаке | Большим собакам |                       | Колючий ёж | Колючему ежу | Колючим ежам |  4. Винительный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кого (что) ты видишь?»                                         |  | Единственное | Множественное |                       |  | число | число |                       | Большой слон | Большого слона | Больших слонов |                       | Чёрная ворона | Чёрную ворону | Чёрных ворон |                       | Бурый медведь | Бурого медведя | Бурых медведей |                       | Голубое озеро | Голубое озеро | Голубые озёра |                       | Круглое зеркало | Круглое зеркало | Круглые зеркала |                       | Старая черепаха | Старую черепаху | Старых черепах |    5. Творительный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: каким? ... чем? ... где? ... с кем? ... с чем?» Гладят белье - чем? ... каким? - горячим утюгом. Ловят рыбу - чем? ... какой? - длинной удочкой. Режут хлеб - чем? ... каким? - острым ножом. Растет гриб? - где? ... под какой? - под густой ёлкой. Играет мальчик- с кем? ... какой? - с большой собакой. Висит лампа - где? ... над каким? - над круглым столом. Девочка играет- с чем? ... с каким? - с красным мячом. б. Предложный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... о чем? ... на каком? ... о какой?» Стоит ваза - где? ... на каком? - на круглом столе. Плавают рыбки - где? ... в каком? - в большом аквариуме. Лежат книги - где? ... на какой? - на верхней полке. 
 
 Живет медведь - где? ... в каком? - в густом лесу. 
 IV. СОГЛАСОВАНИЕ ГЛАГОЛА С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, С МЕСТОИМЕНИЕМ 1. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: что делала девочка? Что делал мальчик?»                                         | женский род | мужской род |                       | девочка | мыла | мальчик | мыл |                       |  | пела |  | пел |                       |  | играла |  | играл |                       |  | поливала |  | поливал |                       |  | писала |  | писал |    2. Изменение числа глагола. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: кто? что делает? кто? что делают?»                                         | Единственное число | Множественное число |                       | Человек ... стоит | Люди ... стоят |                       | Певец ... поет | Певцы ... поют |                       | Птица ... летит | Птицы ... летают (летят) |                       | Ученик ... читает | Ученики... читают |                       | Ребенок ... рисует | Дети ... рисуют |    3. Согласование глагола и местоимения в настоящем времени. Инструкция: «Ответь: что делаю? что делают? Я, ты, он, она, они, мы, вы».                                         | Я - | рисую самолет | - | леплю снеговика |                       | Ты - | … | - | … |                       | Он - | … | - | … |                       | Она - | … | - | … |                       | Они - | … | - | … |                       | Мы - | … | - | … |                       | Вы - | … | - | … |  
 
 
 
 |