ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» представляет собой переходный вариант от классической организации учебного процесса к схеме, предполагающей использование новых образовательных технологий (использование видеопроектора и электронных презентаций в лекциях, материалов всемирной компьютерной сети Интернет при подготовке студентами к практическим занятиям и контрольным точкам), а также модульно-рейтинговой системы. В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий. В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: введение в предмет; изучение поведения животных; возникновение психики и критерии психического; эволюция психики: стадиальные и уровневые концепции развития; эволюция психических функций в животном мире: связь с образом жизни; онтогенез поведения и психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; сравнительная психология; прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии. На практических занятиях продолжается углубленное теоретическое изучение наиболее важных тем. Таких, как: стадии и уровни развития психики животных по К.Э. Фабри; особенности поведения и психического отражения у низших многоклеточных животных, у членистоногих и головоногих моллюсков, у высших позвоночных и у человекообразных обезьян; общее представление об онтогенезе животных; разнообразие типов онтогенеза; эмбриональное научение и созревание; врожденное узнавание, врожденные двигательные координации, запечатление, ранний опыт; чувствительные периоды в развитии поведения и психики; ювенильный период и его значение для развития поведения и психического отражения; методы исследования онтогенеза поведения и психики животных; влияние обогащенной и обедненной среды; приемы выявления инстинктивного поведения животных; инстинктивное поведение как видоспецифическое поведение; подражание (аллеломиметическое поведение и имитационное научение); дрессировка, ее возможности и ограничения; основные представления о методах дрессировки; коммуникация животных: видоспецифические ограничения и роль научения; сравнительное изучение раннего онтогенеза поведения и психики детей и детенышей человекообразных; экспериментальное исследование способностей к конструированию, рисованию и другим видам продуктивной деятельности; решению задач у детей и детенышей человекообразных обезьян; эксперименты по обучению обезьян языкам-посредникам; черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных: генетическое родство и качественные различия. Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: понятие «окружающего мира» (die Umwelt) Я. Юкскюля, единство образа действий и образа восприятия; эволюционная необходимость психики; проблема критерия психики и ее научное решение; история представлений об эволюции психических свойств (Ж.Б. Ламарка, В.А. Вагнер, А.Н. Северцов); особенности поведения и психического отражения у одноклеточных животных; понятие перцепции как целостного отражения окружающего мира живым существом; И.И. Шмальгаузен о типах онтогенетических морфофункциональных корреляций; игровой период; концепции игры животных; виды игр; игра и общение, игра и ориентировочно-исследовательская деятельность; представления о природе инстинктивного поведения в истории науки; стимул-зависимое и эффект-зависимое обучение; проблема интеллекта животных; культурно-историческая теория Л.С. Выготского; антропогенетически значимые черты поведения приматов; взаимоотношение человека и животных, анималотерапия, роль домашних питомцев в жизни современной городской семьи. В качестве задания для самостоятельной работы студентам предлагается написание реферата по индивидуальной тематике. В рамках учебного курса «Зоопсихология и сравнительная психология» самостоятельная работа студентов включает: - выполнение контрольных заданий; - самостоятельное изучение ряда тем; - подготовку к дискуссиям; - написание реферата; - подготовку к зачету. При этом студентами могут быть использованы следующие виды работы: - осмысление лекционного материала; - изучение и анализ первоисточников; - аннотирование и конспектирование научных материалов; - работа с учебниками и учебно-методическими пособиями. Согласно психологическим исследованиям процессов запоминания и забывания информации, работу над содержанием конспекта лекций целесообразно осуществлять в течение 48 часов после первоначального восприятия материала, что способствует существенному улучшению качества усвоения научной информации. Осмысление лекционного материала предполагает вдумчивое прочтение сделанных на занятиях записей с собственными комментариями относительно изложенной информации, тщательный анализ лекционного текста, выделение главных мыслей и спорных положений, установление логических связей между различными тематическими блоками, формулирование вопросов, требующих уточнения и более глубокой и содержательной проработки, в том числе в процессе индивидуальных консультаций с преподавателем. Особое внимание следует обратить на те проблемы и задания, которые были специально выделены и отмечены лектором. Значительную часть при организации самостоятельно изучения учебного курса занимает работа студентов с научной литературой, которая может иметь следующие формы: - конспектирование; - составление тезисов; - оформление выписок. Конспект – это изложение основного содержания публикации, ее главных, существенных положений, а также их интерпретация с использованием доказательств автора. В то же время при конспектировании литературного материала желательно вносить собственные рассуждения и дополнения, критические размышления и замечания по поводу излагаемой точки зрения, которые записываются на специально отведенных для этого полях конспекта. Конспект может быть как подробным, так и кратким, но независимо от этого основное содержание первоисточника должно быть отражено полностью. При этом в конспекте допустимы различные варианты выделения текста: обозначение спорных мыслей и противоречий, подчеркивание главных идей и т.п. Тезисы – это краткое изложение основного содержания публикации, отражение сути важнейших положений. При их составлении соблюдается авторская логика, порядок изложения мыслей и идей. Вместе с тем на специально отведенных полях допускаются комментарии студента, его собственная интерпретация первоисточника, выражение своей точки зрения, а также конкретные примеры, иллюстрирующие некоторые моменты публикации. Выписки могут выполняться студентами с разной целью. Обычно они включают предложенные автором понятия и их определения, значимые теоретические положения, наиболее интересные факты и доказательства, отдельные цитаты. При этом последовательность их оформления является свободной. Особо заметим, что при любой форме работы с научной и учебной литературой студенту необходимо обязательно указывать фамилию, имя, отчество автора, полное название первоисточника, все выходные данные (название книги или сборника, место и год издания; название журнала, год, номер, страницы, где опубликована статья). Дискуссия – коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является хорошая подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные вопросы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений. Вопросы следует формулировать так, чтобы на них не было готового ответа. Они должны заинтересовать обучаемых своей научностью, конкретностью поставленных проблем, тесной связью с практикой. |