Дополнительные темы: (печатные, индивидуальные консультации с педагогами) 1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы. 3. Особенности работы педагога с проблемными детьми. 4. Стили педагогического общения. 5. Психологические основы взаимодействия с семьей. 6. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников. ü Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам: 1. Адаптация ребенка к ДОУ. 2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет. 3. Психологическая готовность к обучению. 4. Половое воспитание и развитие. Дополнительно: ü Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ. Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в основном, на игровые технологии и приемы. 1.2. Психологическое сопровождение реализации Основной общеобразовательной программы ДОУ по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности ДОУ в соответствии ФГОС и сферы компетентности педагога-психолога, в реализации пяти направлений развития детей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. К сфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся следующие образовательные области: - познавательное направление Познавательное развитиепредполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному познанию; Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов; Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих, коррекционных, дидактических играх и других видах деятельности). Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности. - речевое направление Речевое развитиевключает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - социально-коммуникативное направление Социально-коммуникативное развитиенаправлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям. Развивать эмоциональную отзывчивость. - физическое направление Физическое развитиевключает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни. Развивать у детей потребность в двигательной активности. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости; Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями; - художественно-эстетическое направление Художественно-эстетическое развитиепредполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира. Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности. Образовательная деятельностьоснована на организации педагогом- психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования. Игровая деятельностьявляется ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. Коммуникативная деятельностьнаправлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). Познавательно-исследовательская деятельностьвключает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Конструирование и изобразительная деятельность детейразвитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. 1.3. Содержание деятельности педагога-психолога в рамках медико - психолого – педагогической службы ДОУ: 1. Работа с детьми. 1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка. 1.2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению. 1.3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей, администрации. 1.4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду. 1.5. Коррекция познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сфер ребенка. 2. С педагогами. 2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ). 2.2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ. 2.3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года). 2.4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций. 2.5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам). 2.6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом. 2.7.Психолого-педагогическое сопровождение познавательного и речевого направления и квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей. 3. С родителями. 3.1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года). 3.2. Индивидуальное консультирование родителей. 3.3. Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу). 3.4. Просветительская работа среди родителей. 3.5. Организация и проведение родительских собраний, тренингов, семинаров, мастер-классов. РАЗДЕЛ II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2.1. Психологическое сопровождение системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования: постоянный сбор информации об субъектах контроля, т.е. выполнение функции слежения; изучение субъекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений; компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс. При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Определение направленности мониторинга предполагает следующим шагом разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга. В качестве методов мониторинга используются методы, схожие с методами педагогической диагностики: формализованные и мало формализованные методы. Формализованные методы: тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать полученные результаты. Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика интересов, состояний, настроений и так далее). Следует иметь в виду, что малоформализованные методы очень трудоемки. Только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты диагностики. Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса. В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки. В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов. 2.2. Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников Педагог-психолог осуществляет: · Психологическую диагностику познавательных процессов детей · Психологическую диагностику личностных качеств. · Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе. Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяться на следующиепараметры диагностирования дошкольников. Младший возраст (3-4 года): • понимание речи; • активная речь; • сенсорное развитие; • игра; • развитие пространственных представлений; • рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.); • поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками). Средний возраст (4-5 лет): • слуховое восприятие (различение неречевых шумов); • зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений); • пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов); • мелкая моторика; • связная речь (умение выразить свою мысль); • развитие мышления; • анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.; • игра — уровень игры, преобладающий вид общения; • социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками. Старший возраст (5-6 лет): • слуховое внимание; • зрительно-пространственный гнозис - познание предметов, явлений, их значения и смысла ; •зрительно-пространственный праксис - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану; • общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения; • развитие графической деятельности; • латеральные предпочтения; • мыслительная деятельность; • игровая деятельность; • анализ продуктов деятельности; • коммуникативные навыки. Подготовительная к школе группа (6-7 лет): • зрительно-моторная координация; • ритмическое чувство; • переключение движений; • рядограммы (последовательность времен года, дней недели); • звуковой анализ слов; • умение определять состав числа; • выделение 4-го лишнего, простые аналогии; • составление сюжетного рассказа по серии картин; • понимание логико-грамматических конструкций; • установление причинно-следственных связей; • ориентировка на листе бумаги. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом. РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 3.1. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС С руководителем ДОУ 1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач. 2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения. 3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе. 4. Предоставляет отчетную документацию. 5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу). 6. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей. 7. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на городскую ПМПК. 8. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса. 9. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях. Со старшим воспитателем 1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС. 2. Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей). 3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса. 4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам. 5. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп. 6. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта. 7. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды. 8. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год). 9. Проводит психологическое сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ. 10. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС, мультимедийные технологии). 11. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей. С воспитателем 1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников. 2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий. 3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года) 4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности. 5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников. 6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность. 7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника. 8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей. 9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя. 10. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования. 11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. 12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре). 13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями. 14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей). 15. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.). 16. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике. |