Уровни организации работы по предотвращению жестокого обращения в отношении детей Первичная профилактика Концепция системы профилактики жестокого обращения в отношении детей основывается на семейно-центрированном подходе, предполагающем ориентацию на внутренние ресурсы семьи и направлена на формирование у населения семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и в первую очередь детей. В этой связи, ключевым элементом планирования действий по преодолению жестокого обращения должен стать комплекс эффективных и всесторонних первичных, вторичных и третичных профилактических мер, центрированных на ребенке и ориентированных на семью, который основывается на межведомственном сотрудничестве и координации с обязательным участием органов управления и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов и органов правосудия, а также органов, отвечающих за бюджетирование и финансирование этой деятельности. Приоритетным направлением деятельности по защите детей от жестокого обращения является первичная профилактика - предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого обращения, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.). Уровень первичной профилактики условно предполагает два основных направления работы: организационно-управленческое - разработка и принятие нормативных правовых документов, создание ответственных структур, деятельность института уполномоченного по правам ребенка, осуществление процессов планирования и контроля деятельности; и информационно-просветительское - работа с общественным мнением, информационно-разъяснительные кампании по защите прав детей, проведение различных акций, мероприятий и праздников, развитие волонтерства, образовательные курсы для детей, родителей и специалистов о вреде жестокого обращения, тренинги ненасильственных отношений, развитие ответственного (позитивного) родительства. Для достижения эффективности в работе по преодолению жестокого обращения в отношении детей необходимо на уровне региона/муниципалитета создавать систему деятельности, включающую в себя: А. Разработанную и утвержденную нормативно-правовую базу, которая является важнейшим фактором институционализации инициатив по борьбе с жестоким обращением с детьми, запрещению и осуждению всех видов жестокого обращения с детьми. Входящие в нормативно-правовую базу законы, постановления, планы действий, сбор/учет/анализ статистических данных, стандартизация услуг по жестокому обращению и т.д. должны отражать меры (алгоритм мер) выявления, реагирования и помощи в случае жестокого обращения, регламентировать порядок взаимодействия между ведомствами и организациями. Необходимым является разработка и утверждение региональной (муниципальной) программы или плана действий борьбы с жестоким обращением в отношении детей, который бы предусматривал реалистичные и ограниченные по срокам целевые показатели и координировался конкретным учреждением/ведомством с достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами. В его основе должны лежать меры, направленные на предотвращение причин жестокого обращения: отсутствие привязанности между родителями и детьми, низкий уровень культуры воспитания, распад семей, злоупотребление алкоголем и/или наркотиками, вывод семей из крайней бедности, перенаселенность жилищных фондов, легкая доступность алкоголя и/или наркотиков и др. Содержание нормативно-правовой документации должно включать: - регламентацию сбора информации для межведомственного банка данных о семьях с высоким риском жестокого обращения; - процедуры выявления случаев жестокого обращения; - правила, сроки и маршрут передачи информации о возможном или состоявшемся случае жестокого обращения из одного учреждения в другое, вне зависимости от их ведомственной принадлежности; - единый перечень документов для всех возможных случаев жестокого обращения; - основное содержание трех уровневой профилактической работы в рамках межведомственной модели по предотвращению жестокого обращения в отношении детей и помощи пострадавшим; - механизмы взаимодействия ведомств, указание непосредственных исполнителей в каждом конкретном случае, схему документооборота; - правила выделения куратора каждого случая, координирующего и/ или контролирующего деятельность различных ведомственных учреждений для решения проблем клиента; - условия и порядок формирования, размещения и исполнения на договорной основе государственных заказов на реализацию социальных программ и проектов; - определение «единого заказчика» услуг, разграничение функций заказчика и подрядчика/исполнителя программ/услуг, описание стандартов услуг и административных процедур системы предотвращения жестокого обращения; - критерии эффективности, схему мониторинга и оценки по каждому случаю. Особенное значение приобретают организационно-управленческие действия, осуществляемые на муниципальном уровне с целью предотвращения жестокого обращения, в связи с непосредственной близостью услуг профилактики и помощи к детям и семьям. Именно на этом уровне заинтересованные лица получают помощь согласно их потребностям и характеристикам. Вместе с тем, целесообразнее разрабатывать и утверждать единые подходы к решению проблем жестокого обращения на региональном уровне: общие стандарты оказания услуг, контроль их соблюдения, обучение и методическая поддержка специалистов, обмен опытом и передовыми практиками, сбор и анализ данных о случаях жестокого обращения, разработка, осуществление и мониторинг профилактических мер, финансирование (софинансирование) реализации комплекса мер по предотвращению жестокого обращения и т.д. Б. Определение (создание) органа управления, учреждения/организации, в основные обязанности которого входит координация процессов защиты детей от жестокого обращения и помощи им. Этот полномочный орган (организация) должен исполнять ключевые координирующие и контрольные функции с точки зрения реализации стратегии и принимать на себя всю полноту ответственности за случаи жестокого обращения в отношении детей и их последствия. В. Обучение специалистов (специалисты социальных служб, педагоги, воспитатели детских дошкольных учреждений, приемные родители, сотрудники органов внутренних дел, судьи, специалисты по работе с молодежью, руководители образовательных учреждений, тренеры спортивных секций, специалисты учреждений дополнительного образования, специалисты всех уровней системы здравоохранения (особенно педиатрии, травматологии и т.д.) вопросам предупреждения, раннего выявления потенциальных рисков жестокого обращения для детей, оценки и уведомления о случаях жестокого обращения в отношении детей, а также их защиты и попечения. Это позволит расширить функционал специалистов, их должностные инструкции за счет включения обязательств по выявлению жестокого обращения, т.к. все специалисты, вступающие в контакт с детьми в процессе своей работы, должны быть знакомы с методиками работы и подходами по защите детей от жестокого обращения и помощи им, включая умение внимательно и активно выслушивать ребенка. Кроме того, должны обладать навыками по предупреждению, выявлению и эффективному реагированию на случаи жестокого обращения в отношении детей. Необходимо предусмотреть создание системы работы с персоналом учреждений и организаций, работающих с детьми: не только обучение и/или инструктаж, но и обязательные супервизии, стажировки, конференции, семинары по обмену опытом, признание важности труда и заслуг, материальное стимулирование и т.д. Г. Просветительские и образовательные программы для детей (и вместе с детьми), для родителей, а также широких слоев населения с информацией о способах ненасильственных коммуникаций, вреде и недопустимости проявления жестокого обращения, способах выявления и реагирования в случаях жестокого обращения. Дети и взрослые должны иметь одинаковый (адекватный возрасту и другим особенностям) доступ к информации, рассказывающей, какое поведение является жестоким обращением и каким образом, кого и как нужно уведомлять в подобных случаях. Основными задачами просветительских программ являются: - отработать механизм информирования населения по вопросам противодействия жестокому обращению с детьми; - разработать и внедрить формы просвещения и информированности, привлечения внимания общества к вопросам предотвращения жестокого обращения с детьми; - создать формат постоянного взаимодействия служб системы профилактики с прокуратурой, общественными организациями, инспекциями по делам несовершеннолетних и т.д. в вопросах противодействия жестокому обращению с детьми; - повысить правовую грамотность несовершеннолетних в вопросах защиты своих прав; - организовать систематическую работу с родителями по обучению навыкам ответственного родительства с отказом от насильственных методов воспитания; - вовлекать детей в просветительские и образовательные программы в качестве волонтеров, например, инициировать в регионе (муниципалитете) деятельность волонтерского движения, направленного на предотвращение жестокости в отношении детей, под названием «Дети-детям». Для достижения поставленных задач в план действий по предотвращению жестокого обращения в отношении детей необходимо включать мероприятия по повышению уровня общественной информированности о действиях, предпринимаемых с целью предупреждения жестокого обращения. В том числе при помощи информационных кампаний о правах ребенка, включая право на защиту от всех форм жестокого обращения, на уважение человеческого достоинства и на физическую неприкосновенность, а также на право выражения своих взглядов и должное к ним уважение. Услуги должны быть ориентированы на оказание поддержки семьям в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей; принятие (по возможности) превентивных мер в целях недопущения разлучения детей с их семейным окружением; содействие формированию позитивным и ненасильственным методам воспитания детей; Следует повышать знания родителей и воспитателей о правах детей и ответственном родительстве, в т.ч. путем привлечения их к участию в программах, способствующих добросовестному выполнению родительских обязанностей. Ответственное родительство предполагает проявление уважения со стороны родителей к правам ребенка и его наилучшим интересам, содействие расширению возможностей детей, руководство детьми в их действиях и поступках и признание детей в качестве полноправных индивидов. Позитивные методы воспитания не носят характер вседозволенности, но они устанавливают границы, позволяющие в максимальной степени раскрыть потенциал детей. Часто жестокое обращение со стороны родителей порождается элементарной неграмотностью в вопросах воспитания. Всегда существует противоречие между, с одной стороны, потребностью родителей иметь близкие, теплые отношения со своими детьми, осознаваемой обязанностью (необходимостью) вырастить ребенка способным самостоятельно заботиться о себе, справляться с актуальными трудностями, удовлетворять свои желания и амбиции; и, с другой стороны, нежеланием и неумением родителей отделить от себя ребенка, собственной неуверенностью, неудовлетворенностью жизнью (стремление прожить жизнь ребенка); беспомощностью, страхами за ребенка; неумением строить партнерские отношения в семье и уважать права свои и ребенка. Часто эти переживания выливаются в жестокость к собственному ребенку. Как правило, работа с родителями заключается в организации образовательных групп для молодых семей (самая ранняя стадия семейной динамики) - это родительские клубы («родительская академия»), открытые детско-родительские группы, где в игровой форме происходит научение ненасильственным навыкам взаимодействия. Также программы поддержки родителей должны включать обучение способам вовлечения детей в различные виды совместной деятельности (в т.ч. игровую), формирования эмоциональной близости и привязанности между детьми и родителями; обучение навыкам ухода за ребенком; развитие семейного и супружеского консультирования и др. Сми могут играть большую роль как в решении этих вопросов в отдельности, так и в формировании культуры уважения к правам ребенка в целом. Нужно, чтобы СМИ привлекались к образованию как детей, так и взрослых, содействовали участию детей и распространению положительного родительского опыта, пропаганде ненасильственных отношений в семье и обществе. СМИ должны брать ответственность за распространение изображений насилия и контента, потенциально оказывающего пагубное влияние на детей (этот процесс может быть также урегулирован нормативными актами). Вторичная профилактика Создание инструмента выявления и передачи сигнала о случае жестокого обращения для реагирования на случай Для достижения наибольшего эффекта защиты детей механизм выявления и заявления (уведомления) о факте жестокого обращения должен быть ориентирован на интересы и потребности ребенка и являться частью более широкой системы, включающей службы выявления, реагирования и оказания помощи. Основным принципом такой системы должно быть уважение к правам ребенка и возможность обеспечения для ребенка (для его семьи) необходимой защиты без лишнего промедления. В общем плане можно выделить несколько основных этапов организации выявления случая жестокого обращения и планирования помощи пострадавшему ребенку. Первый этап: прием информации Информация о жестоком обращении с ребенком поступает из самых разных источников - детских садов, школ и досуговых учреждений, поликлиник, милиции, органов социальной защиты, граждан и т.д. С целью организации раннего выявления случаев жестокого обращения необходимо проведение информационной и образовательной работы с гражданами и специалистами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков. В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Семейного кодекса рф должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Уведомление (передача сигнала) о фактах жестокого обращения должно быть обязательным для всех специалистов, работающих с детьми, и в их интересах. Специалисты должны нести ответственность как за сообщение, так и за несообщение. Необходимо контролировать, насколько разные учреждения выполняют свои обязательства относительно уведомления о случаях жестокого обращения, регулярно контролировать их выполнение. Информация такого рода должна доводиться в письменном виде с сохранением копий и номеров исходящих документов, поскольку в дальнейшем не исключены конфликтные ситуации, например, в случае если в силу невыполнения кем-либо своих обязанностей с ребенком произойдет несчастье. Не менее важно сохранение конфиденциальности такого рода информации, поскольку ее разглашение может неблагоприятно сказаться не только на родителях, но и на ребенке. Прием сигналов должен осуществляться централизованно уполномоченным на это органом (организацией). Существуют различные механизмы получения первичной информации о случаях жестокого обращения. А. Создание сети служб (многоканальной) экстренной психологической помощи по телефону для детей и подростков (детский телефон доверия). Детский телефон доверия (с 2010 года в россии действует единый общефедеральный номер - 8-800-2000-122) является одним из первых и важных звеньев в системе предотвращения жестокого обращения в отношении детей, так как в силу своей доступности и анонимности дает возможность получения экстренной психологической и ресурсной помощи любой категории населения. Особенно в ней нуждаются дети и подростки, которые порой не знают, куда и к кому обратиться за помощью в сложной для них ситуации. Сигналы о случаях жестокого обращения, принятые на телефоне доверия, могут быть переданы в органы опеки и попечительства или в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) местного уровня. Именно эти органы в дальнейшем планируют меры по защите ребенка, например, по их решению по указанному адресу возможно направить мобильную рабочую группу (бригаду специалистов) для проверки сигнала и определения степени риска пребывания ребенка в семье. В случае подтверждения информации это станет началом серьезной индивидуальной, продолжительной по времени работы по восстановлению семейных функций и защиты ребенка от жестокого обращения. Информация о работе детского телефона доверия должна быть максимально доступна и интенсивна для детей и взрослых. Безусловно, правильно спланированная и реализованная информационная кампания может решить эту задачу. Также существуют и экономичные способы распространения информации, например, информационные листки о работе телефона доверия могут быть размещены в торговых точках, лечебных учреждениях, аптеках, почтовых отделениях, паспортных столах, на остановках общественного автотранспорта, в салонах маршрутных такси, распространены визитные карточки с номером ТД среди водителей маршрутных такси; даны рекламные объявления в СМИ, объявление бегущей строкой по телевидению; через почтовые ящики жителей города и киоски «Союзпечать» и т.д. Б. Создание на местном уровне социальных участковых служб Основная цель деятельности социальных участковых служб - оперативное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи, а также информирование о выявленном случае жестокого обращения всех звеньев выявления, в которое включены специалисты учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, общественные организации и население конкретной территории. Таким образом, создание социальных участковых служб позволяет усилить деятельность по выявлению случаев жестокого обращения в отношении детей (а стало быть - в целом семейного неблагополучия): - раннему выявлению семей и детей, имеющих признаки высокого риска жестокого обращения и нуждающихся в социальной защите и поддержке; - своевременному, адресному и комплексному оказанию помощи семьям с детьми, направленной на преодоление трудной жизненной ситуации, формирование ответственных ненасильственных детско-родительских отношений, создание условий для развития здоровой личности; - снижению психологической напряженности в семьях; - увеличению охвата социальным патронажем семей с детьми; работа специалистов участковой службы построена по территориальному принципу, максимально приближена к месту проживания жителей. В целях изучения социальной ситуации специалистами участковых служб проводится социальная паспортизация семей и социальное картирование ресурсов территории. Как правило, социальный паспорт семей включает в себя количественные (число семей проживающих на территории, количество различных категорий семей в зависимости от состава семьи, материального и социального положения семьи, уровня семейного благополучия и т.д.) и качественные (типы проблем семей, частота упоминания проблем, особенности территориального распределения семей и т.п.) характеристики. Социальное картирование ресурсов местного сообщества на территории позволяет выявить имеющиеся ресурсы помощи, необходимые для проведения работы с семьями, воспитывающими детей. работа на территориях строится с привлечением местного сообщества. Специалисты участковых социальных служб осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии со специалистами выездной мобильной бригады (составление карт реабилитации семьи, привлечение узких специалистов по оказанию услуг семьям). С целью снижения риска жестокого обращения в отношении несовершеннолетних разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, включающая комплекс мероприятий, направленных на вывод семьи из создавшейся ситуации. разработка индивидуальных программ заключается в анализе всех ресурсов, имеющихся на территории проживания семьи, в оценивании внутреннего потенциала семьи. Программа реабилитации составляется участковым специалистом совместно с членами семьи (в необходимых случаях к разработке привлекаются специалисты учреждений социального обслуживания населения, образования, здравоохранения и т.д.). Участковые специалисты могут использовать в своей практике хорошо зарекомендовавшие методы работы с семьей - сеть социальных контактов, интенсивная семейная терапия и работа со случаем. Необходимо осуществлять информирование населения о деятельности участковой службы, ее функциях и формах помощи во всех учреждениях, располагающихся на данной территории: при обращениях граждан в учреждения социального обслуживания, на родительских собраниях, в медицинских учреждениях и т.д. Еженедельный скрининг, проводимый мобильными группами, позволяет выявлять неблагополучие в семьях на самых ранних стадиях развития, оказывать им своевременную помощь, предотвращая появление более тяжелых последствий, таких как повторное помещение детей в Центры и лишение родителей родительских прав. В. Создание открытых приемных (общественных) для беспрепятственного обращения детей Такие общественные приемные целесообразнее всего открывать в местах максимально доступных для детей, например, в школах и других образовательных учреждениях. Кроме того, для обеспечения безопасности заявившего ребенка важно соблюдать конфиденциальность и анонимность информации, поэтому можно сделать веб-страницу приемной на сайте школы (или каком-нибудь молодежном сайте), организовать анонимную почту доверия в учебном заведении. Практика показывает, что подобный механизм выявления помогает решить многие вопросы, связанные с жестоким обращением, не только в семейной, но и школьной жизни, среди сверстников. Г. Проведение анкетирования, скрининга, тестирования школьников. Подобные мероприятия, направленные на изучение динамики семейной ситуации учащихся, касающейся их безопасности целесообразнее проводить в коллективах образовательных учреждений письменно, в дошкольных учреждениях (и младших классах школы) - в игровой форме. При проведении такой работы важно предварительно проводить образовательные курсы о недопустимости любых форм и проявлений жестокого обращения в отношении детей, способах защиты от жестокого обращения со стороны близких и чужих взрослых, сверстников с обязательным инструктажем о местных ресурсах помощи. Д. Поддержка и развитие на региональном и местном уровне деятельности института уполномоченного по правам ребенка. Второй этап: расследование сигнала о случае жестого обращения На этом этапе необходимо проведение предварительной оценки выявленного случая жестокого обращения, социально-психологическая диагностика ситуации семьи, проведение первичного интервью с детьми и родителями. После получения информации (сигнала) необходимо проведение проверки, целью которой является определить: а) имел ли место случай жестокого обращения, и б) безопасно ли ребенку оставаться в семье. Такую проверку могут проводить специалисты уполномоченных социальных учреждений, с представлением информации по результатам проверки в орган опеки и попечительства (или в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав). Для этого необходимо разработать и утвердить процедуру (форму) оценки состояния детей, пострадавших от жестокого обращения, которая в том числе может включать оценку способности другого родителя (лица его заменяющего), не совершавшего жестокое обращение, обеспечить безопасность и защиту ребенка в настоящее время и в дальнейшем. В последнее время все большее признание получает создание на местном уровне межведомственной службы экстренного реагирования (мобильная бригада, мобильная рабочая группа и т.п.) совместно с отделами внутренних дел, органами здравоохранения и социальной защиты населения. Целью деятельности мобильной бригады является ранняя профилактика социального сиротства посредством оказания экстренной и плановой социальной помощи семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении и остро нуждающимся в социальной поддержке. Задачами службы являются проверка сигналов о случаях жестокого обращения, оказание экстренной социально-психологической и правовой помощи несовершеннолетним, подвергшимся жестокому обращению. Оказание экстренной помощи детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, позволяет специалистам не только своевременно отреагировать на ситуацию, в которой оказался ребенок, но и провести первичные мероприятия помощи. К работе в мобильной бригаде могут привлекаться как представители органов внутренних дел, опеки и попечительства, КДН и ЗП, так и специалисты (психолог, нарколог, специалист по социальной работе и др.). Состав мобильной бригады при выезде формируется с учетом потребностей ситуации. работа специалистов выездной мобильной бригады способствует: - оперативному решению проблем семей, находящихся в социально опасном положении; - оказанию экстренной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке; - обеспечению доступности социальных услуг для семей с детьми, проживающими в отдаленных населенных пунктах. Специалистами выездной мобильной бригады в рамках плановых выездов проводятся профилактические мероприятия, родителям даются рекомендации по самостоятельному выходу из кризисной ситуации, оказывается содействие в укреплении социального статуса, материального положения, взаимоотношений в семье. Третий этап: оценка безопасности ребенка Своевременная и адекватная оценка безопасности и риска приобретает особое значение в ситуациях, когда ребенок подвергается физическому (сексуальному) насилию или находится в условиях отсутствия заботы и пренебрежения нуждами, так как при этих видах жестокого обращения ребенок может серьезно пострадать или погибнуть. Актуальное состояние ребенка оценивается по состоянию его физического здоровья, эмоциональному состоянию, опасности ближайшего социального окружения и наличию высокого риска для его безопасности, жизни и здоровья в случае оставления без помощи. Оценка физического состояния включает в себя оценку нанесенных повреждений и травм, степень истощения или длительное оставление без еды и питья (для маленьких детей), неоказание медицинской помощи, а также серьезные заболевания. Оценка эмоционального состояния включает в себя острые эмоциональные реакции: страх, гнев, панику и т.п. Оценка опасности среды включает в себя рассмотрение внешних условий, представляющих угрозу для ребенка (оставление без контроля или в опасном месте, нахождение с людьми, могущими нанести вред или неспособными обеспечить защиту). Помимо угрожающих жизни и здоровью ребенка обстоятельств учитываются наличие защитных факторов или ресурсов семьи. Изъятие ребенка из семьи - мера крайняя и не является необходимой, если в семье есть люди, которые могут обеспечить безопасность ребенка и постоянную заботу о нем, например, бабушки, разведенные родители, проживающие отдельно от ребенка и готовые взять на себя ответственность за его жизнь и воспитание и т.д. Примеры ряда угрожающих факторов при оценке безопасности в случаях пренебрежения нуждами: • ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи (имеет повреждения или обострения заболевания или находится в состоянии истощения и т.п.). • ребенок до 3 лет находится без надлежащего ухода, что угрожает его физическому здоровью. • ребенок остается голодным непрерывно в течение длительного времени, например: до 3 лет - несколько часов, до 6 лет - 24 часа и более, до 12 лет - более 3 суток. • ребенок маленького возраста в течение длительного времени находится дома без надзора взрослых, например: до 3 лет - несколько часов, до 6 лет - 24 часа и более, до 12 лет - более 3 суток. • ребенок младшего возраста находится на улице без взрослых в условиях, опасных для его жизни и здоровья или с угрозой высокого риска несчастного случая (например, в холодное время; рядом с водоемами; городским транспортом и т.п.). • ребенок, имеющий серьезные соматические или психические расстройства и нуждающийся в получении медицинской помощи, не получает ее, что может в ближайшее время привести к нарушению физического или психического здоровья. • ребенок до 3 лет остается с родителями, находящимися в состоянии выраженного алкогольного опьянения, при отсутствии в доме других взрослых, обеспечивающих адекватный присмотр и уход за ребенком. При оценке безопасности ребенка необходимо прийти к одному из решений: - семья способна самостоятельно справиться с проблемами, не нуждается во вмешательстве; или - положение ребенка признается небезопасным, тогда приходится принимать меры по обеспечению его безопасности. Изъятие из семьи всегда травматичный процесс для ребенка, поэтому применяется только в тех случаях, когда нет других возможностей защитить ребенка. Оценка риска жестокого обращения включает в себя следующие параметры: • Возраст и уровень развития ребенка (чем младше возраст, уровень развития ниже, тем больше вероятность жестокого обращения). • Частота и длительность воздействия, выраженность последствий и длительность пребывания в условиях плохого обращения, создающих очевидную угрозу физическому и психическому здоровью (длительность применения жестокости способствует интенсификации ее тяжести и частоты проявления). • Наличие в семье других взрослых, которые могут защищать и заботиться о ребенке. • Осознание родителями (опекунами) ребенка опасности и готовность не допустить повторение опасной ситуации. • Возможности социальных служб контролировать ситуацию. Условно при оценке риска нужно иметь в виду четыре основных уровня опасности для ребенка: 1.Низкий уровень риска - опасность трагических последствий для жизни и здоровья ребенка минимальная или отсутствует. Факты плохого обращения с ребенком не подтверждаются либо носят единичный характер, не влекут за собой явных последствий для ребенка, родители серьезно относятся к случившемуся и могут влиять на ситуацию с тем, чтобы она не повторилась. 2.Средний уровень риска - факты жестокого обращения с ребенком подтверждаются. Серьезные последствия для жизни и здоровья ребенка могут и не наступить в ближайшем будущем, однако, если этой семье не помогать, она неизбежно перейдет на более высокую степень риска и встанет вопрос об изъятии ребенка. Семья нуждается в постановке на учет в социальной службе и включении в реабилитационные программы. 3.Высокий уровень риска - оставление ребенка без немедленной помощи обязательно (с очень высокой степенью вероятности) приведет к смерти, заболеванию, физическим и психическим нарушениям, грубой дезадаптации ребенка. 4. Критический уровень - предполагает немедленное изъятиеребенка из семьи ввиду непосредственной угрозы его жизни и здоро-вью. Практически, когда речь идет о критическом уровне риска жесто-кого обращения, это означает, что оценка безопасности и оценка рискасовпадают. В случаях высокого риска необходимо прилагать безотлагательные усилия, направленные на его снижение. Это может быть либо изъятие ребенка, либо составление плана безопасности для ребенка. План безопасности представляет собой перечень конкретных действий, обеспечивающих безопасность ребенка, с указанием сроков, ответственных лиц (как со стороны родителей и родственников ребенка, так и со стороны государственных органов и социальных служб) и способов контроля за исполнением, подписанный всеми упомянутыми в нем лицами. План составляется на ограниченный период времени, и ребенок должен как можно меньше времени находиться в ситуации высокого риска. Если план безопасности не выполняется, и риск для жизни и здоровья ребенка не уменьшается, ребенок должен быть изъят из семьи и помещен в безопасные условия. План безопасности не заменяет собой реабилитационный план (план оказания помощи семье), направленный на разрешение проблем, которые обуславливают жестокое обращение. Его цель - обеспечить безопасность ребенку на время, необходимое для изучения проблем семьи и организации помощи. Четвертый этап: организация защиты ребенка, пострадавшего от жестокого обращения Каждая информация о случае жестокого обращения должна быть оценена на предмет риска и безопасности для ребенка, а факт жестокого обращения должен расследоваться. В случае если предполагается непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка (то есть риск высокий или критический) оценка и расследование факта ложится в первую очередь на представителей уполномоченных законом структур, которые могут организовать безопасность ребенку. Если предполагаемый риск низкого или среднего уровня, то оценкой и расследованием могут заниматься представители уполномоченных социальных служб или иных учреждений, которые могут оказать помощь семье в разрешении ее проблем. После оценки риска необходимо принять решение, остается ли ребенок дома; необходима ли выработка срочного плана безопасности для снижения риска, если он оценивается как высокий, или ребенка необходимо изъять из семьи и поместить в соответствующее учреждение, во временную семью или к родственникам, способным обеспечить безопасность и заботиться о ребенке. Даже если принимается решение об изъятии ребенка, необходимо с самого начала формировать конструктивные отношения с его родителями, чтобы сохранить возможность взаимодействия с ними при решении проблем ребенка в дальнейшем. Если расследование подтвердило наличие фактов жестокого обращения с ребенком и уровень риска повторения такого обращения расценен как средний, высокий или критический, то ребенок и семья становятся клиентами социальной службы. Диагностика проблем семьи и ребенка должна быть предваряющим этапом перед какими-либо действиями по отношению к ним. Диагностика проблем семьи подразумевает целенаправленное исследование не только социальных, но и психологических проблем, семейных отношений, динамики развития неблагополучия и т.д. Ее результаты позволят понять, с чем не справляется семья и в каком направлении ей нужно помогать, какие вопросы нужно решать, чтобы ситуация изменилась, какие у нее есть ресурсы. Все меры по защите ребенка в рамках открытого случая жестокого обращения осуществляются на основе единого реабилитационного плана, который предусматривает назначение из числа специалистов куратора случая, которому поручается проведение диагностики семейной ситуации и разработка комплекса мер помощи. Если в соответствии с семейным законодательством будет выявлено, что ребенок остался без попечения родителей, план по защите прав ребенка будет включать в себя меры по его устройству, во всех остальных случаях план включает в себя меры по реабилитации семьи и ребенка. План включает в себя цели, задачи, действия, сроки и ответственных лиц. Цели работы с семьей в реабилитационном плане формируются исходя из потребностей ребенка (например, жизнеустройство, прекращение насилия, адаптация ребенка к школе и т.п.). Задачи отражают те проблемы, которые необходимо разрешить для достижения поставленных в плане целей (например, содействие родителям в получении наркологической помощи, устройство ребенка в детский сад и т.п.). Обычно проблемы, имеющиеся в неблагополучной семье, взаимозависимы, поэтому выделяется ряд целей и вытекающих из них задач и разрабатывается последовательность конкретных действий для их достижения (например, договориться с завучем о помощи в разрешении конфликта ребенка и учителя, сходить вместе с матерью оформить пособие и т.п.). План должен указывать конкретные сроки исполнения действий и ответственное лицо. План реабилитации составляется не только для социального работника, но и для семьи. родители должны понимать, на что направлены усилия соцслужбы, что нужно делать для того, чтобы в семье произошли изменения и какие, почему это необходимо для ребенка, какая у них роль в этом процессе. Оптимальный вариант, когда уже на первых этапах удается привлекать к составлению плана родителей, с тем чтобы действия социальной службы не воспринимались как навязанные извне. С целью повышения эффективности профилактической работы, учета различных факторов семейной ситуации, разработанный план целесообразно рассмотреть на профессиональном консилиуме междисциплинарной команды специалистов. При составлении Плана реабилитации члены семьи ребенка привлекаются не только к обсуждению проблем, но и к его составлению. Привлекается к решению проблем семьи ее ближайшее окружение, поскольку важно мотивировать на позитивные изменения ситуации не только саму семью, но и окружение, среду. При составлении Программы реабилитации специалисты продумывают, какую помощь семье могут оказать органы и учреждения системы профилактики данной территории, ведут работу по вовлечению этих специалистов в реализацию Программы. План после согласования консилиумом утверждается органом опеки и попечительства или Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Одним из мотивов отказа от сотрудничества является боязнь семьи разглашения информации. В связи с этим, конфиденциальность информации - неразглашение специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, ставших им известными в ходе осуществления деятельности по раннему выявлению детей, нуждающихся в помощи государства, и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, является обязательным условием осуществления деятельности. Пятый этап: мониторинг динамики семейной ситуации План всегда имеет конкретный ограниченный срок, в течение которого должна быть проделана зафиксированная работа. Отслеживание динамики работы с семьей позволяет не работать впустую, когда принятые меры не достигают намеченной цели, и вовремя корректировать план. При работе с неблагополучными семьями нередко случается, что состояние семьи ухудшается (например, родители срываются в продолжительный запой) - тогда вновь необходимо произвести оценку риска для ребенка и возможности пребывания его в семье. Необходимо осуществлять регулярные обзоры достигнутых результатов работы с семьей и пересмотр целей, если они не достигаются. Полезной является разработка одновременно нескольких альтернативных планов работы, которые могут реализовы-ваться в зависимости от динамики семейной ситуации. Например, если работа с родителями по отказу от злоупотребления алкоголем в течение длительного времени оказывается безуспешной, то с некоторого времени, не прекращая работу с родителями, приходится начинать работу по подбору альтернативного жизнеустройства - поиск родственников и потенциальных опекунов, подбор замещающей семьи и т.д. Шестой этап: завершение помощи По итогам проведенных реабилитационных мероприятий необходимо осуществление профессионального мониторинга состояния семьи и ребенка. Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач, необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжении и перспективах реабилитационной работы с семьей. Опыт показывает, что работа с неблагополучной семьей редко длится менее двух-трех лет. В связи с такой длительностью критерии того, когда работа может быть завершена, как правило, размываются. Необходимость отслеживать момент возможного прекращения работы диктуется двумя обстоятельствами: экономией ресурсов и значимостью для семьи понимания того, что она сама способна справляться со своими проблемами и не требует помощи социальных служб, т.к. часто семьи, которые очень долго получают социальную помощь, привыкают к ней и не реализуют все свои возможности для самостоятельной жизни. Третичная профилактика Инфраструктура услуг по реабилитации пострадавших, а также совершивших жестокое обращение, предполагает создание условий для проведения социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, а также расширение сети служб по оказанию социальных услуг по предоставлению временного приюта женщинам с детьми, пострадавшим от жестокого обращения. -реализация комплекса услуг по помощи пострадавшим от жестокого обращения детям возможна при четкой координации деятельности межведомственных структур, что порой затруднительно. Успешность реализации такой модели зависит от личностного фактора специалистов и руководителя. Предпочтительным является создание структурной единицы оказания такой помощи на уровне муниципалитета - кризисной службы для детей и подростков, являющейся системообразующей единицей всей реабилитационной работы пострадавших от жестокого обращения детей на конкретной территории. Основными задачами кризисной службы являются: -предоставление условий для временного проживания несовершеннолетних, попавших в экстренную, опасную жизненную ситуацию, угрожающую их физическому и психическому здоровью; -оказание экстренной социально-психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения и насилия. Данная структурная единица может быть создана как государственное/муниципальное учреждение (социальное обслуживание населения, образование, здравоохранение), как структурное подразделение (отделение) учреждения, негосударственное учреждение, выполняющее работу по реабилитации детей на основании государственного/муниципального заказа. Помимо непосредственной работы с детьми и семьями, служба также может осуществлять просветительскую и психопрофилактическую работу с населением, участвовать в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и других коллегиальных органов, организовывать повышение квалификации специалистов, работающих с детьми в конкретном муниципалитете, по вопросам выявления случаев жестокого обращения и помощи пострадавшим детям. Структура кризисной службы для детей может быть различной, наиболее полный ее вариант включает в себя: • кризисный телефон экстренной психологической помощи (детский телефон доверия); • подразделение консультативной психолого-медико-социальной помощи; • подразделение психолого-педагогической помощи; • подразделение социально-правовой помощи; • подразделение временного пребывания (с временным проживанием). основные задачи работы этих подразделений. Кризисный телефон экстренной помощи: • оказание непосредственной экстренной психологической помощи детям и подросткам, а также их родителям в кризисных ситуациях, в том числе при угрозе суицида; • оказание консультативной помощи родителям по вопросам, связанным с проблемами детского и подросткового возраста; • приглашение на прием детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации и нуждающихся в оказании медико-психологической, педагогической и социальной помощи; • информирование обратившихся о наличии и возможностях других учреждений, оказывающих очную консультативную медицинскую, социальную и другую помощь детям и подросткам; • направление обратившихся в соответствующие организации для получения помощи, в том числе наркологической, психиатрической, социальной, а также помещение детей и подростков в приюты. Подразделение консультативной психолого-медико-социальной помощи: • оказание непосредственной индивидуальной медико-психологической помощи при кризисных проблемах детям, подросткам и их семьям, включая решение диагностических и психотерапевтических задач; • оказание экстренной помощи детям и подросткам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения (включая при необходимости организацию правовой (юридической), медицинской помощи в других учреждениях); • оказание помощи подросткам на начальных этапах употребления наркотиков; консультирование родителей, обнаруживших, что их дети употребляют наркотики; • психологическое консультирование детей и подростков, имеющих проблемы в социальной, семейной и школьной адаптации; • проведение индивидуальной, семейной и групповой психотерапии; • групповые формы работы (групповая психотерапия, коммуникативные тренинги, арттерапия и т.д.); • при необходимости направление в соответствующие организации другого профиля. Подразделение психолого-педагогической помощи: • проведение диагностики уровня развития ребенка, соответствия возрастным нормам, особенностей усвоения учебной программы, социально-педагогической запущенности, диагностика нарушений мотивации к учебной деятельности; • коррекция социально-педагогической запущенности; • проведение мероприятий, направленных на формирование позитивной мотивации к учебной деятельности; • формирование успешности и адекватной самооценки в процессе учебной деятельности; • адаптация ребенка к школе; • налаживание взаимодействия с учреждением, в котором учится ребенок; • организация социально-терапевтической среды (группы самопомощи и т.п.) Подразделение социально-правовой помощи: • юридическая консультация по защите прав ребенка и семьи, обеспечению безопасности ребенка; • защита интересов ребенка в суде; • взаимодействие с различными государственными и общественными организациями, оказывающими конкретную материальную, правовую и другую помощь; • организация сопровождения ребенка в различные учреждения (например, в ситуации ранней беременности организуется прием девушки в организацию, оказывающую медицинскую помощь, сопровождение; в учреждение, предоставляющее возможность временного проживания и т.п.); • направление и сопровождение детей в приюты. для организации эффективной деятельности кризисной службы необходимо обеспечить следующие условия: 1.доступность помощи: режим работы службы должен быть оптимальным и предусматривать максимальную доступность для желающих обратиться за помощью в удобное время. 2.командный подход в работе специалистов: каждый случай жестокого обращения должен быть исследован с позиций различных специалистов (психолог, врач, специалист по социальной работе, педагог, юрист). работа команды невозможна без регулярной супервизии случаев, постоянного получения необходимой информации, обмена опытом с поиском вариантов оказания помощи. 4. соблюдение конфиденциальности очень важно для детей, которые болезненно относятся к необходимости обращаться за помощью после случаев жестокого обращения (особенно, если речь идет о сексуальном насилии). 5. сочетание разных форм и методов оказания помощи. В зависимости от конкретного случая и ситуации ребенка, особенностей его психического состояния: - выявление и диагностика перенесенного жестокого обращения; - восстановление психоэмоционального равновесия несовершеннолетних, переживших жестокое обращение, возвращение доверия к миру, к окружающим; - психокоррекция, психопрофилактика, психологическое консультирование и сопровождение перехода к новому образу жизни несовершеннолетних; - восстановление семейных и других социальных систем, умения использовать собственные внутренние ресурсы для противостояния насилию или преодоления негативных последствий; - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. дети, пострадавшие от насилия, как правило, нуждаются в различных видах помощи: медицинской, правовой, психологической, социальной. Оказание медицинской помощи Медицинское обследование является важной частью помощи ребенку и проводится в следующих целях: - выявление физических повреждений, которые требуют медицинской помощи; - выявление последствий изнасилования: беременность, заболевания, передающиеся половым путем; - сбор доказательств, если таковые имеются, для возможного возбуждения уголовного дела. Часто для его проведения требуется получение согласия родителей (опекунов). Проведение медицинского обследования должно быть организовано с учетом возможной вторичной травматизации пострадавшего ребенка. для этого необходимо организовывать сопровождение и эмоциональную поддержку пострадавшего ребенка (это могут делать специалисты-кураторы, участковые социальные специалисты, психолог, медсестры или студенты-волонтеры, которые будут психологически подготовлены к оказанию медицинской помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения). В неблагополучных семьях родители часто небрежно относятся как к собственному здоровью, так и здоровью детей, поэтому необходимо целенаправленно планировать решение вопросов организации медицинской помощи силами специалистов социальной службы: договоренность о приеме ребенка конкретным специалистом, налаживание связей с поликлиникой, сопровождение ребенка в медицинское учреждение и сбор медицинских справок или, что более важно, мотивирование родителей на оказание ребенку необходимой помощи. один из распространенных способов временного решения многих проблем детей из таких семей - направление ребенка в санаторий на обследование или реабилитацию, поскольку на определенное время ребенок оказывается в безопасной обстановке, получает регулярное питание, медицинскую помощь. Вместе с тем, санаторий - это также учреждение временного пребывания, что имеет свои минусы, связанные с ослаблением детско-родительских отношений, отвыканием родителей от ребенка, которые иногда начинают злоупотреблять алкоголем особенно активно. В случае помещения ребенка в санаторий важно не оставлять без внимания его семью: стимулировать родителей на регулярное посещение санатория; организовать бытовую помощь, которую трудно осуществить, когда ребенок находится дома, например, ремонт; настраивать родителей на то, чтобы они готовились к встрече ребенка из санатория и т.д. Правовая помощь организация правовой помощи пострадавшим при современном законодательстве и судебно-следственной практике представляет значительные сложности: • многие пострадавшие от жестокого обращения дети (иногда и окружающие взрослые) не воспринимают жестокое обращение с ними как нетерпимое посягательство на права личности и потому сомневаются в возможности получения правовой помощи; • представители органов внутренних дел, воспринимая жестокое обращение как повседневную практику воспитания детей, не принимают пресекающих мер; • поскольку ребенок, пострадавший от жестокого обращения, продолжает проживать со своим «обидчиком» (чаще всего это родители и лица их заменяющие), то он испытывает давление с их стороны, страх перед еще большим наказанием в случае обращения за помощью, неуверенность в том, что правоохранительные органы могут осуществить их защиту, - все это увеличивает чувство незащищенности у пострадавшего; • существенную роль играют опасения за распространение информации о жестоком обращении (особенно о сексуальном насилии) в школах, других учебных учреждениях, среди родственников и знакомых. Все перечисленное способствует тому, что лишь незначительная часть случаев жестокого отношения с детьми пресекается правовыми способами и тем более доходит до суда. В этой связи, вопросы планирования получения правовой помощи, а также процедуры ее получения, должны решаться прежде всего в интересах конкретного пострадавшего ребенка. решение об обращении в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела должны принимать сами пострадавшие и/или их родители, уполномоченные органы. Важно только, чтобы ребенок, его родители или законные представители были достаточно проинформированы специалистом о возможных проблемах и решали вопрос о получении правовой помощи и защиты (в том числе, о возбуждении уголовного дела) осознанно. Оказание психологической помощи Наиболее важной составляющей при оказании помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, является психологическая помощь. Это связано с тем, что в отличие от соматических последствий жестокости (физические травмы, при сексуальном насилии - заболевания, передающиеся половым путем, беременность) психологические последствия могут длиться достаточно долгое время и определять жизнь человека в семье, взаимоотношения с окружающими людьми, вызывать различные коммуникативные трудности. Условно можно выделить три основных компонента психологической помощи ребенку, переживающему последствия жестокого обращения: 1. работа с пострадавшим ребенком в рациональном и эмоциональном ключе по преодолению страха, отвращения, ненависти и других переживаний. 2. Психологическая работа с ребенком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию жестокого обращения, связанная с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослым, часто противоположного тому, который они получают в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь ситуаций домашнего насилия и т.п. 3. Работа с ближайшим социальным окружением ребёнка (в первую очередь, родителями) по развитию навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержке и эмпатии. Сложности, которые есть у этих родителей в отношениях с детьми, супругами и партнерами, государством, как правило, связаны с серьезными психологическими проблемами, часто уходящими корнями в собственное детство родителей. Большей частью эти проблемы не осознаются, и на первый план выдвигаются материальные или ситуационные проблемы. Планирование психологической помощи должно включать помощь в преодолении проблем, связанных с употреблением алкоголя и/или наркотиков. Несмотря на потребность в решении психологических проблем, оказывать психологическую помощь семьям (особенно родителям) с высоким риском жестокого обращения достаточно трудно. Условием успешности психологической работы является регулярность ее получения. Эффективность психологической помощи почти полностью зависит от того, насколько удастся сформировать доверительные отношения между психологом и клиентом (что позволяет обсуждать наиболее острые проблемы), и появления хоть сколько-нибудь устойчивой мотивации к сотрудничеству. Социальная помощь существуют различные формы социальной помощи - виды социальных услуг, часть которых оказывают государственные учреждения, другие - общественные некоммерческие организации. Все они так или иначе стремятся воздействовать на семью и отношения в ней. Так, например, помощь в оформлении пособий и/или получении других видов материальной помощи является подспорьем для решения ряда других задач помощи семье и ребенку: - это хороший старт для взаимодействия родителей с социальной службой на начальных этапах работы с семьей, помогая родителям получить какие-либо материальные выплаты, специалист социальной службы имеет возможность поговорить о проблемах семьи и о детях, провести первичную диагностику ситуации; - это может стать условием для участия родителей в реабилитационных программах. Помощь детям и родителям в оформлении необходимых для жизнедеятельности документов (паспорта, свидетельства о рождении, регистрации по месту жительства, медицинских карт, свидетельств социального страхования, ИНН, справок о постановке на учет в центр занятости и т.п.), которые нередко отсутствуют в семьях с высоким риском жестокого обращения. Порой без этих документов невозможно организовать помощь ребенку, именно поэтому социальные службы помогают родителям их получать, восстанавливать и т.д. Содействие в устройстве на работу, ценность которого состоит не только в получении ресурсов для содержания семьи, но в организации жизни, временного режима, ответственности, повышении собственной значимости. Работа структурирует жизнь, вводит в нее определенный распорядок, создает новые впечатления и предоставляет возможности для общения, круг которого в повседневной жизни у них обычно ограничен людьми со сходным социальным статусом. Адаптация на работе помогает многим родителям меньше подчиняться настроению, приходить вовремя, преодолевать недомогания и т.д. Организация досуговой деятельности позволяет структурировать семье с высоким риском жестокого обращения свободное время, которого в таких семьях, как правило, много. Однако они не умеют конструктивно организовывать его, получать положительные эмоции, устанавливать контакты: не отмечают детям день рождения (или рассматривают его как очередной повод выпить), не дарят на Новый год подарки и не наряжают елку, не умеют устраивать семейные праздники и т.д. Поэтому организация досуговой деятельности играет особую роль в помощи таким семьям и в первую очередь детям из этих семей. Она может осуществляться в виде праздников, занятий в кружках, театральных студиях, ремесленных мастерских, экскурсий, посещений театров и музеев, просмотров тематически подобранных кинофильмов и чтением книг с последующим обсуждением, просто игр, занятий спортом, походов, выездов за город и т.п. Все эти виды досуговой деятельности создают множество возможностей для влияния на детей и родителей, их семейные отношения. В частности, по отношению к детям посещение досуговых мероприятий позволяет: • проводить свободное время под присмотром взрослых, а не на улице; • приобретать и развивать полезные навыки, иногда лучше справляться с учебой; • получить положительные переживания, а при необходимости помощь и эмоциональную поддержку от специалистов; • создает относительно безопасное пространство для общения со взрослыми и сверстниками; По отношению к родителям досуговая деятельность дает возможность: • увидеть своего ребенка в ситуации успеха и в большей мере почувствовать себя родителями; • получить поддержку и положительное подкрепление со стороны специалистов социальной службы; • расширить круг общения, на какое-то время оторваться от привычной угнетающей обстановки; • приобрести навыки ответственного родительства, научиться играть и делать что-то вместе с детьми; • почувствовать себя менее одинокими и отверженными со своими проблемами. Наиболее важная часть досуговой деятельности - это совместная занятость детей и родителей под присмотром и при участии специалиста, которая способствует формированию более близких эмоциональных отношений между детьми и родителями, возвращает детям чувство связи с родителями, ощущение своей нужности им. Задача специалистов в этом случае - отслеживать, как оно происходит, помогать разрешать конфликты, отмечать, проговаривать и поощрять успехи обеих сторон (в таких ситуациях родители не меньше детей нуждаются в похвале). Нередко родителям оказывается полезно общаться и что-то делать не только со своими детьми, но и с детьми других присутствующих родителей. Общение с чужим ребенком зачастую выстраивается легче, чем со своим, потому что оно эмоционально менее заряжено. Наблюдение за тем, как другие взрослые общаются (например, играют, объясняют, показывают, хвалят) с его ребенком, значительно увеличивает репертуар реакций и дает новые возможности в общении. специалисты, благодаря постоянному контакту с детьми и/или родителями в ходе досуговой деятельности, имеют возможность находиться в курсе того, что происходит у ребенка дома и в школе, и при необходимости вовремя принять меры по оказанию ему помощи. Одной из комплексных форм организации досуга детей является организация внешкольного пребывания детей. Один из распространенных в последнее время форматов работы здесь - социальные гостиные при школе, задачей которых является создание условий для внешкольного пребывания детей из неблагополучных семей, в первую очередь с высоким риском жестокого обращения. социальные гостиные позволяют сочетать практически все перечисленные выше виды досуговой деятельности, а также способствуют изменению отношения учителей к таким детям, что влияет на отношение ребенка к школе и учебному процессу. Учителя значительно больше узнают о жизни ребенка (в том числе со слов своих коллег, которые обычно делятся в учительской информацией и переживаниями) и начинают лучше понимать его трудности. Другой формой является индивидуальная работа с детьми в центрах (отделениях) дневного пребывания, которые часто действуют в структуре учреждений социального обслуживания населения. Цель такой работы - оказание помощи и социальная адаптация детей группы риска по жестокому обращению. В центрах дневного пребывания дети проводят ограниченное время - как правило, после уроков в обычной школе, если ребенок ее посещает, или же с утра до вечера. Учреждения дневного пребывания обычно выполняют следующие задачи: - организация питания и досуга; - обучение; - оказание помощи семьям этих детей с целью нормализации отношения к ребенку, стимулирование родителей к выполнению родительских обязанностей; - оказание социальной поддержки и материальной помощи детям и их семьям; - оказание медицинской и психологической помощи; - поиск других возможностей нормального устройства жизни ребенка или подростка (привлечение родственников, устройство в приют или другие учреждения интернатного типа, помощь в профессиональном самоопределении). Домашнее визитирование семей специалистом социальной службы позволяет решать следующие задачи: • отслеживание условий жизни и состояния ребенка; • установление контакта с родителями; • диагностика проблем семьи и ребенка; • мотивирование родителей на изменения; • помощь в решении конкретных бытовых проблем, оказывающих существенное влияние на жизнь ребенка (например, обучение молодой матери уходу за ребенком); • привлечение родителей к другим формам реабилитации (посещение досуговых мероприятий, праздников, психологических групп и консультаций и т.д.). Домашнее визитирование можно рассматривать как одну из форм патронажа семей, осуществляемого домашними помощниками или индивидуальными тьюторами с целью достижения более глубокого уровня реабилитационной работы. Домашнее визитирование помогает специалисту увидеть реальные условия жизни семьи и ребенка, получить фактический и иллюстративный материал, который может обсуждаться с родителями. При работе с глубоко дезадаптированными семьями на первых этапах посещение на дому нередко является единственным способом поддержания контакта с семьей. Иногда специалистам социальной службы приходится навещать семью совместно с другими представителями власти (органами опеки, милицией, педагогами и т.д.), что не позволяет сформировать контакт с семьей, они чаще носят диагностический характер или осуществляются, чтобы оказать давление на родителей. Каждая встреча, беседа, посещение на дому должны быть направлены на решение определенных задач (например, добиться, чтобы мать готовила утром завтрак ребенку или сдала анализы, чтобы встать на учет в женскую консультацию; сориентироваться в том, насколько родители злоупотребляют алкоголем и нуждаются ли они в медицинской помощи и т.д.). специалисту важно понимать, чего он добивается в ходе этой встречи, отслеживать достигнуты ли результаты, продумывать способы их достижения и анализировать причины неудачи. специалисты могут несколько раз в неделю посещать семьи, брать на себя отдельные функции родительского контроля, например, проверять домашние задания, договариваться с учителями и пытаться разрешить имеющиеся сложности в школе, учить детей стирать белье, мыться, организовывают досуг, следят за питанием, проводят развивающие мероприятия, оказывают психологическую помощь и проч. Частота и продолжительность домашнего визитирования определяется задачами, которые стоят перед специалистом, однако общий принцип заключается в том, что чем больше семья способна делать сама, тем большая часть социально-психологической работы должна проводиться вне дома. Условно можно выделить три основных этапа работы домашнего визитирования: 1.Знакомство с семьей. 2.Реабилитационный этап (вовлечение в терапевтические группы поддержки, индивидуальное консультирование). 3.Заключительный этап (посещен |