МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Русские симбирские считалки (3,15).





Катилося яблоко около хоровода.

Кто его поднимет, тот вон выйдет.

 

1,2 - кружева, 3,4 – прицепили,

5,6 - воду несть, 7,8 – сено косим,

9,10 – масло весить,

11,12 – на улице бранятся.

О ком, о чем? О сарафане голубом.

Кому - пуговки литые,

Кому – ленты расписные,

Кому – клин, кому – кафтан,

Кому – целый сарафан.

 

Симбирские русские народные сказки (2, 6, 20, 23, 25, 28).

Лев, щука и человек.

На реке раз лев со щукой разговаривал, а человек стоял поодаль и слушал. Только щука увидала человека и ушла в воду. Лев ее после спрашивает:

-Чего ты ушла в воду?

-Человека увидала.

-Ну, так что же?

-Да он хитрый.

-Что за человек? – говорит лев, - Подай мне – я его съем!

Пошел человека искать. Идет навстречу мальчик.

-Ты человек?

-Нет, какой я человек? Я мальчик. Еще когда буду человеком.

Не тронул его лев, прошел мимо. Попадается ему навстречу старик.

-Ты человек?

-Нет, батюшка – лев, какой я теперь человек? Был когда – то человеком.

И этого не тронул.

-Что, - говорит, - за диковинка, не найдешь человека нигде?

Попадается солдат при ружье и при сабле.

-Ты человек?

-Человек.

-Ну, я тебя съем!

-А ты погоди, - говорит солдат, - отойди от меня, я к тебе сам в пасть и кинусь. Раскрой ее!

Лев отошел, раскрыл пасть: солдат наметился, да как бухнет в нее, потом подбежал да саблей ухо у льва отсек. Тот бежать. Прибегает к реке, выплыла щука, спрашивает:

-Ну, что?

-Да что, - говорит, - действительно хитер! Сразу – то я его и не нашел: то говорит, что был человеком, то говорит, что еще будет, а как нашел так и не обрадовался. Он мне велел отойти да пасть раскрыть, потом, как плюнет сне в нее, и сейчас жжет, все внутри выжгло, а посте высунул язык, да ухо мне и слизнул!

-То-то же, я тебе говорила! – сказала щука.

 

Ореховая веточка, золотые орешки.

 

Жили – были отец и мать. У них было три дочери. Отец собрался на базар и спрашивает у детей, что им надо. Старшая попросила платье, средняя ботинки, а младшая сказала: «Поедешь лесом, сломай ореховую веточку, на ней золотые орешки».

Купил отец на базаре всем подарки, только младшенькой доченьке ничего не купил, она не велела. И у него сердце беспокоится, маленькой доченьке, самой любимой, ничего нет.

Едет он лесом домой и видит ореховый куст. Высокий, высокий стоит орешник, а не самом верху - золотые орешки. Залез отец не дерево сломал ветку красивую-красивую. «Это всех лучше подарок», - думает. Когда слез с дерева, вдруг какое – то чудовище говорит: «Ты зачем сорвал мой куст? Вот за это ты отдашь мне свою дочку, а то не отпущу тебя». Старик думает: «Где меня найдет, если я сам не приеду?» И согласился дочь отдать.

Приехал домой, подарки всем отдал, все радовались очень. А он грустный матери говорит: «Я за этот ореховый куст пообещал нашу младшую дочь отдать». И рассказал, как все было. Мать отвечает: «Не поведем никуда дочь, давай спать».

Первую ночь проспали они спокойно. На вторую слышат – едет кто-то, как гром гремит, с грохотом. На третью ночь также, потом в стены стали стучать и требовать: «Отдавай дочь!» На четвертую ночь повезли они свою дочь на то место, где сорвал отец веточку. Доехали, выходит к ним медведь и говорит: «Пойдемте за мной». Идут они. Сначала темно было, а потом вдруг светлая комната стала, музыка зазвучала. Угостил медведь отца с матерью, уехали они, а дочь у медведя оставили. Жила она очень хорошо, отец с матерью навещали ее, их всегда медведь хорошо встречал. Был он уже старый, поэтому скоро умер. А дочь приехала к родителям жить, а все богатство медведево ей досталось.



Стали они жить поживать, да добра наживать.

Тут и сказке конец.

 

Горшеня.

Горшеня едет-дремлет с горшками. Догнал его государь Иван Васильевич.

-Мир по дороге!

Горшеня оглянулся:

-Благодарим, прочим со смиреньем.

-Знать, вздремал?

-Вздремал, великий государь! Не бойся того, кто песни поет, а бойся того, кто дремлет.

-Экой ты смелый, горшеня! Люблю этаких. Ямщик, поезжай тише. А что, горшенюшка, давно ты этим ремеслом кормишься?

-Сызмолоду, да вот и середовой стал.

-Кормишь детей?

-Кормлю, ваше царское величество! И не пашу, и не кошу, и не жну, и морозом не бьет.

-Хорошо, горшеня, но все-таки на свете не без худа.

-Да, ваше царское величество! На свете есть три худа.

-А какие три худа, горшенюшка?

-Первое худо – худой сосед, второе худо – худая жена, третье худо – худой разум.

-А скажи мне, которое худо всех хуже?

-От худого соседа уйду, от худой жены тоже можно, как будет с детьми жить; а от худого разума не уйдешь – все с тобой.

-Так верно, горшеня! Ну, горшеня, постой на чал! Я погляжу свою посуду.

Горшеня остановился, начал раскладывать товар. Государь стал глядеть, и показались ему три тарелочки глиняны.

-Ты наделаешь мне эдаких?

-Сколько угодно вашему царскому величеству?

-Возов десяток надо.

-Много ли дашь время?

-Месяц.

-Можно и в две недели представить, и в город. Я для тебя, ты для меня.

-Спасибо, горшенюшка!

-А ты, государь, где будешь в то время, как я представлю товар в город?

-Буду в дому у купца в гостях.

Горшеня приехал в город и приказал, чтобы на всех угощеньях не было посуды ни серебряной, ни оловянной, ни медной, ни деревянной, а была бы вся глиняная.

Горшеня кончил заказ царский и привез товар в город. Один боярин выехал на торжище к горшене и говорит ему:

-Бог за товаром, горшеня!

-Просим покорно.

-Продай мне весь товар!

-Нельзя, по заказу.

-А что тебе, ты бери деньги – не повинят из этого, коли не взял задатку под работу. Ну что, возьмешь?

-А вот что: каждую посудину насыпать полну денег.

-Полно, горшенюшка, много!

-Ну, хорошо, одну насыпать, две отдать – хочешь?

И сладили: «Ты для меня, я для тебя». Насыпают, да высыпают, сыпали-сыпали… денег не стало, а товару еще много. Боярин, видя зуда, съездил домой, привез еще денег. Опять сыплют да сыплют – товару все много.

-Как быть, горшенюшка?

-Ну что, не ожидал? Нечего делать, я тебя уважу, только знаешь что: связи меня на себе до этого двора, отдам и товар, и все деньги.

Боярин мялся-мялся: жаль и денег, жаль и себя; но делать нечего – сладили.

Выпрягли лошадь – сел мужик, повез боярин; в споре дело. Горшеня запел песню. Боярин везет да везет.

-До каких же мест тебя везти?

-Вот до этого двора и до этого дома.

Весело поет горшеня. Государь услыхал, выбежал на крыльцо – признал горшеню.

-Здравствуй, горшенюшка, с приездом!

-Благодарю, ваше царское величество.

-Да на чем ты едешь?

-На худом разуме, государь!

-Ну, мозголов, горшеня, умел товар продать! Боярин! Скидай одежду и сапоги, а ты, горшеня, кафтан и разувай лапти. Ты их обувай, боярин, а ты, горшеня, надевай его строевую одежду. Умел товар продать! Немного послужил, да много услужил. А ты не умел владеть боярством.

 

Петухан – Куриханыч.

Жила – была старуха. У нее был сын Иван. Раз Иван уехал в город, а старуха одна осталась. Зашли к ней два солдата и просят чего-нибудь поесть. А старуха скупа была и говорит:

-Ничего у меня нет, печка не топлена и щи не варены.

А у самой петух в печке варился. Увидели это солдаты и говорят про себя:

-Погоди, погоди, старая! Мы тебя научим, как солдат уважать.

Вышли они во двор, выпустили скотину, а потом вернулись и говорят:

-Бабушка! Скотина – то на улицу вышла.

Старуха заохала и побежала скотину загонять, а солдаты вынули из печки горшок и положили петуха к себе в ранец, а в горшок сунули лапоть.

Старуха пришла в избу и говПоехалориь:

-Загадаю я вам загадку, служилые.

-Загадывай.

-Вот, слушайте: «В Печинске-Горшечинске под Сковородинском сидит Петух-Куриханыч» Что это будет?

-Эй, старая! В Печинске-Гошечинске был Петухан, да переведен в Суму-Заплеченску, а теперь там Заплетай Расплетаич, - сказали солдаты и ушли.

Старуха сунулась в горшок, а там…лапоть.

 

Волк и стариковы дочери.

Поехал дедушка пахать. У дедушки было три дочери.

-Я пойду, - говорит дедушка, во чисто поле пахать и без хлеба работать, а вы хлебца испеките да ко мне принесите.

Дочки и говорят:

-Где же, тятенька, тебя найти?

-А пойду на загон, в одну тропку буду стружку стружить.

Едет старик и стружечки стружит, а волк их на свою тропу таскает. Посылает большая дочь да меньшую сестру:

-Поди – ка, отнеси батюшке кусок.

Та взяла и говорит:

-Сестра родная, где мне батюшку найти, куда хлеба принести?

-Он едет да едет, в одну тропочку стружечки стружит.

Взяла хлеб меньшая сестра, пошла по тропочке и пришла к волку в нору. Волк пришел и говорит:

-Эх. Какую мне жену Бог дал!

Она испугалась и села в уголок.

Вечером старик и говорит:

-Что же вы, дочки, хлеба мне не принесли?

Большая и говорит:

-Меньшая дочь к вам хлеб понесла и домой-то не пришла.

Поутру встал старик, запряг лошадь, поехал бороновать и говорит:

-Ох, вы, дочки мои умные, разумные, придите в поле! Хлеба мне принесите.

-Батюшка родной, возьми-ка нас с собой: хлеб-то мы тебе испечем, а где же мы тебя найдем?

-Вот я поехал вчера, в одну тропу стружки стружил, а нынче поеду, буду в две стружить.

Е дет старик, в две топы стружки стружит, а волк на свою тропу таскает. Вторая дочь пошла, не нашла отца, к волку в нору попала и там сидит. Сидят у волка в норе две сестрицы родных. Пришел волчок-пожилой мужичок и говорит:

-О-го-го! Вот две жены Бог дал!

Вечерком время пришло, собрался старик домой. Не позавтракал, не пообедал, с горя песенку поет. Столько песен не поет, сколько слезы проливает. Приехал домой, спрашивает:

-Ох, дочь моя милая, дочь моя умная, дочь моя разумная, что ты хлеба не несла и сама ко мне не пришла?

Дочь отвечает:

-Ох, ты, батюшка родной, я вчера посылала меньшую-то сестру, а ныне испекла пирожок и вторую дочь послала. Пирожок она понесла и домой-то не пришла.

-Ох, - говорит старик, - да, знать, несчастье мое: глупых посылаешь; а вот нынче в три тропы буду стружки стружить.

Старик в три тропы стружки стружит, а волк на свою тропу таскает. Пошла большая дочь, хлеба понесла, стружечки нашла и в волчью нору взошла. Пришел серый волчок и говорит:

-О-го-го! Вот и три жены у меня!

Стал с ними жить-поживать, норочку зарывать.

Большая сестра и говорит:

-Муж! Отнеси-ка моему батюшке гостинчик, я испеку пирожок!

Вот она не испекла пирожок, а завязала малую дочь в мешок, положила ему за горбок.

-Ох, ты, серый волчок, понеси-ка моему батюшке гостинчик!

Серый волчок подхватил и понес. Идет да идет, да приговаривает:

-А вот сяду-сяду на пенек! А вот съем, съем пирожок!

А девица в мешке отвечает:

-Не садись, не садись на пенек, не ешь, не ешь пирожок! Понеси моему батюшке гостинчик!

-Э-ге-ге, жена, где ты сидишь и все слышишь?

Принес к стариковому двору, тут его собаки учуяли, залаяли, бросились за ним. Прибежал волк и говорит:

-Жена!

-Что, серый волк?

-То-то меня твои братья в гости звали.

-Что ж ты у них не ночевал?

-Я там шаровары потерял.

Наутро жена и говорит:

-Серый волчок, отнеси моему батюшке нынче гостинчик!

-Давай!

Она пирог-то не испекла, вторую сестру в мешок положила.

-На-ка, отнеси пирожок!

Волк понес. Идет и приговаривает:

-А вот сяду-сяду на пенек! А вот съем, съем пирожок!

А девица в мешке отвечает:

-Не садись, не садись на пенек, не ешь, не ешь пирожок! Понеси моему батюшке гостинчик!

-Э-ге-ге, жена, где ты сидишь и все слышишь?

Дошел волк до старикова двора, скок через забор; собаки и давай его рвать: чуть живой прибежал.

-Тут – то, жена, как меня твои братья в гости звали, и голяшки все изорвали!

-Вот завтра, серый волк, батюшке гостинчиков от меня отнеси, да ночуй у них.

Она сама села в мешок, да и сидит себе, а волк-старичок цопнул и поволок. Принес к старику. Собаки принялись его рвать, он не знает, куда бежать. Они его догнали, на мелкие куски изорвали и по полю растаскали.

Стал старик с дочками жить, добра наживать.

 

Ума много, а денег нет.

Ходил парень по базару да и говорит:

-У меня ума много, только денег нет.

А на встречу ему купец-старичок.

-Ты что, братец, ходишь?

-Да вот что: в голове у меня ума много, только денег нет, а то своим умом мог бы не знай что сработать!

Купец и говорит:

-У меня именья много, именьем повелевать некому: стар. Что же, братец, коли у тебя ума много- не пойдешь ли ко мне в зятья?

-Можно, - говорит.

Повенчал купец парня со своей дочерью. Зять и просит у тестя тридцать рублей денег – торговать. Тесть выдал ему деньги, пошел он на базар и купил все дрова, и везет их в овраг сваливать. Приказчики смеются:

-Ну, нажил себе старик зятя! Ума много: дрова в овраг валит!

Купец-тесть и говорит им:

-А что вам за дело? Деньги он не ваши тратит, а мои.

Зять приходит к тестю, опять тридцать рублей просит. Тесть опять выдает. Купил зять на эти деньги еще дров и опять в овраг свалил. В третий раз опять зять тридцать рублей просит. Тесть и в этот раз дал.

-Теперь, батюшка, дайте мне десять рублей на небольшую потребность!

Он и десять выдал.

На эти десять рублей нанял зять работников – двадцать пять человек и привел их к оврагу, где дрова.

-Ну, братцы, соберите мне эти дрова в кучу и потом зажгите!

Они дрова сожгли и золу в кучу смели. Прочие купцы нагрузили барки хлебом в иные земли, а купеческий зять подогнал барку к оврагу золу нагружать. Приказчики опять смеются над ним:

-Там золы-то, видно, нет в чужеродных землях!

Поехали они с хлебом в нерусское королевство, а этот с золой. Приезжают. Купцы навязали показать королю узлы хлеба, а он – узел золы. Которые хлеб-то привезли, сменяли его на товары. Нерусский король говорит:

-У нас из моря выходит змей трехглавый. Не победит ли кто его? Нет ли у вас такого человека?

Купцов зять взялся его победить. Спросил двадцать пять человек работников и семь лошадей.

-Где же, - спрашивает, - змей в город входит, по какой дороге?

Царь ему показал дорогу. Купцов зять и говорит:

-Ну, братцы-работники, выгружайте на дорогу мою золу, вы водой ее поливайте, на лошадях ее возите!

Только они третью долю золы выгрузили, выходит змей из моря. Прошел он по золе сто сажен и задохнулся, начал дергаться и вырыгал из себя драгоценный камень. Купцов зять отсек ему одну голову и живого в море пустил. Работникам денег дал и говорит:

-Братцы, завтра опять та же работа будет.

На другое утро то же сделали, что и вчера. Только что выгрузили золы и полил дорогу, змей во второй раз вышел, начал дергаться и вырыгал из себя другой драгоценный камень. Зять взял камень в карман, отсек ему вторую голову и отпустил в море живого.

-Завтра, братцы, - говорит работникам, - выгрузите всю золу из судна.

Наутро они все это сделали. Змей в третий раз недалеко от берега по золе прошел, начал дергаться и третий камень вырыгал. Купцов зять отсек ему голову, камень себе взял. Доложили нерусскому королю, что змея победил. За эту службу король выдал ему пудовку золота. Он и говорит:

-Ваше королевское величество! Мне твое золото не нужно! Дай мне столько же работников судно калеными кирпичами нагрузить!

Приказчики надсмехаются, что он денег не берет:

-Дурак, - говорят, - чистый!

Товарищи его нагрузили красных товаров, а он – каленых кирпичей, и отправились они в свое жительство. Доехали до половины пути. У купцова зятя стало с кирпичами судно тонуть. Он и просит товарищей:

-Облегчите судно! Возьмите по сотенке!

Они взяли. Его судно пошло легко. Ехали еще несколько времени. Приказчики для смеху кирпичи в воду покидали. Приехали в свой град и пошли губернатору товары показывать. А купеческий зять взял расколол драгоценный камень на три части, врезал в каленые кирпичи, завязал в платок и тоже понес губернатору показать. Пришел под сумерки, развернул платок, и осияло у него в палатах ровно двенадцать свеч. И губернатор этому делу подивился. Говори купеческий зять губернатору:

-Я вот таких кирпичей привез целое судно, а оно у меня чуть не потонуло. Просил я своих товарищей меня облегчить, а они надсмехались и покидали все мои кирпичи в воду.

Губернатор и говорит ему:

-Все ли такие?

-Все, ваше превосходительство!

-Ну-ка, принеси еще!

Он пошел и во второй раз принес.

-_Принеси-ка в третий раз!

Он и в третий раз принес. Губернатор поверил.

-Ну, что же мне, ваше превосходительство, с товарищами делать? Ведь они мне изъян сделали. Вещи эти дорогие.

-Точно, - говорит губернатор, - их на свете мало. Вот что: отбери у них все именья и возьми себе!

И отобрали по его приказу все именья купцову зятю.

Барин и мужик.

Жил – был мужик; имел у себя много овец. Зимним временем большущая овца объягнилась и взял он ее со двора в избу, с ягненочком. Приходит вечер; едет барин, попросился ночевать. Подошел под окошко и спрашивает:

-Мужичок, пусти ночевать!

-А не будите ночью озоровать?

-Помилуй! Нам бы только где тёмну ночку проспать.

-Заезжай, барин!

Взъехал барин с кучером на двор. Кучер убирает лошадей, а барин в дом пошёл. На барине был огромный волчий тулуп. Взошёл

в хату, Богу помолился, хозяевам поклонился.

-Здорово живёте хозяин с хозяюшкой!

-Добро пожаловать господин!

Сел барин на лавочку. Овца волчий тулуп увидала и глядит на барина; сама глядит, а ногой-то топ, и раз, да и два, да и до трёх. Барин говорит:

-А что, мужичок овца ногой топает?

-Она думает, ты волк; слышит волчий дух. Она у меня волков ловит; вот нынешнюю зиму с десяток поймала.

-Ах, дорого бы я за неё дал! Не продажна ли она? Для дороги мне она хороша.

-Продажна да дорога.

-Эх, мужичок, да не дороже денег; у барина хватит.

-Пожалуй, уважить можно.

-А сколько стоит?

-Пятьсот рублей.

-Помилуй, много! Возьми три сотенки.

Ну, мужик согласился и продал. Барин ночь переночевал, на зорьке встал и в путь собрался; хозяину три сотенки отдал и овечку взял, посадил в санки и поехал. Едет. Едет на встречу три волка. Вот овца увидела волков, так и прыгает на санях, сама через пахлёст сигает. Барин говорит кучеру:

-Надо выпускать: вишь, она как раззадорилась. Сейчас поймает (а она боится).

Кучер и говорит:

-Постой немножечко сударь она раззадорится.

Сверстались волки с ними ровно. Барин выпустил овцу; овца испугалась волков, в лес полетела, коротким хвостом завертела. Как волки за ней погнались, только снег раздувается, а кучер за ней собирается.

Поколе лошадку выпрягал, в погонь за овцой скакал, волки овцу поймали и шкуру с неё содрали, сами в лес убежали. Кучер подскакал – овца на боку лежит. Подъезжает к 6арину. Барин его спрашивает:

-Не вида ли чего?

-Ах, сударь, хороша овца! Вся изорвалась, а волкам не поддалась!

Мужичок три сотенки получил, сидит теперь барину сказки рассказывает, а три сотенки в кармане лежат.

Ангел.

Жили-были муж с женой; жена родила двойню, двух мальчиков. Господь призвал ангела.

-Ангел, полетай, вынь из этой жёнки душу!

Ангел прилетел к женщине, полетал, полетал, жалко вынуть душу: двое мальчиков родилось, куда юноши денутся? Опять к Господу полетел. Прилетает к Господу, спрашивает его Господь:

-А что, ангел Господень, вынул душу из этой женщины?

Отвечает ангел:

-Нет, Господи!

-Что, ты не вынул?

-Пожалел, Господи: она двойню родила; чем они будут кормится?

Опять Господь посылает его:

-Ступай, ангел, вынь!

Опять ангел Господень полетел. Она крепко нездорова лежит; дети вокруг неё ползают. Ангел Господень и пожалел, и опять к Господу полетел. Спрашивает его Господь:

-Что, ангел, вынул душеньку?

-Нет.

-Ступай на трудную землю, коли меня не слушаешь!

Ангел сошёл на трудную землю и сказал Господу:

-А когда я, Господи, буду на небесах?

-Когда ты меня на земле увидишь.

И сослал Господь ангела на трудную землю, а за матерью смерть послал. Смерть мать у юношей умертвила и женщину на небеса к Господу представила, а юноши остались на земле, а ангел сошёл на землю за человека.

Сошёл Господень ангел на землю и пристал в городской мужской монастырь и так верно служил, и по пению был удивительный. Долго ли, мало ли послужил (лет двадцать будет), ему полностью доверяли, за игумена всем монастырём повелевал, на базары ходил и всё, что требуется, закупал. Старше его не было; был один помощник, и постоянно он с ним на базар ходил. Этому делу времени много прошло. Так крепко Богу он в монастыре молился, что думать нельзя! Пошли они раз с помощником на базар для монастыря что надо купить. Выходят из монастыря и восходят на тротуар и видят – идут два молодых офицера. Ангел между ними проскочил, одного левым локтем пырнул, а другого – правым, даже они оба пошатнулись и на него обернулись, и говорят между себя:

-Гляди-ка, игумен пьяный!

И пошли дальше; а помощник и говорит:

-Что, -говорит, -брат ты делаешь: ведь это офицеры; как ты их пыряешь?

-Да какая беда! Я за них-то и сейчас страдаю.

И дальше пошли. Шли, шли, и лежит великущий камень на дороге. Игумен захватил его, горох в Господень дом, в крышу, индо весь дом затрясся. Послушник и думает:

-Что это он?

-Пойдём-ка с тобой в обжорный ряд, манешко закусим!

В обжорный ряд не пошли, а в трактир зашли и сказали хозяину:

-Сделай нам селянку!

Хозяин селянку устроил. Только было они сели трапезничать, и сидят в трактире два мужика. Один год вместе работали и делят деньги по правде:

-Это – тебе рупь, это, брат, - мне рупь!

Крепко работали без обмана: лишнего не берут при дележе. А промеж них сам Господь сидит. Ангел Господень его тут и увидал, и селянку не потреблял. Пришёл в монастырь; приходит и подручный, и стал жалобу произносить тому, кто в монастыре преосвященного старше.

-Я,- говорит, - с ним на базар не пойду на утро.

-А что?

-Нельзя: он озорничает.

Ангел и говорит:

-А чего я созоровал?

Помощник и сказал ему:

-А зачем ты офицеров растолкал?

-Да какие офицеры-то, беда! Я вот, ангел Господний, да за них тридцать лет страдаю: на земле живу. Они – от женщины, из которой Господь меня два раза посылал душу вынуть; я из их маменьки душу не вынимал: их пожалел, да через них тридцать лет страдаю. Они всё равно сиротами остались, а теперь в ученье вышли.

-А вот тут мимо дому-то шли, ты камень-то зачем бросил?

-Тут на дому-то дьявол сидит, я дьявола зашиб.

-А что в трактире ты селянку заказал, деньги отдал, а селянку-то не хлебал?

-Тут нельзя мне хлебать, тут два мужика работали год вместе и делят деньги по правде, а промеж них сам Господь сидит, а ведь я ангел Господний, вот за этих мальчиков страдаю!

Они этому делу не верят. Игумен говорит:

-Начинайте обедню служить!

Как иже херувим запели, он хорошо запел, крылышками захлопал и на тот свет полетел. Только они его и видели.

 

Фома богатый.

Жил – был Фома Бедный: ни скинуть, ни надеть у него не было, а постлать не заводил. Приходит к нему Лиса.

-Что ты, Фома Бедный, чай, тебе жениться хочется?

-Когда не хотеться, да у меня, - говорит, - только кот да кобель. Кто за меня пойдет?

-Я у купца, - говорит Лиса, - дочь сосватаю!

Вот Лиса невесту сватать полетела и хвостом завертела. И по ее описанию он был Фома Богатый, славущий. Купец позавидовал богатству, захотел жениха поглядеть. А Фома оброс как шут.

Лиса говорит Фоме:

-Ах, Фома, надо тебя помыть и волосы на тебе постричь, а потом ехать невесту смотреть.

-И в чем же я поеду?

Лиса говорит:

-Надейся на меня! Я тебя одену: я побегу по базару, а ты в это время в лавках одежду возьмешь.

Вот Лисица, красна девица, базаром полетела, хвостом завертела. А Фома в одной лавке сюртучок захватил, в другой – картузик, в третью забежал, сапожки со скрипом достал.

- Ну, - говорит, - спасибо, Лиса, теперь можно и свадьбу заводить.

Поехали невесту глядеть. Был он бедняк, а лицом был хорош. Посмотрели невесту: жених невесте понравился, а невеста – жениху. У купца не долго пиво варить, вино курить, сразу и за свадебку. Сегодня они обвенчались, а завтра к Фоме поехали. А у Фомы ни кола, ни двора. Купец же собирал своих родных к Фоме Богатому погулять, дом его, именье посмотреть. Лиса ведь нахваливала, что у него пять табунов: есть табун конный, есть табун рогатый, есть стадо овечье, да стадо гусиное, да стадо куриное.

Вот и поехали. А в селении, где Фома жил, жили Змей Горыныч с Змеей Горыновной. Это были их стада. Пока молодые с родными собирались, Лиса к Змею Горынычу побежала, велела им из дому убираться.

- Едет к вам в дом царь Гром и царица Молния. Царь убьет, а царица сожжет!

Змей со Змеей отвечают:

- А куда же нам деваться?

- Лезьте в гнилую колодц!

Змей Горыныч и Змея Горыновна спрятались, а Лисонька в чистое поле полетела. Подбегает к конным пастухам:

- Пастушки-дружки! Чье стадо пасете?

- Змея Горыныча и Змеи Горыновны.

- Ох, вы, пастушки-дружки, не говорите так! Говорите Фомы, мол, Богатого: едет царь Гром и царица Молния: царь убьет, а царица спалит!

Пастухи ее послушались, согласились сказать, как она велела. А Лисица побежала к коровьим пастухам:

- Пастушки-дружки! Чье стадо пасете?

- Змея Горыныча и Змеи Горыновны.

- Ох, вы, пастушки-дружки, не говорите так! Говорите Фомы, мол, Богатого: едет царь Гром и царица Молния: царь убьет, а царица спалит!

Вот едет купец и доехал до конного стада:

- Чье стадо?

- Фомы Богатого.

И все пастухи так же отвечали. Приехал купец с гостями в огромный дом, где Змей Горыныч со Змеей Горыновной жили, и стали пить, гулять. Напились все хмельные, пошли по двору. Лиса подвела их к колоде и говорит:

- Нельзя ли эту колоду растрелять?

Вот колоду расстреляли, и Змея Горыныча со Змеей Горыновной убили. Все именье Фоме Богатому досталось. Уехали гости домой, а Фома с женой стали жить да поживать.

Как гости разъехались, приходит Лиса.

- Дома ли Фома Богатый?

- Дома.

- Я тебя, Фома, женила, я тебя домом наделила. Дай мне овечку!

Дал ей Фома овечку. Наутро Лиса опять идет.

- Дома ли Фома Богатый?

- Дома.

- Я тебя, Фома, женила, я тебя домом наделила. Дай мне гуська.

Он ей дал и гуська. Стала Лиса каждый день ходить. Доняла его совсем. Фома и говорит:

- Долго, Лиса, будешь ходить? Не буду я тебя больше ничем дарить. Ну-ка, Серка, держи ее! – и натравил на Лису собаку.

Серка полетела за Лисой. Не успела только поймать – Лиса - ширк в нору и сидит. Серка у норы притаилась и глядит в нее. Вот Лиса и спрашивает:

- Глазоньки, вы мои глазоньки, что вы делали?

- Глядели, как бы нору увидать, Лисоньке от собаки убежать.

- А вы, ноженьки, что делали?

- А мы бежали, чтобы Лисоньку собака не догнала.

- А ты, хвостик, что делал?

- А я по полю тащился, чтобы собака Лисоньку догнала и поймала.

- Ах, ты лисий хвост! Вот взять тебя да собакам отдать!

Взяла да и высунула хвост из норы:

- На тебе, собака, лисий хвост.

Серка за хвост ухватилась и разорвала Лису. Фома Богатый стал себе жить, да поживать, худо проживать, а добро наживать.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.