МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Примерная тематика рефератов





1. Протокол наблюдения за поведением (название животного) в зоопарке.

2. Протокол наблюдения за поведением домашнего животного.

3. Протокол наблюдения за поведением (название животного) в условиях живой природы (в лесу, в парке, на лугу и т.д.).

4. Театр Куклачева.

5. Театр Дурова.

6. Осьминог – «примат» моря?

7. Как человек одомашнил животных.

8. Оперантное поведения по Скинеру и условные рефлексы по Павлову.

9. Анималотерапия как способ психологической работы.

10. Сравнительный анализ экспериментальных исследований «интеллектуальных» способностей у животных.

11. Сравнительный анализ экспериментов по обучению обезьян языкам-посредникам.

12. Игровое поведение животных как способ научения.

13. Дрессировка: методы, подходы, эффективность, ограничения.

14. Эволюционная необходимость психики. Проблема критерия психики и ее научное решение.

15. Взаимосвязь врождённых и приобретённых компонентов в поведении животных; экспериментальное изучение и природные наблюдения.

16. Коммуникация животных.

17. Интеллект животных: миф или реальность?

18. Роль домашних питомцев в жизни современной городской семьи.

 

3.3 Технические формы контроля компетенций (тесты, ФЭПО и т.п.)

 

В учебном процессе используются различные формы контроля, в том числе и тесты. В рамках курса «Зоопсихология и сравнительная психология» предлагаются тесты промежуточного контроля.

Тесты направлены на анализ текущей успеваемости студентов и позволяют определить степень усвоения отдельных тем курса.

При работе с тестами следует внимательно прочитать вопрос и предложенные варианты ответа, среди которых необходимо выбрать один правильный, по мнению студента.

Ключ к тестам не публикуется

Тест 1

По мнению Р. Декарта:

1. все животные аналогичны человеку по своим чувствам и разуму

2. животные являются автоматами без чувств, разума и знания

3. животные превосходят человека по своим чувствам и разуму

4. многие животные лишь ненамного уступают человеку по своим чувствам и разуму

Тест 2

Ламарк считал, что:

1. самым простым психическим актом является раздражимость, более сложным - чувствительность и самым совершенным - сознательность

2. наличие у животных качеств, превосходящих человеческие, можно объяснить «развитием или редукцией определенных органов»

3. что шимпанзе способны к решению некоторых проблемных ситуаций не методом проб и ошибок, а за счет механизма, который он назвал «инсайтом»

4. «разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве»

 

Тест 3

Наиболее известными опытами Кювье являются

1. опыты с бобрами, искусственно выкормленными и воспитанными в неволе

2. опыты с воронами в «проблемном ящике»

3. опыты с шимпанзе в природной обстановке

4. опыты с жирафами, искусственно выкормленными и воспитанными в неволе

Тест 4

«Канон Ллойда-Моргана» гласит:

1. «то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале»

2. «разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве»

3. «Нет сомнения, что в животных нет никакого настоящего чувства, никакой настоящей страсти, как в нас, они только автоматы, хотя и несравненно совершеннее всякой машины, сделанной человеком»

4. «Наличие у животных качеств, превосходящих человеческие, можно объяснить 'развитием или редукцией определенных органов»

Тест 5

Автором утверждения: «Разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве» является:

1. К. Ллойд-Морган

2. Ч. Дарвин

3. В. Келер

4. Н.Н. Ладыгина-Котс

Тест 6

Первым выделил три главных компонента инстинктивного поведения: влечение, или побуждение (drive); поисковое поведение (appetitive behavior); завершающее действие (consummately act):

1. Ч. Дарвин

2. А.Н. Северцов

3. У. Крэг

4. Л.В. Крушинский

Тест 7

Кто является автором применяемой в зоопсихологии методики «инструментальное обучение»?

1. Л.В. Крушинский

2. Б.Ф. Скиннер

3. Э. Торндайк

4. И.П. Павлов

Тест 8

Кто является автором учения о рассудочной деятельности?

1. К. Лоренц

2. Л.В. Крушинский

3. Н. Тинберген

4. А.Н. Леонтьев

Тест 9

Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, является «лишним» в данном ряду:

1. И. Павлов

2. собака

3. физиология ВНД

4. К. Ллойд-Морган

Тест 10

Укажите, кто из исследователей поведения животных стал основателем гештальтпсихологии:

1. Дж. Уотсон

2. В. Келер

3. К. Лоренц

4. Б.Ф. Скиннер

Тест 11

Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными:

1. этология

2. зоопсихология

3. лабораторные эксперименты

4. белые крысы и голуби

Тест 12

Укажите, кто из этих ученых исследовал поведение человекообразных обезьян:

1. Э. Торндайк

2. О. Келер

3. Р Йеркс

4. Л.В. Крушинский

Тест 13

Зоопсихология является одним из направлений:

1. зоологии

2. экспериментальной психологии

3. социобиологии

4. социологии

Тест 14

Что такое «комплекс фиксированных действий»?

1. целостный акт поведения, формирующийся в результате интеграции условных и безусловных рефлексов, соотношение которых нестрого фиксировано

2. внешние раздражители, составляющие в своей совокупности «пусковую ситуацию» для осуществления инстинкта

3. многоактное поведение, построенное из отдельных унитарных реакций, связанное с обеспечением основных биологических потребностей

4. видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты

 

Тест 15

Одним из основных методов исследования поведения животных в природе является:

1. метод проблемных клеток

2. биотелеметрия

3. электроэнцефалография

4. томография

Тест 16

Социограмма - это:

1. регистрация последовательности поведенческих актов и поз животного в течение суток

2. графическая демонстрация частоты проявления тех или иных актов поведения при общении особей в группах

3. воссоздание с наибольшей полнотой и точностью картины перемещений животных

4. мечение животных радиоактивными изотопами

 

Тест 17

Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными:

1. звонок

2. башня молчания

3. П.К. Анохин

4. собака

Тест 18

Укажите, какой из данных терминов не имеет отношения к процессу экспериментальной выработки условных рефлексов:

1. условный рефлекс

2. реакция следования

3. торможение

4. слюноотделение

Тест 19

Укажите слово, которое является «лишним» в данном ряду:

1. И.П. Павлов

2. акцептор действия

3. афферентный синтез

4. функциональная система

Тест 20

Сон представляет собой:

1. условнорефлекторную реакцию

2. иррадиацию возбуждения

3. концентрацию возбуждения

4. запредельное торможение

 

Тест 21

Автором теории «функциональных систем» является:

1. И.П. Павлов

2. П.К. Анохин

3. Л.Г. Воронин

4. В.В. Шульговский

Тест 22

Укажите, какую информацию пчела не передает своим сородичам при помощи танцев:

1. о наличии кормовых растений

2. о расстоянии от улья до корма

3. о направлении, куда нужно лететь за кормом

4. об изменении погоды

 

Тест 23

У каких групп животных лучше всего развито обоняние:

1. птицы

2. млекопитающие

3. рыбы

4. амфибии

Тест 24

Укажите, какое назначение имеет мечение территории:

1. демонстрация права на данную территорию

2. отпугивание соперников

3. извещение других членов семьи о наличии пищи

4. передача сородичам сигнала об опасности

Тест 25

Ключевой раздражитель означает:

1. целостный акт поведения, формирующийся в результате интеграции условных и безусловных рефлексов, соотношение которых не является строго фиксированным

2. внешние раздражители, составляющие в своей совокупности «пусковую ситуацию» для осуществления инстинкта

3. многоактное поведение, построенное из отдельных унитарных реакций, связанное с обеспечением основных биологических потребностей

4. видоспецифические, врожденные, шаблонные двигательные акты

 

Тест 26

«Комплекс фиксированных действий» представляет собой:

1. результат инструментального обучения

2. наследственный двигательный стереотип

3. знаковый стимул

4. механизм запечатления

Тест 27

Укажите, какую роль в эволюции играют инстинкты:

1. способствуют формированию в онтогенезе видоспецифического поведения

2. способствуют приспособлению к эпизодически повторяющимся изменениям внешней среды

3. способствуют приспособлению к периодически повторяющимся изменениям внешней среды

4. способствуют приспособлению к экстренным изменениям внешней среды

Тест 28

Укажите определение инстинкта, которое принадлежит Ч. Дарвину:

1. «инстинкт - это бессознательное, внутреннее побуждение, целесообразность которого обусловлена божеством»

2. «все акты поведения, которые предшествуют индивидуальному опыту и исполняются животными одинаковым образом, должны быть рассматриваемы как инстинкты»

3. «Такой акт, который может быть выполнен нами лишь после некоторого опыта или одинаково многими особями без знания с их стороны цели, с которой он производится, обыкновенно называют инстинктом»

4. «сложные безусловные рефлексы, «обрастающие» условно рефлекторными компонентами в результате приспособления животных к конкретным для каждой особи условиям обитания»

 

Тест 29

Какая из характеристик свойственна исключительно такому феномену, как «импринтинг»:

1. происходит на раннем этапе онтогенеза

2. обусловливает последующий выбор полового партнера

3. обеспечивает контакт с матерью

4. возможно только в течение 'чувствительного периода'

 

Тест 30

Укажите, какая из форм обучения относится к «неассоциативному обучению»:

1. импринтинг

2. опосредованное обучение

3. факультативное обучение

4. привыкание

Тест 31

Отметьте слово или словосочетание, которое является «лишним» в данном ряду:

1. условный рефлекс

2. метод проб и ошибок

3. Б.Ф. Скиннер

4. привыкание

Тест 32

Укажите, кто является автором применяемой в зоопсихологии методики «инструментальное обучение»:

1. Л.В. Крушинский

2. Б.Ф. Скиннер

3. Э. Торндайк

4. И.П. Павлов

Тест 33

Отметьте слово, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными:

1. привыкание

2. проблемный ящик

3. Б.Ф. Скиннер

4. ассоциативное обучение

Тест 34

Укажите, какую роль в эволюции играет облигатное обучение:

1. способствует формированию в онтогенезе видоспецифического поведения

2. способствует приспособлению к эпизодически повторяющимся изменениям внешней среды

3. способствует приспособлению к периодически повторяющимся изменениям внешней среды

4. способствует приспособлению к экстренным изменениям внешней среды

Тест 35

Автором учения о рассудочной деятельности является:

1. К. Лоренц

2. Л.В. Крушинский

3. Н. Тинберген

4. А.Н. Леонтьев

Тест 36

Укажите, какой из методов обучения может использоваться для оценки когнитивных способностей животных:

1. обучение в Т-образном лабиринте

2. выработка слюноотделительных условных рефлексов

3. выработка двигательных условных рефлексов

4. дифференцировочное обучение

 

Тест 37

Рассудочную деятельность можно отнести к следующей категории поведенческих актов:

1. мгновенная фиксация в памяти объектов инстинктивных поведенческих актов, осуществляемая в строго определенные критические периоды онтогенеза

2. осуществляемые на основе наследственно обусловленной программы

3. осуществляемые в новой для животного ситуации на основе экстренного принятия решения без специального обучения при отсутствии соответствующей конкретной наследственной программы

4. осуществляемые на основе программы, формируемой особью в процессе приобретения индивидуального опыта

Тест 38

Животных с высоким уровнем интеллекта характеризует:

1. высокая плодовитость

2. большая пластичность поведения

3. развитая акустическая коммуникация

4. древесный образ жизни

 

Тест 39

Согласно данным ряда сравнительных исследований уровень развития интеллекта шимпанзе соответствует уровню развития интеллекта:

1. ребенка шести месяцев

2. двухлетнего ребенка

3. пятилетнего ребенка

4. взрослого человека средних интеллектуальных способностей

 

Тест 40

Укажите, какой из видов обучения относится к категории «неассоциативного»:

1. дифференцировочное обучение

2. латентное обучение

3. обучение 'выбор по образцу

4. установка на обучение

Тест 41

Укажите, какую роль в эволюции играет обучение:

1. способствует формированию в онтогенезе видоспецифического поведения

2. способствует приспособлению к эпизодически повторяющимся изменениям внешней среды

3. способствует приспособлению к периодически повторяющимся изменениям внешней среды

4. способствует приспособлению к экстренным изменениям внешней среды

Тест 42

Укажите, какие из составляющих всего комплекса поведения не являются наследственно обусловленными:

1. инстинкты

2. обучение

3. элементарная рассудочная деятельность

4. импринтинг

Тест 43

Укажите, какие из составляющих всего комплекса поведения являются наследственно обусловленными:

1. инстинкты

2. обучение

3. элементарная рассудочная деятельность

4. импринтинг

Тест 44

Укажите, кто из животных использует камни для разбивания раковин моллюсков:

1. дарвинов вьюрок

2. дятел

3. калан

4. шимпанзе

Тест 45

Укажите, в каком периоде онтогенеза детеныши начинают играть:

1. ювенильный период

2. период новорожденности

3. период смешанного вскармливания

4. период социализации

Тест 46

Укажите, к какой категории поведенческих актов можно отнести импринтинг:

1. осуществляемая в строго определенные критические периоды онтогенеза мгновенная фиксация в памяти определенных объектов окружающей среды

2. осуществляемые на основе наследственно обусловленной программы

3. осуществляемые на основе программы, формируемой особью в процессе приобретения индивидуального опыта

4. осуществляемые в новой для животного ситуации на основе экстренного принятия решения без специального обучения при отсутствии соответствующей

Тест 47

Укажите, какую роль в эволюции играет врожденное узнавание:

1. способствует формированию видоспецифического поведения

2. облегчает приспособление к постоянным изменениям внешней среды

3. облегчает приспособление к периодическим изменениям внешней среды

4. способствует приспособлению к экстренным изменениям внешней среды

Тест 48

Какая из двигательных реакций простейших является реакцией на прикосновение:

1. клинотаксис

2. фототаксис

3. геотаксис

4. тигмотаксис

Тест 49

У представителей какой таксономической группы можно впервые говорить о выработке условных рефлексов:

1. кишечнополостные

2. простейшие

3. кольчатые черви

4. плоские черви

Тест 50

Укажите, психика кого из перечисленных ниже беспозвоночных выходит за рамки элементарной сенсорной:

1. дождевой червь

2. виноградная улитка

3. кальмар

4. морская звезда





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.