Применение права: понятие, стадии. Акт применения права: понятие, виды, статус. Правоприменение (применение права)- это такая форма реализации права, при которой нормы права реализуются посредством активных действий соответствующих государственных органов и должностных лиц. Правоприменение отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом особенностей: 1. Правоприменение является властной деятельностью государственных органов, направленной на осуществление правовых предписаний всеми субъектами права. 2. Носит организующий характер, т.е. совершается в интересах других лиц и направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций. 3. Носит индивидуально-правовой характер, т.е. применяется к конкретному случаю. 4. Связано с вынесением специального решения (акта применения) в специально установленной форме (свидетельство права собственности на земельный участок). 5. Осуществляется в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах. Необходимость правоприменения возникает, когда: - совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;
- нет добровольного исполнения обязательств (возврата долги, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);
- появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);
- возникает спор о праве, и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества или домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);
- юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания и т.д.);
- определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступле ние в должность, переход на другую работу, получение премии);
- по закону необходимо официально установить (нередко черен суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в браке; приобретение или утрата гражданства).
Применение права – это процесс, состоящий из ряда последовательных стадий: 1. Исследование фактических обстоятельств дела (стадия доказывания). 2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело. 3. Проверка подлинности текста нормы права. 4. Толкование нормы права. 5. Вынесение решения компетентным органом, должностным лицом. 6. Доведение содержания решения до сведения адресата правоприменения, заинтересованных лиц и организаций. На первой стадии исследуются фактические обстоятельства дела при помощи юридических доказательств (устанавливаются лицо, время и место совершения правонарушения; способ совершения, виновность обвиняемого и мотивы преступления, характер и размер ущерба; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления). На второй стадии правоприменитель анализирует и выбирает ту норму права, которую необходимо применить в конкретном случае. Это делается посредством правовой квалификации. Ее цель – обеспечение властными способами требований закона и конкретной нормы права. На третьей стадии проверяется подлинность текста нормы права (законность ее появления, действие во времени, в пространстве, по кругу лиц). На четвертой стадии осуществляется толкование нормы права с помощью определенных способов и видов толкования (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.). На пятой стадии – вынесение решения компетентным органом – осуществляет свои полномочия правоприменитель — суд. На шестой стадии осуществляется процедура доведения содержания решения до сведения адресата правоприменения. На всех стадиях должны соблюдаться принципы правоприменительного процесса: - законность;
- социальная справедливость;
- обоснованность;
- целесообразность.
Правоприменительный акт — это официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом на основе норм права, определяющий права и обязанности субъектов права или меры ответственности. Признаки правоприменительных актов: 1) носят персонифицированный характер, т.е. относятся к конкретным лицам (например, приговор, суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом); 2) являются властными и обязательными для исполнения; 3) не содержат в себе правовой нормы, так как их назначение — не создавать, а применять нормы права; 4) выступают в качестве юридических фактов; 5) исчерпываются однократным применением; 6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти. Правоприменительные акты состоят из четырех частей. 1. Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу. 2. В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия. 3. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель. 4. В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.). Примерами правоприменительных актов являются приказы о назначении на должность, присвоении званий, решения о конкретных механизмах социальной защиты пострадавших от чрезвычайной ситуации, приказы о денежных взысканиях, обвинительные приговоры судов и т.д. Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям. По субъектампринятия они делятся: 1) на акты органов государственной власти (например, постановление Государственной Думы о назначении Председателя Центрального банка, указ Президента РФ о назначении федерального министра); 2) органов государственного управления (приказ о принятии на работу, приказ о назначении на должность внутри организации); 3) контрольно-надзорных органов (постановление налоговой инспекции о применении мер юридического воздействия в отношении конкретного неплательщика налога – физического лица или организации); 4) судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному делу, решение суда по гражданско-правовому делу); 5) органов местного самоуправления (постановление представительного органа муниципального образования об утверждении конкретного лица на должность главы местной администрации). По способу принятия: 1) на принятые коллегиально (постановление коллегии министерства); 2) принятые единолично (приказ). По характеру правового воздействия: 1) на регулятивные (приказ о приеме на работу); 2) охранительные (приговор суда по уголовному делу). По значению в правоприменительном процессе они могут быть: 1) вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы); 2) основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.д.). По форме: 1) документированные (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому); 2) резолютивные (утверждение прокурором обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы); 3) устные (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте). По отраслевому признаку; 1) уголовно-правовые; 2) гражданско-правовые; 3) административно-правовые; 4) финансовые и др. По юридической природе: 1) правоохранительные; 2) правоисполнительные; 3) правовосстановительные; 4) правообеспечительные. По последствиям: 1) правообразующие; 2) правопрекращающие; 3) правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе). Билет 11-42 |