Тема № 9 Немецкая классическая философия 25. Общая характеристика немецкой классической философии. Немецкая классическая философия как значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Исторические, культурные и научные предпосылки появления немецкой классической философии. Краткая характеристика философских учений Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Андреаса Фейербаха. Немецкая классическая философия как единое духовное образование, с присущими ему характерными чертами: 1)понимание философии в качестве «критической совести культуры», некоего «конфронтирующего сознания», способного к адекватной оценке всей мировой истории и культуры; 2)исследуются не только человеческая история, но и человеческая сущность; 3)все представители немецкой классической философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей; 4)классическая немецкая философия разрабатывает целостную систему диалектики; 5) ее идеи и теории носят гуманный характер. Влияние идей немецкой классической философии на мировую (в том числе и русскую) философию Х1Х - ХХ вв. 26. Философия Канта. ◘ Основные этапы жизни и творчества И.Канта. ПЛАН: Базовые идеи его философской системы: 1) космогоническая гипотеза; 2) учение о «вещах в себе» и явлениях; 3) учение об опытном и доопытном знании; 4) понятие «чистого разума»; 5) учение о трансцендентном; 6) исследование познавательных способностей человека и антиномий; 7) этическое учение Канта и разработка системы нравственных законов. Понятие категорического императива. РАШИФРОВКА: Основоположником немецкого классического идеализмасчитается Иммануил Кант(1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: • докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); • критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.). В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: • «Критика чистого разума»; • «Критика практического разума»; • «Критика способности суждения». 2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периодабыли проблемы бытия, природы, естествознания.Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития. Философские выводы Канта были революционными для его эпохи: • Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц. • природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; • природа находится в постоянном изменении и развитии; • движение и покой относительны; • все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции. В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени: • механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину; • данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца). 3. В основе философских исследований Канта критического периода(начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. Всвоей книге «Критика чистого разума»Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями. Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА | Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. | Мир не имеет начала во времени и безграничен. | Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ | | Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. . | В мире нет ничего простого. | | Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ | | Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. | Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы. | | Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА | | Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего. | Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего. | | | | | | С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума. Также в «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: •апостериорное знание; • априорное знание; • «вещь в себе». Апостериорное знание— то знание, которое получает человек в результате опыта.Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность. Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначальнои не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое изэтих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. «Вещь в себе» — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Кант выделяет схему познавательного процесса,согласно которой: • внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование»)на органы чувств человека; • органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений; • человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира; • целостная картина окружающего мира, возникающая вразуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; • реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе»— субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом; •человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность. Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы: • собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии; • внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых «вещей в себе» — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру,которая включает в себя: • формы чувственности; • формы рассудка; • формы разума. Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространствои время.Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени. Рассудок— следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории— предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.) Разум- высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи,например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях(в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом. Данными классамиявляются: количество; качество; отношение; модальность. (То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.) Сами категории: •количества — единство, множество, цельность; • качества — реальность, отрицание, ограничение; • отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; • модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность. Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов — противоположные характеристики свойства класса, третьи — их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д. Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность. Наряду с «чистым разумом» — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум»,под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — «Критика практического разума». Главные вопросы «Критики практического разума»: Какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам: •чистая нравственность— признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; • между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; • мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону. И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон,который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом:«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: • человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; • человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству. В своей третьей книге критического периода — «Критика способности суждения»— Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: •целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры); • целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); • целесообразности духа (наличие Бога). Социально-политические взглядыИ. Канта: • философ считал, что человек наделен изначально злой природой; • видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву); • был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами; • осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества; • считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными. Историческое значение философии Кантав том, что им было: • дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов); • выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»); • выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; • сформулирован категорический императив — моральный закон; • выдвинута идея демократии и правового порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях; • осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете. 27. Наукоучение Фихте и натурфилософия Шеллинга. И.Г. Фихте (1762-1814) в работах («Основы общего наукоучения», «Наукоцучение», и т.д.) принимая наукоучение как науку не о фактах, а о знании пытается реформировать кантовскую трансцендентальную философию в единую философскую систему. Фихте интересует процесс познания и, прежде всего, его центр – субъект(Я). Социально-исторический и этический характер философских идей Фихте. Основные понятия его наукоучения: «Я», «не-Я», деятельность, диалектический способ мышления, «духовная субстанция». Сущность перехода философской позиции Фихте от субъективного к объективному идеализму. Философия Шеллинга.Базовые положения творчества Шеллинга: натурфилософия, трансцендентальный идеализм, философия свободы и откровения. Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить «абсолютное»,то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа: •натурфилософию; • практическую философию; • иррационализм. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природыи делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем: • прежние концепции объяснения природы («не-Я» Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются «втиснуть» природу в какие-либо рамки); • природа есть «абсолютное»— первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное; • природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум; • материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума; • природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью(едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет); •движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.). Практическая философия Шеллингарешает вопросы социально-политического характера, хода истории. Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы.Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают «вторую природу» — правовой строй.В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. 28. Абсолютный идеализм Гегеля. ◘ Философия Гегеля. Суть системы гегелевской философии. К важнейшим философским трудам Гегеляотносятся: «Феноменология духа»; «Наука логики»; • «Философия права». Логика Гегеля: учение о бытии, сущности и понятии. Теоретические основания идеалистической диалектики Гегеля. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. Врезультате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Абсолютная идея- это: •единственно существующая подлинная реальность; • первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; • Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: окружающего мира; природы; человека; а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя: • творение материи из воздуха; • сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; • искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира. Человекв онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи.Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа. Через человека Мировой дух: • проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; • целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории; • познает себя через познавательную деятельность человека; • творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика,по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектикив том, что: •все - Мировой дух, «конечный дух» — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); • данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; • единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития). Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: •существует определенный тезис(утверждение, форма бытия); • данному тезису всегда находится антитезис— его противоположность; • в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез— новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; • данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. Проблема космогенеза в системе философских наук, способных, по мнению Гегеля, объяснить природу бытия. Природу (окружающий мир)Гегель понимает как инобытие идеи(то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный дух; объективный дух; абсолютный дух. Субъективный дух— душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»). Объективный дух- следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство. Абсолютный дух— высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: искусство; религия; философия. Искусство— непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства. Религия— антитезис искусства. Если искусство — абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия— синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и, в то же время понятое гениальными людьми — философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный мыслью» — по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание. Противоречие между методом и системой в его учении. Социально-философские концепции философии Гегеля. 29. Антропология Фейербаха. ◘ Людвиг Фейербах (1804-1872) — последний представитель немецкой классической философии и ее реформатор. Он полагает, что подлинным объектом философского анализа может быть только человек. Поскольку человек есть единство бытия и мышления, поэтому он и должен рассматриваться в качестве исходного пункта философии. Фейербах делает попытку преодолеть гегелевское сведение сущности человека до самосознания, а исторического процесса — до самодвижения духа, использующего для реализации своих целей деяния людей. В теории познания Фейербах подчеркивает роль чувств, значение опыта, но последний не рассматривает в качестве общественной практики как основы, цели познания и критерия истины. Заслугой Фейербаха является критика религии. По его мнению, религию породила человеческая нужда, человеческие устремления. Исследуя психологические источники религии, Фейербах делает вывод, что Бог — это отчужденная сущность человека. Бог есть то, кем человек хочет быть. Критику религии Фейербах осуществляет с позиции антропологического материализма. Суть антропологического материализма заключается в том, что истоки своеобразия человеческой жизнедеятельности, а также исторического развития человека следует искать в природе самого человека. Из природы человека можно вывести сущность общественного устройства, его политику и право, мораль и искусство, религию, философию и науку. Свою позицию Фейербах не называет материалистической. Для него «истина не есть ни материализм, ни идеализм, ни физиология, ни психология; истина — это антропология...». По Фейербаху, сущностные силы человека: воля; чувства; разум — это его родовые силы, общественные способности. Он полагает, что человеческая сущность определяется социальными «общественными» отношениями. Человеческая сущность только налицо в общении, в единстве человека с человеком, в единстве опирающемся на реальность различия между Я и Ты». Но этот вывод не стал определяющим для философии Фейербаха. По его мнению, этапы человеческой истории отличаются всего лишь содержанием религии и морали общества, а сами чувства: религиозные, нравственные, эстетические и т. д. заданы человеку его природой, имеют врожденный характер. В этом выводе, как в зеркале, отражается ограниченность антропологизма. Ориентируясь на природность человека, Фейербах делает попытку объяснить социальные связи, общественные отношения как природные узы, объединяющие людей в общество. Основу объединения людей, их общения Фейербах видит в любви. Поскольку любовь есть универсальный закон природы, постольку она должна стать высшим и первым законом человека. Средством обеспечения этого закона должна быть не религия, а новая философия. Гуманистическая направленность этического учения Фейербаха вызывает симпатию. Любовь — средство созидания. Но Фейербах оставил открытым вопрос: почему любовь вытесняется ненавистью, почему и когда силы созидания уступают место силам разрушения. Путь к устранению зла Фейербах видел не просто в просвещении, а в гуманистическом обновлении условий жизни людей путем применения достижений научно-технического прогресса и развития культуры. Последние должны сделать человека господином природы, а отношения людей коллективистскими. Но непоследовательность учения Фейербаха в том, что преодоление зла он видел на путях преодоления чувства зависимости человека от внешних сил природы и общества, а не устранения самой зависимости. Что касается его философии, замешанной на всеобщей любви, то будучи надобщественным образованием она претендовала быть моделью для всех народов на все времена, а поэтому и стала утопической моделью, исключающей ее применение где-либо, когда-либо и кем-либо. Выступая против идеализма, Л. Фейербах остался на позициях идеалистического понимания истории. |