МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема № 6 Античная философия





12. Периодизация и специфические черты античной философии. Натурфилософия раннегреческой философии [Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит].

Своеобразие и уникальность античной философской традиции заключается в том, что основные понятия (Закон, Красота. Добродетель, Порядок, Справедливость и т.д.) были осмыслены во всей своей полноте, т.е. последовательно были представлены как проблема, как понятие и как ценность. Характерные черты философии античных мудрецов: 1)космоцентризм; 2) анртропоцентризм; 3) установка на разумное постижение природной взаимосвязи вещей; 4) сопряженность философского опыта с эстетическим и этическим; 5) нестабильность понятийного аппарата; 6)приоритет общего над единичным.

Периодизация философии античности:

1) архаический период [VІ – первая половина V в. До н.э.] т.н. философия «ранней Греции» – досократики, представители раннегреческой натурфилософии. разрабатывается проблема взаимодействия «космоса» (мирового порядка) и «фюзис» («натуры» - природы).

2) классический (философия «классической Греции»), вторая половина V – 1Vв. До н.э.; происходит формирование философской проблематики, развиваются философские учения Сократом, Платоном, Аристотелем.

3) эллинистический период (с конца ІV в.до н.э. до ІV в.) Характерным является рассмотрение философских проблем познания и бытия с целью определения норм и стандартов правильной жизни. Философия из всеобщей науки превращается в «научную дисциплину». Одной из доминирующих проблем является проблема достижения человеком счастья.

 

Проблема космоцентризма в философии античности. Древние ионийские мыслители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Возникновение и эволюция понятия начала сущего у представителей т.н. Милетской школы: вода (Фалес), беспредельное (Анаксимандр), воздух (Анаксимен).

Особенности философского языка Гераклита. Учение о космосе как самобытном огне. Гераклит о борьбе противоположных сил и их гармонии.

Личность и учение Пифагора. Пифагорейский союз как философско-политическое объединение. Космогония пифагорейцев.

Учение Демокрита об атомах и пустоте как началах сущих вещей. Космогония Демокрита. Постулат о вечном движении атомов; учение о причинности. Представление о человеке у Демокрита как о микрокосме.

 

13.Своеобразие античной онтологии (Парменид) и диалектики. Апории Зенона.

Парменид. Биографические свидетельства. Поэма «О природе», ее поэтика и структура. Два пути: путь «есть» и путь «не есть». Толкование тезиса «Одно и то же — мыслить и быть». Признаки бытия. «Мнения смертных» во второй части поэмы. Зенон. Апории Зенона как возражение на критику учения Парменида. Смысл термина «апория». Апории множества. Апории движения («Ахилл», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадий»). Проблема континуума.

Элейская школа. г. Элея, греческая колония на о. Сицилия. Элеаты были предшественниками и родоначальниками идеалистической философии. Ее представители – Парменид и Зенон Элейский – создалиучение о бытии. Парменид ввел понятие «бытие» (греч. – «онтос», отсюда онтология – наука, учение о бытии). Доверять можно только разуму, чувства нас обманывают, создают иллюзорную картину. «Природа» - его труд. Один и тот же предмет кажется огромным ребенку и нормальным взрослому человеку. Одна и та же пища может быть вкусна, когда ты здоров и отвратит, когда болеешь. Чувствам нельзя доверять, в них не может быть согласия. Разум – другое дело: 2х2=4 - всегда и здесь не может быть разногласий. Любит доказывать от противного. Парменид рассуждал следующим образом: бытие – это все, что есть, существует. Противоположность ему – небытие, т.е. все то, чего нет. Но раз в небытии ничего нет, значит, и небытия нет, а значит, есть только бытие. При этом бытие статично, т.е. в нем нет движения, изменения. Все те перемены, которые мы видим и ощущаем вокруг себя, происходят не в бытии, а в мире наших представлений, мнений, т.е. в «доксе». Бытие же – это то, что мы можем помыслить, но не увидеть, т.е. это синоним мышления. Парменид характеризовал бытие следующими свойствами:



· бытие единственно;

· бытие однородно (гомогенно);

· бытие безгранично;

· бытие вечно;

· бытие неподвижно.

Известен также Принцип Парменида (принцип всеобщей связи), согласно которому «ничто не возникает из ничего и не переходит в ничто, но все возникает из другого и переходит в другое». В настоящее время получили развитие многие идеи, основанные на этом принципе: мировые константы, законы сохранения, концепция круговорота, теория вакуума, гипотеза трансмутаций и др.

Ученик Парменида – Зенон Элейский – сформулировал 36 апорий (в переводе с греч. означает «затруднение»), подтверждающих свойства бытия в учении Парменида. Наиболее известными среди них являются «апории о движении»:

«Ахилл и черепаха». Если черепаха из пункта А в пункт Б выйдет раньше Ахилла, то Ахилл ее никогда не догонит. Догоняя черепаху, он будет каждый раз преодолевать какое-то расстояние за определенное время, но в это же время черепаха будет выдвигаться дальше. Значит, в каждый момент времени она все равно будет впереди, и расстояние между ними непреодолимо.

«Стрела летящая». Так, если в каждый момент времени летящая стрела занимает место, равное своей длине, то значит, она покоится. Из суммы состояний покоя нельзя получить движение, следовательно, движения не существует.

Таким образом, истинно, достоверно только то, что может быть помыслено, а не то, что проявляется в настоящем.

 

14. Философский релятивизм софистов [Протагора, Горгия] и Сократа.

◘ История софистики в связи с общей историей Греции V в. до н.э. Поворот от натурфилософии к антропологии. Софисты (Протагор, Горгий) как политические деятели и частные наставники в добродетели и красноречии. Протагор из Абдеры (ок. 480- 410 до н. э.) развивал искусство спора; уделяя большое внимание словесному выражению мысли, он классифицировал времена и модальности глагола, систематизировал приемы умозаключения. В книге «О богах» Протагор отрицал возможность познания богов ввиду краткости человеческой жизни и сложности предмета. Протагор был обвинен в безбожии (хотя он утверждал лишь непознаваемость богов), и афиняне изгнали его из города (по другой версии, приговорили к смерти, Протагор бежал, но утонул при побеге). Современные исследователи обнаруживают в процессе над Протагором политические мотивы.

Протагор выдвинул идею гносеологического релятивизма (относительность истины), полагая, что о любом предмете допустимы совершенно противоположные и равным образом истинные высказывания: «Человек — мера всех вещей». Поскольку Протагор не проводил различия между чувствами и разумом, можно сделать вывод — истинно все, что представляется человеку: мед сладкий и мед горький (здоровому человеку он представляется сладким, а больному — горьким). Однако сам Протагор имел в виду другое: бесполезно убеждать больного в том, что на самом деле мед сладок, необходимо вылечить его, и он сам это поймет. Софистику он считал терапией, не внушающей истину, а научающей человека умению мыслить самостоятельно.

Для учения софистов характерны скептицизм (позиция, отвергающая существование абсолютной истины) и агностицизм (позиция, согласно которой невозможно познать сущность чего-либо). Горгию (ок. 480 — ок. 380 до н.э.) принадлежит трактат «О природе, или О небытии», считающийся одним из наиболее ярких манифестов агностицизма. Основная мысль трактата — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то невыразимо в слове и непередаваемо другому».

Эти три положения Горгий стремился доказать следующим образом: 1) Если сущее вечно, то оно беспредельно, а если беспредельно, то оно нигде, а если нигде, то его нет. Если сущее не вечно, то оно произошло или из сущего, что невозможно, так как тогда сущее было бы прежде себя самого, либо из несущего, что также невозможно, поскольку из не-сущего ничего не происходит. Следовательно, сущее не вечно и не не вечно, т. е. его вообще нет. (Также Горгий рассуждал о том, что сущего нет, поскольку оно ни единое, ни множественное.)

2) Если даже сущее существует, то оно не мыслится, поскольку мыслимое не тождественно сущему, иначе существовали бы в реальности Сцилла и Химера.

3) Если сущее и мыслится, то оно неизъяснимо другому, поскольку изъясняется человек посредством слов, а слово не тождественно обозначаемому им предмету и не может его объяснить, поскольку, напротив, при объяснении слова указывается на предмет. Рассуждения Горгия — типичный пример построений, получивших название «софизмы».

Софизмы — рассуждения, цель которых убедить человека в чем-то абсурдном, сбить с толку, заставить оппонента пускаться в бесплодные прения. Одни софизмы основаны на многозначности слов, даже на их созвучии. Другие софизмы представляют собой ошибочно построенные силлогизмы или подстановку другого значения в термины силлогизма. Самый известный пример софизма — «Рогатый» (Ты не терял то, что у тебя есть. Но ты не терял рога. Следовательно, они у тебя есть) и «Пес» (Этот пес — отец. Но он — твой. Значит, пес — твой отец). Софистические уловки вошли в число приемов эристики — искусства любой ценой брать верх в споре.

Протагор как родоначальник софистики. Тезис о человеке как «мере всех вещей» и отказ безусловного признания бытия богов. Искусство ведения спора. Софизмы как технические приемы ораторского искусства.

Философское учение Сократа(470-399гг до н.э.).История жизни и смерти Сократа. Софисты и Сократ: сходство и различие философских учений и педагогических методов («беседующие с Сократом»). Начало «вопрошающей» философии. Особенности диалога и диалектики Сократа.

«Я знаю, что я ничего не знаю». Утверждение о «незнании» и его значение для «майевтического» метода. Разработка общих определений в ходе бесед. «Демоний» Сократа, понимание философии как служение богу. Представление Сократа о душе как сути человека, его интерпретация дельфийского изречения «Познай самого себя».

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

• открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».

 

15. Объективный идеализм Платона.

Философия Платона. Основные моменты жизни и творчества Платона. Учение о бытии, познании и идеях («Государство», «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Тимей», «Филеб»).

Двоякое представление мироздания: бытие и становление; их характеристика и соотношение. Учение Платона об идеях: соотношение идей и вещей; структура идеального бытия; понятие материи.

Познание чувственное и интеллектуальное, проблема соотношения мнения и знания. Миф о пещере и его истолкование. Существо диалектического метода, согласно Платону. Трактовка познания как припоминания («анамнесис») и его значение для платоновской гносеологии.

Этико-политическое учение Платона. Теория правильного государственного устройства: учение о трех сословиях.

 

Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.

Платон о диалектическом методе философского познания

Подобно Сократу, Платон считает, что повседневные впечатления дают нам искажённый образ реальности. Наивно-непосредственное познание ошибочно. Прояснить его можно лишь путём усиленного размышления и применения философской диалектики, которая учит анализировать, связывать, классифицировать сбивчивые чувственные впечатления, получая из их беспорядочной массы общее понятие – и, наоборот, из общего понятия выводить идеи о родах, видах и единичных предметах.

Мир вещей и мир идей у Платона

Помимо восприятия чувственных, материальных вещей, мы имеем представление об общих, отвлечённых понятиях – идеях. Согласно философии Платона, идея – это то одинаковое, что встречается хотя бы в двух разных вещах. Но никто не может познавать несуществующего – следовательно, идеи реально существуют, хотя мы и не ощущаем их, как чувственные предметы.

Более того – лишь мир умопостигаемых идей истинно существует, а чувственный мир вещей является только его бледным призраком. Ни один чувственный предмет не способен быть полным проявлением хотя бы одной идеи, воплотить её в себе целиком. В мире вещей истинные сущности скрыты и искажены покровом бесформенной, бескачественной материи. Вещи – не более чем слабое подобие идей – и, значит, они не являются истинным бытием.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.