ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | МЕТОДЫ КОСВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМАНТИКИ В психолингвистике испытуемых могут попросить высказаться относительно истинности или ложности некоторого суждения. Такие эксперименты проводятся путем предъявления предложений с хронометрированием времени, проходящим между предъявлением суждения (допустим, на мониторе компьютера) и ответом испытуемого, сигнализирующим о завершении процесса понимания (например, после нажатия клавиши на клавиатуре). Для того чтобы испытуемый не имитировал понимание, периодически задаются смысловые вопросы по предъявляемому материалу. Эксперимент, в ходе которого испытуемому предъявляются языковые элементы, о которых он должен высказаться (например, как об имеющих значение или не имеющих его — когда предъявляются псевдослова), называется заданием на принятие лексического решения (lexical-decision task). Эксперименты показывают, что семантическое расстояниемежду объектами зависит от уровней семантической организации, к которой принадлежат исследуемые объекты. Так, например, вынесение суждения относительно истинности утверждения (11) требует меньше времени, чем относительно утверждения (12), так как верификация последнего требует промежуточного шага в констатации того, что канарейки, входя в разряд птиц, входят в класс животных. (11) Канарейки — птицы. (12) Канарейки — животные. Таким образом, семантическое расстояние объектов разного уровня общности определяется как планом их содержания, так и планом их обобщенности. Измерение степени смысловой близости слов в сознании человека по методике, предложенной отечественными исследователями А. Р. Лурией и О. С. Виноградовой, связано с особенностями сосудистых рефлексов человека. При нейтральной реакции на внешний раздражитель-стимул кровеносные сосуды пальцев и головы находятся в обычном, нормальном состоянии и не показывают никаких изменений. При ориентировочной реакции, когда человек активно реагирует на какой-то раздражитель-стимул, но без дополнительной мобилизации сил, сосуды пальцев сжимаются, в то время как сосуды головы расширяются. Наконец, при защитной реакции, когда человек, реагируя на неблагоприятный стимул, мобилизует силы организма к сопротивлению, сосуды и пальцев, и головы сжимаются. Специальные датчики четко фиксируют каждое из трех состояний. Эти особенности реакций человеческого организма на стимулы и были использованы в эксперименте по измерению смысловой близости слов. В опыте Лурии и Виноградовой человеку называли слово скрипка и одновременно наносили несильный удар током. На удар тока вырабатывалась защитная реакция, которая возникала даже тогда, когда испытуемый слышал слово скрипка, а удара током при этом не было. Человеку также называли ряд других слов, на каждое из которых он реагировал по-разному. Так, на слова скрипач, смычок, струна, мандолина, контрабас он реагировал защитной реакцией, т. е. так же, как и на слово скрипка. Ориентировочные — т. е. более слабые — реакции отмечались у испытуемых тогда, когда им предъявлялись названия неструнных музыкальных инструментов (барабан, аккордеон, кларнет), названия, связанные с музыкальными сочинениями и их исполнением, т. е. с музыкой вообще (соната, концерт), и слова, лишь фонетически близкие к слову скрипка (например, скрепка). На третью группу слов (шкаф, сапог, облако) реакции были нейтральными. Направленность реакции менялась в зависимости от контекста. Так, слово труба, употребленное после слова барабан, давало ориентировочную реакцию, так как воспринималось как название музыкального инструмента. Употребленное же в последовательности стимулов крыша, печка, труба давало нейтральную реакцию, так как воспринималось как часть печки. Эти исследования легли в основу конструирования полиграфа, или детектора лжи (Не detector, thruth detector). К числу недостатков диагностической силы полиграфа относят трудность содержательной интерпретации содержания реакции человека (подозреваемый может бурно реагировать, допустим, на слово нож и потому, что он стал свидетелем убийства, и потому, что он в детстве сильно порезался именно ножом). ГРАДУАЛЬНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ В ходе эксперимента по градуальному шкалированиюиспытуемым предлагается расположить ряд слов одной семантической группы «по порядку». Особенность этой методики в том, чтобы использовать представления носителей языка о возможном расположении слов в семантическом пространстве, которое не дается в словаре. К примеру, 36 слов со значением «размер» были расположены 103 испытуемыми (именно это объясняет дробность показателей) в эксперименте ленинградского исследователя В. Я. Шабеса следующим образом: 1) микроскопический (1,32) 19) порядочных размеров (20,31) 2) чуточный (3,34) 20) крупный (20,92) 3) крошечный (4,53) 21) значительных размеров (21,78) 4) крохотный (4,59 22) солидных размеров (22,37) 5) малюсенький (4,95) 23) здоровый (22,84) 6) махонький (5,61) 24) громоздкий (23,36) 7) карликовый (6,69) 25) внушительных размеров (23,86) 8) кукольный (8,53) 26) здоровенный (25,45) 9) миниатюрный (8,96) 27) огромный (26,82) 10) игрушечный (9,41) 28) громадный (28,39) 11) маленький (10,71) 29) гигантский (30,94) 12) мелкий (10,84) 30) грандиозный (31,06) 13) малый (12,53) 31) неохватный (31,18) 14) небольшой (13,88) 32) исполинский (32,69) 15) нормального размера (15,31) 33) неизмеримый (32,73) 16) немаленький (16,69) 34) колоссальный (33,20) 17) немалый (17,82) 35) циклопический (34,18) 18) большой (19,02) 36) чудовищного размера (34,49). Соответственно, если известно место слова на определенной семантической шкале, можно измерить и семантическое расстояниемежду словами: небольшой — немаленький (расстояние 2,81); небольшой — большой (5,14); крохотный — громадный (2£,80); микроскопический — чудовищного размера (33,17). Таким же образом можно расположить слова любой семантической группы: паскудный, омерзительный, пакостный, мерзостный, мерзкий, отвратительный, гнусный, паршивый, гадкий, нестерпимый, невыносимый, несносный, невозможный, дрянной, никудышный, скверный, дурной, худой, плохой, аховый, нехороший, нормальный, неплохой, важный, ладный, хороший, добрый, славный, отменный, мировой, распрекрасный, отличный, прекрасный, замечательный, превосходный, идеальный, великолепный. Результаты подобного эксперимента позволяют создавать «градуальные словари», представляющие практическую ценность (в частности, для составления рекламных текстов). |