ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Оперативно-розыскная деятельность в истории России. В Российском государстве существовала и развивалась оперативно-розыскная деятельность – в силу своей эффективности она обеспечивала оперативное решение задач государственной важности. Но при этом специальных субъектов ОРД вплоть до второй половины 16 века не существовало – не было должностных лиц и организаций, исключительной компетенцией которых было бы осуществление ОРД – как правило, ОРД сочеталась с процессуальной деятельностью и функцией государственного управления. Поэтому вся российская история правоохранительной деятельности и будет историей ОРД до момента ее разделения на процессуальную и оперативно-розыскную деятельность. «Русская Правда» - законы династии Рюриковичей, содержали правила расследования преступлений: «заклич», «свод» и «гонение следа» можно рассматривать как первые процессуальные формы раскрытия преступлений. Это был так называемый исковый процесс, который предполагал обязательное наличие жалобы потерпевшего и возложение на него обязанности по установлению подозреваемого и доказывании его вины. Впоследствии исковой процесс был заменен розыскным, суть которого состояла в проведении расследования государственными органами по фактам преступления или даже потенциальной возможности совершения преступления вне зависимости от наличия жалобы потерпевшего. Первые упоминания о сыскном производстве содержатся в Псковской судной грамоте 1467 года – обязательность участия официального представителя власти в расследовании дел о кражах. Розыскной процесс был также установлен Судебником 1497 года, Судебником 1550 года, а также Соборным Уложением 1649 года. С конца 15 века совершенствуется система розыска преступников и сыскной работы по делам о «ведомых лихих людях» и государственных преступлениях : Судебник 1497 года законодательно закрепил эти нововведения розыскного дела – по делам «о ведомых лихих людях» вводится общественное розыскное начало – наряду с официальными представителями (тиуны, доводчики) право «облиховывать» получили боярские дети и «добрые люди». При этом проводился «повальный обыск» - опрос всех соседей для установления причастности лица к преступлению. Розыск опасных преступников по Судебнику осуществлялся наместниками князей совместно с судебными органами. В 1565 году Иван IV создает опричнину – первый своеобразный институт политического сыска. Причины его возникновения исследователи истории политического сыска Ч. Рууд и С. Степанов определили так: «В русской истории одной из центральных тем всегда было неустанное стремление власти следить не только за наличием преданности подданных правителю, но и за степенью их преданности; и вот эта извечная попытка разыскать врагов монарха...привела к рождению розыскных институтов, призванных обнаруживать всех, кто склонен к такому умыслу или уже злоумышляет против существующего строя.».1 В середине 16 века был создан Разбойный приказ, осуществлявший функцию борьбы с преступностью. В Разбойном приказе работали сыщики. В 1619 году сформирован Сыскной приказ, который вел розыск преступников и сбежавших посадских людей. Произошла замена наместников царскими воеводами, имевшими обширную военную и гражданскую власть, в том числе и по организации борьбы с преступностью и проведению сыска по уголовным делам. Значение сыска возрастает, при этом основными доказательствами становятся «повальный обыск» (поголовный опрос), «поличное» (вещественное доказательство) и «сознание» (личное признание).2 В 17 – 18 веках установилась уголовная ответственность за преступления категории «слово и дело государево». Производство по таким преступлениям начиналось либо с «извета» (устного заявления), либо с письменного заявления. После этого дело «сыскивалось всеми сысками накрепко», а по извету производился розыск подозреваемого. Воеводы и приказные дьяки обязаны были вести расследование любыми методами сыска, причем самым эффективным считалось применение пыток. В 1654 году, через 5 лет после законодательного закрепления понятия государственного преступления (Соборное Уложение 1649 года) был создан первый отечественный орган обеспечения государственной безопасности – Приказ тайных дел. Главным назначением Приказа было осуществление гласного и негласного контроля за деятельностью государственного аппарата, а также осуществление контрразведки в форме надзора за подозрительными лицами и чужеземцами. Полицейская функция возникла одновременно с появлением государства, а при Петре I произошло становление регулярной полиции. В «Регламенте Главного Магистрата» (1721 год) указывалось, что полиция «...всем безопасность подает от разбойников...и сим подобных». При этом сыщики были весьма ценными для власти и общества людьми – например, принятый в 1711 году Указ Сената «О беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников» предписывал сыщикам «...за теми ворами и разбойниками самим гонять...и таких воров и разбойников ловить...», губернаторы же «...дабы во всех местах такими...сысками и розысками всемерно воровство искоренялось...», должны были оказывать сыщикам содействие.1 Система сыска включала в себя так называемую «язычную молку» (опрос свидетелей и анализ слухов) и поиск «воровской рухляди» (вещественные доказательства). С 1730-х годов дознание в отношении задержанных «воров и разбойников» проводили полицмейстерские канцелярии, дела из которых для производства следствия и суда передавались в Петербурге Коллегии, в Москве – Сыскному приказу, а в других городах – губернским и воеводским канцеляриям. В 1746 году дознание, следствие и суд в отношении воров и разбойников сосредоточиваются в полицмейстерской канцелярии, где была создана Розыскная экспедиция. В 1730 году снова был учрежден Сыскной приказ, который был упразднен Петром I в 1701 году – он в основном занимался ворами, разбойниками и убийцами. Екатерина II с первых дней своего правления провела реформы розыскных дел: следственно-розыскные и судебные функции были изъяты из ведения полиции – Розыскная экспедиция в 1763 году стала самостоятельным учреждением. «Устав благочиния или полицейский» (1782 год) определял функции полиции: во всех городах были созданы управы благочиния или полицейские, которые состояли из трех чиновников. В их число входил пристав уголовных дел, который ведал охраной общественного порядка и уголовным сыском. В 1802 году образовалось Министерство внутренних дел, функции которого состояли в обеспечении благосостояния народа, спокойствии и тишины в Империи, но борьбу с преступностью, как и раньше, осуществляла общая полиция. В 1832 году был издан Свод Законов Российской Империи, в котором ХV том посвящался уголовному законодательству и представлял две книги законов: «О преступлениях и наказаниях вообще» и «О судопроизводстве по преступлениям». Устанавливалось, что следствие, суд и исполнение приговоров становились этапами производства по уголовным делам. При этом розыскные действия на этапе предварительного следствия проводились только при наличии законного повода: донесение о преступлении, жалобы потерпевшего, доношения прокурора, явка с повинной; а потом начиналось формальное следствие, занимающееся выяснением способов, места, орудия преступления и так далее. Расследование по уголовным делам могли также проводить Управы благочиния, частные и следственные приставы, земские суды. В 1842 году появился проект о создании специальной сыскной полиции, который так и не приобрел силу закона. Криминогенная обстановка осложнялась, и в 1866 году петербургский обер-полицмейстер Ф.Ф. Трепов направил Александру II такую записку: «Существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части со специальной целью исследований для раскрытия преступлений, изыскания мер к предупреждению и пресечению преступлений. Обязанности эти лежали на чинах наружной полиции, которая, неся на себе тягость полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном отношении. Для устранения этого недостатка и предложено создать сыскную полицию».1 Исходя из этого, в 1866 году в Петербурге было создано сыскное отделение полиции, которое возглавил И.Д. Путилин – причем работа отделения основывалась на использовании негласных методов. Впоследствии сыскные отделения были созданы в Москве, Ростове-на-Дону, Одессе и других городах. Деятельность сыскных отделений основывалась на территориальном принципе, но при этом стоит отметить отсутствие централизованной системы аппаратов уголовного сыска и неурегулированность форм и методов их работы. Также, Инструкция МВД от 17 июля 1878 года говорила о необходимости сообщать важные для розыска сведения негласно – основные исполнители розыскных процессов околоточные надзиратели и частные приставы не справлялись с растущей преступностью. 6 июля 1908 года был принят закон об организации сыскной части – на его основе в городах и уездах при полицейских управлениях образовались сыскные отделения, в задачу которых входило осуществление оперативно-розыскных мероприятий и производство дознания по оперативным делам. Закон 1908 года определял задачи сыскных отделений и их организационное устройство только в общих чертах, поэтому 9 августа 1910 года Министерство внутренних дел издало специальную Инструкцию чинам сыскных отделений. Инструкция предусматривала четыре подразделения: справочное регистрационное бюро, отделение розыска, отделение наблюдения и отделение личного задержания. В основу работы сотрудников сыскных отделений был положен линейный принцип – было установлено три категории специализации преступности: убийства, разбои; грабежи и поджоги; кражи и создание профессиональных воровских организаций; мошенничество, контрабанда и продажа женщин в дома терпимости. При этом основным методом работы сыскных отделений было использование наружного наблюдения и внештатных сотрудников. В 1900 году циркуляром Департамента полиции № 5200 было обнародовано утвержденное министром внутренних дел Положение о начальниках розыскных отделений (так называемой «охранки»). Этот документ разграничивал компетенцию охранных отделений и жандармских управлений: жандармерия должна была заниматься дознанием по полицейским преступлениям, а розыскные отделения – исключительно оперативно-розыскной деятельностью. Циркулярными распоряжениями Министерства внутренних дел в 1906 году в сыскных отделениях была создана новая регистрационная система – Регистрационное бюро для розыска и опознания преступников. Эта система розыска используется и по сегодняшний день. Уголовный сыск того времени был настолько совершенен, что на состоявшемся в 1913 году в Швейцарии Международном съезде криминалистов русская сыскная полиция была признана лучшей в мире в номинации «раскрываемость преступлений»! 5 октября 1918 года Инструкцией, изданной НКВД, были организованы аппараты уголовного розыска, которые учреждались в городах с населением не менее 40 – 45 тысяч человек. В их задачи входила охрана порядка путем негласного расследования преступлений и борьба с бандитизмом. При этом устанавливались определенные требования к кадрам: на службу в уголовно-розыскные отделения не принимались лица, участвовавшие в политическом сыске до Октябрьской революции. Также большие требования предъявлялись к моральным качествам сотрудников розыска. Кстати, 5 октября отмечается в России как день Уголовного розыска. В апреле 1920 года в целях объединения сил для борьбы с разбушевавшейся преступностью было проведено объединение уголовного розыска и следствия. После НКВД издал «Положение о следственно-розыскной милиции», определившее ее задачи и компетенцию – предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений. После введения института народных следователей при Наркомюсте в конце 1920-го года, у милиции были изъяты следственные функции. Новшеством стало введение при Центророзыске кабинета судебной экспертизы, который занимался обучением сотрудников научным методам раскрытия преступлений. После упразднения 5 декабря 1930 года наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик на Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) было возложено руководство деятельностью милиции и уголовного розыска. В связи с этим 30 декабря 1930 года было организовано новое центральное подразделение – Главная инспекция по милиции и уголовному розыску, преобразованная 27 декабря 1932 года в Главное управление рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР (ГУРКМ). Интересен тот факт, что уделялось внимание повышению уровня денежного и материально-технического обеспечения сотрудников уголовного розыска – 3 февраля 1931 года принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О правовом и материальном положении работников милиции и уголовного розыска». В июле 1946 года Отдел Уголовного розыска ГУМ МВД СССР был образован в Управление уголовного розыска (УУР). В семидесятые годы в системе уголовного розыска было определено четыре основных направления по улучшению раскрываемости преступлений: сокращение до минимума времени с момента совершения преступления до получения о нем информации; обеспечение немедленного выезда на место происшествия оперативной группы; максимальное использование сил и средств в раскрытии преступлений по горячим следам; квалифицированное проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, когда преступление не было раскрыто сразу. При этом стали созываться совещания-семинары руководящих работников, на которых обсуждались проблемы совершенствования тактики уголовного розыска. 13 марта 1992 года был принят закон «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» - впервые было законодательно определено понятие оперативно-розыскной деятельности. До этого момента только подзаконные нормативные акты с грифом «секретно» регулировали ОРД. 12 августа 1995 года Президентом РФ подписан закон «Об оперативно-розыскной деятельности» , который действует и на сегодняшний момент с последующими изменениями и дополнениями. Но современная оперативно-розыскная деятельность – это не только то, что указано в законе, это еще и многочисленные подзаконные нормативные акты, а также сложившаяся практика. Таким образом мы видим, что оперативно-розыскная деятельность имеет обширную и давнюю историю. Уходя своими корнями еще во времена первобытно-общинного строя, оперативно-розыскная деятельность красной нитью проходит через всю историю человечества, сохраняя при этом свою сущность и накапливая приобретенный опыт. Имея древнейшую историю и сохраняя важнейшее значение и в современном обществе, оперативно-розыскная деятельность заслуживает пристального внимания. Изучение исторических этапов возникновения и развития необходимо, поскольку это помогает глубже понять сущность рассматриваемого явления. |