МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Способы разрешения юридических коллизий





Под способами разрешения юридических коллизий понимают­ся конкретные приемы, процедуры их устранения.

На уровне практического правоприменениясоответствующие ор­ганы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

а) если противоречащие друг другу акты изданы разными ор­ганами, то применяется акт, обладающий более высокой юриди­ческой силой, т. е за основу берется принцип иерархии нормативных актов. Так, коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенс­твом и высшей юридической силой;

б) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то приме­няется последний по принципу: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;

в) если возникают коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями и уставами, то приоритет имеют общефедеральные. В ст. 76 Кон­ституции РФ говорится, что федеральные конституционные и иные законы, изданные в пределах ее ведения, имеют прямое действие на всей территории Федерации;

г) если возникают коллизии между национальным (внутригосу­дарственным) и международным правом, то приоритет имеют международные нормы.

Кроме указанных правил юридические коллизии могут быть разрешены путем:

  • толкования;
  • принятия нового акта;
  • отмены старого;
  • внесение изменений или уточнений в действующие норма­тивные акты.

В некоторых случаях нужны соответствующие процедуры для преодоления разногласий, разрешения споров по поводу противо­речий в юридической сфере.

Процедуры разрешения юридических коллизий и споровможно условно разделить на две большие группы:

1) согласительные (для преодоления разногласий);

2) судебные процедуры (для рассмотрения и разрешения споров сторон).

Согласительная процедураесть порядок рассмотрения разногла­сий между органами государственной власти, иными субъектами, добровольно одобренный ими.

В Российской Федерации применяются следующие виды согла­сительных процедур.

1. Создание и деятельность согласительных (паритетных) ко­миссий. Онимогут создаваться:

  • конфликтующими сторонами. Порядок работы таких ко­миссий и принятия ими согласованных решений может быть предусмотрен в протоколе, подписанном сторонами, либо в двустороннем договоре (соглашении) между соот­ветствующими органами государственной власти. Так, фе­деральные органы исполнительной власти вправе создавать согласительные комиссии в отраслях и сферах, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъ­ектов. Они образуются на основе совместного решения соответствующих органов исполнительной власти Россий­ской Федерации и ее субъектов;
  • Президентом РФ, которыйможет использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Президент РФ применяет согласительные процедуры по собственной инициативе или по предложению конфликтующих сторон;
  • Правительством РФ. Это может произойти в случае воз­никновения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов.

2. Процедура рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации. Вэтом случае может создаваться согласитель­ная комиссия из числа депутатов и членов Совета Федерации на паритетных началах. Предусмотрена процедура создания и деятель­ности специальных комиссий и для преодоления разногласий по федеральному закону с Президентом РФ.

3. Использование третейского разбирательства. Всфере арбит­ражного судопроизводства существует возможность передачи спо­ров по согласию сторон на разрешение третейского суда, преду­смотренная Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Решения третейских судов исполняются добровольно.

Судебные процедуры разрешения споров.Разногласия и коллизии между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов могут быть по инициативе их участников предметом судебного разбирательства. Особая роль принадлежит Конституционному Суду РФ в разрешении коллизий, возникающих в сфе­ре федеративных отношений, взаимодействия ветвей власти, реа­лизации прав граждан, осуществления различными органами и должностными лицами своих полномочий. Решения, принима­емые Конституционным Судом, имеют нормативно-регулирующее значение.

От коллизий правовых норм следует отличать их конкуренцию, когда не противоречащие друг другу две, три и более норм регулируют один и тот же круг родственных общественных отношений, только с разной степенью конкретизации, детализации, объема и т. д. Это, как правило, нормы разной юридической силы, уровня, исходящие от неравнозначных правотворческих органов. В таких случаях нормы действительно как бы конкурируют между собой и в принципе это нормально. Негативным же явлением выступают именно коллизии, когда сталкиваются друг с другом не просто не согласующиеся, а нередко взаимоисключающие предписания. Конкуренция не обладает признаком автономности. Конкуренция возникает лишь в одной отрасли права. Конкуренция возникает только между общей и специальной нормами. Конкуренция имеет место только по поводу конкретного правоотношения. Конкуренция направлена внутрь, на совершенствование нормы.

Билет 15-46

Государственный и политический режимы: понятие, соотношение, классификация.

Вопрос о понятии государственного и политического режима является дискуссионным. Одни авторы отождествляют данные понятия и определяют его как совокупность способов и методов осуществления государственной власти, другие отмечают в них различия. Они отмечают, что:

Политический режим – это автономный элемент формы государства, который представляет собой систему методов, способов и средств осуществления политической власти, отражающая состояние прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам своей деятельности. По мнению исследователей, основными признаками политического режима являются:

· степень участия населения в механизмах формирова­ния политической власти;

· избирательная система, т.е. правила, с помощью кото­рых происходит избрание кандидатов в высшие органы власти;

· партийная система, которая определяет сущность по­литического режима;

· принцип легитимности органов государственной власти;

· способы принятия политических решений;

· соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

· гарантированность прав и свобод личности;

· степень верховенства закона во всех сферах жизни об­щества;

· характер правового регулирования {стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должност­ных лиц;

· принципы взаимоотношений общества и власти;

· место и роль заинтересованных групп {лобби, групп давления, профсоюзов и других организаций) в полити­ческой системе общества;

· политическое и юридическое положение и роль в обще­стве государственных силовых структур.

В зависимости от степени социальной свободы индивида, гарантированности ее прав и свобод, характера взаимоот­ношений государства и общества различают три типа ре­жимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного насилия.

Для тоталитарного режима характерны следующие признаки:

· полное поглощение государством всего общества и кон­кретного человека;

· крайняя степень централизации власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию, или узкой груп­пы лиц из правящей элиты;

· формирование государственной власти, бюрократичееким закрытым способом ш недоступность ее для контро­ля со стороны общества;

· регламентация общественных отношений на основе прин­ципа «дозволено только то, что: прямо разрешено зако­ном»;

· господство единственной массовой партии, провозгласившей себя руководящей и направляющей силой и фактически сросшейся е государством;

· отрицание естественных прав человека, признание толь­ко дарованных государством прав, которые носят дек­ларативный, формальный характер;

· наличие монопольной, официальной идеологии, кото­рая всеми признается и выступает в качестве механиз­ма, формирующего потребности и мотивы поведения ин­дивида и интегрирующего общество вокруг приоритет­ных целей;

· активная мобилизация населения на выполнение поли­тических к социальных задач с помощью страха, насилия, принуждения;

· монополия власти на информацию, полные, контроль за средствами массовой информации;

· всеобщий полицейский надзор за обществом, призван­ный пресекать любые проявления инакомыслия и инакодействия, систематический террор по отношению к противникам;

· мощный военно-промышленный комплекс, многочис­ленная армия как основная опора режима.

Авторитарный режим — это такой тип режима, основу которого составляет дик­татура одного конкретного лица или группы. Авторита­ризм — своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Сущностной особенностью данного режима выступает характер отноше­ний власти и общества, государства и личности, построен­ные в большей степени на принуждении, чем на убеждении. К общим чертам авторитарного политического режима относятся следующие:

· отчуждение народа от реальных рычагов власти;

· сосредоточение определенных властных полномочий в руках одного человека (монарха, политического лиде­ра) либо группы (военной хунты, религиозного клана);

· сведение роли парламента и других органов государ­ственной власти до положения сугубо формальных ин­ститутов, усиление роли исполнительно-распорядитель­ных органов;

· циркуляция элит происходит путем кооптации, т.е. во­левым введением их в руководящие структуры на осно­ве личных симпатий и преданности вождю;

· отказ от полного, тотального контроля за всеми сфера­ми общественной жизни. Власть оставляет под полным контролем собственную безопасность, национальную обо­рону, общественный порядок и внешнюю политику. Эко­номика, культура, религия, частная жизнь остаются вне контроля. Действует принцип «разрешено все, кро­ме политики»;

· основные методы государственного управления — ко­мандные, административные; практически не применя­ются массовые репрессии, отсутствует террор;

· монополизация политики, означающая запрет полити­ческой оппозиции, политических партий, общественных организаций и других субъектов политики. В отдельных случаях допускается «ограниченныйплюрализм» в виде ограниченного числа профсоюзов, политических партий, действующих под строгим контролем власти;

· отсутствие единой «священной» идеологии, навязанной всему обществу, опора на размытую концепцию «наци­онального интереса» и популизм;

· права и свободы человека и гражданина провозглаша­ются, но реально не обеспечиваются. Основные граж­данские права режим подавляет;

· силовые структуры находятся вне контроля со стороны общества и используются в сугубо политических целях.

Типичные примеры авторитарного режима — режим Пиночета в Чили, Амина в Уганде, Насера в Египте, Маркоса на Филиппинах, Чан Кайши на Тайване, аятоллы Хомейни в Иране.

Демократия» означает «народовластие, власть народа».

Однако нигде в мире не реализована ситуация, при ко­торой весь народ осуществлял бы политическое властво­вание. Это обстоятельство следует учитывать при рассмот­рении демократического политического режима.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима, который обладает следующими признаками:

· источником власти является народ;

· решения принимаются большинством с учетом мнения меньшинства: народ имеет право влиять на выработку политических решений;

· политическая власть носит легитимный характер и осу­ществляется в соответствии с принятыми законами;

· действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом»;

· признание и реальное осуществление принципа разде­ления властей на законодательную, исполнительную и судебную;

· доминируют методы убеждения, согласования, компро­мисса; силовые методы используются в исключитель­ных случаях;

· силовые структуры находятся под демократическим контролем общества;

· высокая степень реализации и гарантированности прав человека;

· институциональный и политический плюрализм, предполагающий деятельность разнообразных правовых институтов, соревновательность политических партий, движений, массовых объединений, ассоциаций и т.д.

Государственный режим – совокупность средств, способов и методов осуществления государственной власти. Понятие «политический режим» шире по своему объему, чем государственный. Оно включает в себя средства, способы и методы как государственного, так и негосударственного воздействия на общество. В отличие от политического, государственный режим представляет совокупность средств и методов реализации государственной власти только с помощью государственного механизма.

Государственные режимы подразделяются на два типа: автократические и демократические.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.