МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Социальное сиротство: профилактика





 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕР ПЕРВИЧНОЙ И ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СИРОТСТВА

1. Приоритет профилактической работы раннего выявления рисков социального сиротства и семейного неблагополучия:

• Выявление групп социального риска по угрожающему отказу от ребенка, соци­альная поддержка семьи для преодоления кризисных ситуаций. Формирование команд специалистов для индивидуальной работы с женщинами групп риска по профилактике отказа от новорожденного в роддоме.

• Модернизация действующих и разработка инновационных программ уменьшения числа отказов от новорожденных, поддержки материнства, включающая оказание социально-медицинской, психологической, юридической помощи целевым груп­пам. Носителем социальных проблем является не только женщина, планирующая отказ, но и ее социальное окружение. Поэтому в работе в этих ситуациях следует использовать новые методики по работе с социальным окружением, с сетью со­циальных контактов. В настоящее время такая работа если и ведется, то носит случайный характер. Совершенствование форм жизнеустройства отказных детей, разработка программ социальной поддержки детей-сирот раннего возраста.

• Изменение модели предоставления материальной помощи семьям группы ри­ска: из безусловной эту помощь нужно сделать обусловленной, предполагаю­щей обязательства реципиентов, в том числе по воспитанию детей. Отчасти это делается на инициативной основе при заключении договоров о социальном па­тронаже с семьями.

• Развитие служб социального сопровождения семей группы риска на базе учреж­дений образования, здравоохранения, социальной защиты.

• Внедрение современных социальных технологий работы с семьей, для чего в свою очередь необходимо повышение квалификации и переподготовка специ­алистов соответствующих служб. Перспективным представляется создание на районном уровне специализированных кризисных центров по оказанию помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Кроме того, необходи­мо развивать работу с местными сельскими сообществами с целью вовлечения их в профилактику социального сиротства и помощь (не только материальную) проблемным семьям.

• Признание недопустимости помещения ребенка в интернатное учреждение, если возможно оказание иных мер помощи, позволяющих избежать изъятия ребенка из семьи. Необходим государственно-общественный контроль над со­блюдением этого принципа.

2. Профилактика сиротства детей с инвалидностью

• Важнейшими направлениями в деятельности по снижению уровня институцио-нализации детей с ограниченными возможностями являются раннее выявление и лечение патологий развития детей, психологическая и социальная поддержка семей на ранних стадиях выявления заболевания, включая немедленную по­мощь семье при рождении ребенка с дефектами развития.

• Необходимо развивать сеть услуг для детей с ограниченными возможностями, создавая и при необходимости расширяя медико-социальные центры реаби­литации детей и подростков с ограниченными возможностями. Потребность в таких центрах должна оцениваться не по заявительному принципу (т.е. не по размерам очереди), а в зависимости от численности нуждающихся в их услугах.

• Необходимо менять устойчивые стереотипы российского общества по отноше­нию к детям и взрослым с ограниченными возможностями. Граждане должны привыкать видеть рядом с собой таких людей, не отворачиваться от них, быть готовыми прийти на помощь. Двигаться к этой цели могут помочь социальная реклама, проведение общественных мероприятий, а также большая открытость самих учреждений.



3. Профилактика семейного неблагополучия и формирование комфортнойсоциально-психологической и экономической среды для детей

• Разработка и реализация системы мер, направленных на социальное оздоров­ление населения, важнейшим направлением которой должна стать доступная медико-социальная и психологическая помощь при алкоголизме и наркомании и их профилактика.

• Пропаганда семейных ценностей и ценностей ответственного родительства. Со­действие трансформации общественного сознания к сохранению родителями социальных связей с ребенком и выполнению обязательств по материальному содержанию несовершеннолетних детей независимо от изменений родителями брачного статуса.

• Усиление адресности социальной поддержки малообеспеченных семей с деть­ми. Распространение государственных компенсаций семьям с детьми, получаю­щим социальные услуги на платной основе не только в государственном секто­ре услуг, но и в частном.

• Развитие сети образовательных и воспитательных учреждений, оказывающих услуги детям. Необходимо изменить график работы таких учреждений в соот­ветствии с режимом занятости родителей на рынке труда, в том числе и на плат­ной основе.

• Создание механизмов поддержки семей, находящихся на раннем этапе «труд­ной жизненной ситуации» (до попадания в государственную систему профилак­тики). Часто семья попадает в поле зрения социальных служб, когда ситуация принимает критический характер, а ее разрешение требует огромных усилий, нередко не достигающих результата. Важно выявлять семьи, испытывающие те или иные затруднения (экономические, жилищные, социальные) на раннем этапе, когда они обладают большим потенциалом для мобилизации собствен­ных ресурсов. Механизмы помощи таким семьям должны быть ориентированы в первую очередь на самомобилизацию. Это может быть временное жилье, кре­дитование, помощь в обучении и трудоустройстве, помощь в воспитании детей.

4. Межведомственная координация

В настоящее время деятельность в сфере профилактики и преодолении по­следствий социального сиротства осуществляется сразу несколькими ведомства­ми социальной направленности (региональными органами опеки и попечитель­ства, департаментами образования, здравоохранения, социальной защиты насе­ления, комиссией по делам несовершеннолетних, в некоторых регионах - специа­лизированными департаментами по вопросам семьи и детей), что приводит к раз­общенности и разнонаправленности предпринимаемых действий. Дополнительно осложняет ситуацию разделение имущества и поступающих в систему финан­совых потоков. Создание межведомственных комиссий и советов не позволяет преодолеть межведомственную разобщенность. В связи с этим целесообразным представляется следующее:

• Устранение межведомственных барьеров (в том числе барьеров при получении информации) и урегулирование межведомственных взаимодействий, особенно в случае необходимости оказания семье экстренной помощи при получении до­кументов.

• Оптимизация межведомственного взаимодействия центров социальной помощи семье и детям, женских консультаций - основное требование для эффективной работы в сфере ранней профилактики социального сиротства (отказничества).

• Необходимы такие меры законодательного характера (хотя бы на уровне му­ниципалитета), которые делали бы возможным официальную передачу дан­ных из одного учреждения в другое в целях ранней профилактики социального сиротства.

5. Образование и подготовка кадров

• Необходимо включать в программы запланированного периодического повы­шения квалификации социальных работников и социальных педагогов системы образования разделы, обучающие основам теории и практики социальной ра­боты, а также системным методам профилактической работы.

• Требуется систематизация имеющегося положительного опыта профилактиче­ской и реабилитационной работы с подростками группы риска в системе общего и дополнительного образования. Это позволит выявить наиболее эффективные профилактические программы, так как именно эта категория детей часто ока­зывается не включенной в системную профилактическую работу.

• С целью более результативного внедрения практики междисциплинарного вза­имодействия более активно информировать общественность и специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонаруше­ний среди несовершеннолетних об эффективных случаях межведомственного сотрудничества и работы междисциплинарных команд.

6. Замещающие семьи

• Необходимо рассмотреть вопрос о том, могут ли близкие кровные родствен­ники (в первую очередь бабушки) создавать приемные семьи. Новый Фе­деральный закон «Об опеке и попечительстве» не провел четкой границы между этими двумя формами, и в результате опекуны, местами массово, стали переоформлять договоры и переходить в приемные родители. Дать однозначную оценку данному явлению сложно. Кровная опека в случае необ­ратимости распада кровной семьи и отсутствия возможностей усыновления представляет собой наиболее благоприятную для самого ребенка форму: ре­бенок сохраняет окружение и остается в своей родной семье, он подвергает­ся меньшим адаптационным рискам при достижении совершеннолетия (ког­да детям-сиротам приходится возвращаться в сохраненное за ними жилье). Забирая ребенка в семью, кровные опекуны стремятся исправить ошибки, и моральная сторона вопроса здесь очень важна. Опекуны, особенно кровные, обладают иной мотивацией, чем приемные родители. Стирание грани между опекунством и приемной семьей может исказить мотивацию кровных род­ственников ребенка, оставшегося без попечения родителей.

• Обучение приемных родителей и опекунов должно стать обязательным. Обу­чение помогает кандидатам в приемные родители и опекуны осознать свою мотивацию, подготовиться к сложностям, с которыми они неизбежно встре­тятся в процессе воспитания приемного (опекаемого) ребенка. Рациональ­ным представляется рассмотреть возможность внесения в законодательство Российской Федерации нормы об обязательном обучении приемных родите­лей и опекунов.

• Необходимо более тщательно осуществлять отбор приемных родителей, в част­ности, целесообразным представляется разработать процедуру тестирования кандидатов в приемные родители наркологом и психоневрологом - в настоящее время проверка потенциальных родителей осуществляется формально, и в ор­ганы опеки обращаются граждане с очевидными проблемами, имеющие тем не менее все необходимые документы.

• При устройстве ребенка в приемную семью необходимо проверять, будет ли у него доступ к медицинской помощи. В частности, следует прекратить практику передачи детей с серьезными заболеваниями в отдаленные сельские районы, где им не в состоянии оказать требуемое медицинское сопровождение.

• Для осуществления контроля над соблюдением прав детей в приемных семьях требуется наладить систему сбора информации (можно использовать ту же сеть, что и в случае профилактики социального сиротства) с участием предста­вителей различных служб, общественности.

• Важнейшим достижением последнего времени стало создание и развитие регио­нальных служб сопровождения замещающих семей, помогающих семьям преодо­левать сложности на различных этапах жизни ребенка. Этот опыт должен приме­няться ко всем формам семейного устройства, прежде всего к приемной семье.

• Сопровождение приемных семей должно быть обязательным, но гибким -благополучные семьи к участию в мероприятиях службы сопровождения должны привлекаться только по желанию, в то же время контроль должен сохраняться.

• Необходимо осуществлять консультирование педагогов школ, в которых обучаются бывшие воспитанники интернатных учреждений, отданные в приемные семьи. В ряде случаев неготовность школ работать с детьми из детских учреждений не позволяет передать их в семьи. Бывает так, что семья хочет взять ребенка с ограниченными возможностями, например олигофренией, но у имеющейся в населенном пункте школы нет лицензии на обучение таких детей, и передача ребенка с отклонениями в развитии в семьи откладывается. Для преодоления этого упущения в случае появ­ления необходимости следует осуществлять подготовку персонала обще­образовательных школ к работе с детьми с особенностями умственного развития.

7. Учреждения интернатного типа

• В условиях сокращения численности воспитанников институциональных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, система этих учреждений должна быть реструктурирована. Модель реструк­туризации зависит от региональных особенностей, в первую очередь, дина­мики численности выявляемых сирот, потенциала развития семейных форм устройства, ожидаемой динамики численности всего детского населения, а также квалификации персонала учреждений. Необходимо обобщить ре­гиональный опыт адаптации существующих учреждений к новым условиям. Учреждения должны становиться более открытыми для общения с населени­ем, внедряться в социум.

8. Постинтернатное сопровождение выпускников

• Необходимо создание на местном уровне служб, куда выпускники могли бы об­ратиться за поддержкой.

• Необходимо наладить взаимодействие органов опеки и учреждений начального среднего профессионального образования по осуществлению сопровождения несовершеннолетних выпускников детских домов и интернатов, обучающихся в этих учреждениях.

9. Организация сбора сведений о выявлении и устройстве детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.

• Необходимо совершенствовать систему показателей статистических дан­ных о выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, методики сбора данных. Оценки масштабов сиротства, публикуемые Рос-статом и Минобрнауки России, имеют расхождения, так как методологи­ческие вопросы организации сбора статистических данных о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до конца не решены.

 

 

СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. ПЕРЕХОД К НОВОЙ МОДЕЛИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Последние двадцать лет характеризуются сменой парадигмы взаимодей­ствия общества и людей с ограниченными возможностями. Суть изменений за­ключается не в том, чтобы создать нормальные условия жизни для инвалида, а напротив - общество должно разрушить барьеры изоляции для полноцен­ного включения инвалидов в учебу и работу совместно со здоровыми члена­ми общества. Такой подход предполагает смену модели реабилитации детей-инвалидов с медицинской на социальную, деинституционализацию воспитания детей-инвалидов, поддержку семьи, которая воспитывает такого ребенка, раз­работку методов и технологий реабилитации и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями и их семей. Новая модель предусматривает переход к более гибким формам воспитания и образования, стимулирование воспитания ребенка-инвалида в семье или в условиях, близких к семейным. Такой подход получает все большую поддержку во всех странах мира, в том числе и в России.

Новая модель интеграции детей-инвалидов в жизнь общества никоим образом не означает отказа от сложившейся системы оказания социальной поддержки и услуг, но они должны претерпеть качественные изменения и быть ориентированы на другой конечный результат.

В 2009 году число реабилитационных центров для детей-инвалидов увеличилось до 324 учреждений; функционируют отделения реабилитации детей-инвалидов в центрах для взрослых инвалидов, а также в комплексных центрах социального об­служивания населения или в специализированных центрах для несовершеннолет­них, нуждающихся в социальной реабилитации. Необходимо отметить, что количе­ство учреждений (отделений) не удовлетворяет потребности в реабилитационных услугах на всей территории Российской Федерации. Транспортные и простран­ственные барьеры, территориальная недоступность нарушают права на реабили­тацию значительного числа детей-инвалидов.

Существующие центры значительно различаются по развитию материаль­ной базы, кадровой обеспеченности, оснащенности оборудованием. Далеко не везде в штат входят специалисты-дефектологи, коррекционные педагоги, пси­хологи и психотерапевты. Отсутствуют мастерские, кружки, клубы для работы с родителями детей-инвалидов. Это обусловливает деятельность социального учреждения только как детского сада или как места, где ребенку производят оздоравливающие процедуры, но где последовательной комплексной реабили­тации не производится.

Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья получают (наряду с другими видами услуг) реабилитационные услуги также в дошкольных учреждениях (группах), в коррекционных школах и школах-интернатах. Эти занятия приносят несомненную пользу, однако их действенность зависит от наличия спе­циализированной профессиональной помощи, от квалификации специалистов, от наличия оборудования и методических материалов.

Однако можно констатировать, что почти во всех случаях существует дефицит реабилитационных услуг для детей-инвалидов и семей, в которых они воспиты­ваются.

 

РАЗВИТИЕ СЕТИ СЛУЖБ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

Переход к новой модели реабилитации ребенка-инвалида направлен на работу с ребенком и сопровождение семьи, в которой он воспитывается. Целью социаль­ного, психолого-педагогического сопровождения является помощь семье в созда­нии для ребенка с инвалидностью благоприятных и безопасных условий жизнедея­тельности, социализации, а также поддерживающей среды для самой семьи.

Сопровождение семьи с ребенком-инвалидом развернуто во времени и включа­ет в себя этапы становления, развития и завершения сопровождения. На каждом из этапов ставятся определенные задачи по сопровождению и используются спе­циальные виды технологий.

Основные принципы деятельности службы сопровождения включают:

- сопровождение семьи как целостной системы, имеющей собственные законо­мерности развития;

- ориентацию на динамику системных процессов в воспитании и развитии детей-инвалидов;

- определение формы сопровождения, его содержания и интенсивности, а так­же характера взаимодействия с другими учреждениями в соответствии с потреб­ностями семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;

- опережение, то есть опору на превентивные меры, профилактику кризисов восприятия ребенка-инвалида;

- опору при сопровождении на эффективные семьи как на группу психологиче­ской поддержки;

- поддержку объединения родителей в целях расширения возможностей и ви­дов помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, включая вовлечение роди­телей в реализацию программ сопровождения семьи;

- создание условий для непрерывного профессионального роста сотрудников службы и расширения области их компетентности;

- координацию деятельности службы с органами государственной власти, мест­ного самоуправления, организациями различной ведомственной принадлежности, СМИ и т.д. по организации и осуществлению сопровождения семьи с ребенком-инвалидом.

Реализация в Нижегородской области региональной программы «Равные возможности», осуществляемой при поддержке Фонда, позволит в течение 2,5 лет создать в каждом районе области (всего 56 районов) службы сопро­вождения семьи и ребенка с ограниченными возможностям (программа Фон­да «В кругу друзей»).

По состоянию на 1.1.2010 года 20 специализированных служб сопрово­ждения семьи и ребенка действовали в муниципальных образованиях и го­родских округах Нижегородской области на базе 18 учреждений социально­го обслуживания семьи и детей и двух общественных организаций - НРООП-ДиМ «Верас» и ОБОИД «Радуга». Это позволило в два раза (с 15 до 30 %) увеличить долю охвата семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в службах сопровождения семьи и ребенка-инвалида.

Специалисты ставят перед собой следующие задачи:

• оказание квалифицированной социально-психологической и социально-педагогической помощи ребенку в домашних условиях;

• обучение родителей приемам ухода за ребенком и методическим приемам его развития;

• включение родителей в процесс реабилитации ребенка.

Домашнее визитирование может быть организовано как самостоятельный курс и в рамках социального сопровождения семьи. В качестве самостоятельного курса домашнее визитирование осуществляется в течение шести недель и включает в себя интенсивный курс обучения родителей, курс коррекционно-развивающих за­нятий для ребенка, решение проблем семьи, выявленных в ходе диагностики. Ра­бота с семьей ведется по индивидуальному графику и программе. Работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения, может проводиться ежегодно, а в некоторых слу­чаях (по показаниям) - несколько раз в год.

Курс коррекционно-развивающих занятий для ребенка включает два направле­ния - социально-психологическое и социально-педагогическое.

Домашнее визитирование

Анализ работы учреждений по оказанию услуг детям-инвалидам в условиях полустационарного обслуживания позволил выявить проблему отсутствия пролонгированного эффекта реабилитационных мероприятий. Причинами этого, по мнению многих специалистов, являются отсутствие у родителей навыков реаби­литации в домашних условиях, а также специальных служб, расположенных непо­далеку от места жительства семьи, которые особенно важны для семей с мало­мобильными детьми.

В областных реабилитационных центрах Тюменской области действует «Родительская академия», основной целью которой является обучение ро­дителей детей-инвалидов основам проведения реабилитации в домашних условиях. За 2009 год состоялось более 100 занятий, которые посетило око­ло 500 человек, осуществляющих уход за детьми-инвалидами (программа Фонда «Право ребенка на семью»).

В рамках реализации в Забайкальском крае проекта Государственного учреждения социального обслуживания «Центр медико-социальной реабили­тации инвалидов «Росток» «Вместе мы сможем больше» успешно действует «Мобильная школа ДЦП», благодаря чему родители имеют возможность под руководством специалистов применять и закреплять полученные знания и на­выки по оказанию помощи ребенку в домашних условиях. Таким образом обе­спечивается сохранение реабилитационного эффекта от одного реабилитаци­онного курса до следующего без потерь достигнутых результатов.

В муниципальном учреждении «Реабилитационный центр для детей и под­ростков с ограниченными возможностями» Волховского муниципального рай­она Ленинградской области при поддержке Фонда проводится ежемесячное домашнее визитирование семей, имеющих детей с множественными наруше­ниями, направленное на адаптацию окружающей среды к нуждам ребенка, организацию ухода за ним в соответствии с особенностями его развития.

В целях решения указанной проблемы активно разрабатывается и внедряется в практику технология домашнего визитирования, которая предполагает выход в се­мью команды специалистов, призванной предпринять необходимые меры по созда­нию специальных условий для успешной социальной и психолого-педагогической адаптации семьи и ребенка.

СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ТАКОМУ УСТРОЙСТВУ

Дети-инвалиды, равно как и другие дети, должны жить и воспитываться в се­мье. Однако инвалидность является фактором риска социального сиротства. Дети-инвалиды, особенно с рано диагностируемыми нарушениями, имеют значительно больше шансов попасть на воспитание в учреждение, чем дети, родившиеся здоро­выми или без внешних признаков патологии. По некоторым данным, непосредствен­но после рождения в доме ребенка оказывается до 90 % детей с синдромом Дауна, треть всех детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии.

Среди воспитанников домов-интернатов для детей с умственными и физически­ми недостатками более половины составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. При этом среди воспитанников домов-интернатов для детей с физическими недостатками таких 36,4 %. Следует отметить, что доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в числе воспитанников, находящих­ся на постоянном постельном режиме, значительно выше.

В школах-интернатах системы образования для детей с недостатками умствен­ного и физического развития, где тяжесть отклонений в состоянии здоровья не­сколько ниже, чем в домах-интернатах, доля детей-сирот несколько ниже (пример­но одна пятая часть всех воспитанников).

При семейном устройстве детей потенциальные опекуны и усыновители имеют право узнавать полную информацию о здоровье ребенка, которого они предпола­гают принять в семью. Наличие тяжелых инвалидизирующих заболеваний служит значительным препятствием в семейном устройстве детей. В тех случаях, когда се­рьезные отклонения выявляются уже после устройства ребенка в семью, наличие таких патологий может служить основанием для отказа от опеки или усыновления. Между тем в благоприятных случаях имеющиеся отклонения или отставание в раз­витии могут выравниваться в процессе семейного воспитания - при условии зна­чительных усилий принимающей семьи, наличия ресурсов коррекционной помощи, предварительного обучения приемных родителей и их сопровождения в течение первых, самых критичных месяцев семейного взаимодействия с ребенком.

К факторам, препятствующим семейному устройству, относятся большие затра­ты труда и расходов, которых требует уход за ребенком-инвалидом и его социали­зация, неразвитость социально-реабилитационной инфраструктуры, затрудненный доступ к медицинским, образовательным, социальным, культурным, профориента-ционным и прочим услугам. Некоторое повышение выплат при семейном устрой­стве ребенка-инвалида, которые вводятся на семейном уровне, не компенсирует значительные трудности, связанные с его воспитанием.

 

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ДО ТРЕХ ЛЕТ)

Наличие системы раннего выявления и коррекции признается важным фак­тором возможного снижения инвалидности. Выявление отклонений в состоянии здоровья у детей раннего возраста (до трех лет) включает анализ устранимых и неустранимых, связанных с поздним проявлением, проблем в диагностике состоя­ния детей раннего возраста; анализ медицинских и немедицинских каналов выяв­ления ранних признаков инвалидизирующих заболеваний, проблемы образа жизни в формировании отклонений здоровья у детей раннего возраста. Наметившаяся в последние годы в стране положительная динамика рождаемости требует более внимательного отношения к проблеме раннего выявления отклонений в состоянии здоровья детей для сохранения качества человеческого потенциала.

Результаты мониторинга, проведенного в 2007 году в рамках Федеральной це­левой программы развития образования, свидетельствуют о высокой социально-экономической эффективности работы служб ранней помощи и подтверждают вы­воды, сделанные в научных исследованиях ранее;

• ранняя помощь обеспечивает максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза (помощь оказывается не только детям с уже выявленными отклонениями в развитии, но и детям группы риска младен­ческого и раннего возрастов, у которых могут чаще, чем у их сверстников, воз­никать те или иные проблемы в развитии);

• позволяет преодолевать разрыв между моментом определения первичного нару­шения в развитии ребенка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;

• позволяет предупреждать возникновение вторичных по своей природе наруше­ний в развитии у детей, обеспечивает максимальную реализацию реабилита­ционного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребенка;

• система ранней помощи позволяет максимально раскрыть возможности и реа­билитационный потенциал семьи в оказании помощи и поддержки ребенку;

• открывает для значительной части детей с ограниченными возможностями здо­ровья включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте);

• система ранней помощи обладает не только высокой социальной, но и экономи­ческой эффективностью: вложения в раннюю помощь окупаются экономией к началу обучения детей в школе.

К числу достижений в реализации этого направления можно отнести возросшее оказание высокотехнологичной медицинской помощи детям. В период с 2007 по 2009 год объем высокотехнологичной помощи, которая оказывается детям, возрос в полтора раза. В 2009 году за счет средств федерального бюджета была оказа­на помощь 43 832 детям. Соответствующие средства направляют на эти цели ре­гионы Российской Федерации. В 2009 году были увеличены нормативы финансо­вых затрат на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи по ряду важнейших заболеваний, реализация которых дает возможность возвращать де­тей, которые с врожденными пороками могли бы быть инвалидами, к нормальной полноценной жизни. В 2009 году обследованием на наследственные заболевания (андреногенитальный синдром, галактоземия, муковисцидоз) было обследовано 1,49 млн новорожденных, выявлено 355 случаев наследственных заболеваний.

Аудиологический скрининг связан с выявлением тугоухости или нарушением слуха у детей на ранних стадиях и последующим проведением при необходимости операций кохлеарной имплантации. Раннее выявление тугоухости у детей и соответствующая операция в возрасте ребенка до шести месяцев позволяют сократить последующие расходы государства на его образование и социальную поддержку (по оценке состав­ляют более 26 миллионов рублей на человека, то есть пожизненное содержание одно­го больного по самым необходимым расходам). Россия занимает третье место в мире после Германии и Польши по оказанию хирургической и реабилитационной помощи детям-инвалидам с врожденной глухотой и тугоухостью. В настоящее время создается сеть реабилитационных центров для детей-инвалидов с нарушением слуха.

В 2007 году во всех регионах Российской Федерации был веден новый стандарт диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни, включающий дополнительные осмотры врачей: невролога, детского хирурга, детского стомато­лога, отоларинголога, а также ультразвуковое исследование, в том числе тазобе­дренных суставов. В результате реализации этой программы увеличилось раннее выявление у детей тяжелых заболеваний, способных привести к инвалидности.

Несмотря на значительное продвижение в деле организации обследования и лечения новорожденных, следует признать, что на всей территории структура раннего выявления отклонений в состоянии здоровья детей и своевременного вмешательства пока не сложилась. Это подтверждается данными, полученными аппаратом Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. Из 63 субъектов Российской Федерации, приславших информацию по вопросу о существовании системы ранней помощи семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, 45 субъектов Российской Федерации сообщили, что та­ковая в регионе имеется. Но дальнейший анализ выявил, что подобная система имеется скорее в назывном порядке. Менее трети субъектов Российской Феде­рации - 18 из 63 - указали на применение современных методик и технических средств реабилитации детей-инвалидов и 14 регионов - на наличие специаль­ных образовательных программ для детей-инвалидов. В 31 регионе осуществля­ется пренатальная диагностика и другие виды высокотехнологической помощи детям на раннем периоде развития. Региональные программы, направленные на раннюю помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, имеются в 38 субъектах Федерации. В 45 субъектах Федерации разработаны и приняты регио­нальные законодательные и нормативно-правовые документы, направленные на укрепление семьи с ребенком-инвалидом, на раннюю помощь детям с ограничен­ными возможностями здоровья.

В 2009 году в Новосибирской области создан центр развития абилитацион-ной компетентности родителей на базе городской общественной организации инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ». Семьям, имеющим детей раннего возраста с нарушениями в развитии, оказывается помощь в организации кор-рекционного процесса и в формировании социальной активности родителей (проект реализуется при финансовой поддержке Фонда).

Ресурсным центром Новосибирской областной общественной организа­ции детей-инвалидов с психоневрологическими заболеваниями «Первоцвет» проведены два двухдневных обучающих семинара для родителей - «Опти­мизация внутрисемейных условий, обеспечивающих развитие ребенка с психофизическими недостатками, средствами диагностики и коррекции», в котором приняли участие 15 человек, и «Психологические особенности де­тей раннего и младшего возраста с задержкой психического развития», в ко­тором участвовали 15 человек (программа Фонда «Раннее вмешательство»).

В Нижегородской области состоялись информационно-практические се­минары «Школа родителей с особым ребенком», на которых для родителей детей-инвалидов проводились тренинги, мастер-классы по обучению приме­нению реабилитационных технологий в условиях семейного воспитания (про­грамма Фонда «В кругу друзей»).

В Мурманской области на базе ГОУСОССЗН «Кандалакшский центр соци­альной помощи семье и детям» открыта «Мамина школа» для обучения роди­телей, воспитывающих детей-инвалидов. В проводимых школой мероприяти­ях только в октябре-декабре 2009 года приняли участие 29 родителей (про­грамма Фонда «В кругу друзей»).

Дальнейшее развитие системы ранней помощи семье с ребенком с ограни­ченными возможностями здоровья возможно на основе тесного сотрудничества органов управления здравоохранением, социальной защитой и образованием. Это сотрудничество дает возможность своевременного выявления детей, нуж­дающихся в ранней помощи, непрерывного междисциплинарного патронирова­ния ребенка и семьи, интеграции ребенка, имеющего проблемы здоровья и раз­вития в соответствующие его потребностям и возможностям образовательные программы.

Для оказания помощи семьям, проживающим в сельских населенных пунктах, в рамках реализации программы Новосибирской области «Первые ступеньки к развитию» в 2009 году созданы две выездные мобильные меж­дисциплинарные бригады, осуществляющие раннюю диагностику и консуль­тативную помощь.

Специалистами мобильных бригад проконсультировали 69 родителей (семей) по вопросам коррекционно-педагогической помощи детям, по ухо­ду за детьми. Им также оказана образовательная поддержка в целях их ак­тивного включения в процесс реабилитации ребенка. Все родители (семьи) обеспечены методическими материалами по вопросам развития детей. В ходе работы мобильных бригад 30 социальных работников муниципальных образований и врачей фельдшерско-акушерских пунктов обеспечены ме­тодическими материалами по вопросам реабилитации детей; три социаль­ных работника муниципальных образований обучены методикам работы с семьями детей целевой группы дистанционно (программа Фонда «Раннее вмешательство»).

Комплексная помощь имеет следующие особенности и характеристики:

• Семейно-ориентированный подход - профессиональная направленность со­трудников на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи. Для лучшего понимания и решения проблем специалисты долж­ны иметь представление о том, как функционирует семья, в какой социальной поддержке нуждается. При такой поддержке родители имеют реальную возмож­ность оставить ребенка в семье, обеспечив ему оптимальные условия роста и развития, а не отдавать его в специализированное учреждение.

• Междисциплинарная оценка - точная и подробная оценка различных областей разви­тия ребенка, которая предполагает в том числе уточнение сильных и слабых сторон, резерва семьи. Командное междисциплинарное оценивание имеет ряд позитивных для профессионалов, родителей и ребенка преимуществ перед другими способами диагностики нарушенного развития в младенческом и раннем возрасте. В процессе общего наблюдения за поведением и во время обсуждения у сотрудников формиру­ется единый язык, общие подходы к интерпретации поведения ребенка и родителей. В процессе междисциплинарного оценивания сотрудники, представляющие различ­ные дисциплины, обмениваются своими профессиональными навыками, стратегия­ми и техниками. У команды возникает полная картина поведения ребенка и родите­ля, а не фрагментарные представления о развитии ребенка в разных областях. Таким образом, в систему раннего вмешательства должна быть встроена со­циальная модель оказания помощи данной категории граждан, которая может осу­ществляться как в лечебно-профилактических детских учреждениях, так и на базе учреждений социальной защиты.

В рамках реализации программы «Дети Кольского Заполярья» на 2007­2010 годы в ГОУСОССЗН «Кольский комплексный центр социального обслу­живания населения» (Мурманская область) создано отделение мобильной со­циальной помощи семьям, проживающим в малых и отдаленных населенных пунктах. Специалисты отделения осуществляют работу непосредственно по месту жительства семьи.

За 2009 год отделением оказана помощь 1588 семьям, социальный па­тронат установлен над 466 семьями, в том числе над 105 семьями, воспиты­вающими детей-инвалидов. Всего в 2009 году в отделении получили услуги 172 ребенка-инвалида, что на 63,8 % больше, чем было предусмотрено про­граммой (программа Фонда «В кругу друзей»).

Проект «Семьи с аутичными детьми-инвалидами: мобильная соци­альная поддержка» реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Пензенской области направлен на вне­дрение технологии мобильной социальной поддержки семей с детьми-инвалидами с использованием передвижного «домашнего стационара» и предоставлением индивидуальных реабилитационных услуг на дому, со­циализацию аутичных детей-инвалидов, формирование знаний и умений в исполнении родительских обязанностей в отношении таких детей (про­ект ГУССЗН «Областной реабилитационный центр для детей и подрост­ков с ограниченными возможностями», г. Пенза, поддерживается Фондом).

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.