МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Уровни организации работы по предотвращению жестокого обращения в отношении детей





Первичная профилактика

Концепция системы профилактики жестокого обращения в отно­шении детей основывается на семейно-центрированном подходе, предполагающем ориентацию на внутренние ресурсы семьи и направ­лена на формирование у населения семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и в первую очередь детей. В этой связи, ключевым элементом планирования действий по преодолению жестокого обращения дол­жен стать комплекс эффективных и всесторонних первичных, вторич­ных и третичных профилактических мер, центрированных на ребенке и ориентированных на семью, который основывается на межведом­ственном сотрудничестве и координации с обязательным участием органов управления и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов и органов правосу­дия, а также органов, отвечающих за бюджетирование и финансиро­вание этой деятельности.

Приоритетным направлением деятельности по защите детей от жесто­кого обращения является первичная профилактика - предупреждение воз­никновения факторов риска проявления жестокого обращения, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспе­чение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродук­тивной, педагогической, функции социализации и т.д.). Уровень первичной профилактики условно предполагает два основных направления работы: организационно-управленческое - разработка и принятие нормативных правовых документов, создание ответственных структур, деятельность института уполномоченного по правам ребенка, осуществление процессов планирования и контроля деятельности; и информационно-просветитель­ское - работа с общественным мнением, информационно-разъяснительные кампании по защите прав детей, проведение различных акций, меропри­ятий и праздников, развитие волонтерства, образовательные курсы для детей, родителей и специалистов о вреде жестокого обращения, тренинги ненасильственных отношений, развитие ответственного (позитивного) родительства.

Для достижения эффективности в работе по преодолению жестокого обращения в отношении детей необходимо на уровне региона/муниципа­литета создавать систему деятельности, включающую в себя:

А. Разработанную и утвержденную нормативно-правовую базу, кото­рая является важнейшим фактором институционализации инициатив по борьбе с жестоким обращением с детьми, запрещению и осуждению всех видов жестокого обращения с детьми. Входящие в нормативно-правовую базу законы, постановления, планы действий, сбор/учет/анализ статистиче­ских данных, стандартизация услуг по жестокому обращению и т.д. должны отражать меры (алгоритм мер) выявления, реагирования и помощи в случае жестокого обращения, регламентировать порядок взаимодействия между ведомствами и организациями. Необходимым является разработка и утвер­ждение региональной (муниципальной) программы или плана действий борьбы с жестоким обращением в отношении детей, который бы предус­матривал реалистичные и ограниченные по срокам целевые показатели и координировался конкретным учреждением/ведомством с достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами. В его основе должны лежать меры, направленные на предотвращение причин жестокого обращения: отсутст­вие привязанности между родителями и детьми, низкий уровень культуры воспитания, распад семей, злоупотребление алкоголем и/или наркотиками, вывод семей из крайней бедности, перенаселенность жилищных фондов, легкая доступность алкоголя и/или наркотиков и др.



Содержание нормативно-правовой документации должно включать:

- регламентацию сбора информации для межведомственного банка данных о семьях с высоким риском жестокого обращения;

- процедуры выявления случаев жестокого обращения;

- правила, сроки и маршрут передачи информации о возможном или состоявшемся случае жестокого обращения из одного учреждения в дру­гое, вне зависимости от их ведомственной принадлежности;

- единый перечень документов для всех возможных случаев жесто­кого обращения;

- основное содержание трех уровневой профилактической работы в рамках межведомственной модели по предотвращению жестокого обра­щения в отношении детей и помощи пострадавшим;

- механизмы взаимодействия ведомств, указание непосредственных исполнителей в каждом конкретном случае, схему документооборота;

- правила выделения куратора каждого случая, координирующего и/ или контролирующего деятельность различных ведомственных учрежде­ний для решения проблем клиента;

- условия и порядок формирования, размещения и исполнения на договорной основе государственных заказов на реализацию социальных программ и проектов;

- определение «единого заказчика» услуг, разграничение функций заказчика и подрядчика/исполнителя программ/услуг, описание стандар­тов услуг и административных процедур системы предотвращения жесто­кого обращения;

- критерии эффективности, схему мониторинга и оценки по каждому случаю.

Особенное значение приобретают организационно-управленческие действия, осуществляемые на муниципальном уровне с целью предотвра­щения жестокого обращения, в связи с непосредственной близостью услуг профилактики и помощи к детям и семьям. Именно на этом уровне заин­тересованные лица получают помощь согласно их потребностям и харак­теристикам. Вместе с тем, целесообразнее разрабатывать и утверждать единые подходы к решению проблем жестокого обращения на региональ­ном уровне: общие стандарты оказания услуг, контроль их соблюдения, обучение и методическая поддержка специалистов, обмен опытом и пере­довыми практиками, сбор и анализ данных о случаях жестокого обраще­ния, разработка, осуществление и мониторинг профилактических мер, финансирование (софинансирование) реализации комплекса мер по пре­дотвращению жестокого обращения и т.д.

Б. Определение (создание) органа управления, учреждения/органи­зации, в основные обязанности которого входит координация процессов защиты детей от жестокого обращения и помощи им. Этот полномоч­ный орган (организация) должен исполнять ключевые координирующие и контрольные функции с точки зрения реализации стратегии и принимать на себя всю полноту ответственности за случаи жестокого обращения в отношении детей и их последствия.

В. Обучение специалистов (специалисты социальных служб, педа­гоги, воспитатели детских дошкольных учреждений, приемные родители, сотрудники органов внутренних дел, судьи, специалисты по работе с моло­дежью, руководители образовательных учреждений, тренеры спортивных секций, специалисты учреждений дополнительного образования, спе­циалисты всех уровней системы здравоохранения (особенно педиатрии, травматологии и т.д.) вопросам предупреждения, раннего выявления потенциальных рисков жестокого обращения для детей, оценки и уве­домления о случаях жестокого обращения в отношении детей, а также их защиты и попечения. Это позволит расширить функционал специалистов, их должностные инструкции за счет включения обязательств по выявле­нию жестокого обращения, т.к. все специалисты, вступающие в контакт с детьми в процессе своей работы, должны быть знакомы с методиками работы и подходами по защите детей от жестокого обращения и помощи им, включая умение внимательно и активно выслушивать ребенка. Кроме того, должны обладать навыками по предупреждению, выявлению и эффективному реагированию на случаи жестокого обращения в отноше­нии детей. Необходимо предусмотреть создание системы работы с пер­соналом учреждений и организаций, работающих с детьми: не только обучение и/или инструктаж, но и обязательные супервизии, стажировки, конференции, семинары по обмену опытом, признание важности труда и заслуг, материальное стимулирование и т.д.

Г. Просветительские и образовательные программы для детей (и вместе с детьми), для родителей, а также широких слоев населения с информацией о способах ненасильственных коммуникаций, вреде и недо­пустимости проявления жестокого обращения, способах выявления и реагирования в случаях жестокого обращения. Дети и взрослые должны иметь одинаковый (адекватный возрасту и другим особенностям) доступ к информации, рассказывающей, какое поведение является жестоким обращением и каким образом, кого и как нужно уведомлять в подобных случаях.

Основными задачами просветительских программ являются:

- отработать механизм информирования населения по вопросам про­тиводействия жестокому обращению с детьми;

- разработать и внедрить формы просвещения и информированности, привлечения внимания общества к вопросам предотвращения жестокого обращения с детьми;

- создать формат постоянного взаимодействия служб системы профи­лактики с прокуратурой, общественными организациями, инспекциями по делам несовершеннолетних и т.д. в вопросах противодействия жестокому обращению с детьми;

- повысить правовую грамотность несовершеннолетних в вопросах защиты своих прав;

- организовать систематическую работу с родителями по обучению навыкам ответственного родительства с отказом от насильственных мето­дов воспитания;

- вовлекать детей в просветительские и образовательные про­граммы в качестве волонтеров, например, инициировать в регионе (муниципалитете) деятельность волонтерского движения, направлен­ного на предотвращение жестокости в отношении детей, под названием «Дети-детям».

Для достижения поставленных задач в план действий по предотвра­щению жестокого обращения в отношении детей необходимо включать мероприятия по повышению уровня общественной информированности о действиях, предпринимаемых с целью предупреждения жестокого обра­щения. В том числе при помощи информационных кампаний о правах ребенка, включая право на защиту от всех форм жестокого обращения, на уважение человеческого достоинства и на физическую неприкосновен­ность, а также на право выражения своих взглядов и должное к ним уваже­ние. Услуги должны быть ориентированы на оказание поддержки семьям в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей; принятие (по возможности) превентивных мер в целях недопущения разлучения детей с их семейным окружением; содействие формированию позитивным и нена­сильственным методам воспитания детей;

Следует повышать знания родителей и воспитателей о правах детей и ответственном родительстве, в т.ч. путем привлечения их к участию в программах, способствующих добросовестному выполне­нию родительских обязанностей. Ответственное родительство предпо­лагает проявление уважения со стороны родителей к правам ребенка и его наилучшим интересам, содействие расширению возможностей детей, руководство детьми в их действиях и поступках и признание детей в качестве полноправных индивидов. Позитивные методы вос­питания не носят характер вседозволенности, но они устанавливают границы, позволяющие в максимальной степени раскрыть потенциал детей. Часто жестокое обращение со стороны родителей порождается элементарной неграмотностью в вопросах воспитания. Всегда сущест­вует противоречие между, с одной стороны, потребностью родителей иметь близкие, теплые отношения со своими детьми, осознаваемой обязанностью (необходимостью) вырастить ребенка способным само­стоятельно заботиться о себе, справляться с актуальными трудно­стями, удовлетворять свои желания и амбиции; и, с другой стороны, нежеланием и неумением родителей отделить от себя ребенка, собст­венной неуверенностью, неудовлетворенностью жизнью (стремление прожить жизнь ребенка); беспомощностью, страхами за ребенка; неу­мением строить партнерские отношения в семье и уважать права свои и ребенка. Часто эти переживания выливаются в жестокость к собст­венному ребенку.

Как правило, работа с родителями заключается в организации образо­вательных групп для молодых семей (самая ранняя стадия семейной дина­мики) - это родительские клубы («родительская академия»), открытые детско-родительские группы, где в игровой форме происходит научение ненасильственным навыкам взаимодействия. Также программы поддер­жки родителей должны включать обучение способам вовлечения детей в различные виды совместной деятельности (в т.ч. игровую), формирования эмоциональной близости и привязанности между детьми и родителями; обучение навыкам ухода за ребенком; развитие семейного и супружеского консультирования и др.

Сми могут играть большую роль как в решении этих вопросов в отдельности, так и в формировании культуры уважения к правам ребенка в целом. Нужно, чтобы СМИ привлекались к образованию как детей, так и взрослых, содействовали участию детей и распространению положи­тельного родительского опыта, пропаганде ненасильственных отношений в семье и обществе. СМИ должны брать ответственность за распростра­нение изображений насилия и контента, потенциально оказывающего пагубное влияние на детей (этот процесс может быть также урегулирован нормативными актами).

Вторичная профилактика

Создание инструмента выявления и передачи сигнала о случае жесто­кого обращения для реагирования на случай

Для достижения наибольшего эффекта защиты детей механизм выяв­ления и заявления (уведомления) о факте жестокого обращения должен быть ориентирован на интересы и потребности ребенка и являться частью более широкой системы, включающей службы выявления, реагирования и оказания помощи. Основным принципом такой системы должно быть ува­жение к правам ребенка и возможность обеспечения для ребенка (для его семьи) необходимой защиты без лишнего промедления.

В общем плане можно выделить несколько основных этапов органи­зации выявления случая жестокого обращения и планирования помощи пострадавшему ребенку.

Первый этап: прием информации

Информация о жестоком обращении с ребенком поступает из самых разных источников - детских садов, школ и досуговых учре­ждений, поликлиник, милиции, органов социальной защиты, граждан и т.д. С целью организации раннего выявления случаев жестокого обращения необходимо проведение информационной и образователь­ной работы с гражданами и специалистами, разъяснение им призна­ков жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков. В соответ­ствии с пунктом 3 статьи 56 Семейного кодекса рф должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных инте­ресов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведе­ний орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Уведомление (пере­дача сигнала) о фактах жестокого обращения должно быть обязатель­ным для всех специалистов, работающих с детьми, и в их интересах. Специалисты должны нести ответственность как за сообщение, так и за несообщение. Необходимо контролировать, насколько разные учреждения выполняют свои обязательства относительно уведомле­ния о случаях жестокого обращения, регулярно контролировать их выполнение.

Информация такого рода должна доводиться в письменном виде с сохранением копий и номеров исходящих документов, поскольку в даль­нейшем не исключены конфликтные ситуации, например, в случае если в силу невыполнения кем-либо своих обязанностей с ребенком произойдет несчастье. Не менее важно сохранение конфиденциальности такого рода информации, поскольку ее разглашение может неблагоприятно сказаться не только на родителях, но и на ребенке. Прием сигналов должен осуществ­ляться централизованно уполномоченным на это органом (организацией).

Существуют различные механизмы получения первичной информации о случаях жестокого обращения.

А. Создание сети служб (многоканальной) экстренной психологической помощи по телефону для детей и подростков (детский телефон доверия).

Детский телефон доверия (с 2010 года в россии действует единый общефедеральный номер - 8-800-2000-122) является одним из первых и важных звеньев в системе предотвращения жестокого обращения в отно­шении детей, так как в силу своей доступности и анонимности дает воз­можность получения экстренной психологической и ресурсной помощи любой категории населения. Особенно в ней нуждаются дети и подростки, которые порой не знают, куда и к кому обратиться за помощью в сложной для них ситуации. Сигналы о случаях жестокого обращения, принятые на телефоне доверия, могут быть переданы в органы опеки и попечительства или в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) местного уровня. Именно эти органы в дальнейшем планируют меры по защите ребенка, например, по их решению по указанному адресу воз­можно направить мобильную рабочую группу (бригаду специалистов) для проверки сигнала и определения степени риска пребывания ребенка в семье. В случае подтверждения информации это станет началом серьез­ной индивидуальной, продолжительной по времени работы по восстанов­лению семейных функций и защиты ребенка от жестокого обращения.

Информация о работе детского телефона доверия должна быть мак­симально доступна и интенсивна для детей и взрослых. Безусловно, пра­вильно спланированная и реализованная информационная кампания может решить эту задачу. Также существуют и экономичные способы рас­пространения информации, например, информационные листки о работе телефона доверия могут быть размещены в торговых точках, лечебных учреждениях, аптеках, почтовых отделениях, паспортных столах, на оста­новках общественного автотранспорта, в салонах маршрутных такси, распространены визитные карточки с номером ТД среди водителей мар­шрутных такси; даны рекламные объявления в СМИ, объявление бегущей строкой по телевидению; через почтовые ящики жителей города и киоски «Союзпечать» и т.д.

Б. Создание на местном уровне социальных участковых служб

Основная цель деятельности социальных участковых служб - опера­тивное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опа­сном положении и нуждающихся в помощи, а также информирование о выявленном случае жестокого обращения всех звеньев выявления, в которое включены специалисты учреждений здравоохранения, образо­вания, социальной защиты, общественные организации и население кон­кретной территории. Таким образом, создание социальных участковых служб позволяет усилить деятельность по выявлению случаев жесто­кого обращения в отношении детей (а стало быть - в целом семейного неблагополучия):

- раннему выявлению семей и детей, имеющих признаки высокого риска жестокого обращения и нуждающихся в социальной защите и поддержке;

- своевременному, адресному и комплексному оказанию помощи семьям с детьми, направленной на преодоление трудной жизненной ситуации, формирование ответственных ненасильственных детско-родительских отношений, создание условий для развития здоровой личности;

- снижению психологической напряженности в семьях;

- увеличению охвата социальным патронажем семей с детьми;

работа специалистов участковой службы построена по территориаль­ному принципу, максимально приближена к месту проживания жителей. В целях изучения социальной ситуации специалистами участковых служб проводится социальная паспортизация семей и социальное картирование ресурсов территории.

Как правило, социальный паспорт семей включает в себя коли­чественные (число семей проживающих на территории, количество различных категорий семей в зависимости от состава семьи, матери­ального и социального положения семьи, уровня семейного благополу­чия и т.д.) и качественные (типы проблем семей, частота упоминания проблем, особенности территориального распределения семей и т.п.) характеристики.

Социальное картирование ресурсов местного сообщества на терри­тории позволяет выявить имеющиеся ресурсы помощи, необходимые для проведения работы с семьями, воспитывающими детей.

работа на территориях строится с привлечением местного сообщества. Специалисты участковых социальных служб осуществляют свою деятель­ность в тесном взаимодействии со специалистами выездной мобильной бригады (составление карт реабилитации семьи, привлечение узких спе­циалистов по оказанию услуг семьям).

С целью снижения риска жестокого обращения в отношении несовер­шеннолетних разрабатывается индивидуальная программа реабилита­ции, включающая комплекс мероприятий, направленных на вывод семьи из создавшейся ситуации. разработка индивидуальных программ заклю­чается в анализе всех ресурсов, имеющихся на территории проживания семьи, в оценивании внутреннего потенциала семьи. Программа реаби­литации составляется участковым специалистом совместно с членами семьи (в необходимых случаях к разработке привлекаются специалисты учреждений социального обслуживания населения, образования, здраво­охранения и т.д.).

Участковые специалисты могут использовать в своей практике хорошо зарекомендовавшие методы работы с семьей - сеть социальных контак­тов, интенсивная семейная терапия и работа со случаем.

Необходимо осуществлять информирование населения о деятельности участковой службы, ее функциях и формах помощи во всех учреждениях, располагающихся на данной территории: при обращениях граждан в учре­ждения социального обслуживания, на родительских собраниях, в меди­цинских учреждениях и т.д.

Еженедельный скрининг, проводимый мобильными группами, позво­ляет выявлять неблагополучие в семьях на самых ранних стадиях раз­вития, оказывать им своевременную помощь, предотвращая появление более тяжелых последствий, таких как повторное помещение детей в Центры и лишение родителей родительских прав.

В. Создание открытых приемных (общественных) для беспрепятствен­ного обращения детей

Такие общественные приемные целесообразнее всего открывать в местах максимально доступных для детей, например, в школах и других образовательных учреждениях. Кроме того, для обеспечения безопасно­сти заявившего ребенка важно соблюдать конфиденциальность и ано­нимность информации, поэтому можно сделать веб-страницу приемной на сайте школы (или каком-нибудь молодежном сайте), организовать ано­нимную почту доверия в учебном заведении. Практика показывает, что подобный механизм выявления помогает решить многие вопросы, связан­ные с жестоким обращением, не только в семейной, но и школьной жизни, среди сверстников.

Г. Проведение анкетирования, скрининга, тестирования школьников.

Подобные мероприятия, направленные на изучение динамики семей­ной ситуации учащихся, касающейся их безопасности целесообразнее проводить в коллективах образовательных учреждений письменно, в дошкольных учреждениях (и младших классах школы) - в игровой форме. При проведении такой работы важно предварительно проводить образо­вательные курсы о недопустимости любых форм и проявлений жестокого обращения в отношении детей, способах защиты от жестокого обраще­ния со стороны близких и чужих взрослых, сверстников с обязательным инструктажем о местных ресурсах помощи.

Д. Поддержка и развитие на региональном и местном уровне деятель­ности института уполномоченного по правам ребенка.

Второй этап: расследование сигнала о случае жестого обращения

На этом этапе необходимо проведение предварительной оценки выяв­ленного случая жестокого обращения, социально-психологическая диаг­ностика ситуации семьи, проведение первичного интервью с детьми и родителями.

После получения информации (сигнала) необходимо проведение проверки, целью которой является определить: а) имел ли место случай жестокого обращения, и б) безопасно ли ребенку оставаться в семье. Такую проверку могут проводить специалисты уполномоченных социаль­ных учреждений, с представлением информации по результатам проверки в орган опеки и попечительства (или в Комиссию по делам несовершенно­летних и защите их прав). Для этого необходимо разработать и утвердить процедуру (форму) оценки состояния детей, пострадавших от жестокого обращения, которая в том числе может включать оценку способности дру­гого родителя (лица его заменяющего), не совершавшего жестокое обра­щение, обеспечить безопасность и защиту ребенка в настоящее время и в дальнейшем.

В последнее время все большее признание получает создание на местном уровне межведомственной службы экстренного реагирования (мобильная бригада, мобильная рабочая группа и т.п.) совместно с отде­лами внутренних дел, органами здравоохранения и социальной защиты населения.

Целью деятельности мобильной бригады является ранняя про­филактика социального сиротства посредством оказания экстрен­ной и плановой социальной помощи семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении и остро нуждающимся в социальной поддержке.

Задачами службы являются проверка сигналов о случаях жесто­кого обращения, оказание экстренной социально-психологической и правовой помощи несовершеннолетним, подвергшимся жесто­кому обращению. Оказание экстренной помощи детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, позволяет специалистам не только своевременно отреагировать на ситуацию, в которой ока­зался ребенок, но и провести первичные мероприятия помощи. К работе в мобильной бригаде могут привлекаться как представители органов внутренних дел, опеки и попечительства, КДН и ЗП, так и специалисты (психолог, нарколог, специалист по социальной работе и др.). Состав мобильной бригады при выезде формируется с учетом потребностей ситуации.

работа специалистов выездной мобильной бригады способствует:

- оперативному решению проблем семей, находящихся в социально опасном положении;

- оказанию экстренной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке;

- обеспечению доступности социальных услуг для семей с детьми, проживающими в отдаленных населенных пунктах.

Специалистами выездной мобильной бригады в рамках плановых выездов проводятся профилактические мероприятия, родителям даются рекомендации по самостоятельному выходу из кризисной ситуации, ока­зывается содействие в укреплении социального статуса, материального положения, взаимоотношений в семье.

Третий этап: оценка безопасности ребенка

Своевременная и адекватная оценка безопасности и риска при­обретает особое значение в ситуациях, когда ребенок подвергается физическому (сексуальному) насилию или находится в условиях отсутствия заботы и пренебрежения нуждами, так как при этих видах жестокого обращения ребенок может серьезно пострадать или погибнуть.

Актуальное состояние ребенка оценивается по состоянию его физи­ческого здоровья, эмоциональному состоянию, опасности ближайшего социального окружения и наличию высокого риска для его безопасности, жизни и здоровья в случае оставления без помощи.

Оценка физического состояния включает в себя оценку нане­сенных повреждений и травм, степень истощения или длитель­ное оставление без еды и питья (для маленьких детей), неоказание медицинской помощи, а также серьезные заболевания. Оценка эмо­ционального состояния включает в себя острые эмоциональные реакции: страх, гнев, панику и т.п. Оценка опасности среды вклю­чает в себя рассмотрение внешних условий, представляющих угрозу для ребенка (оставление без контроля или в опасном месте, нахо­ждение с людьми, могущими нанести вред или неспособными обес­печить защиту).

Помимо угрожающих жизни и здоровью ребенка обстоятельств учиты­ваются наличие защитных факторов или ресурсов семьи. Изъятие ребенка из семьи - мера крайняя и не является необходимой, если в семье есть люди, которые могут обеспечить безопасность ребенка и постоянную заботу о нем, например, бабушки, разведенные родители, проживающие отдельно от ребенка и готовые взять на себя ответственность за его жизнь и воспитание и т.д.

Примеры ряда угрожающих факторов при оценке безопасности в слу­чаях пренебрежения нуждами:

• ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи (имеет повреждения или обострения заболевания или находится в состо­янии истощения и т.п.).

• ребенок до 3 лет находится без надлежащего ухода, что угрожает его физическому здоровью.

• ребенок остается голодным непрерывно в течение длительного времени, например:

до 3 лет - несколько часов, до 6 лет - 24 часа и более, до 12 лет - более 3 суток.

• ребенок маленького возраста в течение длительного времени находится дома без надзора взрослых, например:

до 3 лет - несколько часов, до 6 лет - 24 часа и более, до 12 лет - более 3 суток.

• ребенок младшего возраста находится на улице без взрослых в условиях, опасных для его жизни и здоровья или с угрозой высо­кого риска несчастного случая (например, в холодное время; рядом с водоемами; городским транспортом и т.п.).

• ребенок, имеющий серьезные соматические или психические рас­стройства и нуждающийся в получении медицинской помощи, не получает ее, что может в ближайшее время привести к нарушению физического или психического здоровья.

• ребенок до 3 лет остается с родителями, находящимися в состоя­нии выраженного алкогольного опьянения, при отсутствии в доме других взрослых, обеспечивающих адекватный присмотр и уход за ребенком.

При оценке безопасности ребенка необходимо прийти к одному из решений:

- семья способна самостоятельно справиться с проблемами, не нужда­ется во вмешательстве;

или

- положение ребенка признается небезопасным, тогда приходится принимать меры по обеспечению его безопасности. Изъятие из семьи всегда травматичный процесс для ребенка, поэтому применяется только в тех случаях, когда нет других возможностей защитить ребенка.

Оценка риска жестокого обращения включает в себя следующие параметры:

• Возраст и уровень развития ребенка (чем младше возраст, уровень развития ниже, тем больше вероятность жестокого обращения).

• Частота и длительность воздействия, выраженность последствий и длительность пребывания в условиях плохого обращения, созда­ющих очевидную угрозу физическому и психическому здоровью (длительность применения жестокости способствует интенсифика­ции ее тяжести и частоты проявления).

• Наличие в семье других взрослых, которые могут защищать и заботиться о ребенке.

• Осознание родителями (опекунами) ребенка опасности и готов­ность не допустить повторение опасной ситуации.

• Возможности социальных служб контролировать ситуацию. Условно при оценке риска нужно иметь в виду четыре основных уровня опасности для ребенка:

1.Низкий уровень риска - опасность трагических последствий для жизни и здоровья ребенка минимальная или отсутствует. Факты пло­хого обращения с ребенком не подтверждаются либо носят единичный характер, не влекут за собой явных последствий для ребенка, родители серьезно относятся к случившемуся и могут влиять на ситуацию с тем, чтобы она не повторилась.

2.Средний уровень риска - факты жестокого обращения с ребен­ком подтверждаются. Серьезные последствия для жизни и здоровья ребенка могут и не наступить в ближайшем будущем, однако, если этой семье не помогать, она неизбежно перейдет на более высокую степень риска и встанет вопрос об изъятии ребенка. Семья нуждается в поста­новке на учет в социальной службе и включении в реабилитационные программы.

3.Высокий уровень риска - оставление ребенка без немедленной помощи обязательно (с очень высокой степенью вероятности) приведет к смерти, заболеванию, физическим и психическим нарушениям, грубой дезадаптации ребенка.

4. Критический уровень - предполагает немедленное изъятиеребенка из семьи ввиду непосредственной угрозы его жизни и здоро-вью. Практически, когда речь идет о критическом уровне риска жесто-кого обращения, это означает, что оценка безопасности и оценка рискасовпадают.

В случаях высокого риска необходимо прилагать безотлагательные усилия, направленные на его снижение. Это может быть либо изъятие ребенка, либо составление плана безопасности для ребенка.

План безопасности представляет собой перечень конкретных дейст­вий, обеспечивающих безопасность ребенка, с указанием сроков, ответст­венных лиц (как со стороны родителей и родственников ребенка, так и со стороны государственных органов и социальных служб) и способов контр­оля за исполнением, подписанный всеми упомянутыми в нем лицами. План составляется на ограниченный период времени, и ребенок должен как можно меньше времени находиться в ситуации высокого риска. Если план безопасности не выполняется, и риск для жизни и здоровья ребенка не уменьшается, ребенок должен быть изъят из семьи и помещен в без­опасные условия.

План безопасности не заменяет собой реабилитационный план (план оказания помощи семье), направленный на разрешение проблем, которые обуславливают жестокое обращение. Его цель - обеспечить безопасность ребенку на время, необходимое для изучения проблем семьи и организа­ции помощи.

Четвертый этап: организация защиты ребенка, пострадавшего от жестокого обращения

Каждая информация о случае жестокого обращения должна быть оценена на предмет риска и безопасности для ребенка, а факт жесто­кого обращения должен расследоваться. В случае если предполагается непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка (то есть риск высокий или критический) оценка и расследование факта ложится в первую очередь на представителей уполномоченных законом структур, которые могут организовать безопасность ребенку. Если предполагае­мый риск низкого или среднего уровня, то оценкой и расследованием могут заниматься представители уполномоченных социальных служб или иных учреждений, которые могут оказать помощь семье в разре­шении ее проблем.

После оценки риска необходимо принять решение, остается ли ребе­нок дома; необходима ли выработка срочного плана безопасности для снижения риска, если он оценивается как высокий, или ребенка необхо­димо изъять из семьи и поместить в соответствующее учреждение, во временную семью или к родственникам, способным обеспечить безопа­сность и заботиться о ребенке. Даже если принимается решение об изъ­ятии ребенка, необходимо с самого начала формировать конструктивные отношения с его родителями, чтобы сохранить возможность взаимодейст­вия с ними при решении проблем ребенка в дальнейшем. Если расследо­вание подтвердило наличие фактов жестокого обращения с ребенком и уровень риска повторения такого обращения расценен как средний, высо­кий или критический, то ребенок и семья становятся клиентами социаль­ной службы.

Диагностика проблем семьи и ребенка должна быть предваряющим этапом перед какими-либо действиями по отношению к ним. Диагностика проблем семьи подразумевает целенаправленное исследование не только социальных, но и психологических проблем, семейных отношений, дина­мики развития неблагополучия и т.д. Ее результаты позволят понять, с чем не справляется семья и в каком направлении ей нужно помогать, какие вопросы нужно решать, чтобы ситуация изменилась, какие у нее есть ресурсы.

Все меры по защите ребенка в рамках открытого случая жестокого обращения осуществляются на основе единого реабилитационного плана, который предусматривает назначение из числа специалистов куратора случая, которому поручается проведение диагностики семейной ситуации и разработка комплекса мер помощи. Если в соответствии с семейным законодательством будет выявлено, что ребенок остался без попечения родителей, план по защите прав ребенка будет включать в себя меры по его устройству, во всех остальных случаях план включает в себя меры по реабилитации семьи и ребенка.

План включает в себя цели, задачи, действия, сроки и ответствен­ных лиц. Цели работы с семьей в реабилитационном плане формиру­ются исходя из потребностей ребенка (например, жизнеустройство, прекращение насилия, адаптация ребенка к школе и т.п.). Задачи отра­жают те проблемы, которые необходимо разрешить для достижения поставленных в плане целей (например, содействие родителям в полу­чении наркологической помощи, устройство ребенка в детский сад и т.п.). Обычно проблемы, имеющиеся в неблагополучной семье, взаимо­зависимы, поэтому выделяется ряд целей и вытекающих из них задач и разрабатывается последовательность конкретных действий для их достижения (например, договориться с завучем о помощи в разреше­нии конфликта ребенка и учителя, сходить вместе с матерью оформить пособие и т.п.). План должен указывать конкретные сроки исполнения действий и ответственное лицо. План реабилитации составляется не только для социального работника, но и для семьи. родители должны понимать, на что направлены усилия соцслужбы, что нужно делать для того, чтобы в семье произошли изменения и какие, почему это необ­ходимо для ребенка, какая у них роль в этом процессе. Оптимальный вариант, когда уже на первых этапах удается привлекать к составлению плана родителей, с тем чтобы действия социальной службы не воспри­нимались как навязанные извне.

С целью повышения эффективности профилактической работы, учета различных факторов семейной ситуации, разработанный план целесоо­бразно рассмотреть на профессиональном консилиуме междисциплинар­ной команды специалистов.

При составлении Плана реабилитации члены семьи ребенка при­влекаются не только к обсуждению проблем, но и к его составлению. Привлекается к решению проблем семьи ее ближайшее окружение, поскольку важно мотивировать на позитивные изменения ситуации не только саму семью, но и окружение, среду. При составлении Программы реабилитации специалисты продумывают, какую помощь семье могут оказать органы и учреждения системы профилактики данной территории, ведут работу по вовлечению этих специалистов в реализацию Программы. План после согласования консилиумом утверждается органом опеки и попечительства или Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Одним из мотивов отказа от сотрудничества является боязнь семьи разглашения информации. В связи с этим, конфиденциальность инфор­мации - неразглашение специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, ставших им известными в ходе осуществления деятельности по раннему выявлению детей, нуждающихся в помощи государства, и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интере­сов детей, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, является обязательным условием осуществления деятельности.

Пятый этап: мониторинг динамики семейной ситуации

План всегда имеет конкретный ограниченный срок, в течение которого должна быть проделана зафиксированная работа. Отслеживание дина­мики работы с семьей позволяет не работать впустую, когда принятые меры не достигают намеченной цели, и вовремя корректировать план. При работе с неблагополучными семьями нередко случается, что состояние семьи ухудшается (например, родители срываются в продолжительный запой) - тогда вновь необходимо произвести оценку риска для ребенка и возможности пребывания его в семье. Необходимо осуществлять регуляр­ные обзоры достигнутых результатов работы с семьей и пересмотр целей, если они не достигаются. Полезной является разработка одновременно нескольких альтернативных планов работы, которые могут реализовы-ваться в зависимости от динамики семейной ситуации. Например, если работа с родителями по отказу от злоупотребления алкоголем в течение длительного времени оказывается безуспешной, то с некоторого времени, не прекращая работу с родителями, приходится начинать работу по под­бору альтернативного жизнеустройства - поиск родственников и потенци­альных опекунов, подбор замещающей семьи и т.д.

Шестой этап: завершение помощи

По итогам проведенных реабилитационных мероприятий необхо­димо осуществление профессионального мониторинга состояния семьи и ребенка. Задачей мониторинга является получение информации о реше­нии поставленных реабилитационных задач, необходимости корректи­ровки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжении и перспективах реабилитационной работы с семьей.

Опыт показывает, что работа с неблагополучной семьей редко длится менее двух-трех лет. В связи с такой длительностью критерии того, когда работа может быть завершена, как правило, размываются. Необходимость отслеживать момент возможного прекращения работы диктуется двумя обстоятельствами: экономией ресурсов и значимостью для семьи понима­ния того, что она сама способна справляться со своими проблемами и не требует помощи социальных служб, т.к. часто семьи, которые очень долго получают социальную помощь, привыкают к ней и не реализуют все свои возможности для самостоятельной жизни.

Третичная профилактика

Инфраструктура услуг по реабилитации пострадавших, а также совершивших жестокое обращение, предполагает создание условий для проведения социально-психологической реабилитации детей, пострадав­ших от жестокого обращения и преступных посягательств, а также рас­ширение сети служб по оказанию социальных услуг по предоставлению временного приюта женщинам с детьми, пострадавшим от жестокого обращения.

-реализация комплекса услуг по помощи пострадавшим от жестокого обращения детям возможна при четкой координации деятельности меж­ведомственных структур, что порой затруднительно. Успешность реа­лизации такой модели зависит от личностного фактора специалистов и руководителя. Предпочтительным является создание структурной еди­ницы оказания такой помощи на уровне муниципалитета - кризисной службы для детей и подростков, являющейся системообразующей еди­ницей всей реабилитационной работы пострадавших от жестокого обра­щения детей на конкретной территории. Основными задачами кризисной службы являются:

-предоставление условий для временного проживания несовершен­нолетних, попавших в экстренную, опасную жизненную ситуацию, угрожа­ющую их физическому и психическому здоровью;

-оказание экстренной социально-психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения и насилия.

Данная структурная единица может быть создана как государствен­ное/муниципальное учреждение (социальное обслуживание населения, образование, здравоохранение), как структурное подразделение (отделе­ние) учреждения, негосударственное учреждение, выполняющее работу по реабилитации детей на основании государственного/муниципального заказа. Помимо непосредственной работы с детьми и семьями, служба также может осуществлять просветительскую и психопрофилактическую работу с населением, участвовать в работе комиссий по делам несовер­шеннолетних и защите их прав и других коллегиальных органов, органи­зовывать повышение квалификации специалистов, работающих с детьми в конкретном муниципалитете, по вопросам выявления случаев жестокого обращения и помощи пострадавшим детям.

Структура кризисной службы для детей может быть различной, наибо­лее полный ее вариант включает в себя:

• кризисный телефон экстренной психологической помощи (детский телефон доверия);

• подразделение консультативной психолого-медико-социальной помощи;

• подразделение психолого-педагогической помощи;

• подразделение социально-правовой помощи;

• подразделение временного пребывания (с временным проживанием).

основные задачи работы этих подразделений.

Кризисный телефон экстренной помощи:

• оказание непосредственной экстренной психологической помощи детям и подросткам, а также их родителям в кризисных ситуациях, в том числе при угрозе суицида;

• оказание консультативной помощи родителям по вопросам, свя­занным с проблемами детского и подросткового возраста;

• приглашение на прием детей и подростков, находящихся в кризи­сной ситуации и нуждающихся в оказании медико-психологиче­ской, педагогической и социальной помощи;

• информирование обратившихся о наличии и возможностях других учреждений, оказывающих очную консультативную медицинскую, социальную и другую помощь детям и подросткам;

• направление обратившихся в соответствующие организации для получения помощи, в том числе наркологической, психиатри­ческой, социальной, а также помещение детей и подростков в приюты.

Подразделение консультативной психолого-медико-социальной помощи:

• оказание непосредственной индивидуальной медико-психологи­ческой помощи при кризисных проблемах детям, подросткам и их семьям, включая решение диагностических и психотерапевтиче­ских задач;

• оказание экстренной помощи детям и подросткам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения (включая при необходи­мости организацию правовой (юридической), медицинской помощи в других учреждениях);

• оказание помощи подросткам на начальных этапах употребления наркотиков; консультирование родителей, обнаруживших, что их дети употребляют наркотики;

• психологическое консультирование детей и подростков, имеющих проблемы в социальной, семейной и школьной адаптации;

• проведение индивидуальной, семейной и групповой психотерапии;

• групповые формы работы (групповая психотерапия, коммуника­тивные тренинги, арттерапия и т.д.);

• при необходимости направление в соответствующие организации другого профиля.

Подразделение психолого-педагогической помощи:

• проведение диагностики уровня развития ребенка, соответствия возрастным нормам, особенностей усвоения учебной программы, социально-педагогической запущенности, диагностика нарушений мотивации к учебной деятельности;

• коррекция социально-педагогической запущенности;

• проведение мероприятий, направленных на формирование пози­тивной мотивации к учебной деятельности;

• формирование успешности и адекватной самооценки в процессе учебной деятельности;

• адаптация ребенка к школе;

• налаживание взаимодействия с учреждением, в котором учится ребенок;

• организация социально-терапевтической среды (группы самопо­мощи и т.п.)

Подразделение социально-правовой помощи:

• юридическая консультация по защите прав ребенка и семьи, обес­печению безопасности ребенка;

• защита интересов ребенка в суде;

• взаимодействие с различными государственными и обществен­ными организациями, оказывающими конкретную материальную, правовую и другую помощь;

• организация сопровождения ребенка в различные учреждения (например, в ситуации ранней беременности организуется прием девушки в организацию, оказывающую медицинскую помощь, сопровождение; в учреждение, предоставляющее возможность временного проживания и т.п.);

• направление и сопровождение детей в приюты.

для организации эффективной деятельности кризисной службы необ­ходимо обеспечить следующие условия:

1.доступность помощи: режим работы службы должен быть оптималь­ным и предусматривать максимальную доступность для желающих обра­титься за помощью в удобное время.

2.командный подход в работе специалистов: каждый случай жесто­кого обращения должен быть исследован с позиций различных специали­стов (психолог, врач, специалист по социальной работе, педагог, юрист). работа команды невозможна без регулярной супервизии случаев, посто­янного получения необходимой информации, обмена опытом с поиском вариантов оказания помощи.

4. соблюдение конфиденциальности очень важно для детей, которые болезненно относятся к необходимости обращаться за помощью после слу­чаев жестокого обращения (особенно, если речь идет о сексуальном насилии).

5. сочетание разных форм и методов оказания помощи. В зависимо­сти от конкретного случая и ситуации ребенка, особенностей его психиче­ского состояния:

- выявление и диагностика перенесенного жестокого обращения;

- восстановление психоэмоционального равновесия несовершенно­летних, переживших жестокое обращение, возвращение доверия к миру, к окружающим;

- психокоррекция, психопрофилактика, психологическое кон­сультирование и сопровождение перехода к новому образу жизни несовершеннолетних;

- восстановление семейных и других социальных систем, умения использовать собственные внутренние ресурсы для противостояния наси­лию или преодоления негативных последствий;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

дети, пострадавшие от насилия, как правило, нуждаются в раз­личных видах помощи: медицинской, правовой, психологической, социальной.

Оказание медицинской помощи

Медицинское обследование является важной частью помощи ребенку и проводится в следующих целях:

- выявление физических повреждений, которые требуют медицинской помощи;

- выявление последствий изнасилования: беременность, заболева­ния, передающиеся половым путем;

- сбор доказательств, если таковые имеются, для возможного возбу­ждения уголовного дела.

Часто для его проведения требуется получение согласия родителей (опекунов).

Проведение медицинского обследования должно быть организовано с учетом возможной вторичной травматизации пострадавшего ребенка. для этого необходимо организовывать сопровождение и эмоциональ­ную поддержку пострадавшего ребенка (это могут делать специалисты-кураторы, участковые социальные специалисты, психолог, медсестры или студенты-волонтеры, которые будут психологически подготовлены к оказанию медицинской помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения). В неблагополучных семьях родители часто небрежно отно­сятся как к собственному здоровью, так и здоровью детей, поэтому необходимо целенаправленно планировать решение вопросов органи­зации медицинской помощи силами специалистов социальной службы: договоренность о приеме ребенка конкретным специалистом, налажи­вание связей с поликлиникой, сопровождение ребенка в медицинское учреждение и сбор медицинских справок или, что более важно, моти­вирование родителей на оказание ребенку необходимой помощи. один из распространенных способов временного решения многих проблем детей из таких семей - направление ребенка в санаторий на обследо­вание или реабилитацию, поскольку на определенное время ребенок оказывается в безопасной обстановке, получает регулярное питание, медицинскую помощь. Вместе с тем, санаторий - это также учрежде­ние временного пребывания, что имеет свои минусы, связанные с ослаблением детско-родительских отношений, отвыканием родите­лей от ребенка, которые иногда начинают злоупотреблять алкоголем особенно активно. В случае помещения ребенка в санаторий важно не оставлять без внимания его семью: стимулировать родителей на регу­лярное посещение санатория; организовать бытовую помощь, которую трудно осуществить, когда ребенок находится дома, например, ремонт; настраивать родителей на то, чтобы они готовились к встрече ребенка из санатория и т.д.

Правовая помощь

организация правовой помощи пострадавшим при современном зако­нодательстве и судебно-следственной практике представляет значитель­ные сложности:

• многие пострадавшие от жестокого обращения дети (иногда и окружающие взрослые) не воспринимают жестокое обращение с ними как нетерпимое посягательство на права личности и потому сомневаются в возможности получения правовой помощи;

• представители органов внутренних дел, воспринимая жестокое обращение как повседневную практику воспитания детей, не при­нимают пресекающих мер;

• поскольку ребенок, пострадавший от жестокого обращения, про­должает проживать со своим «обидчиком» (чаще всего это роди­тели и лица их заменяющие), то он испытывает давление с их стороны, страх перед еще большим наказанием в случае обраще­ния за помощью, неуверенность в том, что правоохранительные органы могут осуществить их защиту, - все это увеличивает чув­ство незащищенности у пострадавшего;

• существенную роль играют опасения за распространение инфор­мации о жестоком обращении (особенно о сексуальном насилии) в школах, других учебных учреждениях, среди родственников и знакомых.

Все перечисленное способствует тому, что лишь незначительная часть случаев жестокого отношения с детьми пресекается правовыми спосо­бами и тем более доходит до суда.

В этой связи, вопросы планирования получения правовой помощи, а также процедуры ее получения, должны решаться прежде всего в интересах конкретного пострадавшего ребенка. решение об обраще­нии в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела должны принимать сами пострадавшие и/или их родители, уполно­моченные органы. Важно только, чтобы ребенок, его родители или законные представители были достаточно проинформированы специ­алистом о возможных проблемах и решали вопрос о получении право­вой помощи и защиты (в том числе, о возбуждении уголовного дела) осознанно.

Оказание психологической помощи

Наиболее важной составляющей при оказании помощи детям, постра­давшим от жестокого обращения, является психологическая помощь. Это связано с тем, что в отличие от соматических последствий жестокости (физические травмы, при сексуальном насилии - заболевания, передаю­щиеся половым путем, беременность) психологические последствия могут длиться достаточно долгое время и определять жизнь человека в семье, взаимоотношения с окружающими людьми, вызывать различные комму­никативные трудности.

Условно можно выделить три основных компонента психологической помощи ребенку, переживающему последствия жестокого обращения:

1. работа с пострадавшим ребенком в рациональном и эмоциональ­ном ключе по преодолению страха, отвращения, ненависти и других переживаний.

2. Психологическая работа с ребенком, не привязанная непосредст­венно к переживаемому событию жестокого обращения, связанная с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослым, часто проти­воположного тому, который они получают в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь ситуаций домашнего насилия и т.п.

3. Работа с ближайшим социальным окружением ребёнка (в первую очередь, родителями) по развитию навыков ненасильственного воспита­ния, эмоциональной поддержке и эмпатии. Сложности, которые есть у этих родителей в отношениях с детьми, супругами и партнерами, государством, как правило, связаны с серьезными психологическими проблемами, часто уходящими корнями в собственное детство родителей. Большей частью эти проблемы не осознаются, и на первый план выдвигаются материаль­ные или ситуационные проблемы.

Планирование психологической помощи должно включать помощь в преодолении проблем, связанных с употреблением алкоголя и/или наркотиков.

Несмотря на потребность в решении психологических проблем, оказывать психологическую помощь семьям (особенно родителям) с высоким риском жестокого обращения достаточно трудно. Условием успешности психологической работы является регулярность ее получе­ния. Эффективность психологической помощи почти полностью зави­сит от того, насколько удастся сформировать доверительные отношения между психологом и клиентом (что позволяет обсуждать наиболее острые проблемы), и появления хоть сколько-нибудь устойчивой мотивации к сотрудничеству.

Социальная помощь

существуют различные формы социальной помощи - виды социаль­ных услуг, часть которых оказывают государственные учреждения, дру­гие - общественные некоммерческие организации. Все они так или иначе стремятся воздействовать на семью и отношения в ней.

Так, например, помощь в оформлении пособий и/или получении других видов материальной помощи является подспорьем для решения ряда дру­гих задач помощи семье и ребенку:

- это хороший старт для взаимодействия родителей с социальной службой на начальных этапах работы с семьей, помогая родителям полу­чить какие-либо материальные выплаты, специалист социальной службы имеет возможность поговорить о проблемах семьи и о детях, провести первичную диагностику ситуации;

- это может стать условием для участия родителей в реабилитацион­ных программах.

Помощь детям и родителям в оформлении необходимых для жизнеде­ятельности документов (паспорта, свидетельства о рождении, регистра­ции по месту жительства, медицинских карт, свидетельств социального страхования, ИНН, справок о постановке на учет в центр занятости и т.п.), которые нередко отсутствуют в семьях с высоким риском жестокого обра­щения. Порой без этих документов невозможно организовать помощь ребенку, именно поэтому социальные службы помогают родителям их получать, восстанавливать и т.д.

Содействие в устройстве на работу, ценность которого состоит не только в получении ресурсов для содержания семьи, но в организации жизни, временного режима, ответственности, повышении собственной значимости. Работа структурирует жизнь, вводит в нее определенный рас­порядок, создает новые впечатления и предоставляет возможности для общения, круг которого в повседневной жизни у них обычно ограничен людьми со сходным социальным статусом. Адаптация на работе помогает многим родителям меньше подчиняться настроению, приходить вовремя, преодолевать недомогания и т.д.

Организация досуговой деятельности позволяет структури­ровать семье с высоким риском жестокого обращения свободное время, которого в таких семьях, как правило, много. Однако они не умеют конструктивно организовывать его, получать положительные эмоции, устанавливать контакты: не отмечают детям день рождения (или рассматривают его как очередной повод выпить), не дарят на Новый год подарки и не наряжают елку, не умеют устраивать семей­ные праздники и т.д. Поэтому организация досуговой деятельности играет особую роль в помощи таким семьям и в первую очередь детям из этих семей. Она может осуществляться в виде праздников, занятий в кружках, театральных студиях, ремесленных мастерских, экскурсий, посещений театров и музеев, просмотров тематически подобранных кинофильмов и чтением книг с последующим обсужде­нием, просто игр, занятий спортом, походов, выездов за город и т.п. Все эти виды досуговой деятельности создают множество возмож­ностей для влияния на детей и родителей, их семейные отношения. В частности, по отношению к детям посещение досуговых меропри­ятий позволяет:

• проводить свободное время под присмотром взрослых, а не на улице;

• приобретать и развивать полезные навыки, иногда лучше справ­ляться с учебой;

• получить положительные переживания, а при необходимости помощь и эмоциональную поддержку от специалистов;

• создает относительно безопасное пространство для общения со взрослыми и сверстниками;

По отношению к родителям досуговая деятельность дает возможность:

• увидеть своего ребенка в ситуации успеха и в большей мере почув­ствовать себя родителями;

• получить поддержку и положительное подкрепление со стороны специалистов социальной службы;

• расширить круг общения, на какое-то время оторваться от привыч­ной угнетающей обстановки;

• приобрести навыки ответственного родительства, научиться играть и делать что-то вместе с детьми;

• почувствовать себя менее одинокими и отверженными со своими проблемами.

Наиболее важная часть досуговой деятельности - это совместная занятость детей и родителей под присмотром и при участии специали­ста, которая способствует формированию более близких эмоциональ­ных отношений между детьми и родителями, возвращает детям чувство связи с родителями, ощущение своей нужности им. Задача специалистов в этом случае - отслеживать, как оно происходит, помогать разрешать конфликты, отмечать, проговаривать и поощрять успехи обеих сторон (в таких ситуациях родители не меньше детей нуждаются в похвале).

Нередко родителям оказывается полезно общаться и что-то делать не только со своими детьми, но и с детьми других присутствующих роди­телей. Общение с чужим ребенком зачастую выстраивается легче, чем со своим, потому что оно эмоционально менее заряжено. Наблюдение за тем, как другие взрослые общаются (например, играют, объясняют, показывают, хвалят) с его ребенком, значительно увеличивает репертуар реакций и дает новые возможности в общении. специалисты, благодаря постоянному контакту с детьми и/или родителями в ходе досуговой дея­тельности, имеют возможность находиться в курсе того, что происходит у ребенка дома и в школе, и при необходимости вовремя принять меры по оказанию ему помощи.

Одной из комплексных форм организации досуга детей является организация внешкольного пребывания детей. Один из распространен­ных в последнее время форматов работы здесь - социальные гостиные при школе, задачей которых является создание условий для внешколь­ного пребывания детей из неблагополучных семей, в первую очередь с высоким риском жестокого обращения. социальные гостиные позволяют сочетать практически все перечисленные выше виды досуговой деятель­ности, а также способствуют изменению отношения учителей к таким детям, что влияет на отношение ребенка к школе и учебному процессу. Учителя значительно больше узнают о жизни ребенка (в том числе со слов своих коллег, которые обычно делятся в учительской информацией и переживаниями) и начинают лучше понимать его трудности.

Другой формой является индивидуальная работа с детьми в цен­трах (отделениях) дневного пребывания, которые часто действуют в структуре учреждений социального обслуживания населения. Цель такой работы - оказание помощи и социальная адаптация детей группы риска по жестокому обращению. В центрах дневного пребы­вания дети проводят ограниченное время - как правило, после уро­ков в обычной школе, если ребенок ее посещает, или же с утра до вечера. Учреждения дневного пребывания обычно выполняют следу­ющие задачи:

- организация питания и досуга;

- обучение;

 

- оказание помощи семьям этих детей с целью нормализации отно­шения к ребенку, стимулирование родителей к выполнению родительских обязанностей;

- оказание социальной поддержки и материальной помощи детям и их семьям;

- оказание медицинской и психологической помощи;

- поиск других возможностей нормального устройства жизни ребенка или подростка (привлечение родственников, устройство в приют или другие учреждения интернатного типа, помощь в профессиональном самоопределении).

Домашнее визитирование семей специалистом социальной службы позволяет решать следующие задачи:

• отслеживание условий жизни и состояния ребенка;

• установление контакта с родителями;

• диагностика проблем семьи и ребенка;

• мотивирование родителей на изменения;

• помощь в решении конкретных бытовых проблем, оказывающих существенное влияние на жизнь ребенка (например, обучение молодой матери уходу за ребенком);

• привлечение родителей к другим формам реабилитации (посеще­ние досуговых мероприятий, праздников, психологических групп и консультаций и т.д.).

Домашнее визитирование можно рассматривать как одну из форм патронажа семей, осуществляемого домашними помощниками или инди­видуальными тьюторами с целью достижения более глубокого уровня реа­билитационной работы. Домашнее визитирование помогает специалисту увидеть реальные условия жизни семьи и ребенка, получить фактический и иллюстративный материал, который может обсуждаться с родителями. При работе с глубоко дезадаптированными семьями на первых этапах посещение на дому нередко является единственным способом поддер­жания контакта с семьей. Иногда специалистам социальной службы при­ходится навещать семью совместно с другими представителями власти (органами опеки, милицией, педагогами и т.д.), что не позволяет сформи­ровать контакт с семьей, они чаще носят диагностический характер или осуществляются, чтобы оказать давление на родителей. Каждая встреча, беседа, посещение на дому должны быть направлены на решение опре­деленных задач (например, добиться, чтобы мать готовила утром завтрак ребенку или сдала анализы, чтобы встать на учет в женскую консульта­цию; сориентироваться в том, насколько родители злоупотребляют алко­голем и нуждаются ли они в медицинской помощи и т.д.). специалисту важно понимать, чего он добивается в ходе этой встречи, отслеживать достигнуты ли результаты, продумывать способы их достижения и анали­зировать причины неудачи. специалисты могут несколько раз в неделю посещать семьи, брать на себя отдельные функции родительского контр­оля, например, проверять домашние задания, договариваться с учителями и пытаться разрешить имеющиеся сложности в школе, учить детей сти­рать белье, мыться, организовывают досуг, следят за питанием, прово­дят развивающие мероприятия, оказывают психологическую помощь и проч. Частота и продолжительность домашнего визитирования определя­ется задачами, которые стоят перед специалистом, однако общий прин­цип заключается в том, что чем больше семья способна делать сама, тем большая часть социально-психологической работы должна проводиться вне дома.

Условно можно выделить три основных этапа работы домашнего визитирования:

1.Знакомство с семьей.

2.Реабилитационный этап (вовлечение в терапевтические группы под­держки, индивидуальное консультирование).

3.Заключительный этап (посещен





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.