Основные подходы к определению понятия государства В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство", например: · общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства (Н. Коркунов); · естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка (Л. Гумплович; · союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью (Л. Тихомиров); · союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории (Е. Трубецкой); · союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти (И. Ильин). Общее: специфические видовые отличия государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. Но ни одно из множества известных определений государства не является исчерпывающим, они лишь позволяют сделать следующие методологически значимые выводы: 1. государство - это продукт общественных отношений; 2. государство - это форма существования общества; 3. государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая структура всех сфер жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной): «…с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности»; 4. при любом определении государства речь идет и о системе властных государственных органов; 5. потребности общества определяют назначение, функции, цели и задачи государства. Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства: теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата); · классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения); · юридический (государство - юридическая персонификация нации); · социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении); · кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями) . А.Б. Венгеров отмечает, что обобщение взглядов многих философов и теоретиков позволяет рассматривать государство с помощью следующих подходов: 1. государство как союз, объединение людей для обеспечения их благоденствия, защиты; 2. государство как определенная коллективность, ассоциация, создаваемая публично-властными отношениями и институтами; 3. государство как аппарат, особый слой людей, призванных управлять другими людьми; 4. государство как инструмент, машина, предназначенная для осуществления справедливости; 5. государство как действительность нравственной идеи, живой развивающийся организм; 6. государство как орудие господствующего класса для подавления классовых противников. Вывод, государство должно выступать как властная система, ради достижения конкретных целей организующая общество в границах определенной территории и координирующая главные стороны его жизни. К признакам государства можно отнести: наличие публичной власти; организация общества (населения) в границах определенной территории; налоги и сборы; суверенитет; издание общеобязательных правил поведения; государственный язык; символы государства (герб, гимн, флаг). При этом первые три признака отличают государство от организации первобытного общества, а остальные - от других организаций. |