ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ                  Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение                                                     Как определить диапазон голоса - ваш вокал 
 Игровые автоматы с быстрым выводом                                                     Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими                                                     Целительная привычка                                                     Как самому избавиться от обидчивости                                                     Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам                                                     Тренинг уверенности в себе                                                     Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"                                                     Натюрморт и его изобразительные возможности                                                     Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.                                                     Как научиться брать на себя ответственность                                                     Зачем нужны границы в отношениях с детьми?                                                     Световозвращающие элементы на детской одежде                                                     Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия                                                     Как слышать голос Бога                                                     Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)                                                     Глава 3. Завет мужчины с женщиной                                                      
                   Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.                                                       Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.                                      Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.                 |                                 Субъект в системе отношений                                                                                         Специфика субъекта образовательного процесса отражает и такую важную характеристику, как формирование субъекта в системе его отношений с другими. Образовательный процесс в любой педагогической системе представлен самыми разными людьми, группами, коллективами (преподавательским, учительским, классным и т.д.). «Каждый индивидуальный субъект включен одновременно в разные коллективные субъекты. Различные системы познавательной деятельности, со своими стандартами и нормами, интегрируются в индивиде в некоторую целостность. Существование последней является необходимым условием единства Я» [105, с. 281]. Именно поэтому проблема коллективного субъекта становится самостоятельной учебно-воспитательной и производственной проблемой, проблемой взаимоотношений учащихся (Я.Л. Коломинский) и учительского коллектива как частного случая социальной общности (А.В. Петровский, А.И. Донцов, Е.Н. Емельянов и др.).                                     * * *                                     Субъекты образовательного процесса характеризуются как общими, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще свойствами, так и специфичными для них как субъектов именно образовательного процесса, в котором и выявляются их особенности.                                     Вопросы для самопроверки                  1. Что предполагает положение о соположенности объекта и субъекта в познании и в деятельности?                  2. Какие характеристики субъектов образовательного процесса могут рассматриваться как основные?                                     Литература                  Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.                  Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.                  Леонтьев А.Н. Избр. психологические произведения. Т. 1, 2. М., 1983.                  Лекторский В.А. Коллективный субъект. Индивидуальный субъект // Субъект, объект, познание. М., 1980.                   Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности                  Педагог в мире профессиональной деятельности                  Педагогическая профессия                  Педагогическая психология традиционно включает специальный раздел — «психология учителя», где подчеркивается важность профессиональной роли учителя, рассматриваются его функции, способности, умения, анализируются предъявляемые к нему требования и формируемые в обществе по отношению к нему социальные ожидания. Как отмечает А.К. Маркова, «профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества» [130, с. 15].                  Профессия Учителя, Педагога, как и профессия врача,— одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог — это связующее                  звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы — Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Так, социологические исследования показывают, что количественный состав учителей, например с 1980 по 1994 г., изменяясь неравномерно по годам в городе и в сельской местности, имел до 1993 г. положительную тенденцию роста [203]. Обращает на себя внимание факт феминизации профессии педагога во всем мире и особенно в России, где женщин-учителей более 80% [203, с. 10], что не может не сказаться на характере воспитания мальчиков, юношей, требующего мужского воздействия.                  Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время представляет собой общественный субъект — носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: общекультурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.                                                                                                                                                                                  |