МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Теория классического обусловливания. И.П. Павлов





Психотерапия

Лекция 5 Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия

Учебные вопросы:

1. Теоретические основы поведенческой психотерапии.

2. Основные принципы поведенческой психотерапии.

3. Методы поведенческой психотерапии

Поведениеопределяется как система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой.

Поведенческая психотерапия принадлежит к числу относительно молодых методов психотерапии. В качестве самостоятельного метода поведенческая психотерапия сложилась в 50-х годах XX-го века, но практически с момента своего образования начала бурно расти и развиваться в нескольких направлениях.

Поведенческая психотерапия основывается на психологии поведения и теориях научения.

Поведенческая терапия рассматривает болезненное поведение как одну из множества других форм поведения, подчиняющуюся тем же самым законам, что и поведение здоровое.

Поскольку изначально предполагалось, что поведение является результатом научения, то возникло предположение о возможности терапевтического обучения, основывающегося на достижениях психологии.

Болезненное поведение, т.е. доставляющее страдания самому человеку или его непосредственному окружению, становилось объектом терапевтического вмешательства.

Устранив или модифицировав болезненное поведение, психолог избавлял пациента от страданий и достигал заранее согласованных с пациентом целей терапии.

Таким образом, поведенческой психотерапией может быть названа любая форма основанного на экспериментальных данных и контролируемого обучения новым, более эффективным и здоровым формам поведения, изменения (модификации) или устранения доставляющих страдания, болезненных форм поведения.

Учебный вопрос 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Поведенческая терапия (называемая также "модификация поведения") — это лечение, которое использует принципы научения для изменения поведения и мышления.

Понятие поведенческая терапиявпервые ввели в практику независимо друг от друга А.Лазарус и Г.Айзенк в конце 50-х годов. В нашей стране большее распространение получил термин условно- рефлекторная терапия.

1950-1960гг. - это период становления поведенческой психотерапии как самостоятельного направления.

Теория классического обусловливания. И.П. Павлов

Согласно теории И.П. Павлова, новые формы поведения могут возникать в результате установления связи между врожденными формами поведения (безусловными рефлексами) и новым раздражителем (условным раздражителем). В случае совпадения во времени и пространстве условного (нового) и безусловного (служащего стимулом безусловной реакции) раздражителя, новый раздражитель начинает вызывать безусловную реакции, и это приводит к совершенно новым особенностям поведения. Сформировавшийся таким образом условный рефлекс может в дальнейшем служить базой для формирования условных рефлексов второго и высших порядков.

Теория инструментального, или оперантного, обусловливания Торндайка (Thorndike Е. L.) и Скиннера (Skinner В. F.) осталась в рамках прежней парадигмы "стимул — реакция (поведение)", однако подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и укреплении поведения. В этой теории стимул приобрел функциональные качества подкрепления, повышающего силу реакции. Модель Торндайка — Скиннера, как и модель И. П. Павлова, уподобляла поведение организма "черному ящику", о внутреннем содержании которого нет никакой информации.



Следующий этап развития поведенческой психотерапии связан с попыткой учесть и промежуточные переменные, расположенные между стимулом и реакцией. При этом внутренние переменные рассматривались как скрытые реакции на внешние раздражители. Именно их скрытность и исключала понятную связь с внешними раздражителями. Внутренние переменные — это, прежде всего, когниции (мысли, представления), которые управляют другими процессами, например, эмоциональными или мотивационными.

В плане такого понимания в конце 60-х — начале 70-х годов были предложены новые методики, вошедшие в литературу под названиями "скрытое кондиционирование", "скрытое обусловливание" (Каутела — Cautela J. R., 1967), "скрытый контроль" (Хомм — Homme L., 1965), "саморегуляция" (Кэнфер, 1975).

Скрытое обусловливание - мысленное представление целевого поведения, помогающее пациенту изучить реакцию среды на него и натренировать эмоциональный ответ, чтобы в реальной обстановке не возникло психотравмирующей ситуации.

В соответствии с основными положениями теории Кларка Халла , поведение является реакцией на различные побуждающие стимулы - драйвы и вознаграждается ослаблением или редукцией побуждающих стимулов.

Голодный человек, движимый сильным драйвом голода, начинает искать место и способ, которым можно утолить голод. Если это ему удается, соответствующее инструментальное поведение подкрепляется, и происходит инструментальное научение.

В следующий раз человек будет преимущественно использовать те способы (реакции), которые в прошлом были подкреплены уменьшением силы драйва.

В следующий раз человек будет преимущественно использовать те способы (реакции), которые в прошлом были подкреплены уменьшением силы драйва.

При повторении связки стимул-реакция, возникает ассоциация реакции со стимулом, возникает привычка.

Личность взрослого человека (и невротика в том числе) рассматривается Халлом как совокупность привычек, то есть связей стимулов и реакций.

Если это поведение происходит в определенных стимульных условиях, то эти условия могут приобретать характер вторичного (выученного) драйва.

Невротическое поведение рассматривается Халлом либо в качестве болезненных привычек, либо как вторичные драйвы.

В частности, тревожность Халл считает вторичным драйвом, возникающим на основе первичного драйва боли.

Алкоголизм же и наркомания - как привычки, основанные на быстро достигаемом ослаблении драйва тревоги.

С точки зрения Джона Миллера и Нила Долларда, функциональный невроз, то есть невроз, возникающий не в результате органических нарушений, а как следствие душевных переживаний, является результатом процесса научения. То есть этот невроз возникает по определенным законам научения, либо уже известным науке, либо пока еще не открытым.

Зная (или вновь обнаружив) эти законы, терапевт может научить клиента новому, более здоровому поведению, и таким образом устранить невроз.

Иными словами, в процессе терапии психотерапевт вынужден изучать связи, которые существуют между стимулами, реакциями и подкреплением, и создавать на основе полученного знания новые связи.

Теория социального научения через наблюдение (Бандура — Bandura A., 1971)

Одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения, ранее отсутствовавшие у животного или человека.

Последующий отход от первоначальной парадигмы поведенческой психотерапии (стимул — реакция), рассматривающий когниции как промежуточные переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты эмоциональных, мотивационных и моторных процессов, отражают теории Эллиса (Ellis A., 1962) и Бека (Beck А. Т., 1976).

В рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса главной промежуточной переменной, делающей понятной связь между стимулом и поведением, являются рациональные и иррациональные когниции.

 

Рациональная психотерапия - метод, в котором используется логическая способность пациента проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность (в этом смысле - противоположна суггестии).

Когнитивная психотерапия - метод, в котором эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются через призму опосредования когнитивными структурами и когнитивными процессами, приобретенными в прошлом. Иными словами, в качестве промежуточных переменных выступают мысль, образ (когниция).

В когнитивной психотерапии А.Бека определяющей переменной являются реалистичные и нереалистичные (связанные с ошибками в когнитивных выводах) когниции.

Эллис и Бек признают связь когнитивных и пове­денческих переменных при доминирующем значении первых. С их точки зрения, центром воздействия психотерапии должны быть промежуточные когнитивные переменные.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.