МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНА СЛУХА





АУДИОЛОГИЯ И СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЕ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений

 

Москва

АСАОША


УДК 616.28.008.1(075.8) ББК56.8я73

Р85

Издательская программа «Специальная педагогика

и специальная психология для педагогических вузов и колледжей»

Руководитель программы — доктор педагогических наук,

профессор Н. М. Назарова

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент АМН А.И.Лопотко; кандидат биологических наук, профессор Л.В.Ананьева

Руленкова Л. И., Смирнова О. И.

Р85 Аудиология и слухопротезирование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с. 13ВН 5-7695-0964-3

В учебном пособии обобщены и систематизированы знания по анато­мии и физиологии органов слуха, представлены современные методы ис­следования и диагностики слуха, а также подбора и применения слухо­вой аппаратуры. Впервые представлены новейшие сведения по слухопроте-зированию, описаны последние модели звукоусиливающей аппаратуры.

Может быть использовано педагогами специальных учебных заведе­ний и родителями глухих и слабослышащих детей.

УДК 616.28.008.1(075.8) ББК 56.8я73

Учебное издание

Руленкова Людмила Ивановна, Смирнова Ольга Ивановна

Аудиология и слухопротезирование Учебное пособие

Редактор Е.А.Кречетова. Ответственный редактор И.Б.Чистякова.

Технический редактор Н.И.Горбачева. Компьютерная верстка: Р.Ю.Волкова.

Корректоры В.Н.Рейбекель, М.А.Суворова

Изд. № А-409. Подписано в печать 17.03.2003. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,0. Тираж 20 000 экз. (1-й завод 1 — 5100 экз.). Заказ № 1601.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18.05.2001. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337.

Отпечатано с готовых диапозитивов

на ОАО «Альянс «Югполиграфиздат» ИПК «Офсет»

400001, г. Волгоград, ул. КИМ, 6.

© Руленкова Л.И., Смирнова О.И., 2003
I8ВN 5-7695-0964-3© Издательский центр «Академия», 2003


ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема снижения слуха волновала людей всегда. Глухота счи-! талась и считается одним из самых тяжелых недугов, так как вле-|'чет за собой немоту — потерю речи, вследствие чего нарушается связь человека с окружающими людьми и, как результат, воз­можна полная или достаточно ощутимая его изоляция.

Врачи и сурдопедагоги постоянно искали и ищут пути восста­новления (хотя бы частично) слуховой функции, ее компенса­ции и возвращения человека в мир звуков, формирования спо­собности речевого общения при ограниченных анализаторных возможностях. В настоящее время существуют различные методы и системы реабилитации и обучения детей с нарушениями слуха. И все они предполагают развитие слухового восприятия, исполь­зование звукоусиливающей аппаратуры.

Авторы настоящей работы попытались обобщить и системати­зировать знания по аудиологии, в том числе по анатомии и физио­логии органов слуха, вскрыть причины снижения слуха, класси­фицировать их, рассказать о современных методах исследования слуха. В этом учебном пособии впервые представлены новейшие сведения о проблемах слухопротезирования и рассмотрены по­следние модели звукоусиливающей аппаратуры.



Каждому молодому специалисту, посвятившему себя работе со слабослышащими и глухими детьми, необходимо обладать знани­ями о диагностике слуха, о методах и приемах подбора слуховой аппаратуры, ее видах и типах, способах применения. Следует по­мнить, что хорошие результаты в развитии слухового восприятия и речи детей, имеющих нарушения слуха, можно получить только при использовании правильно подобранного и настроенного слу­хового аппарата; в противном случае можно нанести вред ребенку и вызвать у него негативное отношение к ношению аппарата.

Авторы выражают глубокую признательность за предоставлен­ные материалы Центру-Поликлинике «СУВАГ» (Загреб, Хорва­тия), фирме «Сименс» (Германия), фирме «Отикон» (Дания).


Глава 1 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ

АУДИОЛОГИИ

Аудиология — учение о слухе — одна из наиболее молодых обла­стей науки. Ее оформление как самостоятельной медицинской специальности состоялось в 1948 г. на Международном конгрессе в Стокгольме.

Основной задачей аудиологии является всестороннее изучение слуховой функции в норме и при различных патологических состоя­ниях для того, чтобы результаты этого изучения могли быть мак­симально использованы для диагностики, профилактики, лече­ния и компенсации недостатков слухового восприятия.

История аудиологии неразрывно связана с достижениями кли­нической отиатрии, физики, физиологии, электроники, акусти­ки. Практические основы аудиологии были заложены в глубокой древности. Человечество издавна стремилось познать сущность ок­ружающих звуков и использовать их в своих интересах. С помощью звуковых сигналов люди обрели возможность общаться друг с дру­гом, ориентироваться в различной обстановке, предупреждать об опасности и т.д.

Истоки науки о звуке, методах лечения глухоты восходят к трудам ученых Египта, Древней Греции, Рима. Одной из таких древних работ, дошедших до наших дней, является «Эберс па­пирус», который был написан около 1600 лет до н.э. Наряду с другими болезнями в нем описаны простейшие методы исследо­вания слуха, а также дан перечень лекарств для лечения дефектов слуха.

Большой вклад в развитие акустики в VI в. до н. э. внес греческий философ и ученый Пифагор. Изучая физику звуков на основе опы­тов со струнами разной длины, он установил зависимость высоты тона от длины струны и создал музыкальную шкалу.

Другой ученый — Гиппократ (около 400 лет до н. э.) — дал опи­сание анатомии слухового органа, а также ряда симптомов забо­леваний уха и пришел к выводу, что звук проникает в мозг через барабанную перепонку и вследствие этого человек слышит. Через 50 лет философ Древней Греции Аристотель (384—322 гг. до н. э.)


в экспериментах на животных установил, что ушная улитка явля­ется составной частью слуховой системы.

В начале III в. до н.э. центр медицинской науки сосредоточился в Александрии, оставаясь там приблизительно до I в. н.э. Многие работы этого периода до нас не дошли, так как знаменитая Алек­сандрийская библиотека частично сгорела во время войны с Юлием Цезарем (48—47 гг. до н. э.) и была полностью уничтожена в VII в. н. э. войсками Арабского халифата.

На рубеже старой и новой эры заметный вклад в отиатрию внес римский исследователь Корнелий Цельс, обобщивший рабо­ты своих современников в этой области медицины. Цельс разра­ботал более тонкую дифференциацию заболеваний среднего уха, описал травмы и инородные тела уха, атрезии слухового проходаь

Начиная со II в. н.э. и последующие 13 веков основополагаю­щими в области отологии признавались труды греческого врача и философа Клавдия Галена. Он оставил после себя более 90 томов, в которых рассматривались различные вопросы анатомии, фарма­кологии, физиологии, терапии, подробно описал черепные нер­вы, в том числе и слуховой, первым применил термин «лаби­ринт» по отношению к внутреннему уху.

В Средневековье крупнейшим представителем медицинской на­уки был выдающийся ученый из Бухары Ибн Ста (Авиценна). Ряд разделов его многотомного труда «Канон врачебной науки» был посвящен ушным патологиям — глухоте, ушным шумам, голо­вокружению и методам их лечения.

В XV—XVI вв. в итальянских университетах Падуи, Болоньи и Рима проводились значительные исследования в этой области. Осо­бого внимания среди них заслуживают работы А. Везалия и Б. Ев-стахия. Последний высказал ряд теоретических положений по фи­зиологии слуха, составил описание слуховых косточек среднего уха человека, строения улитки и слуховой трубы. Спустя 150 лет после его смерти слуховая труба была названа его именем — ев­стахиевой.

К этому же периоду относятся работы английского врача Т. Вил­лиса, который посвятил ряд исследований слуху, представил ана­томическое описание VII и VIII черепных нервов и выдвинул ги­потезу о том, что барабанная перепонка приводится в движение звуками, вибрация которых передается во внутреннее ухо к слу­ховому нерву.

В 1683 г. в Париже профессор Ж.Дюверней в труде «Трактат об органе слуха» дал точное описание строения костного лабиринта и среднего уха. Его рисунки строения улитки признаны класси­ческими и использовались во многих странах для подготовки вра­чей. Именно Дюверней установил, что выделение из уха не имеет связи с мозговой жидкостью. Совместно с физиком Э. Мариоттом Дюверней обосновал функциональное назначение различных


 

анатомических структур уха, описал путь прохождения звуковых волн к улитке, разработал теорию слуха. Согласно его теории, барабанная перепонка реагирует на определенный диапазон час­тот и пропускает низкие или высокие звуки в зависимости от ее натяжения. Конечной воспринимающей структурой является кост­ная спиральная пластина улитки с натянутыми чувствительными волосками, внизу она шире и поэтому отвечает на звуки низкой частоты, вверху — уже и отвечает на высокие звуки. Таким обра­зом, несмотря на ошибочность некоторых положений Дювернея относительно механизма восприятия звука, его исследования пре­допределили появление резонансной теории слуха, выдвинутой спустя 200 лет Г. Гелъмголъцем.

В 1707 г. французский анатом А. Валъсалъва в книге «Трактат об ухе человека» впервые описал отосклеротические очаги — сраще­ние стремени с овальным окном; указал на значение слуховой трубы в развитии глухоты.

В 1711 г. Дж.Шор разработал и предложил использовать для исследования слуха первые камертоны.

XIX век характеризуется бурным развитием физиологии, акус­тики, физики. В это время были выполнены оригинальные иссле­дования по физиологии слуха и вестибулярного аппарата, разра­ботаны новые методы лечения ушных заболеваний.

В 1828 г. французский физиолог П. Флуран в экспериментах на голубях определил функцию полукружных каналов ушного лаби­ринта и сделал вывод, что слуховой нерв состоит из двух частей, одна из которых отвечает на звуковые раздражители, а другая — на вестибулярные. В 1860 г. его соотечественник П. Менъер описал болезнь, сопровождавшуюся возникновением головокружения, тошноты, шума в ушах. Это состояние, при котором одновремен­но наблюдались слуховые и вестибулярные нарушения, было на­звано именем автора.

В 1851 г. выдающийся итальянский анатом А. Корти опублико­вал оригинальные исследования по изучению морфологического строения улитки, подробно описал базилярную мембрану с рас­положенными на ней клеточными структурами и чувствительны­ми клетками, доказал, что эти образования являются звуковос-принимающими устройствами слухового органа. Впоследствии ре-цепторные структуры внутреннего уха получили название органа Корти (кортиев орган; в настоящее время — спиральный орган).

Э.Рейсснер (1824—1878) пришел к выводу, что улитковый ход представляет собой самостоятельную замкнутую систему.

Во второй половине XIX в. наиболее значимые исследования в этой области медицины проводились в Германии и Австрии. Е. Ве-бер, Е.Ринне и Д. Швабах опубликовали описания исследований по тестированию слуха с помощью камертона, в которых были даны разработанные ими тесты для диагностики поражений орга-


на слуха, впоследствии названные их именами. Эти тесты нашли широкое применение при акуметрических обследованиях и до на­стоящего времени не утратили своего диагностического значения в аудиологии как пробы, взаимно контролирующие и дополняю­щие друг друга.

Основоположником современного учения о звуке с полным правом можно считать крупнейшего ученого XIX в. немецкого фи­зика Г. Гелъмголъца. В книге «Учение о звуковых ощущениях» (1863) он представил строгое объяснение физической сущности звуков, разработал модель внутреннего уха, механизм взаимосвязи зву­ковых волн с рецепторными клетками, разделил все звуки на тоны и шумы на основе спектральных характеристик, ввел понятие «тембр звука». Для объяснения механизма восприятия звука Г. Гельм-гольц предложил резонансную теорию, на основе которой разра­ботал учение о слуховых ощущениях.

Г. Герц, ассистент Г. Гельмгольца, развил учение своего учите­ля. Он разработал теорию замкнутого резонанса, открытого виб­ратора, предложил единицу измерения частоты звука — число колебаний в секунду, получившую название герц (Гц).

В 1875 г. в Петербургской медико-хирургической академии врач А. Борнгардт защитил диссертацию «Материалы для вопроса о зна­чении полукружных каналов ушного лабиринта».

В конце XIX в. благодаря развитию физики была создана элек­трическая вакуумная трубка. Ее высокая чувствительность позво­лила регистрировать электрические потенциалы в слуховой сис­теме и разработать с использованием ее возможностей специаль­ные электронные устройства для измерения слуховой чувствитель­ности — аудиометры.

На рисунке 1 изображен первый аудиометр, созданный в 1898 г. М. Р.Хатчинсоном. С его помощью можно было измерять различ­ные частоты и громкости как по воздушной, так и по костной проводимости.

Для проведения точных акустических исследований были обо­рудованы специальные помещения — камеры, изолированные от внешних звуков. Одна из первых звуконепроницаемых камер была сооружена Г. Цеардемакером в 1904 г. в Утрехте.

В развитии отечественной отиатрии особое место принадлежит приват-доценту Московского университета С. Ф. Штейну (1855 — 1921). Он одним из первых четко разграничил функции ушного лабиринта на слуховую и вестибулярную, разработал центрифугу для исследования вестибулярного аппарата, гониометр для опре­деления устойчивости равновесия, дал точное обоснование явле­нию головокружения при вестибулярных нарушениях.

Во время Второй мировой войны и вскоре после нее в ряде стран были предложены новые тесты для исследования слуха. К ним относятся тесты надпороговой аудиометрии для выявления слухо-


Рис. 1. Аудиометр М.Р.Хатчинсона

вой гиперчувствительности к изменениям интенсивности звука — так называемого феномена ускоренного нарастания громкости (ФУНГ). Из этих тестов в аудиологической практике широко при­менялся метод определения дифференциального порога восприя­тия силы звука (опыт Е.Ьшспег, 1951) и индекса малых при­ращений интенсивности — 8131-тест (1.-КЛег§ег, Е.НагГогс!, 1960). Из других методов исследования слуховой функции получили распространение метод автоматической аудиометрии, предложен­ный Д. Бекеши (1947), методы клинической идентификации и оценки глухоты центрального генеза (Е. Босса, С.Са1еаго, 1963), исследования слуховой адаптации (Ф.Д.Шейхон, 1953; Р.Кар-харт, 1957), шумовая аудиометрия по методике Б. Лангенбека (1963). В 1946 г. О. Метц сконструировал импедансный мост и впервые применил его в аудиологии для измерения акустического импе­данса среднего уха. В настоящее время импедансная аудиометрия широко используется во многих странах для дифференциальной диагностики заболеваний уха, а также в научных исследованиях. Трудность обследования грудных детей, детей с умственной отсталостью, больных с нарушениями психики обусловила по­требность в разработке объективных методов исследования слу­ха на основе достоверных электрофизиологических измерений. Э.Дж. Уивер и К. У. Брей еще в 1930 г. успешно регистрировали кох-леарные потенциалы общего действия VIII нерва в экспериментах на животных, однако эта работа не была замечена отиатрами. Лишь в дальнейшем метод электрокохлеографии стал постоянно исполь-


зоваться в аудиологии. Благодаря компьютерной технике объек­тивная аудиометрия получила широкое распространение во всем мире.

Аудиология органически связана с акустикой, профессиональ­ной патологией, психологией, сурдопедагогикой, слухопротези-рованием, сурдотехникой.

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНА СЛУХА

Акустические сигналы, распространяющиеся во внешней сре­де, воспринимаются мозгом человека в результате ряда преобра­зований, производимых на различных уровнях слуховой системы.

Слуховой анализатор представляет собой единую целостно функционирующую систему, состоящую из трех отделов: а) пе­риферического, или рецепторного; б) среднего, или проводни­кового; в) центрального, или коркового.

Характерно, что входной акустический сигнал вначале разла­гается на некоторые спектрально-временные компоненты, кото­рые затем кодируются в виде многоканальных импульсных после­довательностей. И такая регистрация, получаемая на уровне воло­кон слухового нерва, затем используется в дальнейшей расшиф­ровке сигналов высшими центрами слуховой системы в процессе восприятия.

Периферический отдел анализатора состоит из особых нервных клеток, воспринимающих определенный вид раздражений. Эти клет­ки представляют собой рецептор, являющийся специальным транс­форматором (преобразователем) энергии внешнего раздражения в энергию нервного возбуждения. На уровне периферического от­дела слуховой системы осуществляются следующие функции:

1. Создаются такие условия приема сигнала, при которых обес­печивается максимальная чувствительность при допустимом со­отношении сигнал —шум.

2. Осуществляется спектрально-временное многоканальное раз­ложение сигналов на составляющие.

3. Происходит преобразование многоканального аналогового описания сигналов в импульсную активность волокон слухового нерва.

Орган слуха имеет сложное строение и выполняет функции анализатора звуков. На рисунке 2 схематически изображен орган слуха человека, который подразделяется на три части — наруж­ное, среднее, внутреннее ухо (улитка). На рисунке 3 дан попереч­ный разрез уха человека.

Проводниковый отдел состоит из нервных волокон и клеток промежуточных нервных центров в спинном мозгу и стволовой части головного мозга. Функция этого отдела — проведение



нервного возбуждения от рецептора к корковому концу анализа­тора.

Центральный, или корковый, отдел является высшим отделом анализатора. Здесь происходит анализ и синтез раздражений, по-, ступающих из периферического отдела слуховой системы.

В слуховой системе различаются звукопроводящий и звуковос-принимающий аппараты, имеющие определенные функциональ­ные назначения.

Звукопроводящий аппарат проводит звуковые колебания к ре-цепторным клеткам и состоит из наружного и среднего уха, лаби­ринтных окон внутреннего уха и его жидкостных сред.

Звуковоспринимающий аппарат трансформирует звуковую энер­гию в нервное возбуждение и передает его в центральный отдел анализатора. Он включает в себя волосковые клетки уха, слуховой нерв, нейронные образования и центры слуха в височной доле мозга.


Рис. 3. Поперечный разрез уха человека: 1 — ушная раковина; 2 — наружный слуховой проход; 3 — барабанная перепон­ка; 4 — улитка; 5 — молоточек; 6 — наковальня; 7 — стремя; 8 — слуховая трубка; 9 — овальное окно; 10 — круглое окно; 11, 12, 13 — полукружные кана­лы — соответственно горизонтальный, вертикальный, задний; 14 — лицевой нерв; /5 — вестибулярный нерв; 16 — слуховой нерв; 17 — височная кость

11


Рис. 2. Схема органа слуха человека: А — наружное ухо; Б — среднее ухо; В — внутреннее ухо (улитка)


Наружное ухо

Наружное ухо (см. рис. 3 и 4) состоит из кожно-хрящевой рако-|вины и наружного слухового прохода, заканчивающегося у бара­банной перепонки. Ушная ракови­на имеет форму воронки, которая переходит в трубку — слуховой про-|ход; снабжена шестью внутренни­ми рудиментарными мышцами и тремя внешними. Спереди ушная ра­ковина имеет своеобразное хряще­вое образование (козелок) в виде выступа, ограничивающего наруж­ный слуховой проход; сзади она при­легает к сосцевидному отростку, образуя заушную складку. Верхняя часть ушной раковины образует за­виток; нижняя ее часть — мочка — в отличие от остальных отделов в сво­ем анатомическом строении не имеет хряща, но имеет жировую ткань.

Рис. 4. Наружное ухо: 1 — завиток; 2 — треугольная ямка; 3 — противозавиток (агШЪеНх); 4 — ножка противозавитка; 5 — ушная раковина; 6 — противозавиток (ап-Ига§и$); 7— мочка уха; 8 — козе­лок; 9 — ножка завитка

Ушная раковина играет роль кол­лектора звуковых волн и участвует в локализации звуков. Акустические измерения показали, что давление звуковой волны у входа в наружный слуховой проход почти вдвое пре­вышает давление в свободном зву­ковом поле.




 


Возвышения и бороздки поверхности ушной раковины исполь­зуются при слухопротезировании для фиксации ушного вклады­ша. У детей она очень мягкая, малоэластичная, ее углубления ка­жутся более рельефными, а завиток и мочка выражены менее от­четливо. Слуховой проход, в который переходит ушная раковина, представляет собой извилистый канал у взрослого человека дли­ной 22 — 27 мм с просветом 5 — 8 мм. У детей он значительно ко­роче, имеет щелевидную форму перепончато-хрящевого образо­вания. По мере роста ребенка слуховой проход становится оваль­ным, и к 10 —12 годам его форма и длина приближаются к тем же размерам, что и у взрослого человека.

Наружная часть этого канала состоит из хряща, внутренняя является костным отделом. Слуховой проход выстлан кожей с мел­кими волосками, сальными и серными железами, которые выра­батывают ушную серу. Хрящевая его часть подвижна, и при оття­гивании раковины кверху и назад можно расширить просвет и изменить его кривизну, что необходимо учитывать при изготовле­нии слепка слухового прохода.

Основные функции наружного уха: локализация источника зву­ка, усиление высокочастотных звуков, проведение звуковых волн к барабанной перепонке, определение смещения источника звука в вертикальной плоскости, защита внутреннего уха и поддержа­ние стабильного температурного режима.

Среднее ухо

Среднее ухо расположено в толще височной кости и состоит из ряда сообщающихся полостей — барабанной полости, клеток со­сцевидного отростка, барабанной перепонки, слуховых косточек, слуховой трубы (см. рис. 5). От наружного слухового прохода сред­нее ухо отделено барабанной перепонкой, т. е. барабанная полость находится между барабанной перепонкой и ушным лабиринтом. Передняя стенка наиболее узкая, она ведет в отверстие евстахие­вой трубы, посредством которой барабанная полость сообщается с полостью носоглотки. Нижняя стенка представляет собой тон­кую костную пластинку, которая отделяет барабанную полость от крупного кровеносного сосуда — луковицы внутренней яремной вены. Задняя стенка барабанной полости в своей верхней части имеет отверстие, ведущее в систему воздухоносных клеток сосце­видного отростка. Верхняя стенка — также тонкая костная плас­тинка — отделяет барабанную полость от средней черепной ямки, где находится височная доля головного мозга. Внутренняя стенка барабанной полости является одновременно наружной стенкой ушного лабиринта (внутреннего уха) и отделяет среднее ухо от внутреннего. На лабиринтной стенке имеется выступ (промонто-


 

Рис. 5. Среднее ухо:

|7 — мышца, натягивающая

Зарабанную перепонку; 2 — юлоточек; 3 — наковальня; — стременная мышца; 5 — шцевой нерв; 6 — поднож­ия пластинка стремени; 7 — барабанная перепонка

рий), образованный основным завитком улитки. Выше последне­го расположено овальное окно, закрытое пластинкой стремени, над ним сверху вниз и спереди назад проходит канал лицевого нерва. Над каналом лицевого нерва находится расширенная часть горизонтального полукружного канала — ампула. Сзади и книзу от выступа — круглое окно, которое закрыто тонкой эластичной мембраной, называемой вторичной барабанной перепонкой.

В связи с указанными особенностями анатомии барабанной полости оказывается возможным переход воспалительного про­цесса при поражении среднего уха (острый средний отит, обо­стрение хронического среднего отита):

• через верхнюю стенку полости — на мозговые оболочки и мозг (могут возникнуть менингит, менинго-энцефалит, абс­цесс мозга);

• через нижнюю стенку — на крупные кровеносные сосуды (воспаление и тромбоз крупных кровеносных сосудов; могут возникнуть тромбофлебит, синустромбоз);

• через внутреннюю стенку — на ушной лабиринт (лабиринтит);

• через заднюю стенку — на сосцевидный отросток (воспале­ние сосцевидного отростка, мастоидит).

Воспалительный процесс может перейти на лицевой нерв, ка­нал которого проходит по внутренней задней стенке барабанной полости, в результате чего нередко возникает парез или паралич лицевого нерва.


Рис. 6. Барабанная перепонка: 1, 2, 3, 4 — квадранты — соответ­ственно задневерхний, передне-верхний, задненижний, передне-нижний; 5 — короткий отросток молоточка; 6 — световой конус; 7 — рукоятка молоточка

Наружной стенкой барабанной полости является барабанная пере­понка (рис. 6), которая представля­ет собой плотную фиброзную мемб­рану толщиной ОД мм, имеет кони­ческую форму с элиптическими кон­турами и площадью около 85 мм2 (из которых лишь 55 мм2 подвержены воздействию звуковой волны). С воз­растом форма и размеры барабан­ной перепонки почти не меняются. С наружной стороны она покрыта эпидермисом, с внутренней — сли­зистой оболочкой. Большая часть ба­рабанной перепонки состоит из ра­диальных и циркулярных коллаге-новых волокон, обеспечивающих ее натяжение. Центральная ее область напоминает конус с углублением в середине.

Барабанная перепонка разделе­на на две части — натянутую и рас­слабленную. Первая больше по площади, расположена в центре и внизу. Расслабленная часть, незначительная по размерам, нахо­дится вверху. Благодаря конусовидной форме и неодинаковому на­тяжению в различных участках барабанная перепонка обладает не­значительным собственным резонансом и передает звуковые вол­ны разной частоты с почти одинаковой силой, без искажения.

Барабанная полость заключена в пирамиде височной кости и представляет собой щелевидное пространство неправильной фор­мы. Ее объем 1 — 2 см3, высота 15—16 мм, ширина 4—6 мм. Боль­шей частью наружной стенки барабанной полости является бара­банная перепонка, остальные части представляют собой костную ткань, главным образом, пирамиды височной кости. Внутренняя стенка барабанной полости служит наружной стенкой внутренне­го уха. Она имеет два отверстия: окно улитки (диаметром 1 — 2 мм) и окно преддверия (диаметром 3 — 4 мм). Последнее закрыто ос­нованием стремени, окно улитки — фиброзной мембраной. На внутренней стенке барабанной полости имеется выпуклость — мыс, или промонторий, который образован основным (базальным) завитком улитки. Сверху от него расположен костный канал, в котором находится лицевой нерв, а над ним и сзади — ампула горизонтального полукружного канала. Верхняя стенка барабан­ной полости граничит с полостью черепа; на задней расположено отверстие, соединяющее барабанную полость с пневматическими клетками сосцевидного отростка; в передней стенке находится устье


слуховой трубы, которое соединяет барабанную полость с полос­тью носоглотки.

Условно барабанную полость делят на три отдела: верхний — надбарабанное пространство, или аттик; средний — мезотимпа-нум; нижний — подвал.

Верхний отдел располагается выше короткого отростка моло­точка, средний (мезотимпанум) находится между коротким от­ростком молоточка и нижней стенкой наружного слухового про­хода, нижний представляет собой небольшое углубление, распо­ложенное ниже уровня прикрепления барабанной перепонки.

Барабанная полость выстлана слизистой оболочкой, в которой находится небольшое количество слизистых желез. В полости со­держатся три слуховые косточки и две миниатюрные мышцы — мышца, натягивающая барабанную перепонку, и мышца стреме­ни. Первая начинается от передней стенки барабанной полости, где она прикреплена к костному полуканалу, затем, проходя че­рез барабанную полость, превращается в сухожилие и вплетается в рукоятку молоточка. Мышца стремени берет свое начало от зад­ней стенки и заканчивается в шейке и головке стремени.

Между барабанной перепонкой и внутренним ухом располага­ются три косточки звукопроводящей системы: молоточек, нако­вальня и стремя (рис. 7). Из них наружная — молоточек — вплете­на рукояткой в фиброзный слой барабанной перепонки и соеди­нена со средней косточкой — наковальней, которая, в свою оче­редь, связана с внутренней слуховой косточкой — стременем. Слу­ховые косточки соединены между собой и с барабанной перепон­кой маленькими по размеру мышцами и связками, которые по­крыты слизистой оболочкой, являющейся продолжением слизис­той оболочки барабанной полости.

В молоточке (его длина 9 мм) различаются головка, шейка, рукоятка, короткий отросток. Наковальня (масса 25 — 27 мг) со­стоит из тела и двух отростков: ко­роткого и длинного. В стремени вы­деляются головка, шейка, поднож­ная пластина. Последняя закреплена связкой и вставлена в овальное окно ушного лабиринта (внутреннее ухо). Головка молоточка соединена с те­лом наковальни посредством суста­ва с мениском, а длинный отрос­ток наковальни соединен с голов­кой стремени.

Наряду с указанным сочленени­ем слуховых косточек между собой Рис. 7. Слуховые косточки: МОЛОТОЧек И наковальня Прикреп- 1 _ МОЛоточек; 2 - наковальня;

лены к стенке барабанной полости з — стремя




 


с помощью связочного аппарата. В связи с тем что рукоятка моло­точка сращена с барабанной перепонкой, а стремя в области оваль­ного окна соединено с ушным лабиринтом, указанная звукопро­водящая система, реагирующая на звуковые колебания, передает колебания барабанной перепонки на жидкостную среду внутрен­него уха (перилимфу и эндолимфу).

В полости среднего уха имеются две мышцы, участвующие в механизме звукопроведения. Первая мышца, напрягающая бара­банную перепонку, начинается в хрящевом отделе евстахиевой трубы, проходит от внутренней стенки барабанной полости к наружной и прикрепляется к верхней части рукоятки молоточка. Эта мышца иннервируется тройничным нервом. Вторая мышца (стременная) находится в костном канале в задней стенке бара­банной полости и прикрепляется к шейке стремени. Данная мыш­ца иннервируется лицевым нервом. К моменту рождения человека слуховые косточки достигают своего полного развития и не обла­дают способностью к регенерации или восстановлению, поэтому их повреждение или разрушение — процесс необратимый.

Помимо слуховых косточек и внутриушных мышц в барабан­ной полости находится еще чувствительный нерв. Он проходит между молоточком и наковальней и обеспечивает вкусовые ощу­щения языка.

Барабанная полость сообщается с полостями сосцевидного от­ростка и с евстахиевой трубой, которые также являются состав­ными частями среднего уха. Сосцевидный отросток — костное образование, напоминающее по форме неправильную призму, ограниченную четырьмя стенками и расположенную основанием кверху, а верхушкой вниз. Наружная стенка сосцевидного отрост­ка имеет треугольную форму, поверхность верхушки отростка буг­ристая, особенно в том месте, где к ней прикрепляется грудино-ключичная мышца. В толще сосцевидного отростка находится си­стема соединенных между собой воздухоносных клеток, величина которых варьирует. Наиболее крупная клетка сосцевидного отрост­ка, представляющая собой воздушную полость, которая сообща­ется с барабанной полостью, называется антрумом (пещерой).

При воспалительном процессе в среднем ухе ячеистое строе­ние сосцевидного отростка часто нарушается или полностью ис­чезает. В отличие от нормальной пневматической структуры со­сцевидный отросток в таких случаях приобретает склеротический характер.

Евстахиева, или слуховая, труба — канал, соединяющий бара­банную полость с полостью носоглотки. Его устье находится в передне-нижней части передней стенки барабанной полости, а в носоглотке отверстие евстахиевой трубы расположено на ее боко­вой стенке на уровне заднего конца нижней носовой раковины. Длина евстахиевой трубы у взрослого человека в среднем состав-


ляет 35 — 40 мм, а у детей она короче, шире и расположена более горизонтально, что облегчает проникновение инфекции из но­соглотки в барабанную полость и возможность возникновения вос­паления среднего уха (острый средний отит). Верхняя часть тру­бы, которая соединена с барабанной полостью и занимает третью часть ее длины, образована костной тканью, а нижняя состоит из хряща и соединительной ткани. Поверхность евстахиевой трубы покрыта мерцательным эпителием, посредством ресничек кото­рого она очищается от пыли и различных механических частиц и бактерий, продвигая их в носоглотку. В спокойном состоянии со­единительнотканный и хрящевой отделы евстахиевой трубы на­ходятся в опавшем виде, а во время глотания просвет трубы рас­крывается, и воздух проходит в барабанную полость, уравнове­шивая давление снаружи и внутри нее. Раскрытие евстахиевой трубы происходит благодаря сокращению двух мышц — натягивающей и поднимающей мягкое нёбо.

Слизистая оболочка барабанной полости иннервируется бара­банной ветвью языкоглоточного и тройничного нервов. Большое значение в чувствительной иннервации барабанной полости име­ет барабанное нервное сплетение, а также нервные волокна, иду­щие от сплетения внутренней сонной артерии. Двигательная ин­нервация мышц барабанной полости осуществляется тройничным и лицевым нервами. Артериальное кровоснабжение среднего уха происходит от ветвей наружной и внутренней сонных артерий.

У взрослых слуховая труба направлена книзу, что обеспечивает эвакуацию жидкостей из среднего уха в носоглотку. У детей слухо­вая труба значительно короче. Ее рост происходит за счет разви­тия хрящевой части, в то время как костный отдел остается без изменения. Слуховая труба осуществляет две основные функции: через нее выравнивается давление воздуха по обе стороны бара­банной перепонки, что является обязательным условием для ее оптимальной вибрации, и она обеспечивает дренажную функцию.

Внутреннее ухо

Внутреннее ухо, или ушной лабиринт, представляет собой ко-стно- перепончатое образование в виде ряда полостей и каналов и состоит из костного лабиринта (футляра) и находящегося внутри него перепончатого лабиринта.

улитки, граничит с бараб

Ввиду сложности взаимоотношений его структур внутреннее ухо носит название лабиринта. Оно расположено в толще каменистой части (пирамиды) височной кости и состоит из очень компактной костной ткани. Лабиринт сообщается с полостью черепа (задняя черепная ямка) через внутренний слуховой проход и водопровод

Шщицполостьюи отделен от нее стен-

Библиотека педуниверситета



кой, образованной преддверием и выступом основного завитка улит­ки, а также овальным окном, за­крытым подножной пластинкой стремени, и круглым окном, затя­нутым вторичной перепонкой.

Ушной лабиринт состоит из трех отделов: переднего — улитки, сред­него — преддверия и заднего — по­лукружных каналов.

Рис. 8. Ушной лабиринт (по Л.В.Нейман): 1 — улитка; 2 — преддверие; 3, 4, 5 — полукружные каналы — соответст­венно верхний, наружный, задний

На рисунке 8 схематично пока­заны основные составляющие уш­ного лабиринта, на рисунке 9 дан вертикальный разрез улитки. По­перечные разрезы внутреннего уха, представленные на рисунках 10 и 11, иллюстрируют особенности сложного строения этого отдела звукопроводящей системы.

Улитка — костное образование, имеющее форму спирального канала, расположенного двумя с половиной завитками вокруг кост­ного столбика (рис. 9). Каждый последующий завиток меньше пре­дыдущего, так что этот канал действительно напоминает по сво­ей форме раковину садовой улитки. Длина канала — около 22 мм. В ушной улитке различаются нижний (основной) завиток, сред­ний и верхний, в которых проходит костный канал (общая длина завитков в среднем 3 см). Костный столбик, вокруг которого об­виваются завитки улитки, имеет спиральный гребень, выступа­ющий в полость костного канала улитки. От большого края спи­рального гребня к противоположной стенке костного хода улит­ки натянута основная мембрана, которая вместе с гребнем делит костный канал на верхний (лестница преддверия) и нижний от­делы (барабанная лестница) (см. рис. 10). Эти отделы заполнены внутрилабиринтной жидкостью (перилимфой) и сообщаются между собой посредством маленького отверстия, находящегося у верхуш­ки улитки. Барабанная лестница гра­ничит с барабанной полостью, ко­торая отделена от полости костной улитки круглым окном, закрытым вторичной перепонкой. Лестница преддверия сообщается с преддве­рием ушного лабиринта и отделе­на от барабанной полости оваль­ным окном, закрытым подножной пластинкой стремени.

Рис. 9. Улитка (вертикальный разрез)

От свободного края спирально­го гребня наряду с основной мем-


Рис. 10. Внутреннее ухо. Поперечный разрез улитки:

10

/ — лестница преддверия (заполнена перелимфой); 2 — срединная лестница (за­
полнена эндолимфой); 3 — рейснерова мембрана; 4 — костная стенка улиткового
канала; 5 — внутренние волосковые клетки; 6 — наружные волосковые клетки;
7— покровная (текториальная) мембрана; 8— базилярная мембрана; 9— нервные
волокна; 10 — барабанная лестница; 11 — клетки спирального ганглия;
|| 12 — столбы и туннель кортиева органа

Рис. 11. Поперечный разрез через завиток улитки:

1 — основная мембрана; 2 — волокна основного нерва; 3 — костная стенка улитки; 4 — слуховые (волосковые) клетки; 5— поддерживающие клетки; 6 — покровная мембрана; 7 — рейс­нерова мембрана; 8 — преддверная Лестница; 9 — барабанная лестница; 10 — улитковый ход и расположенный в нем кортиев орган




 


браной под углом 30° к ней сверху отходит тонкая упругая пере­пончатая перегородка, называемая рейснеровой мембраной (см. рис. 10, 11), которая делит лестницу преддверия на две части: собственно преддверную лестницу и улитковый ход. Последний представляет собой перепончатый канал треугольной формы, об­разованный рейснеровой мембраной (сверху), основной мембра­ной (снизу) и костной стенкой улитки ушного лабиринта, снару­жи покрытой эпителием. Улитковый ход заполнен жидкостью — эндолимфой, которая по химическому составу и физическим свой­ствам отличается от перелимфы. Лабиринтные жидкости — пере­лимфа, находящаяся в полостях лестницы преддверия и барабан­ной лестницы, и эндолимфа, заполняющая улитковый ход, — между собой не сообщаются.

Основная перепонка, являясь продолжением спирального за­витка, делит костный канал улитки на лестницу преддверия и барабанную лестницу и состоит из отдельных волокон, идущих в радиальном поперечном направлении от свободного края костно­го спирального гребня к наружной стенке ушного лабиринта. Чис­ло этих волокон достигает 15000 — 25000, причем их длина не­одинакова и увеличивается по направлению от основания улитки к ее верхушке. Сама перепонка имеет вид ленты, которая наибо­лее узка внизу у основания и, постепенно расширяясь, оказыва­ется наиболее широкой вверху, в области верхушки улитки.

Внутри улиткового хода, на основной мембране, находится кор-тиев (спиральный) орган, содержащий рецепторные волосковые клетки, которые являются наиболее важными периферическими нервными элементами слуховой системы. Они трансформируют механические колебания в электрические потенциалы, в резуль­тате чего возбуждаются волокна слухового нерва.

Кортиев орган сверху покрыт покровной мембраной, которая во время колебания внутрилабиринтных жидкостей вплотную со­прикасается с волосками чувствительных клеток, что обусловли­вает преобразование механических колебаний в слуховые нервные импульсы, поступающие по слуховому нерву и проводящим нерв­ным путям в головной мозг. Чувствительные волоски кортиева орга­на связаны с нервными волокнами, идущими от двухполюсных клеток спирального нервного узла, находящегося в костном ка­нале у основания костной спиральной пластинки. Нервные окон­чания волокон, количество которых в среднем достигает 30000, составляют улитковую ветвь слухового нерва. Последняя вместе с вестибулярной ветвью образует ствол слухового нерва, который с лицевым и промежуточным нервами проходит через внутренний слуховой проход в головной мозг, направляясь в мостомозжечко-вый угол.

В центральном отделе ушного лабиринта (преддверии) и зад­ней его части (трех полукружных каналах) находится перифери-


ческий рецептор пространственного (вестибулярного) анализа­тора, или органа равновесия, который помещается в перепонча­той части указанных образований, заполненных эндолимфой. Пе­репончатые полукружные каналы (верхний, задний, наружный), расположенные внутри костных, лежат в трех взаимно перпенди­кулярных плоскостях и открываются в преддверие пятью отвер­стиями. Наличие пяти отверстий объясняется тем, что три полу­кружных канала берут начало из преддверия (образуя на конце расширение — ампулу) и впадают в него другим, гладким концом. Но при впадении в преддверие гладкие концы верхнего и заднего полукружных каналов соединяются вместе, составляя одно общее колено.

В ампулах полукружных каналов находятся ампуллярные гре­бешки, чувствительные волосковые нервные клетки которых об­разуют периферический рецепторный аппарат пространственно­го анализатора. Указанные волоски имеют большую длину, и при перемещении эндолимфы, возникающем в результате изменения положения тела в пространстве, внутри перепончатого лабиринта происходит их смещение, что обусловливает раздражение веточек вестибулярного нерва. В преддверии нервно-рецепторным образо­ванием вестибулярного нерва являются передний и задний ме­шочки с чувствительными нервными клетками, прикрытыми ото-литовой мембраной, содержащей кристаллы солей кальция. Сме­щение мембраны, обусловленное движением эндолимфы, проис­ходящим в результате прямолинейного перемещения тела в про­странстве, и соприкосновение ее с волосками чувствительных нервных клеток вызывают поток нервных импульсов, поступаю­щих по вестибулярному нерву в кору головного мозга.

Вращательные движения в результате аналогичного механизма обусловливают колебания эндолимфы в полукружном канале, плоскость которого соответствует плоскости движения. В результа­те происходит раздражение чувствительных волосковых нервных клеток в соответствующем полукружном канале, которое также распространяется по проводящим путям вестибулярной системы в кору головного мозга.

Нервные волокна, идущие от ампуллярных нервно-чувствитель­ных образований и вестибулярного рецепторного аппарата, зало­женного в мешочках преддверия, соединяются в вестибулярную ветвь слухового нерва, по которому поток нервных импульсов про­водится в центральную нервную систему. Вестибулярные раздраже­ния периферического рецепторного звена поступают в кору голов­ного мозга, в результате чего возникают ощущения положения тела в пространстве и различные двигательные рефлекторные реакции, которые способствуют сохранению равновесия. Кроме того, в от­вет на раздражение вестибулярного аппарата происходят ритмич­ные движения глазных яблок в определенную сторону (нистагм).


О наличии, характере и степени вестибулярного раздражения и функции вестибулярного аппарата судят по соматическим и ве­гетативным реакциям, возникающим в результате вращения ис­пытуемого с помощью специального кресла Барани (по имени австралийского отоларинголога Роберта Барани), создающего по­ложения, соответствующие отклонению тела, его падению, со­провождающиеся ощущением тошноты и рвоты.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.