ИЗ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Статья 2. Основные понятия 12) образовательная программа – комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности; 26) примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и направленности, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы; Статья 12. Образовательные программы 1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение обучающимся профессии (специальности) и (или) соответствующей квалификации. 2. В России реализуются основные и дополнительные образовательные программы. 3. К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; 2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы ВПО – программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, магистра, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки; 3) программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки рабочих и служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих. 4. К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки. 5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность[105]. ПО МАТЕРИАЛАМ «ВИКИПЕДИИ» Учебная программа – созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения. Помимо полного текста, учебная программа может сопровождаться объяснительной запиской, кратко раскрывающей задачи обучения данному предмету, описывающей последовательность изучения материала, перечисляющей наиболее существенные методы и организационные формы, устанавливающей связь с преподаванием других предметов[106]. ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: ХУТОРСКОЙ А. В. СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА Типы образовательных программ. Образовательные программы называют также учебными программами или программами обучения. Термин «образовательная программа» является официальным, поскольку соответствует Закону РФ «Об образовании». Образовательные программы делятся на типовые, рабочие, индивидуальные. Типовые образовательные программы составляются учеными, методистами, авторами учебников и могут утверждаться органами управления образованием. Эти программы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности учащихся, характеризуют требования к подготовке учеников. В них даются рекомендации по организации обучения, указываются необходимые средства обучения, могут быть приведены примеры тестовых и контрольных работ. Типовые образовательные программы могут сопровождаться примерным тематическим планированием с разбивкой на отдельные уроки, которые публикуют методические журналы. Рабочие образовательные программы составляются или подбираются самими учителями для осуществления реального обучения в конкретных условиях. Рабочая образовательная программа составляется по каждому учебному курсу и классу, как правило, на учебный год. При этом учитываются государственные образовательные стандарты, национально-региональный компонент (например, включение региональной тематики), принятая школой образовательная концепция, дидактическая система учителя, индивидуальные предпочтения учеников и их родителей. Индивидуальные образовательные программы воплощают в себе ученический компонент базисного учебного плана и составляются для обучения отдельных учеников. Эти программы могут иметь различный вид и форму. Они могут относиться к отдельным учебным курсам или комплексному образованию ученика. В их составлении явно или косвенно принимают участие сами ученики. В программах данного типа индивидуально для каждого ученика указываются его цели обучения в целом и по отдельным предметам, направления и общий план деятельности, предметы и темы по выбору, мастерские и факультативы, график участия в олимпиадах и конференциях, названия творческих работ, планируемые образовательные результаты, их сроки, формы проверки и оценки достижений и т. д. Конструирование образовательной программы. Существуют три основных подхода к конструированию образовательных программ: линейный, концентрический и спиральный. Линейный способ построения программы состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения. Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания. Спиральный способ компоновки материала программы предполагает, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Программа – это средство достижения цели, сами цели тоже включаются в программу. Рабочая программа всегда субъективна, то есть имеет своего автора (или авторов) и относится к его деятельности. Каждый учитель на каждую учебную четверть и год осуществляет коррекцию примерной программы по своему учебному курсу или составляет собственную программу. Авторские программы обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете и (или) на заседаниях методических объединений. После чего данные программы утверждаются для использования в учебном процессе. На основе составленной программы учитель разрабатывает систему занятий, планирует и проводит конкретные уроки. Составляемые педагогами образовательные программы являются достоянием школы, входят в ее информационный банк педагогических данных, который непрерывно обновляются. Эффективным является размещение образовательных программ в единой компьютерной сети школы для оперативного доступа к ним учителей и администраторов. Как составить рабочую образовательную программу? Важнейшим элементом программы любой учебной дисциплины является установление смысла изучаемого курса для каждого субъекта обучения. Смысл курса конкретизируется в целях, представляющих собой предвосхищаемый результат обучения. Цели программы формулируются отдельно для: учителя («научить детей тому-то»); ученика («выполнить исследование листа березы»); общей деятельности учеников и учителя («сформулировать несколько версий происхождения алфавита» или «построить математическую картину мира»). При формулировании образовательных целей целесообразно придерживаться всех трех типов целей, не упуская из виду ни одного из субъектов обучения. В программе указываются развиваемые умения и способности детей, приоритетные для каждой темы, например: умение находить факты, задавать вопросы, способность целостного видения явления, рефлексивные способности по осознанию применяемых способов решения задач. Каждому развиваемому умению или способности соответствуют виды деятельности учеников (общеучебные, предметные, оргдеятельностные и иные), которые обуславливают развитие определенных качеств личности и овладение способами деятельности. В результате школьники овладевают предметными и универсальными компетентностями – наборами усвоенных способов и развитых способностей, определяющими их умения действовать как в рамках изучаемых образовательных областей, так и в более широких рамках. С точки зрения деятельностного подхода в типовые учебные программы по предметам должны быть включены примерные формы, методы и технологии обучения, а также механизмы их оптимального подбора и применения учителем. Если этого нет, то учителю необходимо самостоятельно подбирать и устанавливать для каждой темы оптимальные формы и методы занятий. Целесообразно в учебных программах фиксировать возможность изучения тех или иных вопросов с помощью средств телекоммуникаций и ресурсов сети Интернета. Программа допускает возможность корректировки и видоизменения тематического содержания в процессе обучения. Чтобы обеспечить каждому из учащихся возможность индивидуальной образовательной траектории, предусматривается включение содержания, устанавливаемого самими учениками, то есть личностное содержание образования. Один из источников личностного содержания образования – это предполагаемая в учебной программе образовательная продукция учеников: элементы творчества на уроках, тематика творческих работ, другие планируемые учителем и учениками образовательные результаты. Одной из проблем конструирования учебных программ является учет индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика при изучении им предмета по общей для всех программе. Для решения этой проблемы в программу включаются такие методологические элементы, которые обеспечивали бы индивидуальность каждого учащегося и их личностную самореализацию при изучении общеобразовательных дисциплин. Такими элементами являются: личностные цели ученика, личностное содержание его образования, рефлексия ученика, самоконтроль и самооценка. В связи с предстоящим переходом к единому государственному экзамену особую актуальность приобретает разработка применяемых в школе систем контроля. Очевидно, что контролю и оценке должны подлежать все заявляемые в целях программы образовательные результаты. Для каждой из целей программы обозначаются формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения. Цели, содержание и другие элементы программы должны соответствовать друг другу: целостность и логичность составленной учебной программы – условие эффективности ее реализации. Итак, основными компонентами учебной программы по общеобразовательным курсам являются следующие элементы: Смыслы учебного курса. Цели и задачи курса. Развиваемые личностные качества учеников (умения и способности). Основные виды деятельности учеников. Деятельностное содержание образования (технологии, формы и методы обучения). Тематическое содержание программы, группируемое вокруг: а) фундаментальных образовательных объектов; б) фундаментальных образовательных проблем; в) культурно-исторических знаний; г) ритмической основы конструирования программы. Личностное содержание образования (образовательная продукция учеников). Формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения[107]. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: СМИРНОВ В. И. УЧИТЕЛЬ И КНИГА |