ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ                  Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение                                                     Как определить диапазон голоса - ваш вокал 
 Игровые автоматы с быстрым выводом                                                     Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими                                                     Целительная привычка                                                     Как самому избавиться от обидчивости                                                     Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам                                                     Тренинг уверенности в себе                                                     Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"                                                     Натюрморт и его изобразительные возможности                                                     Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.                                                     Как научиться брать на себя ответственность                                                     Зачем нужны границы в отношениях с детьми?                                                     Световозвращающие элементы на детской одежде                                                     Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия                                                     Как слышать голос Бога                                                     Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)                                                     Глава 3. Завет мужчины с женщиной                                                      
                   Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.                                                       Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.                                      Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.                 |                                 Развитие фонематической компетенции                                                                                         Когда звуки становятся материалом первых усваиваемых ребенком слов, они приобретают функцию, для которой предназначены в человеческом языке, становятся фонемами. Перед ребенком стоит задача произнести их так, как принято, чтобы быть понятым. Развитая фонематическая компетенция нужна для того, чтобы правильно воспроизводить фонемный состав слова и оценивать соответствие — несоответствие своего произношения установленному образцу.                  Поэтому упражнения для развития фонематической компетенции должны быть обязательными в программе коррекционной работы с детьми после пластики неба.                  Дети раннего возраста могут выполнять упражнения для развития слухового внимания и фонематического слуха — умения вычленять звуки речи из потока шумов.                  Игры для развития слухового внимания.                  Упражнение 1. «Отгадай, что звучит». Логопед знакомит ребенка со звучанием различных музыкальных инструментов. Потом ребенок садится спиной к взрослому, который звенит колокольчиком, погремушкой, бубном, барабаном, дудочкой, трещоткой, шуршит бумагой. Ребенок должен назвать или показать тот предмет, который звучал.                  Упражнение 2. «Матрос». У ребенка в руках два флажка. Логопед звенит бубном. Если тихо — море спокойное, флажки опущены вниз, если громко, началась буря — малыш должен поднять их вверх.                  Матросская шапка,                  Веревка в руке.                  Плывет мой кораблик                  По бурной реке!                  А. Барто.                  Упражнение 3. «Кто идет?» Логопед показывает картинки с изображением медведя и зайца, объясняет, что мишка ходит важно медленно, при этом медленно стучит в бубен, а зайка быстро прыгает, быстро стучит в бубен. Потом логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а малыш то прыгает, то медленно ходит.                  Медведь Зайка                  Бредет лесной дорогой Зайка по лесу скакал,                  Медведь к себе в берлогу. Зайка корм себе искал                  Ложится, засыпает Зайка путает следы,                  И пчелок вспоминает.[1] Убегает от беды.[2]                  Развитие фонематического слуха.                  Упражнение 1. «Угадай, кто пришел в гости». Логопед показывает ребенку игрушки и картинки, изображающие знакомых животных, озвучивая каждого из них. Затем просит малыша послушать и отгадать, кто придет к ним в гости, и, закрывая рот листом бумаги, подражает одному из животных. Ребенок угадывает, кто это. Гаф-гаф-гаф! (щенок); Мяу-мяу-мяу, мур-мур-мур! (котенок); Ммму-уууу! (корова); ИИИ-го-го! (лошадка); Б-е-е-е! (барашек); М-е-е-е! (коза); ф-Ф-Ф (ежик); Ух-ух-ух! (сова); Ку-ку-ку! (кукушка); Ко-ко-ко! (курочка); Га-га-га! (гусь); Ку-ка-ре-ку! (петушок); Р-Р-Р! (лев).                  Упражнение 2. «Гномик». Логопед показывает ребенку гномика и рассказывает, что он плохо слышит и не умеет говорить красиво. Затем просит ребенка называть слова, которые малыш умеет говорить правильно, и, озвучивая гнома, намеренно повторяет слова за ребенком с ошибками, например: вместо «дом» — «дам», вместо «папа» — «мама» и тому подобное. Ребенок должен заметить и исправить ошибку.                  Ко мне в гости, прямо в дом                  Заходил знакомый гном.                  Честно-честно, не шучу,                  Говорить его учу!                  Упражнение 3. «Подскажи словечко!». Логопед читает знакомые малышу стихи, не произнося последнее слово, ребенок должен закончить предложение правильно.                  Взгляни — и к тебе Нужна она всем на земле                  Оно смотрит в оконце, И всегда,                  Тебе улыбается Прозрачная, чистая,                                                                                            Теплое ... (солнце).[3] Это —... (вода).[4]                                     Жил да был веселый гном, Мы пришли сегодня в гости,                  Он в лесу построил ... (дом).[5] Принесли собачке ... (кости).[6]                                     Наша Таня громко плачет, уронила в речку ...(мячик)                  Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке ...(мяч)                  Уронили мишку на пол, оторвали мишке ...(лапу)                  Все равно его не брошу, потому что он ...(хороший)                  Нет, напрасно мы решили прокатить кота в ...(машине)                  Кот кататься не привык, опрокинул ...(грузовик)                  Зайку бросила хозяйка, под дождем остался ...(зайка)                  Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки ...(промок)                  Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку ...(гладко)                  Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в... (гости)                  Спать пора! Уснул бычок, лег в коробку на...(бочок)                  Только спать не хочет слон, он слонихе шлет ...(поклон).                  А. Барто.                                     Детям младшего дошкольного возраста подходят упражнения для развития фонематического восприятия — способности дифференцировать фонемы, схожие по артикуляторной и акустической характеристике.                  Упражнение 1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги. Например:                                                          | АО УИ АЭО ИУА |                      ПА-БА ТА-ДА КА-ГА ВА-ФА |                      МА-МЯ НА-НЯ ТА-ТЯ ДА-ДЯ |                      ПА-ТА БА-ДА КА-ТА ГА-ДА |                      МА-НА ЛЯ-На ПА-ТА-КА БА-ДА-ГА |                                                                           Упражнение 2. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слова: кот-год, мех-мох-пух, дом-гном, том-дом, бык-бак-бок, кит-ток-кот.                  Упражнение 3. Ребенку предлагаются пары предметных картинок с похожими названиями. Он должен показать ту картинку, название которой слышит: бык — бак, дудка — утка, дом — дым, дудка — будка, мак — бак, ватка — ветка, дом — гном, утенок — котенок.                  Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходимы упражнения для развития фонематического восприятия с артикуляторно сложными звуками — шипящими, свистящими, сонорными, а также для развития фонематического анализа и синтеза. Например:                  Упражнение 1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги с оппозиционными фонемами:                  СА-ЗА СА-ША ША-ЖА ЛА-РА                  СА-ЦА СЯ-ЩА ША-ЩА ЛЯ-РЯ                  СА-СЯ ЗА-ЖА ТЯ-ЧА ЛЯ-jА                  СА-ЗЯ ЩА-ЧА ЦЕ-ЧЕ РЯ-jА                  Упражнение 2. Логопед называет слово и просит ребенка показать соответствующие картинки, назвать их самостоятельно, в случае затруднения отраженно повторить за ним: [С-З] — сказочка, [С-Ц] — солнце, [С-Ч] — собачка, [С'-Щ] — блестящий, [С-Ш] — шоссе, [З-Ж] — железо, [Ц-Ч] — цепочка, [Щ-Ч] — щеночек, [Ч-Ш] — чашка, [Ч-Т'] — течет, [Л-Р] — Лара, [Л' — Й] — июль.                  Упражнение 3. Ребенку предлагаются пары предметных картинок с похожими названиями. Он должен показать ту картинку, название которой слышит: [С-З] — коза-коса, суп-зуб; [С-Ц] — оса-овца, сабля-цапля; [С-Ш] — усы-уши, крыса-крыша; [З-Ж] — козы-кожи, ножи-тазы; [Ш-Ж] — Луша-лужа, уши-ужи; [Ч-Т'] — речка-редька, [Петька-печка]; [С-Ч] — нос-ночь, дочки-доски; [Ч-Ш] — чай-шаль, чайка-шайба; [Ц-Ч] — кольцо-колечко, огурец-огурчик; [Ч-Щ] — щука-чурка, щепка-чепчик; [С'-Щ] — щит-сито, щель-кисель.                  Упражнение 4. Логопед предлагает провести анализ звукового состава слова. Выделить гласный в начале слова: Аист, Ослик, Эля, Ива, Уля. Выделить гласный в конце слова: роса, пальто, иди, пойду.                  Выделить согласный в конце слова: рот, гол, бак, стоп.                  Выделить согласный в начале слова: Ваня, баня, Соня, зайка.                  Назвать звуки, из которых состоит слово: нос, кот, пол.                  Упражнение 5. Логопед предлагает провести фонематический синтез слова. Какое слово получится, если сложить звуки: [Т О К], [Д У Ш], [Р А М А].                                                                                                                                                                                  |