Способы разрешения юридических коллизий Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, процедуры их устранения. На уровне практического правоприменениясоответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами: а) если противоречащие друг другу акты изданы разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т. е за основу берется принцип иерархии нормативных актов. Так, коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенством и высшей юридической силой; б) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; в) если возникают коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями и уставами, то приоритет имеют общефедеральные. В ст. 76 Конституции РФ говорится, что федеральные конституционные и иные законы, изданные в пределах ее ведения, имеют прямое действие на всей территории Федерации; г) если возникают коллизии между национальным (внутригосударственным) и международным правом, то приоритет имеют международные нормы. Кроме указанных правил юридические коллизии могут быть разрешены путем: - толкования;
- принятия нового акта;
- отмены старого;
- внесение изменений или уточнений в действующие нормативные акты.
В некоторых случаях нужны соответствующие процедуры для преодоления разногласий, разрешения споров по поводу противоречий в юридической сфере. Процедуры разрешения юридических коллизий и споровможно условно разделить на две большие группы: 1) согласительные (для преодоления разногласий); 2) судебные процедуры (для рассмотрения и разрешения споров сторон). Согласительная процедураесть порядок рассмотрения разногласий между органами государственной власти, иными субъектами, добровольно одобренный ими. В Российской Федерации применяются следующие виды согласительных процедур. 1. Создание и деятельность согласительных (паритетных) комиссий. Онимогут создаваться: - конфликтующими сторонами. Порядок работы таких комиссий и принятия ими согласованных решений может быть предусмотрен в протоколе, подписанном сторонами, либо в двустороннем договоре (соглашении) между соответствующими органами государственной власти. Так, федеральные органы исполнительной власти вправе создавать согласительные комиссии в отраслях и сферах, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Они образуются на основе совместного решения соответствующих органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;
- Президентом РФ, которыйможет использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Президент РФ применяет согласительные процедуры по собственной инициативе или по предложению конфликтующих сторон;
- Правительством РФ. Это может произойти в случае возникновения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов.
2. Процедура рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации. Вэтом случае может создаваться согласительная комиссия из числа депутатов и членов Совета Федерации на паритетных началах. Предусмотрена процедура создания и деятельности специальных комиссий и для преодоления разногласий по федеральному закону с Президентом РФ. 3. Использование третейского разбирательства. Всфере арбитражного судопроизводства существует возможность передачи споров по согласию сторон на разрешение третейского суда, предусмотренная Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Решения третейских судов исполняются добровольно. Судебные процедуры разрешения споров.Разногласия и коллизии между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов могут быть по инициативе их участников предметом судебного разбирательства. Особая роль принадлежит Конституционному Суду РФ в разрешении коллизий, возникающих в сфере федеративных отношений, взаимодействия ветвей власти, реализации прав граждан, осуществления различными органами и должностными лицами своих полномочий. Решения, принимаемые Конституционным Судом, имеют нормативно-регулирующее значение. От коллизий правовых норм следует отличать их конкуренцию, когда не противоречащие друг другу две, три и более норм регулируют один и тот же круг родственных общественных отношений, только с разной степенью конкретизации, детализации, объема и т. д. Это, как правило, нормы разной юридической силы, уровня, исходящие от неравнозначных правотворческих органов. В таких случаях нормы действительно как бы конкурируют между собой и в принципе это нормально. Негативным же явлением выступают именно коллизии, когда сталкиваются друг с другом не просто не согласующиеся, а нередко взаимоисключающие предписания. Конкуренция не обладает признаком автономности. Конкуренция возникает лишь в одной отрасли права. Конкуренция возникает только между общей и специальной нормами. Конкуренция имеет место только по поводу конкретного правоотношения. Конкуренция направлена внутрь, на совершенствование нормы. Билет 15-46 Государственный и политический режимы: понятие, соотношение, классификация. Вопрос о понятии государственного и политического режима является дискуссионным. Одни авторы отождествляют данные понятия и определяют его как совокупность способов и методов осуществления государственной власти, другие отмечают в них различия. Они отмечают, что: Политический режим – это автономный элемент формы государства, который представляет собой систему методов, способов и средств осуществления политической власти, отражающая состояние прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам своей деятельности. По мнению исследователей, основными признаками политического режима являются: · степень участия населения в механизмах формирования политической власти; · избирательная система, т.е. правила, с помощью которых происходит избрание кандидатов в высшие органы власти; · партийная система, которая определяет сущность политического режима; · принцип легитимности органов государственной власти; · способы принятия политических решений; · соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; · гарантированность прав и свобод личности; · степень верховенства закона во всех сферах жизни общества; · характер правового регулирования {стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; · принципы взаимоотношений общества и власти; · место и роль заинтересованных групп {лобби, групп давления, профсоюзов и других организаций) в политической системе общества; · политическое и юридическое положение и роль в обществе государственных силовых структур. В зависимости от степени социальной свободы индивида, гарантированности ее прав и свобод, характера взаимоотношений государства и общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного насилия. Для тоталитарного режима характерны следующие признаки: · полное поглощение государством всего общества и конкретного человека; · крайняя степень централизации власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию, или узкой группы лиц из правящей элиты; · формирование государственной власти, бюрократичееким закрытым способом ш недоступность ее для контроля со стороны общества; · регламентация общественных отношений на основе принципа «дозволено только то, что: прямо разрешено законом»; · господство единственной массовой партии, провозгласившей себя руководящей и направляющей силой и фактически сросшейся е государством; · отрицание естественных прав человека, признание только дарованных государством прав, которые носят декларативный, формальный характер; · наличие монопольной, официальной идеологии, которая всеми признается и выступает в качестве механизма, формирующего потребности и мотивы поведения индивида и интегрирующего общество вокруг приоритетных целей; · активная мобилизация населения на выполнение политических к социальных задач с помощью страха, насилия, принуждения; · монополия власти на информацию, полные, контроль за средствами массовой информации; · всеобщий полицейский надзор за обществом, призванный пресекать любые проявления инакомыслия и инакодействия, систематический террор по отношению к противникам; · мощный военно-промышленный комплекс, многочисленная армия как основная опора режима. Авторитарный режим — это такой тип режима, основу которого составляет диктатура одного конкретного лица или группы. Авторитаризм — своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Сущностной особенностью данного режима выступает характер отношений власти и общества, государства и личности, построенные в большей степени на принуждении, чем на убеждении. К общим чертам авторитарного политического режима относятся следующие: · отчуждение народа от реальных рычагов власти; · сосредоточение определенных властных полномочий в руках одного человека (монарха, политического лидера) либо группы (военной хунты, религиозного клана); · сведение роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов, усиление роли исполнительно-распорядительных органов; · циркуляция элит происходит путем кооптации, т.е. волевым введением их в руководящие структуры на основе личных симпатий и преданности вождю; · отказ от полного, тотального контроля за всеми сферами общественной жизни. Власть оставляет под полным контролем собственную безопасность, национальную оборону, общественный порядок и внешнюю политику. Экономика, культура, религия, частная жизнь остаются вне контроля. Действует принцип «разрешено все, кроме политики»; · основные методы государственного управления — командные, административные; практически не применяются массовые репрессии, отсутствует террор; · монополизация политики, означающая запрет политической оппозиции, политических партий, общественных организаций и других субъектов политики. В отдельных случаях допускается «ограниченныйплюрализм» в виде ограниченного числа профсоюзов, политических партий, действующих под строгим контролем власти; · отсутствие единой «священной» идеологии, навязанной всему обществу, опора на размытую концепцию «национального интереса» и популизм; · права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Основные гражданские права режим подавляет; · силовые структуры находятся вне контроля со стороны общества и используются в сугубо политических целях. Типичные примеры авторитарного режима — режим Пиночета в Чили, Амина в Уганде, Насера в Египте, Маркоса на Филиппинах, Чан Кайши на Тайване, аятоллы Хомейни в Иране. Демократия» означает «народовластие, власть народа». Однако нигде в мире не реализована ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении демократического политического режима. Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима, который обладает следующими признаками: · источником власти является народ; · решения принимаются большинством с учетом мнения меньшинства: народ имеет право влиять на выработку политических решений; · политическая власть носит легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами; · действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом»; · признание и реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; · доминируют методы убеждения, согласования, компромисса; силовые методы используются в исключительных случаях; · силовые структуры находятся под демократическим контролем общества; · высокая степень реализации и гарантированности прав человека; · институциональный и политический плюрализм, предполагающий деятельность разнообразных правовых институтов, соревновательность политических партий, движений, массовых объединений, ассоциаций и т.д. Государственный режим – совокупность средств, способов и методов осуществления государственной власти. Понятие «политический режим» шире по своему объему, чем государственный. Оно включает в себя средства, способы и методы как государственного, так и негосударственного воздействия на общество. В отличие от политического, государственный режим представляет совокупность средств и методов реализации государственной власти только с помощью государственного механизма. Государственные режимы подразделяются на два типа: автократические и демократические. |