Стадии развития малого предпринимательства Первая стадия — стадия основания бизнеса. Самая первая стадия любого бизнеса — это стадия его основания. На этой стадии предприятие планируется, регистрируется, создается. Для многих бизнесов это единственная стадия жизни, которую они проходят. Это самый трудный и ответственный этап в жизни и развитии любого дела. Данный этап — определяющий для дальнейшего развития. Многое может пойти не так, как хотелось бы и соответственно может так случиться, что дальнейшее существование бизнеса будет невозможным. На успех на этой стадии жизни во многом будет влиять качество вашего планирования бизнеса. Без хорошего бизнес плана, фактически невозможно грамотно начать бизнес и далее перейти в следующие стадии жизни. Вторая стадия — стадия роста бизнеса. На этой стадии бизнес растет. Основным ориентиром для этой стадии является скорейшее достижение точки безубыточности. Именно здесь еще продолжается финансирование бизнеса, как правило, оборотными средствами. Здесь же оттачивается система управления бизнесом. Во многом успех на этой стадии развития зависит от грамотного управления бизнесом. То, как бизнесом управляют, как он конкурирует в пределах своего рынка, определит его дальнейшую судьбу и способность достичь следующей стадии жизни. Третья стадия — стадия расширения. На этой стадии бизнес уже достиг точки безубыточности и начал приносить прибыль. Здесь резко растут доходы, захватывается рынок, увеличиваются продажи, и естественно появляется прибыль. Это самая приятная стадия для владельца. Именно в этот период происходит возврат инвестиционных расходов, и начало получения прибыли от созданного бизнеса. Для стадии расширения характерно увеличение штата сотрудников, расширение офиса, расширение каналов и точек сбыта. Здесь очень важно грамотно формировать команду сотрудников, тех с кем можно будет спокойно перейти в следующую стадию. Четвертая стадия — стадия зрелости. Стадия зрелости характеризуется своей устойчивостью бизнеса к всевозможным непредвиденным обстоятельствам. К этому времени, компания уже наработала достаточно прибыли, чтобы пережить трудные времена, если вдруг рынок станет нестабильным или начнет уменьшаться. На этой стадии также возможна перестройка системы управления, разработка и внедрение новых продуктов. Это стадия, когда получается основная прибыль от затеянного бизнеса. Длительность данной стадии для разных видов бизнеса различна. Однако со временем рынок меняется, появляются новые технологии бизнеса, конкуренты, и т.д. И в итоге эта стадия плавно переходит в завершающую стадию жизни. Пятая стадия — стадия увядания. В жизненном цикле бизнеса эта стадия самая простая, и прилагать особые усилия для ее достижения не требуется. Более того, большинство открываемых бизнесов, по статистике, переходят из первой стадии сразу в пятую, т.е. прекращают свое существование сразу после начала жизни. Рано или поздно в эту стадию попадают все бизнесы. Но это не означает, что все так фатально и ваш бизнес тоже когда-нибудь попадет в эту стадию и прекратиться. Чтобы этого не произошло, люди придумали такую вещь как стратегическое управление. Успешный бизнесмен, применяя науку менеджмента, в состоянии рассмотреть все эти стадии и принять грамотные, своевременные решения. Классикой в управлении бизнесов является переход из четвертой стадии во вторую и так далее до четвертой и опять во вторую. Такие переходы совершаются путем разработки новых видов товаров и услуг, началом нового вида бизнеса, расширением уже существующего, и т.д. Даже находясь уже в пятой стадии все возможно еще исправить и попытаться реанимировать бизнес. Знание и понимание этих стадий жизни однозначно помогает в управлении бизнесом. Постоянно проводите анализ ситуации, в которой сейчас находитесь вы вместе со своим делом. Это даст вам возможность вести бизнес более успешно. Стадии развития малого предпринимательства Существуют определенные закономерности в развитии, как отдельной организации, так и отрасли, в которую она входит, и отдельного товара, который она производит: в течение периода своего существования организация, отрасль, товар проходят отчетливые этапы (рождение, рост, зрелость, спад), и переход от одного этапа к другому является не случайным, а объективно обусловленным изменениями параметров внешней среды и внутренних параметров самого объекта (товара, отрасли, организации). Продолжительность жизненного цикла фирмы и отдельных его этапов будет различной для разных стран, отраслей и отдельных фирм. Жизненный цикл фирмы, будет в большинстве случаев одинаковым . Такой цикл называется традиционным. Рассмотрим его основные этапы. Создание новой фирмы (субъекта предпринимательской деятельности) является результатом осознания предпринимателем потребностей рынка и возможного способа их удовлетворения. Наиболее важной задачей управления является выбор миссии фирмы. Если миссия была выбрана неверно, то даже при благоприятных условиях внешней среды фирма не сможет создать устойчивое конкурентное преимущество. 1 - становление новой фирмы; 2 - рост (2.1. - ускоренный рост, 2.2. - замедленный рост); 3 - зрелость; 4 - спад. Начинающая фирма (1 этап жизненного цикла) имеет, как правило, размеры, соответствующие минимальному масштабу производства в данной отрасли. Управление фирмой на данном этапе направлено на решение следующих проблем: • налаживание процесса производства товаров или оказания услуг; • привлечение первых клиентов; • формирование финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения бесперебойного функционирования фирмы в условиях недостаточного поступления выручки. Начинающая фирма функционирует в основном за счет своего первоначального капитала. Именно недостаточность средств для решения пусковых проблем и преодоления начального этапа служит причиной краха большинства новых фирм. Начинающая фирма редко может использовать внешние источники финансирования, так как прибыль, как правило, отсутствует и, соответственно, отсутствует возможность выплачивать проценты и дивиденды кредиторам и собственникам. Оптимальными формами использования заемных средств являются: • для финансирования товарных запасов - коммерческий кредит; • для финансирования внеоборотных активов - аренда и лизинг. При формировании бюджета на данном этапе особое внимание должно быть уделено достижению стабильности финансовых показателей ликвидности и финансовой устойчивости. К этапу ускорения роста они должны быть уже стабильны. Если этого не произошло, значит, фирма не сформировала устойчивые конкурентные преимущества и стоит на грани банкротства. Требуется вмешательство на уровне пересмотра миссии фирмы, или, как минимум, ее маркетинговой стратегии. Успешное преодоление первого этапа выражается в том, что фирма функционирует стабильно и безубыточно, имеет достаточное число клиентов. Перед фирмой встает проблема расширения масштабов своей деятельности и обеспечения прибыли. Фирма переходит на 2 этап жизненного цикла - этап роста. Перед руководством фирмы встают следующие проблемы: • поиск источников финансовых ресурсов, необходимых для расширения масштабов деятельности; • организация эффективной системы управления, способной адекватно реагировать на рост фирмы и, соответственно, на возрастание объема управленческих задач. Основным источником финансирования по-прежнему остается первоначальный капитал фирмы. Кроме того, фирма может использовать и постепенно формируемый собственный накопленный капитал: накопленные амортизационные отчисления и капитализированную прибыль (значимость этого источника растет вместе с ростом фирмы). Необходимые финансовые ресурсы фирма может высвободить за счет увеличения оборачиваемости средств, иммобилизованных в товарных запасах и дебиторской задолженности. В связи с этим на этапе ускоренного роста важным является отслеживание показателей оборачиваемости: чем они выше, тем лучше идут дела у фирмы. По мере замедления роста и достижения зрелости фирмы анализ показателей оборачиваемости необходимо дополнить анализом показателей рентабельности: на этом этапе происходит смещение акцентов в управлении с обеспечения роста фирмы к повышению эффективности ее функционирования. Такое смещение акцентов может быть вызвано различными причинами, среди которых выделим основные: • недостаточность финансовых ресурсов для обеспечения дальнейшего роста фирмы; • фирма достигла доминирующего положения в отрасли и может подвергнуться риску применения к ней антимонопольных мер; • ожидается, что дальнейшее увеличения доли рынка будет не настолько прибыльным, чтобы за него бороться. Наиболее сложным решением для растущей фирмы является решение об использовании внешних источников финансирования. С одной стороны, быстро растущая фирма испытывает значительную потребность в дополнительных финансовых ресурсах, а с другой стороны - возможность оплаты капитала, привлеченного из внешних источников, ограничены, так как в период активного развития фирмы прибыль, как правило, невысока - ее получение ожидается в будущих периодах, когда фирма сформирует и закрепит свои позиции на рынке. Оптимальным для растущей фирмы является использование долгосрочных кредитов и эмиссия обыкновенных акций. Но для того, чтобы убедить кредиторов и инвесторов в окупаемости их вложений, необходимо представить им качественно проработанный бизнес-план с прогнозами получения прибыли при разных вариантах развития событий: оптимистичном и пессимистичном. Третий этап жизненного цикла фирмы - этап зрелости, - характеризуется стабильностью систем управления и производства. Темпы развития такой фирмы должны соответствовать средним темпам роста отрасли, что позволит ей не терять своего места в отрасли. Управление фирмой должно быть ориентировано на отслеживание изменений во внешней среде и поддержание устойчивого конкурентного преимущества фирмы. При поступлении сигналов об ожидаемых изменениях фирма должна быть готова быстро реорганизовать свою деятельность - осуществить переход на новую технологию или к производству нового поколения товаров. Зрелая фирма может позволить себе глобальную модернизацию своей деятельности, так как она наиболее свободна в выборе источников финансирования. Наличие стабильной прибыли дает возможность использования внешних источников финансирования, основными среди которых являются: - кредиты и займы (в том числе облигационные); -дополнительная эмиссия акций (обыкновенных и привилегированных). Изменения, происходящие во внешней среде, могут привести к снижению эффективности функционирования фирмы. Как правило, это происходит, если система управления фирмой утратила гибкость и потеряла способность адекватно реагировать на сигналы внешней среды. Фирма переходит на четвертый этап - этап спада. На этапе спада происходит дестабилизация всех показателей финансового состояния. Наиболее информативными здесь являются коэффициенты ликвидности и рентабельности. Отслеживая уровень рентабельности, можно сделать вывод о целесообразности продолжения деятельности фирмы в данном сегменте рынка. Если перспективы неблагоприятны, фирме следует принять принципиальное решение либо о переориентации своей деятельности на другой сегмент рынка, либо об изъятии капитала и переливе его в другую отрасль. Коэффициенты ликвидности сигнализируют о возможности банкротства. Следует учитывать, что кризисные явления - это спутники не только зрелой фирмы, они могут возникнуть на любой стадии жизненного цикла. Первой задачей управления в кризисной ситуации является диагностика причин неудовлетворительного функционирования фирмы. Наиболее распространенными причинами возникновения кризисных ситуаций являются следующие: - слишком большой размер долга; - ошибки в бизнес-планировании из-за низкого качества прогнозов изменения условий внешней среды; - высокий уровень постоянных издержек из-за нерационального использования производственных мощностей; - неудача в разработке новых товаров; - уступка конкурентных преимуществ более удачливым соперникам. В зависимости от причины возникновения кризисной ситуации и конкретных форм ее проявления для восстановления бизнеса могут использоваться следующие действия: 1. Пересмотр текущей стратегии. 2. Снижение издержек. 3. Принятие мер для увеличения доходов. 4. Продажа части активов с целью увеличения наличных средств для сохранения оставшейся части бизнеса. В кризисных ситуациях, требующих быстрых решений, может применяться и комбинация восстановительных мер. Следует учитывать, что усилия фирм по восстановлению - это действия с высокой степенью риска, которые часто заканчиваются провалом. Многие фирмы слишком долго ждут, прежде чем начать принимать антикризисные меры. У других нет достаточных средств и предпринимательского таланта. Даже в случае успеха уцелевшая фирма должна предпринять целый ряд изменений в управлении, прежде чем будет восстановлена долгосрочная конкурентная жизнеспособность фирмы и ее прибыльность. |