Тема 5. Эмоциональные и волевые процессы – 3 часа. 2. Цели занятия: - общие понятие об эмоциональных и волевых процессах; - методы исследования эмоционально – волевой сферы; - общие понятия о её нарушениях . 3. Основные вопросы темы: 3.1.Эмоции как психическое состояние. Эмоции и поведение. 3.2. Функциональное отличие эмоций и чувств. 3.3. Воля. Этапы волевого действия. 3.4. Методы исследования эмоционально – волевой сферы и общие понятия о её нарушениях. 4. Методы обучения и преподавания: устный опрос, дискуссия, работа в малых группах. Задание 1. Составьте логическую схему базы знаний по теме курса. Задание 2.Отражение чувств. Инструкция: разбиваются на пары. Первый член пары произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сначала повторяет своими словами содержание того, что услышал (отражение содержания), а затем пытается определить чувство, которое по его мнению, испытает его партнер в момент говорения( отражение чувств). Партнер оценивает точность обоих отражений. Затем участники меняются ролями. Оценить уровень эмпатии способность переживать те же чувства, которые испытает партнер по общению в данный момент. Задание 3. Рекомендации по улучшению настроения - Определи причину своего настроения: что радует, что беспокоит, почему, а могла бы быть иначе, какие могут быть последствия.
- Попробуй включить музыку, сделать гимнастику, отправиться на прогулку, прокатиться на велосипеде, пробежать вокруг дома, чтобы настроение стало лучше.
- Пойди друзьям, включись в общую деятельность.
- Подумай о хорошей стороне жизни.
- Не позволяй себе расстраиваться из-за пустяков.
- Думай и веди жизнерадостно.
Задание 4. Тест «Волевой ли ты человек?» Насколько велика у тебя сила воли, настолько плодотворны твои работа и учеба. Постарайся ответить на 15 вопросов с максимальной откровенностью. Если ответ «да» поставь себе - 3 очка, если «не знаю», «затрудняюсь», «иногда случается» - 1 очко, если «нет» - 0 очков. Сумма полученных данных даст представление – ответ о воле. 1. В состоянии ли ты завершить работу, которая тебя не интересна? 2. преодолеешь ли ты без всяких усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что – нибудь неприятное? 3 Когда попадаешь в конфликтную ситуацию дома или в институте в состоянии ли взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно? 4. Если тебе прописана диета, можешь ли ты преодолеть кулинарные соблазны? 5. Найдешь ли ты силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это не обязательно? 6. Если у тебя вызывает страх посещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты в последний момент не изменить своего намерения? 7. Сдержишь ли ты данное сгоряча обещание, даже если выполнение принесет тебе немало хлопот? 8. Строго ли ты придерживаешься распорядок дня? 9. Откажешься ли ты от просмотра интересной телепередачи, если ты еще не подготовил задания на завтра? 10.Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не оказались обращенные к тебе слова? Интерпретация результатов. Если ты набрал от 0 до 6 очков, то с силой воли у тебя не все благополучно. Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, к обязанностям относишься спустя рукава и в этом причина разных неопрятностей. 7 -14 очков.Сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятствиями, то начнешь действовать, чтобы преодолеть их. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмешь 15 -20 очков.С силой воли у тебя все в порядке. Но иногда твоя твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Литература. Основная: 1.Немов Р.С. Психология. М.:ВЛАДОС, 2000 – 2001. 2. Рогов И.Е. Общая психология (Курс лекций). М.:ВЛАДОС, 2001. 3. Рубинштейн С.Д. Основы общей психологии, «Питер», СПб, 2007 4. Столяренко Л.Д. Психология./ Уч. д/вузов, - 2007 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – на Дону: Феникс - 2003. 6. Клиническая психология. Под ред. Б.Д.Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. – Питер: 2004. Дополнительная: 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: 2001. 2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга, - М: Изд – во «Ось - 89», 1999. 3. Куницына В.Н., Козаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Уч. пособие для вузов: СПб- «Питер» : 2001. 4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. /Уч. Пос.:2004. 5. Сидоров П.И. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. 6. Соколова Е.Е. Введение в психологию. – Москва: Асаdem’a, 2005. |